Помощь педагогу по организации мастер-класса

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Основной принцип мастер-класса:

«Я знаю, как это сделать, и я научу вас».


  1. Общие положения

Педагогу необходимо постоянно учиться. Учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом, взаимообучение, взаимосовершенствование своей воспитательной деятельности. Фактор «взаимо» особо важен. Ведь прямое воспроизводство, механическое повторение профессиональных достижений сегодня практически бесперспективно, оно не даст должного эффекта.

Одной из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта является мастер - класс. Данное понятие широко используется во многих сферах деятельности человека, в том числе и в образовании. В педагогической литературе существует несколько десятков определений понятия «мастер - класс».

Мастер - класс - это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.

Мастер - класс - это не просто демонстрация знаний и умений, это передача опыта, который оттачивается на протяжении долгих лет. Это удел и неизменный спутник ищущего педагога, педагога - практика.

Педагог - мастер представляет собственную систему работы, предполагающую:

  • Комплекс методических приемов, педагогических действий, которые присущи именно этому педагогу.

  • Оригинальные действия взаимосвязаны между собой и обеспечивают эффективное решение учебно - воспитательных задач.

Признаки системы работы педагога являются:

  • Целостность, оптимальность в определении места и времени применения каждого методического приема.

  • Оригинальность методики.

Перед педагогом, готовящимся к «мастер - классу», стоит реальная практическая задача - поиск адекватных форм и способов представления своего опыта в короткий промежуток времени.

Для педагогов, участвующих в мастер - классе предоставляется возможность:

  • Познакомиться с нестандартными методами, приемами и средствами обучения и воспитания.

  • Развивать рефлексивные умения.

  • Заимствовать элементы педагогического опыта мастера для улучшения собственного опыта.

Проводя мастер - класс, педагог никогда не стремится просто передать знания. Он старается вовлечь участников в процесс, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить то, что мешает саморазвитию. Все задания и действия педагога направлены на то, чтобы они проявили себя как творцы.


  1. Важнейшие особенности «мастер - класса».

Методика проведения мастер - класса не имеет каких - то строгих норм. В большинстве своем она основывается как на интуиции ведущего педагога, так и на воприимчивости слушателей. Педагог - мастер проводит занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с детьми. Тем не менее можно выделить важные особенности:

  • Новый подход к философии воспитании, ломающий устоявшиеся стереотипы.

  • Метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями.

  • Создание условий для включения всех в активную деятельность.

  • Постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций.

  • Приемы, раскрывающие творческий потенциал как мастера, так и участников мастер - класса.

  • Формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам.

  • Представление возможности каждому участнику для изучения предлагаемого методического материала.

  • Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание.

  • Форма взаимодействия - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

  • Атмосфера открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

Мастер - класс отличается от семинара тем, что во время мастер - класса ведущий - педагог рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод. Очевидно, таким образом, что мастер - класс не показывают, а проводят.

Задачи мастер - класса:

  • Передача педагогом - мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности.

  • Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер - класса.

В ходе мастер - класса участники изучают разработки по теме мастер - класса; участвуют в обсуждении полученных результатов; задают вопросы, получают консультации; предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки; высказывают свои предположения по решению обсуждаемых проблем.

Несмотря на общие признаки системы работы педагогов - мастеров каждый мастер - класс обладает яркими отличительными чертами. Объясняется этот феномен тем, что у каждого педагога - мастера, сложился свой собственный стиль творческой педагогической деятельности. Индивидуальный стиль педагогической деятельности как совокупность индивидуально - личностных характеристик педагога проявляется при отборе содержания, форм, методов организации педагогической деятельности, в процессе рефлексии и оценки собственных достижений и неудач.


  1. Структура проведения «мастер - класса».

Презентация педагогического опыта педагога - мастера:

  • Обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой педагогом.

  • Характеристика творческой лаборатории педагога - мастера (описание достижений в опыте работы, источников, откуда педагог черпал свои разработки).

  • Определение проблем и перспектив в работе педагога - мастера.

  • Описание системы мероприятий (занятий) в режиме эффективной педагогической технологии, представляемой педагогом.

  • Краткая характеристика результативности используемой технологии.

  • Педагог - мастер проводит занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с детьми.

  • Слушатели одновременно играют две роли: детей и экспертов, присутствующих на открытом занятии

  • Рефлексия: дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.

  • Заключительное слово педагога - мастера по всем замечаниям и предложениям.


  1. Критерии качества подготовки и проведения «мастер - класса».

Следует обратить внимание при подготовке мастер - класса на то, что в технологии проведения мастер - класса главное - не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология.

Для определения эффективности подготовки и проведения мастер - класса рекомендуется использовать следующие критерии.

Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования.

Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.

Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.

Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по использованию полученных знаний.

Оптимальность. Достаточность используемых средств на мастер - классе, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).

Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер - класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.

Технологичность. Четкий алгоритм мастер - класса (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации («разрыва»), приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа, самокоррекции).

Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта.

Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.

Особо следует обратить внимание на:

  • Речь и голос (тон, сила, выразительность, дикция, интонация, техника речи)

  • Мимику, жест, управление эмоциями.

  • Пантомимику (осанка, умение стоять, наблюдать за поведением участников).

  • Искусство общения: психологическая избирательность, способность к педагогическому вниманию, эмпатия.

  • Педагогическую импровизацию: умение работать по плану в «голове», привлекать личный опыт, управлять незапланированными ситуациями.

  • Коммуникативную культуру, умение вести диалог, дискуссию.

  • Чувство времени.

© 2010-2022