Взаимодействие специалистов в коррекционно-развивающем процессе

Для более эффективного решения разных функциональных задач и всестороннего изучения возможностей и проблем детей, имеющих нарушения слуха и речи, осуществляется тесное взаимодействие всех участников коррекционно-воспитательного процесса, которое позволяет существенно обогащать детское развитие. Каждый специалист, владея специфическими методами, вносит свой вклад в процесс адаптации ребенка в социум.
Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Взаимодействие специалистов в коррекционно-развивающем процессе

Полноценное формирование личности ребенка не может состояться без всестороннего развития, поэтому в процессе коррекционно-развивающей и образовательной деятельности педагогический коллектив должен работать как единая команда. В дошкольном отделении для детей с нарушением слуха и речи ежегодно обучаются и воспитываются около 85 детей города Хабаровска и Дальневосточного региона.

Для более эффективного решения разных функциональных задач и всестороннего изучения возможностей и проблем детей, имеющих нарушения слуха и речи, осуществляется тесное взаимодействие всех участников коррекционно-воспитательного процесса: согласованная работа учителей-дефектологов, учителя по стимуляции речи движением, музыкальной стимуляции, психолога, логопеда позволяет существенно обогащать детское развитие. Каждый специалист, владея специфическими методами, вносит свой вклад в процесс адаптации ребенка в социум.

Одной из форм работ, наглядно демонстрирующей взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, считается интегрированное занятие. Именно оно является результатом тесного сотрудничества всех педагогов. Первоначально при подготовке к интегрированному занятию работа начинается с проведения стартовой диагностики. Она дает возможность выявить актуальный уровень развития детей и построить коррекционно-развивающий процесс с учетом личностно-ориентированного подхода. Каждый специалист диагностирует свою область. Педагог обследует речевое развитие ребенка. Психолог исследует особенности эмоционально-личностной сферы и интеллектуальное развитие. Воспитатель проводит динамическое наблюдение и делает промежуточные срезы, выявляя, таким образом, уровень умений и навыков детей. Учитель по музыкальной стимуляции и педагог по фонетической ритмике изучают просодическую сторону речи (силу, высоту, тембр голоса и его выразительность). В своей работе все педагоги применяют разнообразные методики, формы и средства работы с детьми: цветотерапию, музыкотерапию, логоритмику, арттерапию, компьютерные технологии.

Результаты комплексной диагностики тщательно анализируются, и на их основе составляется интегрированный коррекционно-развивающий календарно-тематический план взаимодействия специалистов. Он предназначен для детей с нарушениями слуха и ОНР (I,II уровня) и рассчитан на четверть. Основное его назначение - комплексное воздействие на детей, положительно влияющее на наиболее отстающие стороны: социально-личностное, моторно-двигательное, познавательное, речевое развитие детей. План составляется в соответствии с годом обучения, с учетом уровня психического и слухоречевого развития детей и выявленных у него при обследовании индивидуально-личностных особенностей. Он позволяет наметить как общий план работы со всеми детьми, так и пути оказания индивидуальной помощи отдельным детям с учетом имеющихся у них отклонений в развитии.

В основе интегрированного коррекционно-развивающего плана лежит тематический словарь, который является сквозным для обучения детей всех возрастов. Отбор речевого материала ведется в соответствии с программными требованиями. Относящиеся к каждой теме слова отражают окружающую ребенка действительность. Они вводятся в общение в реальных условиях ознакомления с миром и в различных видах практической деятельности. На занятиях у разных педагогов большинство из слов тематической группы встречается уже не впервые, но их отработка продолжается с целью уточнения звукобуквенного состава, ритмической структуры, смыслового содержания и контекстного употребления.

С учетом данного плана каждый из участников педагогического процесса организует свою деятельность. Психолог дает рекомендации специалистам по коррекции познавательной, личностной и эмоционально-волевой сферы каждого ребенка. И на основе изучаемой лексической темы предлагает детям специально подобранные задания.

тема

Учитель-дефектолог (логопед)

Воспитатель

Психолог

Учитель по музыкальной стимуляции

Учитель по стимуляции речи движением.

Музыкальный руководитель

Овощи - фрукты.

- Презентация

«Овощи-фрукты».

- Выполнение поручений

- Выполнение поручений (вымой, вытри, принеси).

- Работа над текстами

диалогами:

«В саду», «В огороде», «В саду и огороде».

- зарисовки по тексту.

- Описание фруктов (овощей).

- Игра - драматизация

«В саду и огороде».

- Экскурсия в магазин «Овощи, фрукты».

- Сюжетно-ролевая игра:

магазин «Овощи, фрукты».

- Изготовление атрибутов к игре.

- Просмотр диафильма «Репка».

- Приготовление салата.

- Дид/игры:

«Мама купила», «Узнай на вкус».

«Мытьё фруктов»

«Разноцветная вода», «Сложи радугу», «Цветная карусель».

- Лепка «Ваза с фруктами (овощами)».

- Рисование

«Сад (Огород)».

- Игры на развитие познавательной сферы:

«Невнимательный садовник»,

«Наложенные контуры», «Найди, чего не хватает».

«Что лишнее», «Собери картинку».

«Дорисуй и раскрась».

- Коррекция эмоционально-волевой сферы.

Этюды:

«Удивление», «Вот он какой»

- Коррекция личностного развития.

Этюды: «Обезьянки».

-Дифференциация на слух количества звучаний разночастотных шумовых инструментов (барабан, бубен, деревянные палочки, дудка, треугольник).

