- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Использование практических упражнений и заданий для развития эмоциональной сферы ребенка
Использование практических упражнений и заданий для развития эмоциональной сферы ребенка
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Пшеничникова А.К. |
Дата | 13.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Развитие эмоциональной сферы ребенка».
Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают воспринимать действительность и правильно реагировать на нее. Эмоции у детей очень выразительны и ярко (просто) читаются по лицу, мимике, позе. Для развития эмоциональной сферы дошкольников мной используются (применяются) следующие задания.
-
Использование рисования для изображения своих эмоций:
-
Пиктограммы (круги с изображением эмоциональных состояний человека: радость, печаль, обида, удивление и др.) Детям предлагается рассмотреть, назвать и раскрасить «человечков», при этом одну из пиктограмм можно понять по-разному: кричит, плачет, зовет и т.д. Так же ребята могут дорисовать некоторые элементы: слезы, волосы и т.д.
-
Лист А 4 делится пополам, ребята рисуют на нем грустную и веселую картину (настроение). Конкретно тема не обозначена: можно нарисовать пейзаж, портрет, абстракцию, животных, сказочных персонажей и т.д. После завершения работы дети объясняют выбор цвета, сюжетной линии.
-
Детям даются два листа А4 и просят их закрасить (затонировать) выбрав цвета так, чтобы один лист был «грустного» цвета, другой «веселого». Когда листы высохнут, ребятам показывают рисунки двух клоунов (лица клоунов разные: один веселый, другой грустный. Посередине у клоунов находится «овальная дырка»). Дошкольникам предлагается подобрать каждому клоуну соответствующий его настроению костюм (лист затонированной бумаги прикладываем сзади к клоуну).
-
С детьми старшего возраста для обозначения своего эмоционального состояния можно использовать куски цветной бумаги: они выбирают цветовую гамму, определяющую их настроение.
-
-
Использование картинок с различными сюжетами для обсуждения эмоций нарисованных людей, животных. Происходит обсуждение с ребятами возможных причин возникновения тех или иных эмоций, чувств, которые испытывает человек в определенных ситуациях (разбил вазу, разлил молоко, улетел шарик, подарил бабушке цветы и т.д.) На мой взгляд очень важно, чтобы дети поделились своим опытом решения проблемных ситуаций, в которые может попасть каждый.
-
Использование мяча для определения настроения каждого участника занятия. Взрослый кидает мяч ребенку, называя его по имени и спрашивает какого цвета у него сейчас настроение. Это короткое упражнение целесообразно применять в начале занятия (дня), так как если у кого-то настроение «темного» цвета, то в конце занятия (дня) это упражнение можно повторить и посмотреть изменились ли эмоции.
-
Использование игры «Азбука настроений» по принципу запомни картинки (для развития словесного обозначения эмоциональных состояний). Перед детьми раскладывают 10-12 картинок из набора, предлагается их рассмотреть и запомнить, после этого ребята закрывают глаза, а одна из карточек в это время убирается. Детям нужно назвать «какая картинка спряталась». Можно с помощью считалки на роль ведущего выбирать одного из ребят.
-
Использование зеркала для показа каждым ребенком самому себе тех или иных эмоций. «Заражение» положительными эмоциями самого себя: «улыбнись себе».
-
На мой взгляд, важным условием эффективной работы с эмоциями (детей, взрослых) является музыкальное сопровождение занятия. Кроме этого полезно использовать литературные произведения для вербального знакомства с эмоциональным опытом.
Методы, применяемые в работе педагога-психолога в работе с детьми:
-
Наблюдение (при повседневном пребывании детей в детском саду - их взаимоотношения, способы установления контакта со сверстниками и взрослыми, способы решения конфликтов, эмоциональные реакции на обиды, радость и т.д.)
-
Беседа (использование картинок с проблемными сюжетами, обсуждение проблемных ситуаций);
-
Рисование (рисуночные тесты, отражение своего эмоционального состояния с помощью цвета, формы, силы нажима на карандаш, штриховки и т.д.)
-
Игровые методы (игра - основная и самая любимая детская деятельность).
Если мы хотим, чтобы ребенок был эмоционально открытым, делился своими переживаниями, но при этом соблюдал границы чувств других людей, а впоследствии умел впускать в свой внутренний мир, необходимо проявлять интерес ко всему, что входит в картину мира ребенка, воспринимать его с уважением, обсуждать проблемы малыша.