- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Взаимодействие специалистов в коррекционно-развивающем процессе
Взаимодействие специалистов в коррекционно-развивающем процессе
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Синицына Е.В. |
Дата | 25.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Взаимодействие специалистов в коррекционно-развивающем процессе
Полноценное формирование личности ребенка не может состояться без всестороннего развития, поэтому в процессе коррекционно-развивающей и образовательной деятельности педагогический коллектив должен работать как единая команда. В дошкольном отделении для детей с нарушением слуха и речи ежегодно обучаются и воспитываются около 85 детей города Хабаровска и Дальневосточного региона.
Для более эффективного решения разных функциональных задач и всестороннего изучения возможностей и проблем детей, имеющих нарушения слуха и речи, осуществляется тесное взаимодействие всех участников коррекционно-воспитательного процесса: согласованная работа учителей-дефектологов, учителя по стимуляции речи движением, музыкальной стимуляции, психолога, логопеда позволяет существенно обогащать детское развитие. Каждый специалист, владея специфическими методами, вносит свой вклад в процесс адаптации ребенка в социум.
Одной из форм работ, наглядно демонстрирующей взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, считается интегрированное занятие. Именно оно является результатом тесного сотрудничества всех педагогов. Первоначально при подготовке к интегрированному занятию работа начинается с проведения стартовой диагностики. Она дает возможность выявить актуальный уровень развития детей и построить коррекционно-развивающий процесс с учетом личностно-ориентированного подхода. Каждый специалист диагностирует свою область. Педагог обследует речевое развитие ребенка. Психолог исследует особенности эмоционально-личностной сферы и интеллектуальное развитие. Воспитатель проводит динамическое наблюдение и делает промежуточные срезы, выявляя, таким образом, уровень умений и навыков детей. Учитель по музыкальной стимуляции и педагог по фонетической ритмике изучают просодическую сторону речи (силу, высоту, тембр голоса и его выразительность). В своей работе все педагоги применяют разнообразные методики, формы и средства работы с детьми: цветотерапию, музыкотерапию, логоритмику, арттерапию, компьютерные технологии.
Результаты комплексной диагностики тщательно анализируются, и на их основе составляется интегрированный коррекционно-развивающий календарно-тематический план взаимодействия специалистов. Он предназначен для детей с нарушениями слуха и ОНР (I,II уровня) и рассчитан на четверть. Основное его назначение - комплексное воздействие на детей, положительно влияющее на наиболее отстающие стороны: социально-личностное, моторно-двигательное, познавательное, речевое развитие детей. План составляется в соответствии с годом обучения, с учетом уровня психического и слухоречевого развития детей и выявленных у него при обследовании индивидуально-личностных особенностей. Он позволяет наметить как общий план работы со всеми детьми, так и пути оказания индивидуальной помощи отдельным детям с учетом имеющихся у них отклонений в развитии.
В основе интегрированного коррекционно-развивающего плана лежит тематический словарь, который является сквозным для обучения детей всех возрастов. Отбор речевого материала ведется в соответствии с программными требованиями. Относящиеся к каждой теме слова отражают окружающую ребенка действительность. Они вводятся в общение в реальных условиях ознакомления с миром и в различных видах практической деятельности. На занятиях у разных педагогов большинство из слов тематической группы встречается уже не впервые, но их отработка продолжается с целью уточнения звукобуквенного состава, ритмической структуры, смыслового содержания и контекстного употребления.
С учетом данного плана каждый из участников педагогического процесса организует свою деятельность. Психолог дает рекомендации специалистам по коррекции познавательной, личностной и эмоционально-волевой сферы каждого ребенка. И на основе изучаемой лексической темы предлагает детям специально подобранные задания.
тема
Учитель-дефектолог (логопед)
Воспитатель
Психолог
Учитель по музыкальной стимуляции
Учитель по стимуляции речи движением.
Музыкальный руководитель
Овощи - фрукты.
- Презентация
«Овощи-фрукты».
- Выполнение поручений
- Выполнение поручений (вымой, вытри, принеси).
- Работа над текстами
диалогами:
«В саду», «В огороде», «В саду и огороде».
- зарисовки по тексту.
- Описание фруктов (овощей).
- Игра - драматизация
«В саду и огороде».
- Экскурсия в магазин «Овощи, фрукты».
- Сюжетно-ролевая игра:
магазин «Овощи, фрукты».
- Изготовление атрибутов к игре.
- Просмотр диафильма «Репка».
- Приготовление салата.
- Дид/игры:
«Мама купила», «Узнай на вкус».
«Мытьё фруктов»
«Разноцветная вода», «Сложи радугу», «Цветная карусель».
- Лепка «Ваза с фруктами (овощами)».
- Рисование
«Сад (Огород)».
- Игры на развитие познавательной сферы:
«Невнимательный садовник»,
«Наложенные контуры», «Найди, чего не хватает».
«Что лишнее», «Собери картинку».
«Дорисуй и раскрась».
- Коррекция эмоционально-волевой сферы.
Этюды:
«Удивление», «Вот он какой»
- Коррекция личностного развития.
Этюды: «Обезьянки».
-Дифференциация на слух количества звучаний разночастотных шумовых инструментов (барабан, бубен, деревянные палочки, дудка, треугольник).
- Выразительная и эмоциональная декламация попевок «Счет», «По цветной дорожке».
