- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Родительский клуб Молодая семья
Родительский клуб Молодая семья
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | 13 класс |
Тип | Статьи |
Автор | Кривохижина Л.С. |
Дата | 14.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Родительский клуб «Молодая семья»: осознанное родительство - компетентный родитель.
Большинство взрослых людей - родители. Роль родителя - особая и очень ответственная роль. С ее проживанием человек испытывает массу чувств, которые зачастую разнятся: гордость за ребенка идет рука об руку со стыдом и чувством вины, радость соперничает с обидой и злостью. Эта роль накладывает огромную ответственность на человека за жизнь и благополучие другого человека - его ребенка. Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования»(2000г) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг («Концепция модернизации российского образования на период до 2010года»). Появившийся в 1992 году закон РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.
В «Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении» № 666 от 12 сентября 2008 года одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является:
« - Взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;
- Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей».
Чтобы разобраться, что представляет собой родительство сегодня, необходимо просто присмотреться к современному обществу в целом, к той ситуации в нашем государстве, которая сложилась на сегодняшний день. В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и в конечном итоге всего общества. Социальный институт семьи переживает сегодня состояние кризиса. Условия нестабильности общества и социальная напряженность отрицательно влияют на воспитательные функции семьи. А ведь в детстве закладывается основа личности человека. Проведенное анкетирование показало, что современные родители, воспитывая детей, все больше нуждаются в помощи специалистов. Многие родители в сегодняшней ситуации обескуражены поведением своих малышей, так как, по мнению ученых, в настоящее время все чаще встречаются эмоционально - неустойчивые дети, у которых нередко наблюдаются самые разнообразные элементы личностной акцентуации (агрессивность, лживость, импульсивность и т.д.) Становятся актуальными многие проблемы: чему нужно научить ребенка, как с ним играть, как справляться с его капризами и непослушанием?
Где родителям получить ответы на все интересующие вопросы?
Одним из центров повышения психолого - педагогической культуры молодых родителей может стать клуб.
Отмечу, что в детском саду ребенок - равноправный член социальной группы, а в семье - объект обожания, всепрощения; в детском саду характер воспитания целенаправленный, в семье - зачастую стихийный. В этой непохожести заложен главный смысл сотрудничества и взаимодействия. Совсем необязательно давать родителям глубокие знания, но познакомить их с основными положениями, подходами в воспитании детей, открыто и честно, осуществлять сними взаимодействия просто необходимо.
Таким образом, эта проблема потребовала от нас разработки новых форм взаимодействия семейного и общественного воспитания, целью которых являлось бы повышение педагогической культуры молодых родителей.
Так в нашей группе «Гномики» сформировался родительский клуб «Молодая семья», где обмениваются опытом и мнениями родители и педагоги детского сада.
Работа родительского клуба «Молодая семья» - это не просто форма связи семьи и дошкольного учреждения, это университет педагогической информации, цель которого - сохранение психологического и физического здоровья детей и родителей и гармонизация межличностных внутрисемейных отношений, основанных на взаимопонимании, поддержке и уважении друг друга.
Организуя семейный клуб, мы поставили перед собой следующие задачи:
- Преодолеть барьер недоверия родителей к ДОУ;
- Повысить педагогическую культуру родителей в вопросах развития и воспитания детей;
- Пропагандировать положительный опыт семейного воспитания;
- Осуществлять адаптационные меры при переходе детей из домашней среды в ДОУ;
- Сплотить родительский коллектив;
- Установить доверительные отношения между семьей и ДОУ;
- Воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и решать их совместно, радоваться успехам и удачам каждого;
- Укрепление института семьи, возрождение семейных традиций;
- Передача опыта в воспитании детей
- Повышать правовую культуру родителей для усиления их ответственности и формирования сознательного отношения к воспитанию детей
- Изучать и обобщать лучший опыт семейного воспитания, традиции и ценности. - Создать «копилку» семейного опыта.
Работа клуба начинается с того, что в начале учебного года проводится опрос родителей на предмет социального заказа; что они хотят узнать, в чем поучаствовать, какие мероприятия провести. На основе ответов и пожеланий составляется перспективный план работы клуба на учебный год. Анализ семейных ситуаций в группе помогает родителю взглянуть на себя со стороны, «глазами других». Родители начинают лучше понимать собственные стереотипы воспитания, которые не являются результатом осознанного выбора воспитателя, а обычно перенимаются либо «по наследству», либо являются следствием, полученных представлений из социального окружения, средств массовой информации.
Работа Клуба - это групповая работа с родителями, реализующая несколько функций:
- Коммуникативную - функцию создания и сплочения родительского коллектива как совокупного объекта педагогической деятельности;
- Личностно - ориентированную - направленную на самоопределение, актуализацию личной ответственности, снятие ограничений и раскрытие ресурсов родителей;
- Содержательную - направленную на решение проблем;
- Инструментальную - позволяющую выработать навыки анализа реальных ситуаций, сформировать умение коллективной творческой деятельности, овладеть навыками самоорганизации и самоуправления;
- Умения слушать и взаимодействовать с другими участниками.
Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки своего воспитания, но очень часто им не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы решить свои проблемы.
Групповые эффекты дают возможность снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь и ощущение поддержки и понимания со стороны ДОУ.
Новая модель взаимодействия - совместное с семьей воспитание детей в условиях детского сада, обеспечивает развитие личности ребенка и способствует гармонизации отношений с ними взрослых.
Таким образом, семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по - своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.
Список используемой литературы
-
Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг.- М.: ТЦ Сфера, 2005. - 112с.
-
Тимофеева М.В. Система сопровождения родителей: модель организации клуба «Молодая семья», план - программа, занятия. - Волгоград: Учитель, 2009. - 103 с.
-
Москалюк О.В. Погонцева Л.В. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями. - Волгоград: Учитель, 2010. - 123с.
-
Глебова С.В. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей. - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007 - 111стр.
Права и обязанности участников клуба «Молодая семья»
Родители - члены Клуба имеют право:
-
На получение квалифицированной консультативной помощи по уходу за ребенком, проблемам обучения, воспитания, развития и адаптации ребенка в ДОУ;
-
Получение практической помощи в организации занятий с детьми дома;
-
Высказывания собственного мнения и обмен опытом воспитания детей;
-
Давать оценку эффективности работы клуба в целом и по отдельным вопросам;
-
Участвовать в планировании работы клуба;
Педагоги группы «Гномики» имеют право:
-
На выявление, изучение и распространение положительного опыта семейного воспитания;
-
Внесение корректировки в план работы клуба «Молодая семья» в зависимости от возникающих проблем, запросов, актуальности предыдущего заседания
Педагоги группы «Гномики» обязаны:
-
Планировать работу Клуба в соответствии с выявленными запросами родителей и основываясь на психических закономерностях развития детей данного дошкольного возраста;
-
Предоставлять квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям;
-
Соблюдать принцип конфиденциальности в решении возникающих проблем семейного воспитания;
Родители - члены семейного Клуба обязаны:
-
Уважать мнения друг друга в процессе обсуждения вопросов образования детей;
-
Соблюдать принцип конфиденциальности в работе Клуба;
-
Принимать активное участие в работе Клуба.
Список используемой литературы
-
Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг.- М.: ТЦ Сфера, 2005. - 112с.
-
Тимофеева М.В. Система сопровождения родителей: модель организации клуба «Молодая семья», план - программа, занятия. - Волгоград: Учитель, 2009. - 103 с.
-
Москалюк О.В. Погонцева Л.В. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями. - Волгоград: Учитель, 2010. - 123с.
-
Глебова С.В. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей. - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007 - 111стр.