Картотека Решение экспериментальных задач со старшими дошкольниками

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Картотека

«Решение экспериментальных задач»

со старшими дошкольниками


Картотека Решение экспериментальных задач со старшими дошкольниками



Воспитатель: А.В. Яцевич




Со старшими дошкольниками можно использовать

метод решение экспериментальных задач -

представляет собой задатки настоящего экспериментирования


Для дошкольников доступны три типа экспериментальных задач:

1. Как доказать, что…

2. Сколькими способами можно осуществить это действие…

3. Предскажите, что получится, если…

Решение задач осуществляется в двух вариантах:

1. Дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания.

2. Дети в начале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.

Картотека Решение экспериментальных задач со старшими дошкольниками

«Как достать скрепку, не замочив рук?»

Во время разговора с детьми как будто нечаянно уроните в стакан с водой скрепку и скажите: «Как достать скрепку, не замочив рук?»

Сначала проводим эксперимент или сначала выслушиваем мнения детей, а потом проводим эксперимент.

Например, берем магнит и подносим к стенке стакана. Магнит притянет скрепку через воду и к стенке стакана и ее можно поднять снизу к краям стакана.

Картотека Решение экспериментальных задач со старшими дошкольниками

«Что произойдет с цветами, если их не поливать?»

Когда дети завтракают, обедаю или летом пьют на прогулке можно рассказать: «Человек должен выпивать воды в среднем около 2 л за сутки, так как человеческий организм на 75-80% состоит из воды и если не пополнять запас воды, то может возникнуть обезвоживание и человек может умереть. А как вы думаете, если не будем поливать цветы, что с ними произойдет?»

Выслушав мнения детей, предлагаю: «Давайте проверим, что произойдет с цветами?».

Берем два горшка с цветами, один поливаем, а другой оставляем не политым. Когда пройдет несколько дней убеждаемся, что не политый цветок начал сохнуть. Значит, вода необходима для жизни не только человеку, но и растениям.

«Предскажите, что получится, еслиКартотека Решение экспериментальных задач со старшими дошкольниками

на нашей планете воздух станет непригодным для человека (исчезнет воздух)?»

Сначала проводим эксперимент или сначала выслушиваем мнения детей, а потом проводим эксперимент.

Закроем ненадолго ротик, носик зажмем, и попробуем не дышать, столько сколько времени выдержите. Вам было хорошо без воздуха? Значит, человек не может жить без воздуха, как и всё живое вокруг. Без воздуха все погибнуКартотека Решение экспериментальных задач со старшими дошкольниками

«Как сделать, чтобы крышка закрылась плотно?»

Предложите детям коробочку, у которой крышка закрывается неплотно и скажите: «Как сделать, чтобы крышка закрылась плотно?»

Сначала проводим эксперимент или сначала выслушиваем мнения детей, а потом проводим эксперимент.

Например, необходимо сделать магнитную защелку: к крышке приклеить скрепку, а к коробке магнит.Картотека Решение экспериментальных задач со старшими дошкольниками

«Какой снеговик быстрее растает: одетый или раздетый?»

Собирая детей на прогулку, я предупреждаю: «На улице холодно, хорошо застегните куртки. А как вы думаете, если на снеговика надеть шубу, ему тоже станет теплее?».

Выслушав мнения детей, предлагаю: «Давайте проверим, какой снеговик быстрее растает: одетый или раздетый?».

Вернувшись с прогулки, дети приносят два снежка; один оставляют на тарелке открытым, другой заворачивают в полиэтиленовый мешочек и сверху укутывают теплой тканью. Когда снег на тарелки подтает, раскрывают «одетого» снеговика и убеждаются, что тот сохранился в исходном состоянии. Значит, пальто само по себе не греет, оно просто сохраняет то, что находится под ним, - и тепло, и холод. Картотека Решение экспериментальных задач со старшими дошкольниками

«Как поднять бумагу без рук?»

Положите на стол магнит, лист бумаги и разнообразные предметы (деревянные, металлические, бумажные) и скажите: «Как поднять бумагу без рук?»

Сначала проводим эксперимент или сначала выслушиваем мнения детей, а потом проводим эксперимент.

Положить металлический предмет под лист бумаги, магнит притянет его и вместе с ним поднимется бумага.

