Курсовая работа Развитие и становление детских садов в Казахстане (на примере Костанайской области)

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие и становление детских садов в Казахстане (на примере Костанайской области).

План:

Введение

I.Исторический экскурс развития дошкольного образования в Казахстане

1.1. Особенности развития детских садов в Казахстане с периода с 1946 по 1990 гг.

1.2 Развитие детских садов с 1990 по 2004 гг.

2 Современное состояние дошкольного образования в Казахстане

2.1 Характеристика содержания дошкольного образования в современном Казахстане

2.2. Содержание государственной программы «Балбобек»

Заключение

Список используемой литературы.




Развитие детских дошкольных учреждений, динамика их педагогической структуры, содержания, форм, методов и средств воспитания и обучения, которые анализируются в тесной взаимосвязи с социально-культурными условиями жизни республики в 1946 - 1980 гг.

1. Развитие в республике в 1946 - 1980 гг. дошкольного воспитания было сложным и противоречивым, на его прогресс оказали влияния многие условия и факторы. Острая социально-экономическая потребность в трудовых ресурсах в после военные годы, в период освоения целинных и залежных земель, в последующие время оказывала решающее воздействие на расширение сети дошкольных учреждений, увеличение их контингентов, что позволяло вовлекать в общественное производство города и деревни многих молодых женщин. Исследование показывает, что рост сети детсадов и увеличение их контингентов тормозилось «остаточным принципом финансирования» народного образования, недостаточностью материальных ресурсов, нехваткой педагогических кадров воспитателей. Одним из путей интенсификации роста сети дошкольных учреждений было создание ведомственных детских садов, что давало возможность колхозам, совхозам, промышленным предприятиям иметь свои ясли-сады, удовлетворять потребности в кадрах работников, за счет специалистов женщин-матерей.

Негативное влияние на увеличение числа детских садов, рост их контингентов оказывали декларативность планов, неподкрепленность их ресурсами, систематическое их невыполнение органами просвещения и ведомствами, отставание материального обеспечения дошкольных учреждений от реальных потребностей населения, формализм и администрирование в управлении педагогическим процессом. Отрицательное влияние на процесс дошкольного воспитания оказывало искусственное сдерживание увеличения сети детских садов с казахским языком.

К числу позитивных факторов, оказавших положительное влияние на развитие сферы дошкольного воспитания, относятся: деятельность депутатских комиссий, общественных групп работников предприятий, женсоветов, которые интенсифицировали рост числа детских садов с 1946г. По 1982 увеличилось более чем в 10 раз. Таким образом, была создана основательная база для резкого развития дошкольного воспитания и полного удовлетворения потребностей населения в детских садах и яслях.

2. Развитие дошкольного воспитания, качество воспитания и обучения детей в значительной степени обусловливалось финансово-материальным обеспечением. Утвердившийся в 30-е - 40-е года остаточный принцип финансирования сферы народного образования оказывал отрицательное влияние на общее развитие сети детских дошкольных учреждений, на их учебно-материальную обеспеченность. Многие детские сады размещались в неприспособленных помещениях, не имели в нужном количестве мягкий инвентарь, мебель, игрушки, учебно-методическую литературу и др. В республике отсутствовало производство для их изготовления. Еще сложнее обстояли дела с обеспечением детских садов учебно-наглядной, методической литературой, техническими средствами обучения и др. Особенно это относится к национальным детским садам. Некоторое улучшение материальной и учебно-воспитательной базы дошкольного воспитания наблюдалось в 70-е годы. Укреплению материальной базы способствовала шефская помощь предприятий, трудовых коллективов, их участие в строительстве и оборудований детских, игровых и спортивных площадок, приобретении методической и художественной литературы, спортивного инвентаря, материалов для ручного труда и т.п., что способствовало повышению качества обучения и воспитания детей.

3. Уровень и качество воспитания и обучения дошкольников определялся количественным и качественным составом педагогического персонала. Результаты исследования свидетельствуют, что положение с кадрами медработников было наиболее сложным и неблагоприятным. В 1947 году более 50 процентов заведующих и воспитателей детских садов не имели даже общего среднего образования. Подготовка и переподготовка воспитателей детских садов осуществлялась по разным каналам. На первом этапе основным каналом подготовки воспитателей была сеть курсов при ИИУ. На втором этапе - центр смещается на педагогические классы при школах с производственным обучением и педучилища. На третьем этапе - ведущими учебными заведениями становятся педучилища и пединституты.

