Индивидуальная работа с семьей

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Консультация на тему:

«Индивидуальная работа с семьей»









Воспитатель: Коротова Н.С.

























Разговор о взаимоотношениях «детский сад - родители» - большой и нелегкий, это, пожалуй, одна из самых сложных проблем на сегодня. Хочется рассказать, как решались эти задачи в нашем детском саду.

Контингент родителей в детском саду сложный. Не раз в ответ на мои вопросы о доме, о родителях приходилось слышать от воспитателей удручающие ответы. Они свидетельствуют о том, что не все благополучно в семьях наших детей. Сегодня нельзя скрывать такие негативные явления, как пьянство родителей, безнадзорность детей, которые в выходные дни часто предоставлены сами себе и единственным занятием которых являются прогулки во дворе.

Есть категория родителей, которые ведут себя отчужденно, пренебрегают советами педагогов. Ощущается потребительское отношение к яслям - саду. Такие родители считают, что детский - сад место, где обязаны воспитывать их детей.

Часто коллеги детских садов спрашивают: У вас в дошкольном учреждении есть трудные дети?». Многие отвечают: «Нет у нас трудных, у нас много несчастных детей». Многие педагоги убеждены, что в этом есть и вина родителей.

Многие педагогические коллективы ищут эффективные пути работы с семьей. Опыт работы детского сада с семьей убеждает в том, что одной из исключительно важных форм осуществления контакта с родителями является индивидуальная работа.

В чем же преимущество этой работы?

Изучай семьи, беседуя с родителями, наблюдая за общением детей и родителей, педагоги ближе знакомятся с родителями своих воспитанников, легче намечают пути педагогического воздействия на ребенка, завоевывают авторитет, и постепенно создаются благоприятные условия для взаимопонимания. Оказалось, что именно организация индивидуальной работы с родителями вызывает небольшие затруднения у педагогов. И здесь важно установить контакт с родителями, найти верный тон разговора, дать конкретный и точный ответ.

Нужно стараться объяснить педагогам, что индивидуальные контакты помогают объединиться взрослым в воспитании ребенка, и успех возможен при всестороннем изучении семьи, что предполагает изучение индивидуальных особенностей родителей путем наблюдения, опросов и т.д.

Необходимо провести серию консультаций, на одной из них, раскрыть тему «Индивидуальный подход к родителям и детям». Выработать правила предварительной подготовки родителей к предстоящей беседе, например о том, как соблюдать педагогический такт в разговоре с родителями. Особое внимание следует обратить на следующие моменты:

  1. Нельзя начинать разговор с указания на отрицательные факты поведения ребенка, надо непременно отметить положительные стороны в его развитии;

  2. Следует внимательно, терпеливо выслушивать сомнения, возражения, замечания, жалобы родителей;

  3. Необходимо тактично указать на ошибки;

  4. Желательно давать только обоснованные ответы;

  5. Надо внушать родителям веру в своего ребенка при условии сотрудничества с детским садом.

Следующая консультация должна прозвучать на тему: «Изучение семьи для организации индивидуальной работы с родителями».

На консультации обсудить следующее:

  1. Каким должно быть первое посещение семьи ребенка;

  2. Как определить положение ребенка в семье через его рисунки по темам «Мой дом», «Моя семья».

Составить памятку с вопросами:

  1. Как дети встречают своих родителей?

  2. Как происходит расставание детей с родителями?

  3. Каков характер вопросов, просьб ребенка к родителям, и наоборот?

  4. Какова реакция родителей на детские шалости, капризы?

  5. Как родители разговаривают с детьми (речь, мимика, жесты)?

  6. Что из жизни ребенка в детском саду интересует родителей в первую очередь (успехи на занятиях, поведение, питание, сон и т.д.)?

Все это позволяет правильно планировать беседы с родителями, из которых нужно выяснить, чем наполнена жизнь ребенка в семье, какие методы воспитания используют родители, какие черты характера ребенка вызывают у них тревогу.

Полученный в ходе индивидуальных бесед материал позволяет в дальнейшем организовать беседы по группам. В результате подобных бесед родители стали чаще обращаться к педагогам за помощью и советом, откровенно рассказывать о своих проблемах, делиться сомнениями, даже сами стали приглашать воспитателей посетить семью.

Подгрупповые беседы можно проводить либо с группой родителей из одной семьи (т.е. мама, папа, бабушка, дедушка), либо с разными семьями, но с одинаковыми проблемами.

В беседах можно поднять вопросы на темы: «Как влияют взаимоотношения родителей на формирование личности ребенка»; «Роль авторитета родителей в воспитании детей»; «Как воспитать у ребенка чувство любви и уважения к матери»; «Мать - воспитательница» (для неполных семей).

Программа изучения семьи.

  1. Структура семьи и психологический климат (сколько человек, возраст, образование, профессия, межличностные отношения родителей, отношение родителей к детям, стиль общения). Основные принципы семейных отношений (гуманизм или жестокость, ответственность или анархия, взаимное доверие или подозрительность, взаимопомощь или невнимание).

  2. Стиль и фон семейной жизни: какие впечатления преобладают - положительные или отрицательные; причины семейных конфликтов и отрицательных переживаний родителей и детей.

  3. Социальный статус матери, отца в семье; степень участия в воспитательном процессе, наличие желания воспитывать ребенка, участие в организации жизни семьи (хозяйственно - бытовая деятельность, досуг).

  4. Воспитательный климат семьи, наличие или отсутствие домашней педагогической системы (осознание целей, задач, методов воспитания); уровень педагогической культуры, подготовленность родителей, знание своего ребенка, адекватность оценок его поведения; участие матери, отца в педагогической деятельности семьи (конструктивной, организованной, коммуникативной).

Цель и методы изучения семьи.

Цель. Характер семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребенка.

Методы.

  1. Анкеты для воспитателей.

  2. Анкеты для родителей.

  3. Беседы с ребенком.

  4. Наблюдение за ребенком в сюжетно - ролевой игре «Семья»

  5. Изучение рисунка ребенка и рассказа на тему «Наша семья»

  6. Метод социометрии в рамках семьи.

Анкета для выявления уровня педагогической культуры родителей.

  1. На основе каких знаний вы воспитываете своего ребенка.

А) слушаете передачи по радио и телевидению.

Б) посещаете лекции для родителей.

В) на основе рекомендаций педагогов

Г) используете жизненный опыт.

Д) читаете педагогическую литературу.

2. Какие методы в воспитании считаете наиболее эффективными:

А) поощрение.

Б) наказание.

В) требование.

Г) убеждение.

Д) приучение.

3. Какие виды поощрения вы используете чаще всего:

А) словесная похвала.

Б) подарки.

В) ласки.

4. Какие виды наказания наиболее действенны в воспитании:

А) физическое наказание.

Б) словесная угроза.

В) лишение развлечения.

Г) проявление вами обиды.

© 2010-2022