«Сколько нужно перепелиных яиц, Картотека Решение экспериментальных задач со старшими дошкольниками

чтобы заменить одно куриное?»

Когда дети играют в сюжетно-ролевую игру «Ресторан», «Кафе», можно сказать: «Мне нельзя не в каком виде употреблять куриные яйца. А как вы думаете, сколько нужно перепелиных яиц, чтобы заменить одно куриное?»

Выслушав мнения детей, предлагаем: «Давайте проверим, сколько нужно перепелиных яиц, что бы заменить одно куриное?»

Куриные и перепелиные яйца отличаются по объему. Берем весы и взвешиваем куриное яйцо примерно 50 грамм, а перепелиное примерно 10 грамм.

Значит, одно куриное яйцо можно заменить пятью перепелиными.

«Сколькими способами можно перенести воду из одной банки в другую?»Картотека Решение экспериментальных задач со старшими дошкольниками

Во время разговора с детьми, налейте в банку воду и поставьте на стол, а рядом пустую банку, задайте вопрос: «Сколькими способами можно перенести воду из одной банки в другую?»

Сначала проводим эксперимент или сначала выслушиваем мнения детей, а потом проводим эксперимент (перелить, ложкой, губкой, трубочкой и другие).

«Как доказать, что воздух существует?»Картотека Решение экспериментальных задач со старшими дошкольниками

Во время разговора с детьми задайте вопрос: «Как доказать, что воздух существует?»

Сначала проводим эксперимент или сначала выслушиваем мнения детей, а потом проводим эксперимент.

Например, поставьте на стол стакан. Таз с водой, лист бумаги. Сомните лист бумаги и затолкайте его в стакан, так чтоб он не падал при переворачивании стакана. Погрузите стакан полностью под воду, держа его вниз отверстием. Достаньте стакан и проверьте, намокла ли бумага? Бумага в стакане остается сухой. Значит, воздух всё-таки существует! Вода не может заполнить перевернутый стакан. Потому что он уже заполнен воздухом. Пустой стакан полон воздуха. Воздух - это газ. Он не имеет размера, формы и цвета, но может заполнить любое пространство.

«Сколько нужно счетных палочек чтобы выложить из них дом?»Картотека Решение экспериментальных задач со старшими дошкольниками

Когда дети, что-то строят из конструктора, например «Дом» можно сказать: «А сколько нужно счетных палочек чтобы выложить из них дом?»

Сначала проводим эксперимент или сначала выслушиваем мнения детей, а потом проводим эксперимент.

Берем счетные палочки и выкладываем. Считаем, сколько понадобилось палочек

«Что плавает, а что не плавает (тонет)?»Картотека Решение экспериментальных задач со старшими дошкольниками

После прочтения сказки, например сказки «Дюймовочка» можно сказать: «Лист кувшинки поплыл по воде. А что ещё может плавать?»

Выслушав мнения детей, какие предметы могут плавать а воде? Или на чем Дюймовочка могла бы плыть?»

Берем таз с водой и опускаем по очереди предметы из разных материалов (дерево, металл, камень, пластмасса, пенопласт и другие). Значит, Дюймовочка может плыть на дереве, пенопласте, так как предметы из этого материала плавают (не тонут) в воде.

Картотека Решение экспериментальных задач со старшими дошкольниками

«Сколькими способами можно потушить свечу?»

Во время разговора с детьми зажгите свечу и скажите: «Сколькими способами можно потушить свечу?»

Сначала проводим эксперимент или сначала выслушиваем мнения детей, а потом проводим эксперимент (задуть, залить водой, засыпать песком, накрыть банкой и другие). Картотека Решение экспериментальных задач со старшими дошкольниками

«Как соединить скрепки не скрепляя

их между собой?»

Во время разговора с детьми как будто нечаянно уроните скрепки на стол и скажите: «Как соединить скрепки не скрепляя их между собой?»

Сначала проводим эксперимент или сначала выслушиваем мнения детей, а потом проводим эксперимент.

Например, нужно намагнитить их. Взять металлические ножницы и пощелкать ими. С нескольких попыток обнаружится, что к кончикам ножниц притягиваются скрепки, попробовать сцепить три скрепки подряд, это получится, если щелкать более интенсивно.

© 2010-2022