Рабочая программа воспитателя МБДОУ д/с «Солнечный» для детей старшей группы

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБДОУ «Кадошкинский детский сад комбинированного вида «Солнечный»

Рассмотрена и одобрена Утверждена руководителем

на заседании методического объединения образовательного учреждения

Руководитель МО

_____________________________________ __________________________________

_____________________________________ ___________________________________



Рабочая программа воспитателя МБДОУ д/с «Солнечный» для детей старшей группы

Гречишкиной Юлии Евгеньевны




Содержание



  1. Целевой раздел.

    1. Пояснительная записка.

    2. Планируемые результаты освоения программы.

  2. Содержательный раздел.

    1. Учебный план ООП ДО в старшей группе МБДОУ д/с «Солнечный».

    2. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в группе.

    3. Формы, способы, методы и средства реализации программы в группе.

    4. Взаимодействие с семьей, с социумом.

    5. Планирование работы с детьми в группе.

    6. Особенности организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками.

  3. Организационный раздел.

    1. Оформление предметно-пространственной среды.

    2. Режим дня, структура образовательной деятельности.

    3. Перечень методических пособий.






I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Настоящая рабочая программа разработана на основе Образовательной программы МБДОУ детский сад комбинированного вида «Солнечный» и нормативно-правовых документов:

1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»».

4. Образовательная программа МБДОУ детский сад комбинированного вида «Солнечный».

5. Образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО», СПб, 2014, авторский коллектив: О.В. Акулова, Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе и др

5. Устав ДОО.

Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей старшей группы.

Цель программы:

Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.

Задачи программы:

- укрепление физического здоровья ребенка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры;

- целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности;

- обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс социализации- индивидуализации с учетом детских потребностей, возможностей и способностей;

- развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;

- развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка;

- пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания включаться в творческую деятельность;

- органичное вхождение ребенка в современный мир, разнообразное взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой;

- приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам;

- приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.

Принципы формирования Программы:

  • принцип гуманизации: воспитательно-образовательный процесс в ДОУ направлен на развитие личности ребенка как субъекта творческой деятельности, установление подлинно человеческих, равноправных и партнерских отношений участников образовательных отношений (педагогов, детей, родителей), направленных на сохранение социально- эмоционального здоровья ребенка; признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка; уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса;

  • принцип индивидуального подхода: обеспечение развития ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями; создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития; проектирование индивидуального пространства развития ребенка, где происходит его рефлексия, создается собственная «Я - концепция»;

  • принцип учета природосообразности (возрастные, психологические, типологические, гендерные, индивидуальные особенности и возможности детей дошкольного возраста) и культуросообразности (соответствие элементов образования модели социума, национальному и региональному компонентам). Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд);

  • принцип деятельностного подхода к проблеме развития детей дошкольного возраста: развитие психики осуществляется в деятельности. Совместная со взрослыми деятельность является условием формирования у ребенка высших, культурных, знаково-символических, психических функций (Л. С. Выготский). Сложные виды психической активности, первоначально будучи элементами коллективного сотрудничества со взрослым, в результате совместной деятельности становятся внутренними психическими функциями самого ребенка;

  • принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста. Программные образовательные задачи решаются в совместной деятельности взрослого и детей и в самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

  • принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей: цели и задачи содержания дошкольного образования каждой образовательной области решаются и в ходе реализации других областей Программы;

  • принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса предусматривает объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой темы. Основу планирования и организации образовательной деятельности с детьми каждой возрастной группы составляют тематические недели, события, реализация проектов, сезонные явления в природе и жизни людей, календарь значимых для дошкольного детства праздников страны, традиции;

  • принцип взаимодействия с родителями и окружающим социумом: взаимодействие с родителями в целях осуществления полноценного развития ребенка, обеспечения равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности; интеграция и координация деятельности всех субъектов образовательной деятельности в системе «дети - педагоги - родители»; взаимодействие с учебными, научными, культурными и лечебными учреждениями;

  • принцип непрерывности образования предусматривает связь всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп; обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы;

Методологические подходы к формированию основной образовательной программы дошкольного образования:

1.Возрастной подход, учитывающий, что психическое развитие на каждом возрастном этапе подчиняется определенным возрастным закономерностям, а также имеет свою специфику, отличную от другого возраста.

2. Личностно - ориентированный подход. Позволяет на основе выявления индивидуальных особенностей ребенка содействовать его развитию

3. Деятельностный подход. В рамках деятельностного подхода деятельность наравне с обучением рассматривается как движущая сила психического развития. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования.