- Соединение работы слухового, речевого и двигательного анализатора в работе над попевкой «Замочек», песней «Мы кружок нарисовали».
- Отработка речевого материала (овощи, фрукты, цвет) с помощью системы фоноритмических движений.
Речедвигательная игра: «Вот капуста, вот горох…».
- Развитие эмоций разнообразными интонационными средствами.
- Различение речевого материала на слух.
-Хоровод инсценировка «Есть у нас огород»
- Театрализованные этюды по сказке «Репка».
- Музыкальная игра «Ходит зайка в огород»
-Игра «Собери урожай».
Животные
Презентация «Животные».
- Описание животных по вопросам
(составление текстов).
- Зарисовки.
- Поручения.
- Использование ИКТ, игры:
«Животные и их детеныши»,
«У кого?»,
«Скотный двор», «Оживи картинку»
- Драматизация сказки «Теремок».
- Экскурсия в зоосад.
Рассматривание книг, иллюстраций о животных.
- Сюжетно-ролевая игра:
«Зоосад».
- Сказка на фланелеграфе
«Теремок».
- Изготовление атрибутов и костюмов к сказке.
Дид.игры:
«Кто в домике живёт?», «Запомни картинки (таблички)», «Найди ошибки»
Лепка: «Тут корова, там теленок».
Рисование «Кто живет в лесу».
Коллективная аппликация: «Зоосад»
- Игры на развитие познавательной сферы:
«Запомни и назови»
«Что лишнее», «Говорящие рисунки»,
«Дорисуй и раскрась», «Что сначала, что потом»
- Коррекция эмоционально-волевой сферы.
Этюды:
«Лисичка подслушивает», «Зайка боится».
- Коррекция личностного развития.
Этюды: «Смелый заяц», «Жадный пёс».
- Развитие тактильного восприятия ритмов
Игра: «Телефон».
- Воспроизведение ритмов голосом и в движении в контрастных темпах.
Выразительная и эмоциональная декламация попевки «Курица и цыплята» по ролям.
- Выделение ударного слога в двусложном ритме.
- Развитие ритмической памяти, слухового и зрительного внимания: игра: «Ритмическое эхо».
- Отработка речевого материала к считалке: «Тут корова, там теленок…» с помощью системы фоноритмических движений.
-Развитие эмоций разнообразными интонационными средствами.
Речедвигательная игра: «Серый волк» с музыкальным сопровождением.
- Различение речевого материала на слух.
Разучивание попевки «Кто живёт в лесу».
-Инсценировка с музыкальным сопровождением «В лесу».
-Развитие слухового восприятия. Различение регистра:
«Кто как кричит» (синтезатор), «Угадай? кто в домике живёт» (фортепьяно).
-Музыкальная характеристика персонажей сказки «Теремок».
-Театрализованные этюды «Изобрази животное».
-Пляска «Зайчики».
- Игра: «Птички и кошка»
Воспитатель на занятиях по изобразительной деятельности и конструированию по данной теме проводит работу по развитию мелкой моторики рук, организует дидактические, настольные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, проводит по данной в плане тематике беседы, наблюдения, знакомит детей с произведениями художественной литературы.
Учитель-дефектолог (логопед) проводит фронтальные и индивидуальные занятия, развивает остаточную слуховую функцию, речь ребенка и коррекцию произношения. Учитель по музыкальной стимуляции на фронтальных занятиях развивает речь и остаточный слух с помощью ритмико-мелодических приемов, разучивает считалки, попевки, проводит работу над интонацией, ритмом и вокалом.
Музыкальный руководитель осуществляет эстетическое воспитание средствами музыки, что благоприятно влияет на формирование неречевых функций у детей с нарушением слуха и речи, учит проявлять в речи различные эмоциональные состояния: радость, удивление, испуг. Основная задача учителя по стимуляции речи движением - развитие у детей речи с помощью движения, позволить ощутить звук всем телом, сделать его гармоничным, научить ребенка управлять своим телом, раскрепостить его. Во время фонетических занятий отрабатываются основные движения, способствующие появлению звуков, проводится их автоматизация и коррекция на речевом материале. Проговаривание слов, предложений, текстов сопровождается определенными выразительными движениями.
После изучения каждой темы, указанной в плане, и проведения совместной работы, организуются интегрированные обобщающие занятия. На таких занятиях у детей имеется возможность показать полученные знания и умения, а педагогам - продемонстрировать результаты своей работы. Учителя - дефектологи в тесном сотрудничестве с воспитателями, педагогом - психологом, учителями по музыкальной стимуляции и фонетической ритмике и музыкальным руководителем подбирают для детей интересные задания, аудиозаписи, видеоматериалы, создают слайдовые презентации, которые делают занятия более увлекательными, необычными и познавательными. Также формами совместной деятельности всех педагогов дошкольного отделения являются проведения праздников, театрализованных развлечений, постановка сказок.
Как показывает практический опыт, только комплексное воздействие дает положительный результат в продвижении детей с нарушениями слуха и речи, так как предполагает совместную деятельность и связь в работе между педагогами по решению появляющихся проблем. Данный подход достаточно эффективен, ведь он позволяет проводить четкую дифференциацию в планировании, осуществлять личностно-ориентированное взаимодействие педагогов с детьми, развивать личность каждого ребенка с учетом его потребностей и возможностей. Надеемся, что опыт нашей работы будет полезен и другим специалистам ДОУ.