- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Семинар-практикум для педагогов «Уроки доброты»
Семинар-практикум для педагогов «Уроки доброты»
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кривченко Ю.М. |
Дата | 13.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Семинар-практикум для педагогов «Уроки доброты»
Важной составляющей процесса формирования духовных начал юной личности является нравственное воспитание. Заботясь о духовном развитии детей, в повседневной работе с ними педагоги должны чаще обращаться к искусству, учить детей воспринимать произведения с позиции красоты, понимать их глубинный смысл и духовную ценность. Для этого самим педагогам необходима подготовка - работа над собой. Именно на это направлен данный семинар. Усвоенные во время обмена опытом приемы и формы работы пригодятся воспитателям при общении с детьми.
Цель: обогащать знания педагогов о приемах и методах формирования духовно-нравственных качеств дошкольников при помощи литературных произведений. Повышать мотивацию в работе по развитию этических представлений детей. Развивать творческий потенциал дошкольников.
Оборудование: фанты желтого и серого цветов, ручки, плакат «Добро и зло», мольберт, цветные круги, аудиозапись спокойной музыки, ватманы, фломастеры, журналы, клей, ножницы, сердце разрезанное на части, шляпы 7 цветов.
Ход семинара
І вступительная часть
-
Организационный момент.
Сообщение темы и задач семинара.
-
Мозговой штурм «Добро и зло»
Участники тянут с коробочки цветные фанты (желтого и серого цвета). В зависимости от цвета делятсяна две группы. Участники, которые вытянули желтые фанты, записывают на них, что такое «добро». Те, кто достал серые фанты - что такое «зло».
Фанты с записями прикрепляют на плакат. Потом обсуждают ответы. Подытоживая ответы участников семинара, ведущий вывешивает выписанные с толкового словаря определения «добро», «зло».
Добро -все положительное, хорошее полезное, дружественное отношение к людям.
Зло - худое, лихое; противоположно добру, намеренное причинение кому-либо вреда, страданий.
-
Создание модели «Пути к сердцу ребенка»
Ведущий раздает педагогам цветные круги и предлагает написать на них методы, при помощи которых осуществляется духовно-нравственное воспитание дошкольников. Потом круги с надписями прикрепляют к доске в виде лепестков цветка вокруг серединки с надписью «Пути к сердцу ребенка».
-
Упражнение «Составь пословицу»
Ведущий: все народное творчество - это старейший вид искусства. Другое его название - фольклор. Это слово в переводе с английского означает «народная мудрость». Изучая устное народное творчество, дети усваивают основы духовности, которые закладывались в народные произведения в течении веков. Используя фольклор выполним упражнение «Составь пословицу»
Ведущий раздает каждой группе участников карточки с записанными словами, с которых нужно составить пословицы.
-
Здоровье а доброму сухарь впрок и на злому и мясное не.
(Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок)
-
На само торопись а худое доброе дело, приспеет
(Торопись на доброе дело, а худое само приспеет)
-
Упражнение «Назови пословицу»
Ведущий: каждый по очереди назовите пословицы про добро.
Каждая группа по очереди называет пословицы.
Пословицы про добро.
-
Доброта без разума пуста.
-
Доброму добрая память.
-
Не ищи красоты, ищи доброты.
-
На свете не без добрых людей.
-
Добрые умирают, да дела их живут.
-
Доброму делу не кайся.
-
Лихое лихому, а доброе доброму.
-
С доброй женой горе - полгоря, а радость вдвойне.
-
Доброе дело не опоздано.
-
Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок.
-
Злой не верит, что есть добрые люди.
-
Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
-
Про доброе дело говори смело.
-
Наступая на горло, да по доброй воле.
-
Доброму бог помогает.
-
Доброму человеку, что день, то и праздник.
-
Доброе дело - правду говорить смело.
-
Кто доброе творит, того зло не вредит.
-
Упражнение на релаксацию «Кубок доброты»
Звучит спокойная музыка. Педагоги удобно садятся и выполняют указания ведущего.
Ведущий: Закройте глаза, дышите спокойно, глубоко. Расслабьтесь. Представьте перед собой лист белой бумаги, а на нем - красивый кубок. Наполните его любимым напитком. А теперь представьте еще один кубок, но пустой. Мысленно отлейте в него немного напитка. Посмотрите: рядом еще один пустой кубок. Отлейте и в него немного напитка. А теперь посмотрите в свой кубок. Он опять полон! Что с ним случилось? Этот кубок стал особенным - волшебным, так как он наполнился вашей добротой. Раскройте глаза и уверенно скажите «Это я. У меня есть такой кубок»
ІІ практическая часть.
-
Решение проблемных ситуаций по содержанию художественных произведений.
Каждой группе ведущий дает для обработки фрагмент текста и несколько проблемных вопросов по его содержанию. Участники знакомятся с отрывком текста и предлагают свои варианты решения проблемы. После обсуждения ведущий читает продолжение текста и демонстрирует, какой выход со сложной ситуации описал автор.
1 группа
Именинный обед.
В.А.Сухомлинский
У Нины большая семья: мать, отец, два брата, две сестры, бабушка. Нина самая маленькая: ей девять лет. Бабушка самая старшая: ей восемьдесят два года.
Когда семья обедает, у бабушки дрожит рука. Все к этому привыкли и стараются не замечать. Если же кто-нибудь посмотрит на бабушкину руку и подумает: почему она дрожит? - рука дрожит еще сильнее. Несет ложку бабушка - ложка дрожит, капельки на стол капают.
