Семинар-практикум для педагогов «Уроки доброты»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Семинар-практикум для педагогов «Уроки доброты»Семинар-практикум для педагогов «Уроки доброты»

Важной составляющей процесса формирования духовных начал юной личности является нравственное воспитание. Заботясь о духовном развитии детей, в повседневной работе с ними педагоги должны чаще обращаться к искусству, учить детей воспринимать произведения с позиции красоты, понимать их глубинный смысл и духовную ценность. Для этого самим педагогам необходима подготовка - работа над собой. Именно на это направлен данный семинар. Усвоенные во время обмена опытом приемы и формы работы пригодятся воспитателям при общении с детьми.


Цель: обогащать знания педагогов о приемах и методах формирования духовно-нравственных качеств дошкольников при помощи литературных произведений. Повышать мотивацию в работе по развитию этических представлений детей. Развивать творческий потенциал дошкольников.


Оборудование: фанты желтого и серого цветов, ручки, плакат «Добро и зло», мольберт, цветные круги, аудиозапись спокойной музыки, ватманы, фломастеры, журналы, клей, ножницы, сердце разрезанное на части, шляпы 7 цветов.

Ход семинара

І вступительная часть

  1. Организационный момент.

Сообщение темы и задач семинара.


  1. Мозговой штурм «Добро и зло»

Участники тянут с коробочки цветные фанты (желтого и серого цвета). В зависимости от цвета делятсяна две группы. Участники, которые вытянули желтые фанты, записывают на них, что такое «добро». Те, кто достал серые фанты - что такое «зло».

Фанты с записями прикрепляют на плакат. Потом обсуждают ответы. Подытоживая ответы участников семинара, ведущий вывешивает выписанные с толкового словаря определения «добро», «зло».

Добро -все положительное, хорошее полезное, дружественное отношение к людям.

Зло - худое, лихое; противоположно добру, намеренное причинение кому-либо вреда, страданий.


  1. Создание модели «Пути к сердцу ребенка»

Ведущий раздает педагогам цветные круги и предлагает написать на них методы, при помощи которых осуществляется духовно-нравственное воспитание дошкольников. Потом круги с надписями прикрепляют к доске в виде лепестков цветка вокруг серединки с надписью «Пути к сердцу ребенка».


  1. Упражнение «Составь пословицу»

Ведущий: все народное творчество - это старейший вид искусства. Другое его название - фольклор. Это слово в переводе с английского означает «народная мудрость». Изучая устное народное творчество, дети усваивают основы духовности, которые закладывались в народные произведения в течении веков. Используя фольклор выполним упражнение «Составь пословицу»

Ведущий раздает каждой группе участников карточки с записанными словами, с которых нужно составить пословицы.

  • Здоровье а доброму сухарь впрок и на злому и мясное не.

(Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок)

  • На само торопись а худое доброе дело, приспеет

(Торопись на доброе дело, а худое само приспеет)


  1. Упражнение «Назови пословицу»

Ведущий: каждый по очереди назовите пословицы про добро.

Каждая группа по очереди называет пословицы.

Пословицы про добро.

  • Доброта без разума пуста.

  • Доброму добрая память.

  • Не ищи красоты, ищи доброты.

  • На свете не без добрых людей.

  • Добрые умирают, да дела их живут.

  • Доброму делу не кайся.

  • Лихое лихому, а доброе доброму.

  • С доброй женой горе - полгоря, а радость вдвойне.

  • Доброе дело не опоздано.

  • Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок.

  • Злой не верит, что есть добрые люди.

  • Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.

  • Про доброе дело говори смело.

  • Наступая на горло, да по доброй воле.

  • Доброму бог помогает.

  • Доброму человеку, что день, то и праздник.

  • Доброе дело - правду говорить смело.

  • Кто доброе творит, того зло не вредит.


  1. Упражнение на релаксацию «Кубок доброты»

Звучит спокойная музыка. Педагоги удобно садятся и выполняют указания ведущего.

Ведущий: Закройте глаза, дышите спокойно, глубоко. Расслабьтесь. Представьте перед собой лист белой бумаги, а на нем - красивый кубок. Наполните его любимым напитком. А теперь представьте еще один кубок, но пустой. Мысленно отлейте в него немного напитка. Посмотрите: рядом еще один пустой кубок. Отлейте и в него немного напитка. А теперь посмотрите в свой кубок. Он опять полон! Что с ним случилось? Этот кубок стал особенным - волшебным, так как он наполнился вашей добротой. Раскройте глаза и уверенно скажите «Это я. У меня есть такой кубок»


ІІ практическая часть.

  1. Решение проблемных ситуаций по содержанию художественных произведений.

Каждой группе ведущий дает для обработки фрагмент текста и несколько проблемных вопросов по его содержанию. Участники знакомятся с отрывком текста и предлагают свои варианты решения проблемы. После обсуждения ведущий читает продолжение текста и демонстрирует, какой выход со сложной ситуации описал автор.

1 группа

Именинный обед.

В.А.Сухомлинский

У Нины большая семья: мать, отец, два брата, две сестры, бабушка. Нина самая маленькая: ей девять лет. Бабушка самая старшая: ей восемьдесят два года.

Когда семья обедает, у бабушки дрожит рука. Все к этому привыкли и стараются не замечать. Если же кто-нибудь посмотрит на бабушкину руку и подумает: почему она дрожит? - рука дрожит еще сильнее. Несет ложку бабушка - ложка дрожит, капельки на стол капают.