В основу Программы положены идеи возрастного, личностного и деятельностного подходов в воспитании, обучении и развитии детей дошкольного возраста.

Реализация этих идей предполагает и предусматривает:

- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми; основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;

- решение программных образовательных задач не только в рамках непосредственно образовательной деятельности детей, но и в совместной деятельности взрослого и детей, при проведении режимных моментов и самостоятельной деятельности детей.

Основными принципиальными положениями основной образовательной программы ДОУ являются:

- соответствие принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; - сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости;

- соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности;

- обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

Значимые характеристики особенностей развития детей старшего дошкольного возраста.

Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

Возраст 5 - 6 лет характеризуется активизацией ростового процесса: за год ребенок может вырасти на 7 - 10 см. Изменяются пропорции тела. Совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется, активно развиваются двигательные способности. Заметно улучшается координация и устойчивость равновесия, столь необходимые при выполнении большинства движений. При этом девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками.

У детей активно развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но все еще слабыми остаются мелкие мышцы, особенно кистей рук. Воспитатель уделяет особое внимание развитию мелкой моторики. Старший дошкольник технически правильно выполняет большинство физических упражнений. Он способен критически оценить движения других детей, но самоконтроль и самооценка непостоянны и проявляются эпизодически. Углубляются представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, о значении гигиенических процедур, закаливания, занятий спортом, утренней гимнастики. Дети проявляют интерес к своему здоровью, приобретают сведения о своем организме и практические умения по уходу за ним.

Происходят большие изменения высшей нервной деятельности. В течение шестого года жизни совершенствуются основные нервные процессы - возбуждение и особенно торможение. Это благотворно сказывается на возможностях саморегуляции. Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребенок не так быстро утомляется, становится более вынослив психически (что связано и с возрастающей физической выносливостью). Дети начинают чаще воздерживаться по собственной инициативе от нежелательных действий. Но в целом способность к произвольной регуляции своей активности все еще выражена недостаточно и требует внимания взрослых. Под влиянием воспитания постепенно происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к поведению, опосредованному правилами и нормами. Дети активно обращаются к правилам при регулировании своих взаимоотношений со сверстниками. Формируются социальные представления морального плана, старшие дошкольники уже отличают хорошие и плохие поступки, имеют представления о добре и зле и могут привести соответствующие примеры из личного опыта или литературы. В оценке поступков сверстников они достаточно категоричны и требовательны, в отношении собственного поведения более снисходительны и недостаточно объективны.

По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка приближается к показателям мозга взрослого человека - расширяются интеллектуальные возможности детей. Ребенок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, пространственные, временные и другие отношения. Дети оперируют достаточным объемом временных представлений, ориентируются в последовательности дней недели, времен года и месяцев, относящихся к каждому времени года. Довольно уверенно осваивают ориентацию в пространстве и на плоскости.

Расширяется общий кругозор детей. Интересы старших дошкольников постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Детей привлекает широкий социальный и природный мир, необычные события и факты. Их интересуют обитатели джунглей и океанов, космоса и далеких стран и многое другое. Старший дошкольник пытается самостоятельно осмыслить и объяснить полученную информацию. С пяти лет начинается настоящий расцвет идей маленьких философов о происхождении луны, солнца, звезд и прочего. Для объяснения детьми привлекаются знания, почерпнутые из фильмов и телевизионных программ.

Дети с живым интересом слушают истории из жизни родителей, бабушек и дедушек. Ознакомление с техникой, разнообразными видами труда, профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям. Под руководством педагога шестилетки включаются в поисковую деятельность, принимают и самостоятельно ставят познавательные задачи, выдвигают предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений, используют разные способы проверки: опыты, эвристические рассуждения, длительные сравнительные наблюдения, самостоятельно делают маленькие открытия.

В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов. У детей снижаются пороги ощущений. Повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса и пропорций предметов, систематизируются представления детей.

Продолжает совершенствоваться речь. За год словарь увеличивается на 1000 - 1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом), хотя практически установить точное количество усвоенных слов за данный период очень сложно из-за больших индивидуальных различий. Совершенствуется связная, монологическая речь. Ребенок может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был. Правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями.

Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры, космические путешествия, пришельцев, замок принцессы, события, волшебников и пр. Эти достижения находят воплощение в детских играх, театральной деятельности, в рисунках, детских рассказах.