Общим для всех каналов является то, что содержание профессиональной подготовки базируются на трех его подструктурных компонентах: 1) общественно-политический; 2) психолого-педагогический; 3) специальный, связанный с сугубо профессиональной подготовкой. Расширение сферы высшей и средней профессиональной подготовки позволило в 1980г. Число работников с высшим образованием довести до 14 %, со средним образованием до 36%. То есть, заложен фундамент дальнейшего качественного улучшения педагогического персонала яслей-садов в системе дошкольного воспитания республики. Слабый уровень профессионально-педагогической подготовки воспитателей вызвал к жизни необходимость их систематической педагогической учебы. Сложилось и успешно функционирует система переподготовки воспитателей дошкольных учреждений: методические объединения, курсовая система (при гор-райметодкабинетах, облИУУ, пединститутах), проводились областные и республиканские педчтения, научно-практические конференции, семинары и т.п. Все это позволило осуществлять распространение передового опыта, повышать теоретическую грамотность работников, что в известной степени компенсировало недостаточность их образовательной подготовки и повышало качество воспитания и обучения детей.

4. Важнейшим компонентом образовательно-воспитательной системы является ее содержание. В разработке концепции содержания дошкольного воспитания наблюдается переход от эмпирического его определения к экспериментальному, научному, к включению в его состав элементов образования. Это обеспечивало единство обучения и воспитания, что переводило дошкольное воспитание на качественно новый уровень, делало его первым этапом непрерывного широкого общего образования. Как положительный момент следует оценить включение в «Программы воспитания в детском саду» (различных изданий) материалов по идейно-политическому, нравственному, трудовому, эстетическому, физическому воспитанию, что позволяло в какой-то мере реализовать целевые установки программы на гармоническое развитие детей- дошкольников. Важным элементом содержания воспитания и обучения в дошкольных учреждениях становится родной язык (русский, казахский), в национальных детских садах и при обучении шестилеток реализуется национально-русское двуязычие, изучение материалов из казахской культуры, литературы, краеведческих сведений, что значительно обогащало содержание обучения, его воспитательную направленность. К числу недочетов следует отнести недостаточное внимание к обеспечению русско-национального двуязычия, что негативно сказывалось на подготовке детей к школьному обучению, на интернациональном и патриотическом воспитании.

Программы, разработанные учеными АНН СССР и НИИ педнаук им. И. Алтынсарина, учитывали особенности анатомо-физиологического и психологического возрастного развития, опирались на принцип преемственности дошкольного и школьного обучения и воспитания и создавали необходимые предпосылки для снятия учебных затруднений детей при начале обучения в школе.

5. Осуществление обучения дошкольников в подготовительных группах детских садов и на базе общеобразовательных школ потребовало создания принципиально новых программ, учебно-методических пособий. Дискуссии среди ученых, практических работников дошкольных учреждений, изучение опыта союзных республик (Грузия, Киргизия, Прибалтика и другие) привели ученых к единому мнению о необходимости создания своих оригинальных программ и пособий по родному и русскому языкам, физическому воспитанию, музыке и др. (Баймуратова Б.Б., Кондахметова Х.К., Галеева Г.С., Турскельдина М. и др. ) Создание и многолетняя экспериментальная проверка программ и пособий убедили педагогов-воспитателей в возможности начала систематического обучения детей с шести лет, позволили обеспечить детские сады и группы шестилеток учебными пособиями, созданными на базе местных краеведческих и национальных материалов, что в дальнейшем значительно снизило напряженность при переходе школ на обучение детей с шести лет.

6. Интенсификация развития общественного дошкольного воспитания, динамика его содержания обусловили модернизацию традиционных и разработку новых форм и методов воспитания и обучения. Проводится работа по классификации, эмпирическому и экспериментальному отбору наиболее эффективных методов и средств нравственного, трудового, эстетического, физического воспитания, применение которых в практике работы яслей-садов республики дает положительные результаты.