Скоро день рождения Нины. Мать сказала, что на ее именины будет обед. Она с бабушкой испечет большой сладкий пирог. Пусть Нина пригласит своих подруг.

Пришли гости. Мама накрывает стол белой скатертью. Нина подумала: и бабушка за стол сядет, а у нее рука дрожит. Подруги смеяться будут, расскажут всем в школе.

Нина сказала тихонько маме:

- Мама, пусть бабушка сегодня за стол не садится…

- Почему? - удивилась мама.

- У нее рука дрожит… Капает на стол…


Вопросы:

- Как должна отреагировать мама?

- Какие методы вы можете ей посоветовать для воспитания дочери?

- Придумайте окончание рассказа.


Решение проблемы, предложенное автором.

Мама побледнела. Не сказав ни слова, она сняла со стола белую скатерть и спрятала в шкаф.

Мама долго сидела молча, потом сказала:

- У нас сегодня бабушка больна. Именинного обеда не будет. Поздравляю тебя, Нина, с днем рождения. Мое тебе пожелание: будь настоящим человеком.


2 группа

Наш папа выздоровел

В.А.Сухомлинский

У Кати, маленькой синеглазой первоклассницы с толстыми белыми косичками, сегодня большая радость. Больше года болел ее отец. В больнице лежал, три операции перенес. Мама и Катя горевали. Не раз, бывало, проснется Катя ночью и слышит: мама тихо плачет.

А сегодня отец уже на работе. Здоровый и бодрый.

Радостно сияют Катины глаза.

Придя в школу, встретила девочка во дворе двух своих одноклассников Петю и Гришу. Встретила и поделилась радостью:

- Наш папа выздоровел.

Петя и Гриша посмотрели на Катю, с удивлением пожали плечами и, ничего не сказав, побежали гонять мяч. Катя пошла к девочкам, игравшим в «классы».

- Наш папа выздоровел,- сказала она, и радость сияла в ее глазах.

Одна из девочек, Нина, с удивлением спросила:

- Ну и что же?

Катя почувствовала, как к горлу подкатился тяжелый комок и дышать ей стало тяжело. Она отошла к одинокому тополю на краю школьного двора и заплакала.

- Почему ты плачешь, Катя?- услышала она тихий, ласковый голос Кости, молчаливого мальчика, сидевшего за самой последней партой.

Вопросы:

- Как отреагировала Катя на вопрос Кости?

- Что вы посоветуете учителю и родителям этих детей?

- Придумайте окончание рассказа.

Решение проблемы, предложенное автором.

Катя подняла голову и, всхлипывая, ответила:

- Наш папа выздоровел...

- Как это хорошо!- обрадовался Костя.- Возле нашего дома в бору уже зацвели подснежники. Зайдем после уроков к нам, нарвем подснежников и понесем вашему папе.

Радость сияла в Катиных глазах.

ІІІ заключительная часть.

  1. Создание коллажа «Доброта»

Ведущий: Сегодня мы много говорили о важной составляющей духовной культуры - доброте и художественном слове, как способе ее воспитания детей. Сейчас предлагаю вам выполнить задание, которое продемонстрирует, как при помощи изобразительного искусства можно формировать духовность дошкольников.

Задание: изготовить коллаж и нарисовать на нем те предметы, с которыми у вас ассоциируется понятие доброта. Прокомментировать получившийся результат.


2.Подведение итогов.

Ведущий: Дорогие коллеги, сегодня вы продемонстрировали особенно важное качество, которое необходимо педагогу - творческий потенциал. Предлагаю при помощи «метода 6 шляп» высказать ваше мнение.


Шляпы мышления

1. Шляпа красного цвета. Красный - огненный цвет. Шляпа красного цвета указывает на чувственную сферу, эмоции, интуицию, предчувствия. В подобной ситуации не требуется логических доказательств. Данная шляпа дает вам шанс рассказать об охвативших вас чувствах.

2. Шляпа желтого цвета. Это цвет радости и летнего солнца. Надев желтую шляпу, мы оказываемся в сфере позитивного мышления. Это возможность увидеть лучшее в ситуации, выгоду в высказанных мыслях, перспективы и преимущества, найти неожиданные решения и скрытые силы.

3. Шляпа черного цвета. Черный - цвет осторожности. Подобная шляпа дает нам возможность указать на ошибки и просчеты. Это цвет критики и оценки происходящего. Если требуется предостеречь о недочетах и возможных рисках, то следует надевать черную шляпу.

4. Шляпа зеленого цвета. Цвет растительного мира, природной энергии, роста и жизни. Подходит для творческих людей, под такой шляпой рождаются нестандартные подходы, неожиданные решения и альтернативные идеи.

5. Шляпа белого цвета. Этот тип мышления предполагает сосредоточенность на имеющейся информации. Обсуждаются только доступные нам факты и цифры. Это цвет канцелярских бумаг.

6. Шляпа синего цвета. Цвет постановки цели для будущей работы и подведения итогов. Это цвет самоконтроля за ходом мышления и он предполагает анализ и обобщение происходящего.

3. Упражнение «Сердце добрых желаний»

Ведущий: Подытоживая все сказанное, давайте создадим «Сердце добрых желаний». Каждый участник должен написать на части сердца-пазла заповедь, которой необходимо придерживаться, чтобы люди жили в добре.


Ведущий: Спасибо всем за сотрудничество, желаю всем успехов в работе и творческого вдохновения. Пусть приумножаются зерна доброты в ваших сердцах.

© 2010-2022