АРТТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ ЗДОРОВЬЯ СБЕРЕЖЕНИЯ В ДОУ

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

АРТТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ ЗДОРОВЬЯ СБЕРЕЖЕНИЯ В ДОУ

Арттерапевтические техники, помогающие снять нервное напряжение
и подключить внутренние резервы
организма ребёнка.


Живопись с помощью пальцев.

Такой вид живописи очень благотворно влияет на психику ребёнка, так как успокаивает и расслабляет. Рисующий может сделать пробные рисунки, и от него не требуют большого мастерства. Кроме того, краски растекаются и переливаются, как эмоции. С помощью красок ребёнок может выплеснуть эмоциональное напряжение во вне, происходит разрыв напряжения, наступает успокоение. Это также позволит вам отследить внутреннее состояние ребёнка. Живопись помогает адекватно выразить эмоциональное состояние ребёнка: гнев, обиду, боль, радость. И это прекрасно видно в работах. Также у детей существует сенсорный голод, голод к прикоснове-
ниям, так как именно кинестетический опыт является ведущим в этом во
зрасте. Прикосновение к краскам, их размазывание по ватману позволяет
более полно включиться ребёнку в процесс творчества, подключает внутренние резервы организма.
В этом возрасте тяга к кинестетическим экспериментам, т. е. желание всё потрогать, часто пресекается родителями. Преодоление этого запрета, удовлетворение потребности запачкаться ( и за это не будут ругать) - очень важные моменты. Предварительно, конечно, необходимо надеть на ребёнка фартук, дать ему легко смываемые краски и закрыть поверхность стола клеёнкой.
Когда ребёнок будет рисовать, начните вместе с ним, покажите ему, как это делать. Расспросите, что он нарисовал, пусть расскажет, о чём рисунок.



Живопись с помощью ног.

Если вы уже освоили живопись руками, то предлагаем вам попробовать рисовать с помощью ног. Ноги обладают тонкой чувствительностью, но боль-
шую часть времени они находятся в обуви, в которой не могут ничего чувствовать. После окончания рисования ноги моют и вытирают их полотенцем, в результате чего происходит массаж ног, который успокаивает ребёнка.
Особое ощущение свободы и творчества при рисовании ногами трудно передать словами. Перед тем как предложить ребёнку рисовать, попробуйте сами нарисовать что- нибудь ногами в спокойной обстановке, прислушайтесь к себе. Иногда эмоции, которые могут возникнуть во время этого, необычны, и следует их хорошо прочувствовать, чтобы при общении с ребёнком вы могли ими управлять.
При рисовании ногами вместе с детьми следует расстелить большую клеёнку. На неё положить листы ватмана или плотной бумаги, можно использовать остатки старых обоев. Рядом поставьте маленький лоток с краской.
Затем попросите ребёнка снять обувь, носки и рассказать, что чувствуют ноги, когда они свободны, что можно изобразить с помощью ног. Покажите ребёнку,как пользоваться краской, как и что ступнями и пальцами можно нарисовать. Попросите ребёнка оставить как можно больше самых разнообразных отпечатков, посмотрите на характерные отличия.
Пусть ребёнок нарисует что-нибудь, и сами также нарисуйте. Как только рисунок будет закончен, вымойте ноги, оботрите их и попросите ребёнка распознать, что он нарисовал. Обязательно похвалите его и сохраните рисунок.

Работа с глиной ( пластилином).

Работа с глиной оставляет приятные ощущения, позволяет расслабиться.
Гибкость и податливость глины даёт возможность получать как тактильные, так и кинестетические (прикосновение, ощущение движения) ощущения. Ошибки в работе легко устраняются. Этот вид творчества самый наглядный и позволяет наблюдать за состоянием ребёнка. Работа с глиной позволяет удовлетворить интерес ребёнка к частям тела. Высохнув, глина превращается в мелкий порошок и легко смывается с рук, удаляется с одежды.

Ребёнка полезно снабдить ящиком с инструментами для работы с глиной:
картофельной толкушкой, палочкой для размешивания, колотушкой и т. д. Необходимо иметь баночки с водой для смывания глины. При работе позвольте ребёнку почувствовать глину. Для этого совместно можно выполнить следующие задания.

  • закройте глаза и почувствуйте кусок глины, подружитесь с ним.
    Какой он? Гладкий? Ровный? Плотный? Выпуклый? Холодный? Тёплый? Влажный? Сухой? Тяжёлый или лёгкий?

  • отложите его и отщипните кусочек большой и поменьше;

  • сожмите, разгладьте глину пальцами, тыльной стороной руки.
    После того как разгладили глину, ощупайте место, где разгладили;

  • соедините все кусочки вместе, чтобы получился шарик;

  • проткните глину;

  • оторвите кусочек и сделайте змею, сожмите в кусочек.

Занятия с глиной позволяют снять стресс, помогают выражению чувств, избавиться от избытка слов, если ребёнок болтлив, и приобщить к социальной активности необщительных детей.
Сохраняйте поделки ваших детей, хвалите их. В дальнейшем занятия с глиной помогут восстанавливать эмоциональное равновесие.

Игры с песком.

Совместные игры с песком имеют положительное значение для развития психики ребёнка, установления психологического комфорта:

  • при взаимодействии с песком стабилизируется эмоциональное состояние;

  • развитие мелкой моторики и тактильной мнемической чувствительности влияет на развитие центра речи в головном мозге ребёнка, формирование произвольного внимания ипамяти;

  • с развитием тактильно-мнемической чувствительности и мелкой моторики ребёнок учится прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.

Оздоровительная игра

Цель: оказывать положительное влияние на развитие психики ребёнка.

Задачи: стабилизировать эмоциональное состояние ребёнка, развивать мелкую моторику и тактильные ощущения, развивать речь; формировать произвольное внимание и память; учить прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.

Материалы: водонепроницаемый ящик, чистый просеянный песок
( лучше его прокалить в духовке), вода, чтобы смочить песок. Песок заполняет АРТТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ ЗДОРОВЬЯ СБЕРЕЖЕНИЯ В ДОУ ящика.

Ход игры.

На ровной поверхности песка ребёнок и воспитатель по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороны. Необходимо задержать руку, слегка вдавив её, прислушаться к своим ощущениям. Воспитатель рассказывает ребёнку о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или терло) песка. Когда я двигаю рукой, я ощущаю песчинки. А что чувствуешь ты?»
Когда ребёнок рассказывает о своих ощущениях, перевернуть руку ладонью вверх: «Я перевернула руку, и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка. По-моему, песок стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты?»

Можно выполнять такие упражнения:





  • поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);

  • выполнять те же движения, поставив ладонь на ребро;

  • пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

  • создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук , рёбрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира ( ромашка, солнышко, дождинки, травка, дерево, ёжик и пр.);

  • пройтись по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочерёдно правой и левой руками, после одновременно (сначала только указательным, потом средним, затем -безымянным, большим, и наконец-мизинчиком);

  • можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребёнок может наблюдать загадочные следы. Хорошо вместе пофантазировать: чьи они?;

  • поиграть по поверхности песка ,как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мелкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребёнку проделать то же упражнение на поверхности стола.



Воспитатель: Богатых С. А.

© 2010-2022