Непосредственно-образовательная деятельность Мир насекомых подготовительная группа

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАОУ Д/C № 210 «Ладушки», корпус 4

г.о. Тольятти.












Конспект непосредственно-образовательной деятельности:

«МИР НАСЕКОМЫХ»

Для детей подготовительной к школе группы (6 - 7 лет)



Подготовила воспитатель: Гринес Е.А.





2015 год

Для детей подготовительной к школе группе (6 - 7 лет)

Конспект непосредственно-образовательной деятельности:

«МИР НАСЕКОМЫХ»

Вид занятия: Экологическое развитие

Тип занятия: Интеллектуально - развивающее

Тема занятия: Мир насекомых (итоговое - закрепление знаний)

Место проведения: Музыкальный зал

Способ организации детей на занятии: вся группа и мамы 6-ых детей, помогавшие шить костюмы насекомых.

Предварительная работа:

• Наблюдение за насекомыми на прогулке;

• Рассматривание вместе с детьми иллюстраций и картин с изображением насекомых;

• Чтение художественной литературы о насекомых:

- из серии «Природа вокруг тебя»: «Неутомимые работницы», «Прыгучий певец»,

«Божья коровка», «Прекрасная незнакомка», «Дружная семья»;

- Т.А.Шорыгина «Насекомые. Какие они?»;

- А.А.Плешаков «Зеленые страницы»;

- В.Зотов «Лесная мозаика»;

- Составители Мартынова А.Н., Митрофанова В.В. «Пословицы, поговорки,

загадки»;

- Крутов В.А. «Жизнь насекомых»;

- Джинни Джонсон «Насекомые и пауки» из серии «Все обо всем»;

- Э. Шим «Жук на ниточке»;

- В. Пальчинскайте «Муравей» и др.;

• Проведение цикла из 6-и занятий по ознакомлению детей с насекомыми;

• Пословицы и поговорки о насекомых;

• Настольно - печатные игры, лото, лабиринты, мозаики по теме «Насекомые»;

• Дидактические игры: «Насекомые», «Хорошо - плохо», «Докажи по модели»,

«Раздели правильно», «Четвертый лишний», «Путаница», «Найди отличия», «Найди сходные черты», «Расшифруй насекомого»;

• Придумывание загадок о насекомых;

• Ребусы и кроссворды о насекомых;

• Театрализованные представления «насекомых»;

• Насекомые Красной книги;

• Письма насекомым;


Наглядный дидактический материал:

а) демонстрационный дидактический материал:

• Фонограмма музыки «Малыш в лесу» - «Ночные цикады»;

• Загадки о насекомых (приложение №1);

• Авторские загадки - представления «насекомых» (приложение №2);

• 20 карточек - картинок с изображением насекомых (приложение №3);

• Блиц - вопросы о насекомых (приложение №4);

• Фишки - звездочки;

• Самодельная медаль «Знаток насекомых» (приложение №5);

• 3 флажка и 3 веревочки для эстафет;

• Набор больших кирпичиков для эстафеты «Муравейник»;

• Материалы для эстафеты «Пчелка» (6 «цветков» из бумаги, где серединка - детское ведерко с водой, 3 ведерка и 3 игрушечные чашечки);

б) раздаточный дидактический материал:

• Материал к игре - мозаике «Бабочки» (3 различные бабочки - образец и 3 такие же бабочки в виде мозаики - приложение №6);

• Поговорки и пословицы о насекомых (приложение №7);

• Самодельная медаль «Знаток народной мудрости о насекомых» (приложение №8);

• Авторское театрализованное представление «насекомых» (приложение №9);

• Модели «Защита насекомых» (приложение №10);

• Самодельная памятная медаль «Любитель насекомых» по количеству детей (приложение №11).

Домашнее задание родителям:

Помочь воспитателю сшить своему ребенку костюмы насекомых: бабочки, божьей коровки, пчелы, мухи, комара, кузнечика; разучить с ребенком соответствующее костюму загадку - представление.

Помощь музыкальных руководителей: Помочь воспитателю поставить танцы детям, изображающим насекомых; подобрать музыку к каждому представляемому насекомому; музыкальное сопровождение занятия.

Задачи:

Обучающие:

Уточнить и обобщить знания детей о насекомых: у всех насекомых есть общие

черты, по которым мы выделяем их из всего животного мира, и есть различия в их

внешнем виде и жизненных проявлениях, благодаря которым мы выделяем виды

насекомых и различаем конкретных насекомых. Закрепить умение детей составлять

группы насекомых. Закрепить знание детьми пословиц и поговорок о насекомых.

Формировать научно - реалистические представления о насекомых.