Рисование - любимое занятие старших дошкольников, ему они посвящают много времени. Дети с удовольствием демонстрируют свои рисунки друг другу, обсуждают их содержание, обмениваются мнениями. Любят устраивать выставки рисунков, гордятся своими успехами.

Возникающая потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возникновению детского сообщества. Сверстник становится интересен как партнер по играм и практической деятельности. Развивается система межличностных отношений, взаимных симпатий и привязанностей. Формирование статуса каждого ребенка во многом определяется оценкой его воспитателем. Воспитателю важно изучить систему межличностных отношений детей в группе и помочь каждому ребенку занять благоприятную для его развития позицию в коллективе сверстников: найти друзей, объединить детей на основе общности игровых интересов или склонностей к определенной деятельности.

В общении со сверстниками преобладают однополые контакты. Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу. Дети становятся избирательны во взаимоотношениях и общении: у них есть постоянные партнеры по играм. Все более ярко проявляется предпочтение к определенным видам игр, хотя в целом игровой репертуар разнообразен, включает сюжетно-ролевые, режиссерские, строительно-конструктивные, подвижные, музыкальные, театрализованные игры, игровое экспериментирование

Определяются игровые интересы и предпочтения мальчиков и девочек. Дети самостоятельно создают игровое пространство, выстраивают сюжет и ход игры, распределяют роли. В совместной игре появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения, проявляются нравственные чувства. Формируется поведение, опосредованное образом другого человека. В результате взаимодействия и сравнения своего поведения с поведением сверстника у ребенка появляется возможность лучшего осознания самого себя, своего Я.

Более активно проявляется интерес к сотрудничеству, к совместному решению общей задачи. Дети стремятся договариваться между собой для достижения конечной цели. Воспитателю необходимо помогать детям в освоении конкретных способов достижения взаимопонимания на основе учета интересов партнеров.

Интерес старших дошкольников к общению с взрослым не ослабевает . Дети активно стремятся привлечь к себе внимание взрослых, вовлечь в разговор. Детям хочется поделиться своими знаниями, впечатлениями, суждениями. Равноправное общение с взрослым поднимает ребенка в своих глазах, помогает почувствовать свое взросление и компетентность. Содержательное, разнообразное общение взрослых с детьми (познавательное, деловое, личностное) является важнейшим условием их полноценного развития.

1.2. Планируемые результаты освоения образовательной программы.

Целевые ориентиры образования в старшем дошкольном возрасте (от 5 лет до 6 лет):

- Проявляет интеллектуальную активность, у него проявляется познавательный интерес. Может принять и самостоятельно поставить познавательную задачу и решить ее доступными способами

- Дети могут объединяться для совместной деятельности, определять общий замысел, распределять роли, согласовывать свои действия, оценивать результат. Ребенок стремиться регулировать свою активность: соблюдать правила, учитывать права других людей. Имеет богатый словарный запас. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная.

- Проявляет самостоятельность в разнообразных видах деятельности. Активен в театрализованной, игровой деятельности, проявляет речевое творчество. Проявляет творчество

- Ребенок гармонично физически развивается, его двигательный опыт богат В двигательной деятельности проявляет хорошую выносливость, быстроту, силу, координацию, гибкость.

- Ребенок активен в стремлении к познанию разных видов трудовой деятельности взрослых и отражению своих представлений в изобразительной и игровой деятельности, сюжетно-ролевых играх.

- Проявляет интерес к самостоятельному познанию, обследованию предметов, выделению их свойств и качеств. Умеет рассматривать и обследовать предметы, осознанно используя разные органы чувств. По собственной инициативе организует собственную деятельность экспериментирования по исследованию свойств и качеств предметов и материалов.

- Заинтересован совместной игрой, эмоциональный фон общения - положительный. Согласовывает в игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров, умеет объяснить замыслы, адресовать обращение партнеру.

- Ребенок активен в разных видах познавательной деятельности с использованием математического содержания. Решает интеллектуальные задачи в поисковой деятельности, рассуждает, выдвигает проблемы и высказывает свое мнение по поводу их решения.

- Активно и с желанием участвует в разных видах творческой художественной деятельности на основе фольклорных и литературных произведений: рисует, лепит, конструирует, участвует в театрализованных играх.

- Развиты умения художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов: пересказ знакомых и вновь прочитанных произведений, рассказывает наизусть, участвует в играх со звукоподражаниями и рифмами. Активно и с желанием участвует в разных видах творческой художественной деятельности на основе фольклорных и литературных произведений: рисует, лепит, конструирует, участвует в театрализованных играх.

- Владеет отдельными техническими и изобразительными умениями, освоил некоторые способы создания изображения в разных видах деятельности и применяет их в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности.




