- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Конспект образовательного мероприятия в подготовительной группе Сказка в музыке
Конспект образовательного мероприятия в подготовительной группе Сказка в музыке
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Козлова О.С. |
Дата | 09.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект образовательного мероприятия в подготовительной группе
«Сказка в музыке»
Составила: Козлова О. С., музыкальный руководитель, соответствие занимаемой должности, МБДОУ «Детский сад № 28 «Ветерок».
Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной классике.
Задачи:
Образовательные:
-
формировать культуру слушания;
-
продолжать знакомить с творчеством П.И. Чайковского;
-
учить вызывать эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера;
-
учить детей отвечать полным ответом на поставленные вопросы, ясно излагать свои мысли.
Развивающие:
-
развивать слуховое внимание и музыкальную память;
-
развивать чувство ритма, умение играть на детских музыкальных инструментах;
-
развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, образ и содержание которой связаны с миром сказки;
-
формировать умение передавать характер музыки через игру на детских музыкальных инструментах и танцевальных движениях.
Воспитательные:
-
воспитывать у детей интерес и любовь к отечественной классической музыкальной культуре, творчеству великого русского композитора П.И. Чайковского;
-
воспитывать культуру речевого общения, чувство сопереживания;
-
подводить детей к умению передавать элементарные игровые образы и их характеры мимикой, движениями, интонацией;
-
совершенствовать и развивать коммуникативные навыки детей.
Материал и оборудование:
-
технические: проектор, ноутбук, музыкальный центр, музыкальная колонка;
-
наглядные пособия: портрет П.И. Чайковского, картины с изображением Бабы Яги;
-
организационные средства: музыкальные инструменты для детей, метла Б.Яги
Предварительная работа:
-
беседы о творчестве П.И. Чайковского, слушание его произведений;
-
чтение сказок и просмотр мультфильмов про Бабу Ягу («Гуси - лебеди», «Летучий корабль» и др.);
-
разучивание музыкального материала: «Озорная полька», «Оркестр».
Ход занятия:
Дети заходят в зал под музыку «В мире много сказок» и встают в круг
М.Р.: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
(Дети здороваются) Сегодня я вас приглашаю в сказку, а сказка наша будет музыкальная. М.Р. смотрит вокруг обращает внимание на беспорядок Мне кажется, что в нашем зале кто-то побывал и навел здесь беспорядок. Но, не будем огорчаться: уберем все разбросанные игрушки на свои места, а, чтобы поднять настроение, сыграем на музыкальных инструментах.
Дети подходят к шкафу с музыкальными инструментами, вместо них стоит музыкальная колонка
М.Р.: Ребята, а наши инструменты куда-то пропали! Вы не брали их в группу? Дети: нет. Обращает внимание на колонку. А это что такое? Дети рассказывают, что это музыкальная колонка. Мне, кажется у нас в гостях побывал какой-то сказочный герой и чтобы узнать кто это нужно включить колонку и послушать что же там записано. Присаживайтесь. Дети садятся и слушают произведение Чайковского П.И. «Баба Яга»
М.Р.: Ребята, мы с вами послушали музыкальное произведение, как вы думаете, о каком сказочном герое рассказала нам музыка?
Ребенок: Я представил, что это Кощей, баба Яга, злой гном.
М.Р.: Почему ты предположил, что это Кощей, баба Яга?
Ребенок: Музыка страшная, тревожная, стремительная, быстрая, сказочная, волшебная, суровая, грозная, грубая, колкая, подкрадывающаяся, пугающая.
М.Р.: Что делает этот герой под музыку?
Ребенок: взлетает на ступе, ковыляет, варит зелье, колдует, летает на метле.
М.Р.: Вы все сказали правильно. Эта пьеса называется «Баба Яга», а написал ее великий русский композитор П.И. Чайковский. В самом начале пьесы музыка звучит угловато, как будто Баба Яга идет, прихрамывая, затевая что-то недоброе, затем появляется суетливое, непрерывное движение, будто Баба Яга что-то ищет, и вот музыка звучит высоко, зловеще, становится все громче и громче. Слышится полёт бабы Яги, сопровождаемый «свистом ветра». Баба Яга несется в ступе по воздуху, потом вдруг резко спускается вниз на землю, колдует… и вдруг пропадает. Скажите, ребята как называется пьеса, которую мы послушали?
Ребенок: Пьеса называется «Баба Яга»
М.Р.: А кто написал эту пьесу?
Ребенок: Пьесу написал П.И. Чайковский.
М.Р.: Образ бабы Яги отображали в своем творчестве не только композиторы, но и художники. На экране, представлены картины художников, рассмотрите картины внимательно и постарайтесь определить под какой цифрой картина соответствует характеру пьесы, которую мы послушали.
Викторина «Какой портрет Бабы Яги подходит характеру музыки»
М.Р.: Молодцы! Оказывается образ бабы Яги можно не только послушать, но и рассмотреть в картинах. А сейчас мы послушаем пьесу еще раз, а вы постарайтесь определить инструменты, которые помогли композитору передать образ бабы Яги.
Прослушивают пьесу П.И. Чайковского «Баба Яга»
М.Р.: Какие музыкальные инструменты звучали?
Ребенок: Я услышал, как играет скрипка, виолончель, контрабас, труба, арфа, кларнет.
М.Р.: Как называется группа музыкантов, играющие на разных музыкальных инструментах?
Ребенок: Группа музыкантов, играющие на разных музыкальных инструментах называется оркестр.
М.Р.: Инструменты, которые мы сейчас назвали представители какого оркестра?
Ребенок: Это инструменты симфонического оркестра.
