Статья Современная детская литература об особых детях как средство воспитания толерантности

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УКД 82

Е.Д.Кичева

Воспитатель

МКДОУ ЦРР №5

Г. Мирный, Архангельская область, Российская федерация


СОВРЕМЕННАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ОБ ОСОБЫХ ДЕТЯХ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ.


Приобщение к книге начинается с самого раннего возраста. Дети - самые благодарные и внимательные слушатели, активные читатели. Детская литература питает ум и воображение ребёнка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности. Проблемам детства в настоящее время уделяют всё больше внимания. В художественной и документальной литературе появляются произведения о детях со своими потребностями, с инвалидностью и больных детях, - словом обо всех тех, кому долгое время не находилось места на страницах детских и подростковых книг.

Изучение художественной литературы, посвященной этой теме, раскрывает психологические особенности личности ребёнка, даёт представление о его внутреннем мире и жизненных ценностях. Для писателей важно показать, что особые дети не ущербные, а не похожие на других. Они имеют свой неповторимый характер, свою точку зрения и свой выбор. Проблематика таких произведений выходит за рамки отношений между больными и здоровыми детьми. Литература об особых детях является хорошей поддержкой родителям детей с ограниченными возможностями. Она даёт понять, что чем больше любви будет получать ребёнок, тем больше сил у него будет на то, чтобы преодолеть свой недуг и найти свое место под солнцем.

Международный опыт показал, что литература о детях с особыми потребностями, с инвалидностью и тяжелобольных детях активно участвует в современном читательском процессе. Долгое время этой категории не находилось места на страницах детских и подростковых книг. Последние годы в России усилилось внимание общества и государства к детям с проблемами развития. Однако художественной литературы про особых детей мало. Основные идеи подобных книг - помочь людям с нарушениями развития жить, насколько возможно самостоятельной, полноценной жизнью в обществе и помочь окружающим людям понять, что человек с "особыми потребностями" - это личность, имеющая равные с другими права. Авторы книг об особом ребёнке представляют проблему реабилитации детей с нарушениями развития, показывая изнутри, как переживает такую ситуацию семья, и дают урок толерантности представителям самых широких слоев общества. Описаны различные функциональные нарушения у детей, но главная идея книг заключается в том, что особые дети - это самые обычные дети, которые выдумывают, спорят, мирятся и ссорятся. Но кроме обыденной жизни у них еще есть врачебные осмотры, лекарства, уколы и инвалидные кресла. Большое внимание уделяется психологическим и социальным проблемам таких детей, их семей и близких им людей.

Н.А. Грачёва в своей статье пишет очень важные и правильные слова. «Нам, взрослым, всегда некогда, и мы бежим, бежим, чтобы успеть, чтобы заработать, <… > Мы рвёмся, чтобы сделать их жизнь лучше, а они ждут от нас совсем другого: вечерней сказки, поцелуя, хотя бы на ночь, объятия, хоть мимоходом, капельку ласки и чуть-чуть внимания и понимания… Ждут до конца, из последних сил…»[1, 88]. Родители ищут возможности, чтобы изменить жизнь своих детей к лучшему, обеспечить различными благами. А родители особых детей, чувствуя за собой вину перед ребенком, перед его судьбой ищут любую возможность, чтобы помочь ребёнку адаптироваться в обществе и жизни.

Книги об особом ребёнке можно условно разделить на группы по различным нарушениям. Достаточно большое количество книг посвящено проблемам детей с нарушениями зрения: Литтл Д. «Неуклюжая Анна», «Слышишь пение?», Самарский М. «Радуга для друга», Крапивин В. «Та сторона, где ветер», Линдо Э. «Манолито-очкарик».

В отдельную группу можно выделить книги о детях с нарушениями опорно-двигательного аппарата, ДЦП и другими заболеваниями: Крюкова Т.Ш. «Костя + Ника =», Крапивин В.П.«Самолет по имени Сережка», Ермолаев Ю.И.«Дом отважных трусишек», Лиханов А.А. «Солнечное затмение».

Серьезной теме посвящены книги, в которых говорится о детях с нарушением интеллекта и/или интеллектуальной сферы: Синтия Лорд «Правила. Не снимай штаны в аквариуме!», Болдуин Э.Н. «Еще немного времени», Мурашова Е.В. «Класс коррекции», Мурашова Е. «Изюмка».

Из всех произведений современной детской литературы можно выделить те, которые описывают больничную жизнь детей: Ермолаев Ю. «Дом отважных трусишек», Назаркин Н. «Изумрудная рыбка», Кузнецова Ю. «Выдуманный Жучок», Стракан И. «Паренёк в пузыре» и др.

Несмотря на различную тематику книг, можно сделать вывод о недостаточном количестве современной детской литературы про особых детей и детей с особыми потребностями. Особый ребенок в современной детской литературе - явление редкое. Но именно эти немногочисленные произведения заставляют задуматься о жизни таких детей, их семей. Они помогают увидеть возможное решение проблем у детей. Особые дети - это тоже дети. Дети, которые чувствуют острую необходимость в общении. Они так же хотят радоваться жизни, иметь настоящих друзей, чувствовать свою важность, а не жалость к себе и своим особенностям. Авторы подобных произведений - это проводники между особыми детьми и окружающими людьми, окружающим миром. Именно авторы помогают увидеть внутренний мир детей, их настроение и желания.

Список использованной литературы:

1. Грачёва Н.А. Чем пахнет дождь, или о чём пишут Эльфы // Библиотека для особого ребёнка - 2. М., 2010.

© Е.Д. Кичева, 2015

© 2010-2022