Скоро день рождения Нины. Мать сказала, что на ее именины будет обед. Она с бабушкой испечет большой сладкий пирог. Пусть Нина пригласит своих подруг.
Пришли гости. Мама накрывает стол белой скатертью. Нина подумала: и бабушка за стол сядет, а у нее рука дрожит. Подруги смеяться будут, расскажут всем в школе.
Нина сказала тихонько маме:
- Мама, пусть бабушка сегодня за стол не садится…
- Почему? - удивилась мама.
- У нее рука дрожит… Капает на стол…
Вопросы:
- Как должна отреагировать мама?
- Какие методы вы можете ей посоветовать для воспитания дочери?
- Придумайте окончание рассказа.
Решение проблемы, предложенное автором.
Мама побледнела. Не сказав ни слова, она сняла со стола белую скатерть и спрятала в шкаф.
Мама долго сидела молча, потом сказала:
- У нас сегодня бабушка больна. Именинного обеда не будет. Поздравляю тебя, Нина, с днем рождения. Мое тебе пожелание: будь настоящим человеком.
2 группа
Наш папа выздоровел
В.А.Сухомлинский
У Кати, маленькой синеглазой первоклассницы с толстыми белыми косичками, сегодня большая радость. Больше года болел ее отец. В больнице лежал, три операции перенес. Мама и Катя горевали. Не раз, бывало, проснется Катя ночью и слышит: мама тихо плачет.
А сегодня отец уже на работе. Здоровый и бодрый.
Радостно сияют Катины глаза.
Придя в школу, встретила девочка во дворе двух своих одноклассников Петю и Гришу. Встретила и поделилась радостью:
- Наш папа выздоровел.
Петя и Гриша посмотрели на Катю, с удивлением пожали плечами и, ничего не сказав, побежали гонять мяч. Катя пошла к девочкам, игравшим в «классы».
- Наш папа выздоровел,- сказала она, и радость сияла в ее глазах.
Одна из девочек, Нина, с удивлением спросила:
- Ну и что же?
Катя почувствовала, как к горлу подкатился тяжелый комок и дышать ей стало тяжело. Она отошла к одинокому тополю на краю школьного двора и заплакала.
- Почему ты плачешь, Катя?- услышала она тихий, ласковый голос Кости, молчаливого мальчика, сидевшего за самой последней партой.
Вопросы:
- Как отреагировала Катя на вопрос Кости?
- Что вы посоветуете учителю и родителям этих детей?
- Придумайте окончание рассказа.
Решение проблемы, предложенное автором.
Катя подняла голову и, всхлипывая, ответила:
- Наш папа выздоровел...
- Как это хорошо!- обрадовался Костя.- Возле нашего дома в бору уже зацвели подснежники. Зайдем после уроков к нам, нарвем подснежников и понесем вашему папе.
Радость сияла в Катиных глазах.
ІІІ заключительная часть.
-
Создание коллажа «Доброта»
Ведущий: Сегодня мы много говорили о важной составляющей духовной культуры - доброте и художественном слове, как способе ее воспитания детей. Сейчас предлагаю вам выполнить задание, которое продемонстрирует, как при помощи изобразительного искусства можно формировать духовность дошкольников.
Задание: изготовить коллаж и нарисовать на нем те предметы, с которыми у вас ассоциируется понятие доброта. Прокомментировать получившийся результат.
2.Подведение итогов.
Ведущий: Дорогие коллеги, сегодня вы продемонстрировали особенно важное качество, которое необходимо педагогу - творческий потенциал. Предлагаю при помощи «метода 6 шляп» высказать ваше мнение.
Шляпы мышления
1. Шляпа красного цвета. Красный - огненный цвет. Шляпа красного цвета указывает на чувственную сферу, эмоции, интуицию, предчувствия. В подобной ситуации не требуется логических доказательств. Данная шляпа дает вам шанс рассказать об охвативших вас чувствах.
2. Шляпа желтого цвета. Это цвет радости и летнего солнца. Надев желтую шляпу, мы оказываемся в сфере позитивного мышления. Это возможность увидеть лучшее в ситуации, выгоду в высказанных мыслях, перспективы и преимущества, найти неожиданные решения и скрытые силы.
3. Шляпа черного цвета. Черный - цвет осторожности. Подобная шляпа дает нам возможность указать на ошибки и просчеты. Это цвет критики и оценки происходящего. Если требуется предостеречь о недочетах и возможных рисках, то следует надевать черную шляпу.
4. Шляпа зеленого цвета. Цвет растительного мира, природной энергии, роста и жизни. Подходит для творческих людей, под такой шляпой рождаются нестандартные подходы, неожиданные решения и альтернативные идеи.
5. Шляпа белого цвета. Этот тип мышления предполагает сосредоточенность на имеющейся информации. Обсуждаются только доступные нам факты и цифры. Это цвет канцелярских бумаг.
6. Шляпа синего цвета. Цвет постановки цели для будущей работы и подведения итогов. Это цвет самоконтроля за ходом мышления и он предполагает анализ и обобщение происходящего.
3. Упражнение «Сердце добрых желаний»
Ведущий: Подытоживая все сказанное, давайте создадим «Сердце добрых желаний». Каждый участник должен написать на части сердца-пазла заповедь, которой необходимо придерживаться, чтобы люди жили в добре.
Ведущий: Спасибо всем за сотрудничество, желаю всем успехов в работе и творческого вдохновения. Пусть приумножаются зерна доброты в ваших сердцах.