Программа гендерного воспитания для детей дошкольного возраста посредством игры

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
М. Ю. Лермонтов

Актуальность

Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только то, что услышит. Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи у дошкольников. Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, нами были рассмотрены следующие инновационные методы: здоровьесберегающие технологии, использование моделирования при составлении рассказов, ИКТ.

Цель проекта: развитие речи дошкольников посредством инновационных и развивающих технологий.

Задачи:

  • изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития речи дошкольников;

  • использовать инновационные и развивающие технологии в работе по развитию речи у дошкольников;

  • проверить целесообразность и успешность применения инновационных и развивающих технологий на занятиях по развитию речи дошкольников;

  • взаимодействовать с родителями и педагогами (родительские собрания, семинары, консультации, буклеты);

  • создать предметно-развивающую среду для применения инновационных и развивающих технологий (картотеки, дидактические игры).

Объект: подготовительная к школе группа № 2 «Речецветик».

Предмет: психолого-педагогические условия развития речи дошкольников.

Гипотеза исследования: состоит в том, что целенаправленная разнообразная работа воспитателя с детьми с помощью различных инновационных и развивающих технологий, использование разнообразных форм работы с родителями и педагогами приведет к положительной динамике показателей развития речи дошкольников.

Новизна: комплексный подход для эффективного взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи дошкольников. Теоретическая значимость заключается в разработке:

-системы взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи дошкольников;

-разработка картотеки по различным инновационным и развивающим технологиям.

Практическая значимость:

-внедрение системы взаимодействия педагогов, детей и их родителей в педагогическую работу ДОУ;

- в обогащении предметно - развивающей среды по развитию речи дошкольников;

-в обобщении и распространении опыта работы.

Ожидаемый результат:

Результатом реализации проекта является:

  • положительная динамика в развитии речи, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы детей;

  • повышение интереса к речевым играм и упражнениям, художественной литературе;

  • обогащение игрового опыта детей;

  • повышение активности родителей воспитанников, проявляющееся в участии в жизни детей в ДОУ (сотрудничество, совместное оформление уголков и центров, сопереживание, заинтересованность, понимание значимости развития речи и эмоционального мира детей); детско-родительские отношения оптимизируются, улучшается качество воспитательно-образовательного процесса.

Перспективы развития проекта:

Система взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи через использования инновационных и развивающих технологий будет применяться педагогическими работниками в рамках сотрудничества, обмена опытом работы.

Продуктом проектной деятельности является: презентация, оформление и пополнение речевого центра в группе.

Вид проекта: краткосрочный (1 месяц)

Этапы реализации проекта:

Реализация проекта включает в себя три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

1этап - подготовительный этап- изучение психолого-педагогической методической литературы;

-проведение педагогической диагностики;

-разработка цикла мероприятий, направленных на развитие речи у старших дошкольников;

-создание речевой среды

2 этап - основной этап: Проведение серии мероприятий, направленных на развитие речи у детей старшего дошкольного возраста, взаимодействие с родителями, педагогами.

Обогащение предметно - развивающей среды:

- разработка картотеки игр по логоритмике, мнемотаблицы;

-оформление книжного уголка, приобретение нового наглядного материала по данной теме;

- оформление памяток для родителей.

Работа с детьми:

  • занятия по перспективному плану по развитию речи по лексическим темам с применением: здоровьесбрегающих технологий:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: логоритмика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурное занятие, коммуникативные игры, самомассаж, точечный массаж (массажные мячики);

3.Применение мнемотехники (включение элементов моделирования в познавательные занятия и занятия по развитию речи); заучивание стихотворений с помощью мнемотехники.

4.Применение синквейна (стихотворение, состоящее из пяти строк).

  • Работа с родителями:

1) Консультации: «Как говорит ваш ребенок», «Игротека в кругу семьи».

2) Памятки: «Играем со словами», «Речевые игры детей от 4 до 7 лет», «Игровые упражнения для отработки дикции», «Игровые упражнения на закрепление звуков».

3) Родительские собрания «Развитие единого речевого пространства в семье и ДОУ». Запланированное родительское собрание «Нетрадиционные формы обучения в развитии речи дошкольников».

3 этап - заключительный этап

Рефлексия деятельности по реализации проекта, выявление достижений и неудач проведенной работы:

-организация и проведение итоговой диагностики воспитанников;

-анализ проведенного проекта.











Приложение № 1


Логоритмика - это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. Укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.

На логоритмических занятиях решаются следующие задачи:

  • активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания;

  • развитие зрительного и слухового восприятия;

  • увеличение объема памяти;

  • развитие двигательного и артикуляционного праксиса;

  • развитие двигательных кинестезий;

  • развитие соматопространственной ориентации и зрительно- моторных координаций;

  • формирование двигательных навыков.

Логоритмические занятия включают следующие элементы:

  • логопедическую гимнастику;

  • чистоговорки;

  • пальчиковую гимнастику;

  • песни и стихи;

  • музыкальные игры;

  • коммуникативные игры;

  • упражнения на релаксацию.