II. Содержательный раздел Программы

Содержание программы определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. Воспитание и обучение осуществляется на русском языке - государственном языке России

Описание образовательной деятельности в соответствии с пятью образовательными областями

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

  • социально-коммуникативное развитие;

 познавательное развитие;

 речевое развитие;

 художественно-эстетическое развитие

 физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие направлено на:

- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; - развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,

- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает:

-развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

-формирование познавательных действий, становление сознания;

-развитие воображения и творческой активности;

-формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа,

об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей,

об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает:

-владение речью как средством общения и культуры;

-обогащение активного словаря;

-развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

-развитие речевого творчества;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

-формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает:

- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

-становление эстетического отношения к окружающему миру;

-формирование элементарных представлений о видах искусства;

-восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

-стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

-реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной,

конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие включает:

Приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;

• способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны),

• формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;

• становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

• становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

2.1.Учебный план ООП ДО в старшей группе МБДОУ детский сад «Солнечный»

Направления развития

Виды детской деятельности

Формы образовательной деятельности

Продолжительность и количество в неделю

ОО Физическое развитие

Двигательная

Игровая

Подвижные дидактические игры, игры с правилами, подвижные упражнения, соревнования, подвижные игры с правилами, игровая, сюжетные игры

25 минут, 3 раза в неделю

ОО Социально -коммуникативное развитие:

-Социальный мир

Коммуникативная

Игровая

Беседа, речевая ситуация, составление отгадывание загадок, ситуативный разговор, сюжетные игры, игры с правилами.

25 минут, 2 раза в неделю.

ОО Речевое развитие:

-Развитие речи

-Чтение художественной литературы

Коммуникативная

игровая

Познавательно - исследовательская


Чтение художественной литературы

Беседа, речевая ситуация, составление отгадывание загадок, ситуативный разговор, сюжетные игры, игры с правилами

Чтение, обсуждение, разучивание.

25 минут, 1 раз в неделю.

25 минут, 1 раз в 2 недели.

ОО Познавательное развитие:

-Математика

-Природный мир

-Обучение грамоте

Познавательно - исследовательская



Коммуникативная

Экскурсии, наблюдения, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, моделирование, реализация проекта, игры с правилами.

Беседа, речевая ситуация, составление отгадывание загадок, ситуативный разговор, сюжетные игры, игры с правилами

25 минут, 1 раз в неделю.

25 минут, 1 раз в 2 недели.

25 минут, 1 раз в неделю.

ОО Художественно - эстетическое развитие:

-Рисование

-Лепка

-Аппликация

-Конструирование

-Музыка

Продуктивная

Музыкально - художественная


Коммуникативная

Игровая

Мастерская по изготовлению детского творчества

Слушание, исполнение, импровизация, экспериментирование, музыкально-дидактические игры.

Беседа, речевая ситуация, составление отгадывание загадок, ситуативный разговор, сюжетные игры, игры с правилами

25 минут, 1 раз в неделю.

25 минут, 1 раз в 2 недели.

25 минут, 1 раз в 2 недели.

25 минут, 1 раз в месяц.

25 минут, 2 раза в неделю.


2.2.Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в группе.

Направление развития

Методическое пособие

Наглядно-дидактическое пособие

Рабочие тетради

ОО Физическое развитие

Л.И.Пензулаева. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет.

Физическая культура в старшей группе детского сада / Л.Д. Глазырина.

Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении / А.П. Щербак.

Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет / Л.И. Пензулаева.

ОО Социально-коммуникативное развитие

В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие.

Дорогою добра. Занятия для детей 5-6 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию/ под ред. Л.В.Коломийченко.

Вострухина Т.Н., Знакомим с окружающим миром детей 5-6 лет.

А.М.Федотова, Познаем окружающий мир играя.

Подвижные тематические игры для дошкольников/ сост.Т.В.Лисина.

. Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, М.Д. Маханева.

Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей.

Тематические картинки, плакаты, сюжетные картинки, макет улицы и др.

ОО Речевое развитие

Развитие речи в старшей группе. Волчкова В.Н., Степанова Н.В.

Развитие речи для детей 5-7 лет. О.С.Ушакова.

Развитие речи и творчества дошкольников/Под ред. Ушаковой О.С.

Хрестоматия к примерному региональному модулю программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем»

Сюжетные картинки, плакаты, иллюстрации к сказкам, тематические картинки и др.

