- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Непосредственно-образовательная деятельность Мир насекомых подготовительная группа
Непосредственно-образовательная деятельность Мир насекомых подготовительная группа
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гринес Е.А. |
Дата | 01.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МАОУ Д/C № 210 «Ладушки», корпус 4
г.о. Тольятти.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности:
«МИР НАСЕКОМЫХ»
Для детей подготовительной к школе группы (6 - 7 лет)
Подготовила воспитатель: Гринес Е.А.
2015 год
Для детей подготовительной к школе группе (6 - 7 лет)
Конспект непосредственно-образовательной деятельности:
«МИР НАСЕКОМЫХ»
Вид занятия: Экологическое развитие
Тип занятия: Интеллектуально - развивающее
Тема занятия: Мир насекомых (итоговое - закрепление знаний)
Место проведения: Музыкальный зал
Способ организации детей на занятии: вся группа и мамы 6-ых детей, помогавшие шить костюмы насекомых.
Предварительная работа:
• Наблюдение за насекомыми на прогулке;
• Рассматривание вместе с детьми иллюстраций и картин с изображением насекомых;
• Чтение художественной литературы о насекомых:
- из серии «Природа вокруг тебя»: «Неутомимые работницы», «Прыгучий певец»,
«Божья коровка», «Прекрасная незнакомка», «Дружная семья»;
- Т.А.Шорыгина «Насекомые. Какие они?»;
- А.А.Плешаков «Зеленые страницы»;
- В.Зотов «Лесная мозаика»;
- Составители Мартынова А.Н., Митрофанова В.В. «Пословицы, поговорки,
загадки»;
- Крутов В.А. «Жизнь насекомых»;
- Джинни Джонсон «Насекомые и пауки» из серии «Все обо всем»;
- Э. Шим «Жук на ниточке»;
- В. Пальчинскайте «Муравей» и др.;
• Проведение цикла из 6-и занятий по ознакомлению детей с насекомыми;
• Пословицы и поговорки о насекомых;
• Настольно - печатные игры, лото, лабиринты, мозаики по теме «Насекомые»;
• Дидактические игры: «Насекомые», «Хорошо - плохо», «Докажи по модели»,
«Раздели правильно», «Четвертый лишний», «Путаница», «Найди отличия», «Найди сходные черты», «Расшифруй насекомого»;
• Придумывание загадок о насекомых;
• Ребусы и кроссворды о насекомых;
• Театрализованные представления «насекомых»;
• Насекомые Красной книги;
• Письма насекомым;
Наглядный дидактический материал:
а) демонстрационный дидактический материал:
• Фонограмма музыки «Малыш в лесу» - «Ночные цикады»;
• Загадки о насекомых (приложение №1);
• Авторские загадки - представления «насекомых» (приложение №2);
• 20 карточек - картинок с изображением насекомых (приложение №3);
• Блиц - вопросы о насекомых (приложение №4);
• Фишки - звездочки;
• Самодельная медаль «Знаток насекомых» (приложение №5);
• 3 флажка и 3 веревочки для эстафет;
• Набор больших кирпичиков для эстафеты «Муравейник»;
• Материалы для эстафеты «Пчелка» (6 «цветков» из бумаги, где серединка - детское ведерко с водой, 3 ведерка и 3 игрушечные чашечки);
б) раздаточный дидактический материал:
• Материал к игре - мозаике «Бабочки» (3 различные бабочки - образец и 3 такие же бабочки в виде мозаики - приложение №6);
• Поговорки и пословицы о насекомых (приложение №7);
• Самодельная медаль «Знаток народной мудрости о насекомых» (приложение №8);
• Авторское театрализованное представление «насекомых» (приложение №9);
• Модели «Защита насекомых» (приложение №10);
• Самодельная памятная медаль «Любитель насекомых» по количеству детей (приложение №11).
Домашнее задание родителям:
Помочь воспитателю сшить своему ребенку костюмы насекомых: бабочки, божьей коровки, пчелы, мухи, комара, кузнечика; разучить с ребенком соответствующее костюму загадку - представление.
Помощь музыкальных руководителей: Помочь воспитателю поставить танцы детям, изображающим насекомых; подобрать музыку к каждому представляемому насекомому; музыкальное сопровождение занятия.
Задачи:
Обучающие:
Уточнить и обобщить знания детей о насекомых: у всех насекомых есть общие
черты, по которым мы выделяем их из всего животного мира, и есть различия в их
внешнем виде и жизненных проявлениях, благодаря которым мы выделяем виды
насекомых и различаем конкретных насекомых. Закрепить умение детей составлять
группы насекомых. Закрепить знание детьми пословиц и поговорок о насекомых.