Задачи:
1. Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью
2. Расширение лексического запаса
3. Развитие фонематического восприятия, слухового внимания
4. Уточнение артикуляции
7. Развитие мелкой моторики

ПРИМЕР:

Ход занятия:
1. Вводная ходьба.
Строитель хочет строить дом
На радость новоселам,
Чтоб каждый становился в нем
Счастливым и веселым.
Мы сейчас не зрители,
Мы сейчас строители.
2. Динамическое упражнение на внимание «Экскаватор»
- Прежде чем построить дом, необходимо вырыть большой котлован. В этом нам поможет экскаватор
Экскаватор чем хорош?
У него огромный ковш.
Он усталости не знает,
Целый день себе копает.
(Дети медленно двигаются под музыку по кругу топающим шагом, на акцент в музыке - наклоняются «опускается ковш экскаватора»)
3. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц, губ, щек и языка.
«Работающий экскаватор»: выдвигать нижнюю челюсть вперед, а затем оттягивать ее назад.
«Работающий бульдозер»: выдвигать нижнюю челюсть вниз и вперед.
«Котлован»: экскаватор вырыл вот такой котлован. Широко открыть рот, втянуть губы внутрь, плотно закрывая ими зубы.
«Ковш экскаватора»: язык сделать в форме «чашки» (артикуляционное упражнение)
4. Комплекс общеразвивающих упражнений «Самосвал» (с обручами)
Жил на свете самосвал,
Он на стройке побывал.
Покатил с утра к воротам. (топающий шаг, обруч держать как руль)
Сторожа спросили: «Кто там? » (остановиться)
Он кирпич возил и гравий наклоны вперед, вытягивая обруч перед собой
Но, увы, застрял в канаве (приседания, руки вверх с обручем)
Буксовал, он буксовал (лечь на спину)
Еле вылез самосвал.
Самосвал сигналит громко:
«У меня сейчас поломка, (перекаты с боку, на бок, обруч за головой)
Но с утра я снова в путь! » (топающий шаг с ускорением и замедлением)
5. Упражнение на координацию речи с движением, развитие общих речевых навыков «Маляры»
Маляры известку носят дети идут по кругу, держат в руках воображаемые ведра
Стены кистью купоросят движения воображаемой кистью вверх-вниз
Не спеша разводят мел наклонились, мешают кистью в воображаемом ведре
Я бы тоже так сумел «красят»
6. Пальчиковая гимнастика «Новый дом»
Тук-тук-тук, тук-тук-тук!
Молоток бери, мой друг! ударяют, чередуя, кулачком о кулачок
Мы построим новый дом. ладонями изображают «стены» дома
Есть окошко в доме том. пальцами изображаем «окно»
Есть еще одно повыше, остальные соединяем «крышей»
Есть труба вверху на крыше. мизинец отставляем в сторону - «труба»
Дом готов, зовем гостей:
«Приходите поскорей! » делаем приглашающий жест рукой
7. Песня «Теремок» (Громова О. Н., Прокопенко Т. А. Игры и забавы по развитию мелкой моторики у детей)
8. Ритмопластика «Песенка о ремонте» (Буренина А. И. Ритмическая мозаика)
9. Речевая гимнастика.
Прочитать чистоговорку от лица зверей:
Ом-ом-ом, мы построим новый дом!
10. Подвижная игра «Угадай, что я делаю? »
Один ребенок показывает действия строителей, а другие - угадывают.







Приложение № 2

Мнемотаблицы

Для запоминания и заучивания стихов - лучший способ выучить стихотворение с детьми.

ПРИМЕР СТИХОТВОРЕНИЯ: кроме описания осеннего сада дети могут найти в нем множество слов со звуком «С» для его автоматизации.

Алиса в саду

Вот идет Алиса в сад,

Скоро будет листопад.

Слива там и абрикос,

На скамейке - сонный пес.

Там краса и чудеса:

Солнце, киска и роса,

У скамейки стол стоит.

Самовар на нем свистит.

Вот в песочнице песок,

Самосвал там и совок,

Рядом с ними самокат.

Ах, какой прекрасный сад!

Смирнова Л.Н.

Программа гендерного воспитания для детей дошкольного возраста посредством игры

Очень красивое и образное стихотворение Трутневой тоже легче всего выучить с использованием пусть схематичных, но понятных детям картинок.

«ОСЕНЬ»
Утром мы во двор идем
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Всё летит! Должно быть, это
Улетает наше лето.

Е. Трутнева

Программа гендерного воспитания для детей дошкольного возраста посредством игры

Осенние листья

Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки - золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Н.Нищева

Программа гендерного воспитания для детей дошкольного возраста посредством игры




Это стихотворение, выучив, можно использовать в качестве пальчиковой осенней игры.

Осень
Опустел скворечник-
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Всё летят, летят…
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.

(Токмакова И.П.)

Программа гендерного воспитания для детей дошкольного возраста посредством игры



Осень

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснется

И заплачет спросонья.

Бальмонт

Программа гендерного воспитания для детей дошкольного возраста посредством игры

Березка

Эта модница лесная
Часто свой наряд меняет:
В шубке белой - зимой,
Вся в сережках - весной,
Сарафан зеленый - летом,
В день осенний - в плащ одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит.
И. Семенова

Программа гендерного воспитания для детей дошкольного возраста посредством игры

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ромашка»














Педагогический проект

на тему: «Использование новых форм по развитию речи детей при подготовке к школе»

(подготовительная к школе группы 6-7 лет)















Павлик Т.В.

Черникова Е.В.

воспитатели







г. Советский, 2015г.




© 2010-2022