- Выразительная и эмоциональная декламация попевок «Счет», «По цветной дорожке».

- Соединение работы слухового, речевого и двигательного анализатора в работе над попевкой «Замочек», песней «Мы кружок нарисовали».

- Отработка речевого материала (овощи, фрукты, цвет) с помощью системы фоноритмических движений.

Речедвигательная игра: «Вот капуста, вот горох…».

- Развитие эмоций разнообразными интонационными средствами.

- Различение речевого материала на слух.

-Хоровод инсценировка «Есть у нас огород»

- Театрализованные этюды по сказке «Репка».

- Музыкальная игра «Ходит зайка в огород»

-Игра «Собери урожай».

Животные

Презентация «Животные».

- Описание животных по вопросам

(составление текстов).

- Зарисовки.

- Поручения.

- Использование ИКТ, игры:

«Животные и их детеныши»,

«У кого?»,

«Скотный двор», «Оживи картинку»

- Драматизация сказки «Теремок».

- Экскурсия в зоосад.

Рассматривание книг, иллюстраций о животных.

- Сюжетно-ролевая игра:

«Зоосад».

- Сказка на фланелеграфе

«Теремок».

- Изготовление атрибутов и костюмов к сказке.

Дид.игры:

«Кто в домике живёт?», «Запомни картинки (таблички)», «Найди ошибки»

Лепка: «Тут корова, там теленок».

Рисование «Кто живет в лесу».

Коллективная аппликация: «Зоосад»

- Игры на развитие познавательной сферы:

«Запомни и назови»

«Что лишнее», «Говорящие рисунки»,

«Дорисуй и раскрась», «Что сначала, что потом»

- Коррекция эмоционально-волевой сферы.

Этюды:

«Лисичка подслушивает», «Зайка боится».

- Коррекция личностного развития.

Этюды: «Смелый заяц», «Жадный пёс».

- Развитие тактильного восприятия ритмов

Игра: «Телефон».

- Воспроизведение ритмов голосом и в движении в контрастных темпах.

Выразительная и эмоциональная декламация попевки «Курица и цыплята» по ролям.

- Выделение ударного слога в двусложном ритме.

- Развитие ритмической памяти, слухового и зрительного внимания: игра: «Ритмическое эхо».

- Отработка речевого материала к считалке: «Тут корова, там теленок…» с помощью системы фоноритмических движений.

-Развитие эмоций разнообразными интонационными средствами.

Речедвигательная игра: «Серый волк» с музыкальным сопровождением.

- Различение речевого материала на слух.

Разучивание попевки «Кто живёт в лесу».

-Инсценировка с музыкальным сопровождением «В лесу».

-Развитие слухового восприятия. Различение регистра:

«Кто как кричит» (синтезатор), «Угадай? кто в домике живёт» (фортепьяно).

-Музыкальная характеристика персонажей сказки «Теремок».

-Театрализованные этюды «Изобрази животное».

-Пляска «Зайчики».

- Игра: «Птички и кошка»

Воспитатель на занятиях по изобразительной деятельности и конструированию по данной теме проводит работу по развитию мелкой моторики рук, организует дидактические, настольные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, проводит по данной в плане тематике беседы, наблюдения, знакомит детей с произведениями художественной литературы.

Учитель-дефектолог (логопед) проводит фронтальные и индивидуальные занятия, развивает остаточную слуховую функцию, речь ребенка и коррекцию произношения. Учитель по музыкальной стимуляции на фронтальных занятиях развивает речь и остаточный слух с помощью ритмико-мелодических приемов, разучивает считалки, попевки, проводит работу над интонацией, ритмом и вокалом.

Музыкальный руководитель осуществляет эстетическое воспитание средствами музыки, что благоприятно влияет на формирование неречевых функций у детей с нарушением слуха и речи, учит проявлять в речи различные эмоциональные состояния: радость, удивление, испуг. Основная задача учителя по стимуляции речи движением - развитие у детей речи с помощью движения, позволить ощутить звук всем телом, сделать его гармоничным, научить ребенка управлять своим телом, раскрепостить его. Во время фонетических занятий отрабатываются основные движения, способствующие появлению звуков, проводится их автоматизация и коррекция на речевом материале. Проговаривание слов, предложений, текстов сопровождается определенными выразительными движениями.

После изучения каждой темы, указанной в плане, и проведения совместной работы, организуются интегрированные обобщающие занятия. На таких занятиях у детей имеется возможность показать полученные знания и умения, а педагогам - продемонстрировать результаты своей работы. Учителя - дефектологи в тесном сотрудничестве с воспитателями, педагогом - психологом, учителями по музыкальной стимуляции и фонетической ритмике и музыкальным руководителем подбирают для детей интересные задания, аудиозаписи, видеоматериалы, создают слайдовые презентации, которые делают занятия более увлекательными, необычными и познавательными. Также формами совместной деятельности всех педагогов дошкольного отделения являются проведения праздников, театрализованных развлечений, постановка сказок.

Как показывает практический опыт, только комплексное воздействие дает положительный результат в продвижении детей с нарушениями слуха и речи, так как предполагает совместную деятельность и связь в работе между педагогами по решению появляющихся проблем. Данный подход достаточно эффективен, ведь он позволяет проводить четкую дифференциацию в планировании, осуществлять личностно-ориентированное взаимодействие педагогов с детьми, развивать личность каждого ребенка с учетом его потребностей и возможностей. Надеемся, что опыт нашей работы будет полезен и другим специалистам ДОУ.



© 2010-2022