Формировать научно - реалистические представления о насекомых.
Развивающие:
Развивать у детей логическое мышление: учить сравнивать, анализировать,
устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения.
Воспитательные:
Воспитывать добрые чувства к насекомым. Формировать осознанно - правильное
отношение к насекомым, понимание, что в природе все нужны друг другу.
Формировать познавательный интерес к насекомым, желание продолжать их изучать.
Речевые:
Обогащать словарный запас детей:
- учить использовать специальные термины: жесткокрылые, чешуекрылые,
перепончатокрылые, двукрылые, прямокрылые;
- учить рассказывать пословицы и поговорки.
Развивать выразительность речи.
Ход занятия.
Под музыку все дети, кроме шестерых «героев - насекомых», проходят и садятся на свои места.
Воспитатель: Мы с вами собрались на долгожданный праздник «Мир насекомых». Вы уже знаете, что это удивительный мир и сегодня мы в этом убедимся еще раз. Наш праздник начинается! И начинается он с загадок: если вы правильно отгадаете загадку, то зазвучит красивая музыка и вы увидите живую отгадку.
Загадываю загадку про бабочку (смотри приложение № 1). Дети отгадывают ее.
Звучит музыка «Ночные цикады». Появляется девочка в костюме бабочки. Медленно кружась, исполняет танец бабочки, на носочках «облетает» всех детей. Становится в середине и читает свою загадку - представление (смотри приложение № 2). Садится на стульчик. Все хлопаем в ладоши.
Аналогичным образом проходит представление других «героев - насекомых»: божьи коровки, пчелы, мухи и комара (они вместе исполняют один танец), кузнечика.
Воспитатель: Давайте еще раз повторим группы насекомых (беру за руку девочку, одетую бабочкой) - Кто она? (все дети хором отвечают - чешуекрылая). Кто «прилетит» к ней? (дети - все бабочки). А это кто? (беру за руки «муху» и «комара», дети отвечают - двукрылые). Кто «прилетит» к ним? (дети - слепни, оводы…)
Так повторяем жесткокрылых, перепончатокрылых и прямокрылых.
Воспитатель: Теперь мы все «превратимся» в насекомых и поиграем в игру «Насекомые». У вас под стульчиками лежат карточки, взяли их. Все узнали насекомого на картинке? Хорошо. Под музыку вы изображаете своего насекомого. Старайтесь изобразить его так, чтобы я и гости поняли, кого вы изображаете. Как только музыка закончится, вы должны прибежать к своему «насекомому», которые тоже танцуют и могут быть в любом месте зала.
Играют.
Воспитатель: «Насекомые» в костюмах проверьте, ваши ли насекомые к вам собрались? (проверяют по картинкам). Молодцы. Играем еще раз.
Воспитатель: Сейчас мы проверим, как вы знаете насекомых. За правильный ответ получите звездочку. Старайтесь набрать как можно больше звездочек.
Задаю блиц - вопросы (приложение №4).
Воспитатель: Я рада, что вы любите насекомых и много знаете о них. Кто же набрал больше всех звездочек?
Подсчитываем, победителю, набравшему большее количество звездочек, под музыку и аплодисменты детей вручаю медаль «Знаток насекомых» (приложение №;5).
Воспитатель: Пришла пора игр - соревнований. Разделились на три команды. Первая эстафета «Кто быстрее построит муравейник». Мы - дружные муравьи. Надо подбородком зажать кирпичик, на четвереньках доползти до своей черты, оставить там кирпичик - он будет началом муравейника, и вернуться. Так все по очереди. Раз-два-три - начали!
Воспитатель: Муравейники получились замечательные! Похлопали сами себе.
Вторая эстафета «Кто больше наберет меда». Мы - пчелки. Берем ведерко с бокальчиком, жужжа «облетаем» свои два цветка, в каждом зачерпываем «мед» и переливаем его в ведерко. Кто больше и быстрее наберет «меда»? Раз-два-три - начали!
, к сожалению, подходит к концу. Давайте вспомним на прощание, что обозначают модели, которые мы с вами составляли на занятии.
Воспитатель показывает модели «Защита насекомых» (приложение №10) - дети рассказывают по ним.
Воспитатель: Приятно слышать ваши ответы. Верю, что вы - настоящие защитники и любители всей природы и насекомых в частности. На память об Воспитатель: Очень трудолюбивые пчелки! Все старались и набрали много «меда». Молодцы! Последняя игра «Бабочки». Каждая команда получает мозаику из семи частей (приложение №6). Из них по образцу выстраивает картинку бабочки. Кто правильнее и быстрее соберет? Раз-два-три - начали!