Развивающие:

Развивать у детей логическое мышление: учить сравнивать, анализировать,

устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения.

Воспитательные:

Воспитывать добрые чувства к насекомым. Формировать осознанно - правильное

отношение к насекомым, понимание, что в природе все нужны друг другу.

Формировать познавательный интерес к насекомым, желание продолжать их изучать.

Речевые:

Обогащать словарный запас детей:

- учить использовать специальные термины: жесткокрылые, чешуекрылые,

перепончатокрылые, двукрылые, прямокрылые;

- учить рассказывать пословицы и поговорки.

Развивать выразительность речи.

Ход занятия.

Под музыку все дети, кроме шестерых «героев - насекомых», проходят и садятся на свои места.

Воспитатель: Мы с вами собрались на долгожданный праздник «Мир насекомых». Вы уже знаете, что это удивительный мир и сегодня мы в этом убедимся еще раз. Наш праздник начинается! И начинается он с загадок: если вы правильно отгадаете загадку, то зазвучит красивая музыка и вы увидите живую отгадку.

Загадываю загадку про бабочку (смотри приложение № 1). Дети отгадывают ее.

Звучит музыка «Ночные цикады». Появляется девочка в костюме бабочки. Медленно кружась, исполняет танец бабочки, на носочках «облетает» всех детей. Становится в середине и читает свою загадку - представление (смотри приложение № 2). Садится на стульчик. Все хлопаем в ладоши.

Аналогичным образом проходит представление других «героев - насекомых»: божьи коровки, пчелы, мухи и комара (они вместе исполняют один танец), кузнечика.

Воспитатель: Давайте еще раз повторим группы насекомых (беру за руку девочку, одетую бабочкой) - Кто она? (все дети хором отвечают - чешуекрылая). Кто «прилетит» к ней? (дети - все бабочки). А это кто? (беру за руки «муху» и «комара», дети отвечают - двукрылые). Кто «прилетит» к ним? (дети - слепни, оводы…)

Так повторяем жесткокрылых, перепончатокрылых и прямокрылых.

Воспитатель: Теперь мы все «превратимся» в насекомых и поиграем в игру «Насекомые». У вас под стульчиками лежат карточки, взяли их. Все узнали насекомого на картинке? Хорошо. Под музыку вы изображаете своего насекомого. Старайтесь изобразить его так, чтобы я и гости поняли, кого вы изображаете. Как только музыка закончится, вы должны прибежать к своему «насекомому», которые тоже танцуют и могут быть в любом месте зала.

Играют.

Воспитатель: «Насекомые» в костюмах проверьте, ваши ли насекомые к вам собрались? (проверяют по картинкам). Молодцы. Играем еще раз.

Воспитатель: Сейчас мы проверим, как вы знаете насекомых. За правильный ответ получите звездочку. Старайтесь набрать как можно больше звездочек.

Задаю блиц - вопросы (приложение №4).

Воспитатель: Я рада, что вы любите насекомых и много знаете о них. Кто же набрал больше всех звездочек?

Подсчитываем, победителю, набравшему большее количество звездочек, под музыку и аплодисменты детей вручаю медаль «Знаток насекомых» (приложение №;5).

Воспитатель: Пришла пора игр - соревнований. Разделились на три команды. Первая эстафета «Кто быстрее построит муравейник». Мы - дружные муравьи. Надо подбородком зажать кирпичик, на четвереньках доползти до своей черты, оставить там кирпичик - он будет началом муравейника, и вернуться. Так все по очереди. Раз-два-три - начали!

Воспитатель: Муравейники получились замечательные! Похлопали сами себе.

Вторая эстафета «Кто больше наберет меда». Мы - пчелки. Берем ведерко с бокальчиком, жужжа «облетаем» свои два цветка, в каждом зачерпываем «мед» и переливаем его в ведерко. Кто больше и быстрее наберет «меда»? Раз-два-три - начали!

, к сожалению, подходит к концу. Давайте вспомним на прощание, что обозначают модели, которые мы с вами составляли на занятии.

Воспитатель показывает модели «Защита насекомых» (приложение №10) - дети рассказывают по ним.

Воспитатель: Приятно слышать ваши ответы. Верю, что вы - настоящие защитники и любители всей природы и насекомых в частности. На память об Воспитатель: Очень трудолюбивые пчелки! Все старались и набрали много «меда». Молодцы! Последняя игра «Бабочки». Каждая команда получает мозаику из семи частей (приложение №6). Из них по образцу выстраивает картинку бабочки. Кто правильнее и быстрее соберет? Раз-два-три - начали!

