- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Картотека Решение экспериментальных задач со старшими дошкольниками
Картотека Решение экспериментальных задач со старшими дошкольниками
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Яцевич А.В. |
Дата | 24.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Картотека
«Решение экспериментальных задач»
со старшими дошкольниками
Воспитатель: А.В. Яцевич
Со старшими дошкольниками можно использовать
метод решение экспериментальных задач -
представляет собой задатки настоящего экспериментирования
Для дошкольников доступны три типа экспериментальных задач:
1. Как доказать, что…
2. Сколькими способами можно осуществить это действие…
3. Предскажите, что получится, если…
Решение задач осуществляется в двух вариантах:
1. Дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания.
2. Дети в начале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.
«Как достать скрепку, не замочив рук?»
Во время разговора с детьми как будто нечаянно уроните в стакан с водой скрепку и скажите: «Как достать скрепку, не замочив рук?»
Сначала проводим эксперимент или сначала выслушиваем мнения детей, а потом проводим эксперимент.
Например, берем магнит и подносим к стенке стакана. Магнит притянет скрепку через воду и к стенке стакана и ее можно поднять снизу к краям стакана.
«Что произойдет с цветами, если их не поливать?»
Когда дети завтракают, обедаю или летом пьют на прогулке можно рассказать: «Человек должен выпивать воды в среднем около 2 л за сутки, так как человеческий организм на 75-80% состоит из воды и если не пополнять запас воды, то может возникнуть обезвоживание и человек может умереть. А как вы думаете, если не будем поливать цветы, что с ними произойдет?»
Выслушав мнения детей, предлагаю: «Давайте проверим, что произойдет с цветами?».
Берем два горшка с цветами, один поливаем, а другой оставляем не политым. Когда пройдет несколько дней убеждаемся, что не политый цветок начал сохнуть. Значит, вода необходима для жизни не только человеку, но и растениям.
«Предскажите, что получится, если
на нашей планете воздух станет непригодным для человека (исчезнет воздух)?»
Сначала проводим эксперимент или сначала выслушиваем мнения детей, а потом проводим эксперимент.
Закроем ненадолго ротик, носик зажмем, и попробуем не дышать, столько сколько времени выдержите. Вам было хорошо без воздуха? Значит, человек не может жить без воздуха, как и всё живое вокруг. Без воздуха все погибну
«Как сделать, чтобы крышка закрылась плотно?»
Предложите детям коробочку, у которой крышка закрывается неплотно и скажите: «Как сделать, чтобы крышка закрылась плотно?»
Сначала проводим эксперимент или сначала выслушиваем мнения детей, а потом проводим эксперимент.
Например, необходимо сделать магнитную защелку: к крышке приклеить скрепку, а к коробке магнит.
«Какой снеговик быстрее растает: одетый или раздетый?»
Собирая детей на прогулку, я предупреждаю: «На улице холодно, хорошо застегните куртки. А как вы думаете, если на снеговика надеть шубу, ему тоже станет теплее?».
Выслушав мнения детей, предлагаю: «Давайте проверим, какой снеговик быстрее растает: одетый или раздетый?».
Вернувшись с прогулки, дети приносят два снежка; один оставляют на тарелке открытым, другой заворачивают в полиэтиленовый мешочек и сверху укутывают теплой тканью. Когда снег на тарелки подтает, раскрывают «одетого» снеговика и убеждаются, что тот сохранился в исходном состоянии. Значит, пальто само по себе не греет, оно просто сохраняет то, что находится под ним, - и тепло, и холод.
«Как поднять бумагу без рук?»
Положите на стол магнит, лист бумаги и разнообразные предметы (деревянные, металлические, бумажные) и скажите: «Как поднять бумагу без рук?»
Сначала проводим эксперимент или сначала выслушиваем мнения детей, а потом проводим эксперимент.
Положить металлический предмет под лист бумаги, магнит притянет его и вместе с ним поднимется бумага.
«Сколько нужно перепелиных яиц,
чтобы заменить одно куриное?»
Когда дети играют в сюжетно-ролевую игру «Ресторан», «Кафе», можно сказать: «Мне нельзя не в каком виде употреблять куриные яйца. А как вы думаете, сколько нужно перепелиных яиц, чтобы заменить одно куриное?»
Выслушав мнения детей, предлагаем: «Давайте проверим, сколько нужно перепелиных яиц, что бы заменить одно куриное?»
Куриные и перепелиные яйца отличаются по объему. Берем весы и взвешиваем куриное яйцо примерно 50 грамм, а перепелиное примерно 10 грамм.
Значит, одно куриное яйцо можно заменить пятью перепелиными.
«Сколькими способами можно перенести воду из одной банки в другую?»
Во время разговора с детьми, налейте в банку воду и поставьте на стол, а рядом пустую банку, задайте вопрос: «Сколькими способами можно перенести воду из одной банки в другую?»
Сначала проводим эксперимент или сначала выслушиваем мнения детей, а потом проводим эксперимент (перелить, ложкой, губкой, трубочкой и другие).
«Как доказать, что воздух существует?»
Во время разговора с детьми задайте вопрос: «Как доказать, что воздух существует?»
Сначала проводим эксперимент или сначала выслушиваем мнения детей, а потом проводим эксперимент.
Например, поставьте на стол стакан. Таз с водой, лист бумаги. Сомните лист бумаги и затолкайте его в стакан, так чтоб он не падал при переворачивании стакана. Погрузите стакан полностью под воду, держа его вниз отверстием. Достаньте стакан и проверьте, намокла ли бумага? Бумага в стакане остается сухой. Значит, воздух всё-таки существует! Вода не может заполнить перевернутый стакан. Потому что он уже заполнен воздухом. Пустой стакан полон воздуха. Воздух - это газ. Он не имеет размера, формы и цвета, но может заполнить любое пространство.
«Сколько нужно счетных палочек чтобы выложить из них дом?»
Когда дети, что-то строят из конструктора, например «Дом» можно сказать: «А сколько нужно счетных палочек чтобы выложить из них дом?»
Сначала проводим эксперимент или сначала выслушиваем мнения детей, а потом проводим эксперимент.
Берем счетные палочки и выкладываем. Считаем, сколько понадобилось палочек
«Что плавает, а что не плавает (тонет)?»
После прочтения сказки, например сказки «Дюймовочка» можно сказать: «Лист кувшинки поплыл по воде. А что ещё может плавать?»
Выслушав мнения детей, какие предметы могут плавать а воде? Или на чем Дюймовочка могла бы плыть?»
Берем таз с водой и опускаем по очереди предметы из разных материалов (дерево, металл, камень, пластмасса, пенопласт и другие). Значит, Дюймовочка может плыть на дереве, пенопласте, так как предметы из этого материала плавают (не тонут) в воде.
«Сколькими способами можно потушить свечу?»
Во время разговора с детьми зажгите свечу и скажите: «Сколькими способами можно потушить свечу?»
Сначала проводим эксперимент или сначала выслушиваем мнения детей, а потом проводим эксперимент (задуть, залить водой, засыпать песком, накрыть банкой и другие).
«Как соединить скрепки не скрепляя
их между собой?»
Во время разговора с детьми как будто нечаянно уроните скрепки на стол и скажите: «Как соединить скрепки не скрепляя их между собой?»
Сначала проводим эксперимент или сначала выслушиваем мнения детей, а потом проводим эксперимент.
Например, нужно намагнитить их. Взять металлические ножницы и пощелкать ими. С нескольких попыток обнаружится, что к кончикам ножниц притягиваются скрепки, попробовать сцепить три скрепки подряд, это получится, если щелкать более интенсивно.