Воспитатель: Команды, назовите, пожалуйста, названия получившихся на картинках бабочек. (Дети называют).
Я думаю, мы все заслуживаем продолжительных аплодисментов.
Воспитатель: Все мы знаем крылатую народную мудрость, выраженную в пословицах и поговорках (приложение №7, не стараться использовать все пословицы и поговорки, сколько дети вспомнят). Посмотрим, кто же больше сможет вспомнить и назвать пословиц и поговорок о насекомых. За каждую названную пословицу или поговорку вы получите фишку-звездочку.
Дети называют. При затруднении воспитатель начинает поговорку, а дети продолжают ее. По окончании - подсчет звездочек.
Воспитатель: Замечательно, что вы все знаете так много поговорок и пословиц о насекомых. И у нас есть победитель. Он награждается медалью «Знаток народной мудрости о насекомых» (приложение №8).
Под музыку одеваю медаль.
Воспитатель: Однажды на лугу собрались насекомые и заспорили: кто из
них лучше и нужнее. Что из этого получилось - вы сейчас увидите (приложение №9).
Воспитатель: С тех пор насекомые не спорят и живут в ладу с природой.
Наш праздник этом празднике позвольте вручить вам памятные медали «Любитель насекомых» (приложение №11).
Под фонограмму музыки «Ночные цикады» всем детям одеваю медали.
Приложение №1.
Загадки о насекомых.
Спал цветок
И вдруг проснулся,
Больше спать не
захотел,
Шевельнулся,
встрепенулся,
Взвился вверх
и улетел. (Бабочка).
Всех жучков она милей,
Спинка алая у ней.
А на ней кружочки
Черненькие точки. (Божья коровка).
Домовитая хозяйка
Пролетает над
лужайкой,
Похлопочет над цветком -
Не птица, а летает,
С хоботом, а не слон.
Никто не приучает,
А на нос садится. (Муха).
Не зверь, не птица, а нос как спица,
Летит - кричит, а сядет - молчит,
Кто его убьет - свою кровь прольет. (Комар).
Этот маленький скрипач
Изумрудный носит плащ.
Он и в спорте чемпион,
Ловко прыгать может он. (Кузнечик)
Он поделится медком. (Пчела).
Приложение №2.
Представления - загадки насекомых.
(авторские).
Была я страшной гусеницей,
Куколкой была,
И вот метаморфоза -
Прекрасной стала я.
Нежная, красивая,
Я - чешуекрылая! (бабочка)
Меня любят садоводы,
Зовут в свои сады.
Я тлей там поедаю -
Деревья тем спасаю.
И дети меня любят,
Давить не станут, нет.
Лишь на руку посадят
И просят улететь.
По-своему красивая,
Я - жесткокрылая!
(жук - божья коровка)
Живу в большой семье я,
В работе целый день.
Мой сбор целебный очень,
Меня никто не любит,
«Липучка», - говорят.
Болезни разношу я -
Сажусь на все подряд.
Меня не любят тоже,
Прихлопнуть норовят.
Уж больно я кусаю
И писком донимаю.
Пусть мы не красивые,
Мы - двукрылые! (муха, комар)
Я - зеленый и прыгучий,
И в траве живу.
Скрипки нет, и я тру крылья -
Так я стрекочу.
Наверно, я красивый,
Я - прямокрылый! (кузнечик)
Он нужен людям всем.
Но ты меня не трогай -
Могу ужалить я,
Я - перепончатокрылая! (пчела)
Приложение№3
Чешуекрылые.
Бабочки: 1. Капустница
2. Репейница
3. Крапивница
4. Махаон
Жесткокрылые.
Жуки: 1. Божья коровка
2. Колорадский жук
3. Навозник
4. Жук - олень
Перепончатокрылые.
1. Муравей
2. Пчела
3. Шмель
4. Большой рогохвост
Прямокрылые.
1. Саранча
2. Сверчок
3. Кузнечик
4. Медведка
Двукрылые.
1. Муха
2. Комар
3. Овод
4. Слепень
Приложение №4
Блиц - вопросы о насекомых.
1. Какие животные самые древние и многочисленные на планете? (насекомые).
2. От какого слова произошло слово «насекомые» и что это означает? (от слова «насечка», т.к. тело насекомого покрыто полосками, будто насечено).
3. Общие черты всех насекомых? (тело имеет 3 части: голова, грудь, брюшко; и 6 ног).
4. Для чего насекомым усики? (органы чувств - для обоняния и осязания, как у человека нос и пальцы).
5. Есть ли зубы у насекомых? (у некоторых, например, кузнечиков).