Воспитатель: Команды, назовите, пожалуйста, названия получившихся на картинках бабочек. (Дети называют).

Я думаю, мы все заслуживаем продолжительных аплодисментов.

Воспитатель: Все мы знаем крылатую народную мудрость, выраженную в пословицах и поговорках (приложение №7, не стараться использовать все пословицы и поговорки, сколько дети вспомнят). Посмотрим, кто же больше сможет вспомнить и назвать пословиц и поговорок о насекомых. За каждую названную пословицу или поговорку вы получите фишку-звездочку.

Дети называют. При затруднении воспитатель начинает поговорку, а дети продолжают ее. По окончании - подсчет звездочек.

Воспитатель: Замечательно, что вы все знаете так много поговорок и пословиц о насекомых. И у нас есть победитель. Он награждается медалью «Знаток народной мудрости о насекомых» (приложение №8).

Под музыку одеваю медаль.

Воспитатель: Однажды на лугу собрались насекомые и заспорили: кто из

них лучше и нужнее. Что из этого получилось - вы сейчас увидите (приложение №9).

Воспитатель: С тех пор насекомые не спорят и живут в ладу с природой.

Наш праздник этом празднике позвольте вручить вам памятные медали «Любитель насекомых» (приложение №11).

Под фонограмму музыки «Ночные цикады» всем детям одеваю медали.

Приложение №1.

Загадки о насекомых.

Спал цветок

И вдруг проснулся,

Больше спать не

захотел,

Шевельнулся,

встрепенулся,

Взвился вверх

и улетел. (Бабочка).

Всех жучков она милей,

Спинка алая у ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки. (Божья коровка).

Домовитая хозяйка

Пролетает над

лужайкой,

Похлопочет над цветком -

Не птица, а летает,

С хоботом, а не слон.

Никто не приучает,

А на нос садится. (Муха).

Не зверь, не птица, а нос как спица,

Летит - кричит, а сядет - молчит,

Кто его убьет - свою кровь прольет. (Комар).

Этот маленький скрипач

Изумрудный носит плащ.

Он и в спорте чемпион,

Ловко прыгать может он. (Кузнечик)

Он поделится медком. (Пчела).

Приложение №2.

Представления - загадки насекомых.

(авторские).

Была я страшной гусеницей,

Куколкой была,

И вот метаморфоза -

Прекрасной стала я.

Нежная, красивая,

Я - чешуекрылая! (бабочка)

Меня любят садоводы,

Зовут в свои сады.

Я тлей там поедаю -

Деревья тем спасаю.

И дети меня любят,

Давить не станут, нет.

Лишь на руку посадят

И просят улететь.

По-своему красивая,

Я - жесткокрылая!

(жук - божья коровка)

Живу в большой семье я,

В работе целый день.

Мой сбор целебный очень,

Меня никто не любит,

«Липучка», - говорят.

Болезни разношу я -

Сажусь на все подряд.

Меня не любят тоже,

Прихлопнуть норовят.

Уж больно я кусаю

И писком донимаю.

Пусть мы не красивые,

Мы - двукрылые! (муха, комар)

Я - зеленый и прыгучий,

И в траве живу.

Скрипки нет, и я тру крылья -

Так я стрекочу.

Наверно, я красивый,

Я - прямокрылый! (кузнечик)

Он нужен людям всем.

Но ты меня не трогай -

Могу ужалить я,

Я - перепончатокрылая! (пчела)

Приложение№3

Чешуекрылые.

Бабочки: 1. Капустница

2. Репейница

3. Крапивница

4. Махаон

Жесткокрылые.

Жуки: 1. Божья коровка

2. Колорадский жук

3. Навозник

4. Жук - олень

Перепончатокрылые.

1. Муравей

2. Пчела

3. Шмель

4. Большой рогохвост

Прямокрылые.

1. Саранча

2. Сверчок

3. Кузнечик

4. Медведка

Двукрылые.

1. Муха

2. Комар

3. Овод

4. Слепень

Приложение №4

Блиц - вопросы о насекомых.

1. Какие животные самые древние и многочисленные на планете? (насекомые).

2. От какого слова произошло слово «насекомые» и что это означает? (от слова «насечка», т.к. тело насекомого покрыто полосками, будто насечено).

3. Общие черты всех насекомых? (тело имеет 3 части: голова, грудь, брюшко; и 6 ног).

4. Для чего насекомым усики? (органы чувств - для обоняния и осязания, как у человека нос и пальцы).

5. Есть ли зубы у насекомых? (у некоторых, например, кузнечиков).

6. Все гусеницы и червяки превратятся со временем в бабочек? (нет, только гусеницы; червяки другой вид животных).