Начинается разработка дидактических систем обучения дошкольников. Совершенствуется занятие, как основная форма учебной работы в детском саду, выделяются его разновидности, улучшается структура, что повышает эффективность учебного процесса. В учебной работе используются наглядные, практические методы, разнообразятся виды самостоятельной учебной деятельности детей. Все это обеспечивает достаточный уровень учебного процесса и знаний дошкольника.

В результате проведенного исследования мы можем утверждать, что, несмотря на трудности и негативные моменты первых послевоенных лет, периода застоя, в целом общественное дошкольное воспитание развивалось динамично, по восходящей линии. Повышению качества воспитания и развития детей способствовало соединение воспитания и обучения в единый процесс. Постоянное улучшение материального обеспечения, воспитательной и образовательной базы яслей-садов, повышение образовательного уровня педагогического персонала, совершенствование содержания, форм, методов, средств воспитания и обучения дошкольников не только гарантировали достаточный уровень интеллектуального, нравственно-трудового и физического воспитания, подготовленность к систематическому школьному обучению, но закладывали фундамент дальнейшего развития общественного дошкольного воспитания в Казахстане.







После развала СССР, нынешнему государству было очень тяжело содержать детские сады. Об этом свидетельствуют СМИ прошлых лет, на примере города Костаная мы постараемся проследить эту динамику падения и подъема.

1992 год. «Пожалуй, никогда детские дошкольные учреждения не стояли так серьезно перед выбором - быть или не быть - как сегодня. С января по сентябрь 1992 года количество детей в них в нашей области сократилось на одиннадцать тысяч. Около 20 детских садов под разными предлогами уже закрыты. Ведомства начали их распродажу.

Основные причины оттока детей из детских дошкольных учреждений - ведомственный дележ на «своих» и «чужих», высокая родительская плата, резкое снижение рождаемости, неплатежеспособность многих предприятий и организаций. Немалая часть детей стала проводить день дома под замком, пока мама и папа зарабатывают на жизнь».

1993 год. «В июне и августе в школах областного центра проходило прослушивание и тестирование будущих первоклассников. Первый экзамен в их жизни. Нужно было видеть настороженность детских глаз, чтобы понять - дело для них это не простое. Комиссии протестировали 2859 детей, из которых и сформировали классы дифференцированного обучения - 15 ускоренного обучения, 13 повышенного индивидуального внимания и классы возрастной нормы.

Сделано это для того, чтобы ребенок как можно дольше не терял интереса к знаниям, желания ходить в школу. Чтобы он умел учиться и перестал ненавидеть учителей за «3» и «2», записи в дневнике. По этой системе их просто не должно быть.

Но возникла новая проблема, которая стала очевидна благодаря тестированию. Более половины будущих учащихся нынче оказались «не охваченными» дошкольными учреждениями Впервые они пришли к нам, минуя сад. И результат не замедлил сказаться. Перваши плохо говорят, не умеют размышлять, обобщать.

Только 2 % детей, пришедших из семей, показали достаточную развитость. Значит школе добавилось проблем. И школоведы видят одно решение - открывать для шестилеток при школах подготовительные группы с трех разовым посещением в неделю.»

1997 год. «Дет.сады закрываются и будут закрыты» вот такие строчки мелькали на страницах периодике в Костанае. «Очередные разьяснения читателям дает начальник отдела ГОРУО Костаная Л.А. Кожевина.

- В начале года пришло письмо из министерства образования и культуры: с апреля по декабрь приватизировать 50% дошкольных учреждений. Богатых дядей этот клич не вдохновил. Коллективы же детских садов, сами их тоже содержать не могли: 1.5 - 2 млн. стоят лишь тепло, свет, вода. Без учета инвентаря и зарплаты. Перебросить эти расходы на родительскую плату - кто их потянет? Но и для бюджета города эти затраты с каждым годом становятся все неподъемнее. Тем более, что приходится отапливать полупустые здания. Проектная мощность многих детских садов рассчитана на 280 - 320 человек. Реальная посещаемость 70 - 80 человек. Закрытие детских садов будет продолжаться. Из 76 в областном центре их уже осталось 11. Сохранятся очевидно здания небольшие, в центре, посещаемые.»

Мы были всему этому с вами очевидцами и участниками.

© 2010-2022