6. Все гусеницы и червяки превратятся со временем в бабочек? (нет, только гусеницы; червяки другой вид животных).
7. Кто самый сильный на земле? (муравей, переносит тяжести в 10 раз превосходящие его вес; например, слон весит 5 тонн - поднимает 1,5 тонны).
8. У каких насекомых в доме всегда порядок и даже есть место для туалета? (у муравьев в муравейнике).
9. Как поет кузнечик? (с помощью крыльев, одно из которых имеет зубчики и при трении крыла о крыло слышится стрекотание).
10. Чем питаются комары и комарихи? (комары только нектаром цветов и соком растений, комарихи - кровью, без которой они не могут отложить яйца).
11. Почему пчелу относят к домашним животным, а таракана и моль нет? (пчел специально разводят и ухаживают за ними, а тараканов и моль нет).
12. Личинки какого насекомого питаются листьями крапивы? (бабочки крапивницы).
13. Какое взрослое насекомое никогда и ничего не ест? (овод).
14. Где у кузнечика находятся уши? (в передних ножках).
15. Какие насекомые оберегают тлей и за что? (муравьи, за сладкий сок).
16. Десятилинейный жучок, пришедший к нам из Америки? (колорадский жук).
17. Каких насекомых называют защитниками урожая? (хищных: божья коровка, жужелица…).
18. Как у кузнечиков отличить самку от самца? (у самки есть яйцеклад - отросток, похожий на меч).
19. Назовите насекомых - опылителей (пчелы, шмели, бабочки).
20. Личинки каких насекомых живут в воде? (стрекоз, комаров…).
21. У какого насекомого есть рога и настоящие ли они? (жук-олень, не настоящие, а сильно разросшиеся челюсти).
Приложение №9.
Театрализованное представление «Спор насекомых».
(авторское).
Бабочка: - Я - самая красивая. Посмотрите на мои крылышки - разве они не прекрасны?! Недаром мною все любуются, поэты посвящают мне стихотворения, художники пишут с меня картины. Я - лучшее украшение природы!
Кузнечик: - Да, но ты не умеешь петь. Люди замолкают, чтобы послушать мое чудесное пение - стрекотание. Меня называют скрипачом. Я - чудесная скрипка природы!
Божья коровка: - Посмотрите на меня. Я не только красива, но и приношу пользу - уничтожаю тлей и тем сохраняю растения. Может, я не так прекрасна, как бабочка, и не умею петь, как кузнечик, зато я - нужнее вас.
Пчелка: - Все ерунда. Надо много работать, чтобы быть нужной. Я день-деньской собираю мед. Человек давно оценил мои заслуги и оберегает меня, строит для меня домики - ульи. Нужнее меня никого нет!
Комарик: - Нам особо нечем похвастаться.
Муха: - Да.
Муха и комар вместе: - Без нас, поверьте, природе тоже будет плохо.
Все насекомые (смех на разные голоса): - Ха-ха, хи-хи.
Божья коровка: - От вас только вред.
Бабочка: - Недаром вас люди не любят.
Кузнечик: - Вы кусаетесь и болезни разносите.
Пчела: - Вы никому не нужны.
Комар: - Я кусаюсь не со зла, а чтобы род свой продолжить.
Муха: - И болезни я не специально разношу.
Комар и муха вместе: - Без нас многие животные погибли бы или голодали. Стрекозы, пауки, птицы, лягушки и даже ящерицы нас обожают. Значит, мы тоже нужны.
Пчела (после паузы): - Получается, что все мы лучшие и нужные.
Божья коровка: - Да, и каждый в чем-то своем.
Бабочка: - А если кого-то совсем не станет, то плохо будет другим животным.
Кузнечик: - А от этого станет плохо и людям.
Комар и муха: - Если мы есть, значит, это надо природе.
Все насекомые дружно: - Мы - часть природы. Люди, не обижайте нас!
Приложение №10.
Модели «Охрана насекомых» (разработаны с детьми).
1. Не уничтожать насекомых.
2. Не ловить насекомых.
3. Не топтать.
4. Не разрушать их жилища.
1. Не ломать и не рвать растения - они основные места обитания насекомых.
2. Не сорить в природе (местах обитания насекомых и не только их).
3. Не жечь костры (трава и почва - места обитания множества насекомых).
4. Сажать деревья и другие растения в местах проживания, создавая места для обитания
насекомых.
1. Наблюдать насекомых в естественных условиях.
2. Изучать их (энциклопедии, специальная литература, фильмы).
3. Наблюдать в специально созданных условиях очень недолго (жизнь насекомых коротка) и выпускать в естественную для них среду.
4. Объяснять другим детям и взрослым правила поведения в природе.