7. Кто самый сильный на земле? (муравей, переносит тяжести в 10 раз превосходящие его вес; например, слон весит 5 тонн - поднимает 1,5 тонны).

8. У каких насекомых в доме всегда порядок и даже есть место для туалета? (у муравьев в муравейнике).

9. Как поет кузнечик? (с помощью крыльев, одно из которых имеет зубчики и при трении крыла о крыло слышится стрекотание).

10. Чем питаются комары и комарихи? (комары только нектаром цветов и соком растений, комарихи - кровью, без которой они не могут отложить яйца).

11. Почему пчелу относят к домашним животным, а таракана и моль нет? (пчел специально разводят и ухаживают за ними, а тараканов и моль нет).

12. Личинки какого насекомого питаются листьями крапивы? (бабочки крапивницы).

13. Какое взрослое насекомое никогда и ничего не ест? (овод).

14. Где у кузнечика находятся уши? (в передних ножках).

15. Какие насекомые оберегают тлей и за что? (муравьи, за сладкий сок).

16. Десятилинейный жучок, пришедший к нам из Америки? (колорадский жук).

17. Каких насекомых называют защитниками урожая? (хищных: божья коровка, жужелица…).

18. Как у кузнечиков отличить самку от самца? (у самки есть яйцеклад - отросток, похожий на меч).

19. Назовите насекомых - опылителей (пчелы, шмели, бабочки).

20. Личинки каких насекомых живут в воде? (стрекоз, комаров…).

21. У какого насекомого есть рога и настоящие ли они? (жук-олень, не настоящие, а сильно разросшиеся челюсти).

Приложение №9.

Театрализованное представление «Спор насекомых».

(авторское).

Бабочка: - Я - самая красивая. Посмотрите на мои крылышки - разве они не прекрасны?! Недаром мною все любуются, поэты посвящают мне стихотворения, художники пишут с меня картины. Я - лучшее украшение природы!

Кузнечик: - Да, но ты не умеешь петь. Люди замолкают, чтобы послушать мое чудесное пение - стрекотание. Меня называют скрипачом. Я - чудесная скрипка природы!

Божья коровка: - Посмотрите на меня. Я не только красива, но и приношу пользу - уничтожаю тлей и тем сохраняю растения. Может, я не так прекрасна, как бабочка, и не умею петь, как кузнечик, зато я - нужнее вас.

Пчелка: - Все ерунда. Надо много работать, чтобы быть нужной. Я день-деньской собираю мед. Человек давно оценил мои заслуги и оберегает меня, строит для меня домики - ульи. Нужнее меня никого нет!

Комарик: - Нам особо нечем похвастаться.

Муха: - Да.

Муха и комар вместе: - Без нас, поверьте, природе тоже будет плохо.

Все насекомые (смех на разные голоса): - Ха-ха, хи-хи.

Божья коровка: - От вас только вред.

Бабочка: - Недаром вас люди не любят.

Кузнечик: - Вы кусаетесь и болезни разносите.

Пчела: - Вы никому не нужны.

Комар: - Я кусаюсь не со зла, а чтобы род свой продолжить.

Муха: - И болезни я не специально разношу.

Комар и муха вместе: - Без нас многие животные погибли бы или голодали. Стрекозы, пауки, птицы, лягушки и даже ящерицы нас обожают. Значит, мы тоже нужны.

Пчела (после паузы): - Получается, что все мы лучшие и нужные.

Божья коровка: - Да, и каждый в чем-то своем.

Бабочка: - А если кого-то совсем не станет, то плохо будет другим животным.

Кузнечик: - А от этого станет плохо и людям.

Комар и муха: - Если мы есть, значит, это надо природе.

Все насекомые дружно: - Мы - часть природы. Люди, не обижайте нас!

Приложение №10.

Модели «Охрана насекомых» (разработаны с детьми).

1. Не уничтожать насекомых.

2. Не ловить насекомых.

3. Не топтать.

4. Не разрушать их жилища.

1. Не ломать и не рвать растения - они основные места обитания насекомых.

2. Не сорить в природе (местах обитания насекомых и не только их).

3. Не жечь костры (трава и почва - места обитания множества насекомых).

4. Сажать деревья и другие растения в местах проживания, создавая места для обитания

насекомых.

1. Наблюдать насекомых в естественных условиях.

2. Изучать их (энциклопедии, специальная литература, фильмы).

3. Наблюдать в специально созданных условиях очень недолго (жизнь насекомых коротка) и выпускать в естественную для них среду.

4. Объяснять другим детям и взрослым правила поведения в природе.

© 2010-2022