М.Р.: Все понятно, это Баба Яга взяла наши инструменты! Интересно зачем же они ей понадобились?
Ответы детей.
М.Р.: Ребята, нужно вернуть наши музыкальные инструменты. Но где же живет Баба Яга?
Ребенок: Баба Яга живет в сказках, лесу.
М.Р.: Предлагаю отправиться в сказочный лес в гости к бабе Яге. Не боитесь отправится в дальний путь? (Нет). Тогда отправляемся. Вставайте.
Логоритмическое упражнение
-
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам, по сугробам,
Поднимай повыше ноги,
Проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали
Наши ноженьки устали,
Ты метель нам помоги
И к избушке приведи.
Ритмично идут
Хлопок в ладошки, по коленкам
Ритмично идут
Хлопок в ладошки, по коленкам
Поочередно щелчки
Поочередно хлопки по коленям
Шуршание ладошками
Ритмично идут
Кружатся под звук метели на экране появляется избушка на курьих ножках, дети садятся
М.Р.: Смотрите, а вот и избушка на курьих ножках и сама хозяйка нас встречает. Выходит Б.Яга
Б.Яга. А вот и я! Здравствуйте мои голубчики!
М.Р. и дети: Здравствуй Бабушка Яга.
Б.Яга: Ну и зачем пожаловали мои касатики?
М.Р.: Ребята, расскажите Бабе Яге зачем мы пришли?
Ребенок: Мы пришли вернуть свои музыкальные инструменты.
М.Р.: Баба Яга мы получили твое сообщение и пришли вернуть свои музыкальные инструменты. Это ведь ты их взяла?
Б. Яга: Да, это я взяла ваши инструменты!
М.Р.: Зачем они тебе?
Б.Яга. Как зачем? Я тоже люблю музыку и хочу, чтобы она всегда звучала в моем лесу. Показывает на музыкальные инструменты. Вот, посмотрите …со всех садов собрала! Только инструменты - то я взяла, а играть на них не умею… (плачет)
М.Р.: Ну не расстраивайся, попробуй еще раз.
Б.Яга пробует играть, у нее ничего не получается.
М.Р.: И правда ничего не получается, между прочим, чтобы играть на музыкальных инструментах, нужно учиться!
Б.Яга. Где же мне учиться? В садик я не хожу и в школу тоже! (плачет)
М.Р.: Ребята, что же делать?
Ребенок: Давайте научим Бабу Ягу играть на музыкальных инструментах
М.Р.: Правильно, Баба Яга мы с ребятами посоветовались и решили научить тебя играть на музыкальных инструментах.
Б.Яга: Ой, а может я сначала посмотрю, как вы играете?
М.Р.: Ну хорошо. Послушай, пожалуйста, наш оркестр!
Б.Яга. Оркестр? А что это такое оркестр? Я никогда не пробовала оркестр, какой он на вкус?
М.Р.: Ребята, что же такое оркестр?
Ребенок: Оркестр - это коллектив музыкантов, которые играют на разных музыкальных инструментах.
М.Р.: Оркестры бывают разные, ребята, какие оркестры вы знаете?
Ребенок: Оркестр бывает симфонический, народный, духовой, шумовой, джазовый.
Б.Яга: Показывает инструменты А эти инструменты из какого оркестра?
Ребенок: Это инструменты шумового оркестра.
М.Р.: Б. Яга присаживайся, а наши ребята тебе сыграют.
Б.Яга: Я с большим удовольствием послушаю.
М.Р.: Ребята берите инструменты, чтобы наш оркестр звучал ярче, нам поможет другая пьеса П.И. Чайковского «Неаполитанская песенка».
Оркестр «Неаполитанская песенка» П.И. Чайковский
Б.Яга. Молодцы! Какая красивая музыка! Ничего такая песенка у вас получилась! Так вы, наверное, больше ничего и не умеете, целыми днями только играете на своих музыкальных инструментах? Бедненькие…
М.Р.: Что ты Баба Яга, наши дети не только играют на музыкальных инструментах они замечательно танцуют.
Б.Яга: Не поверю, пока сама не увижу.
М.Р.: Мальчики приглашайте девочек на польку.
Танец «Озорная полька» музыка Н. Верисокиной
Б.Яга: Спасибо, вам, ребята, повеселили старую, а я решила свой оркестр создать и название ему уже придумала «Лесной оркестр».
М.Р.: И мы рады были тебе помочь, а сейчас нам пора возвращаться в детский сад. До свидания.
Б.Яга: До свидания! Баба Яга уходит
М.Р.: А мы отправляемся в путь, идем друг за другом никто не отстает.
Логоритмическое упражнение
-
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам, по сугробам,
Поднимай повыше ноги,
Проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали
Наши ноженьки устали,
Ты метель нам помоги
В детский сад скорей верни.
Ритмично идут
Хлопок в ладошки, по коленкам
Ритмично идут
Хлопок в ладошки, по коленкам
Поочередно щелчки
Поочередно хлопки по коленям
Шуршание ладошками
Ритмично идут
М.Р.: Ну вот мы в нашем детском саду. Ребята, что же с нами сегодня приключилось? (Ответы детей)
Ребята, мы сегодня все вместе вернули музыкальные инструменты в детский сад и научили бабу Ягу играть. А баба Яга, оказывается бывает разной, не только сердитой и вредной, но и приветливой, веселой, озорной. На сегодня наши приключения закончились, давайте попрощаемся с гостями и проходите в свою группу.
Дети: До свидания!
Литература:
-
Радынова, О.П. "Музыкальные шедевры". Технология развития творческого слушания музыки. - М.: Гном и Д, 2000.
Интернет-ресурсы
-
maam.ru/