ОО Познавательное развитие

Комплексные занятия в старшей группе детского сада, Т.М.Бондаренко

Математика для детей 5-6 лет, Е.В.Колесникова

Обучение решению арифметических задач. Е.В.Колесникова

Добро пожаловать в экологию. Сост. О.А.Воронкевич

Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Т.М.Бондаренко

Дидактический материал по математике, тематические картинки, плакаты, сюжетные картинки и др.

Рабочая тетрадь «Я считаю до десяти»

Рабочая тетрадь «Я решаю арифметические задачи»

ОО Художественно-эстетическое развитие

Конструирование и ручной труд в детском саду. Пособие для воспитателей /

Л.В. Куцакова.

Чудесные поделки из бумаги. Книга для воспитателей детского сада. / З.А. Богатеева.

Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Программа и конспекты занятий.

Комплексные занятия в старшей группе детского сада, Т.М.Бондаренко

Лыкова И.А., Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа.

Строительный материал, образцы изделий, поделок, картины, иллюстрации.

2.3.Формы, способы и методы реализации программы в группе

Направление развития

Формы реализации программы

Способы

Методы

Средства

ОО Физическое развитие

- прием детей на воздухе в теплое время года

- утренняя гимнастика

- гигиенические процедуры

- закаливание в повседневной жизни (облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, обширное умывание, воздушные ванны)

- физкультминутки на занятиях

- физкультурные занятия

- прогулка в двигательной активности

- гимнастика после сна

- закаливание

- физкультурные досуги, игры и развлечения

- самостоятельная двигательная активность

- прогулка (инд. работа по развитию движений)

игровая, практическая, соревновательная деятельность.

наглядные (показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитация, слуховые и зрительные ориентиры рассматривание физкультурных пособий, картин, фотографий, просмотр видеофильмов, компьютерных презентаций о физических упражнений, видах спорта, спортсменах); словесные (объяснения, пояснения, указания; анализ, оценка движений ребенка, команды, распоряжения, вопросы, обсуждение, беседа); практические (повторение упражнений, проведение упражнений в игровой и соревновательной форме).

стихи, песни, пословицы, физкультминутки, атрибуты, картины, схемы - символы, спортивное оборудование и др.

ОО Социально-коммуникативное развитие

- утренний прием детей, индивидуальные и подгрупповые беседы

- оценка эмоционального настроения группы с последующей коррекцией плана работы

- формирование навыков культуры еды

- этика быта, трудовые поручения

- дежурство по столовой, в уголке природы, помощь в подготовке к занятиям

- театрализованные игры

- сюжетно - ролевые игры

- воспитание в процессе хозяйственно - бытового труда и труда в природе

- эстетика быта

- тематические досуги в игровой форме

- работа в книжном уголке

- общение младших и старших детей (совместные игры, спектакли, дни дарения)

- сюжетно - ролевые игры

исследовательская, проектная, игровая, информационная, практическая деятельность.

Наглядные, словесные, практические, исследовательские, поисковые, активные

стихи, литературные произведения иллюстрациями, пословицы, сюжетные игры и др.

ОО Речевое развитие

- занятия познавательного цикла

- дидактические игры

- наблюдения, беседы

- экскурсии

- исследовательская работа, опыты, экспериментирование

- занятия

- развивающие игры

- интеллектуальные досуги

- клубы по интересам

- индивидуальная работа

исследовательская, проектная, игровая, информационная, практическая деятельность

наглядного моделирования: по картинно-графическому плану (пересказ по предметным картинкам), использование пиктограмм (пиктограмма от латинского - рисовать и греческого - запись - это знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего, в схематическом виде), осмотр, экскурсия, рассматривание предметов; показ картин, фотографий, кинофильмов; описание картин, игрушек; составление сюжетных рассказов и др.

песенки, потешки, заклички, небылицы, сказки, литературные произведения; стихотворения, пословицы, поговорки, скороговорки, пальчиковые игры.

ОО Познавательное развитие

- занятия познавательного цикла

- дидактические игры

- наблюдения, беседы

- экскурсии

- исследовательская работа, опыты, экспериментирование

- занятия

- развивающие игры

- интеллектуальные досуги

- клубы по интересам

- индивидуальная работа

исследовательская, проектная, игровая, информационная, практическая деятельность

наглядные (наблюдения, опытническая и поисковая деятельность, показ и рассматривание демонстрационных материалов), словесные (вопросы, указания, объяснение, беседа), практические (опытническая и поисковая деятельность, дидактические игры).

дидактические игры, картины, стихи, пословицы, книги с иллюстрациями и др.

ОО Художественно-эстетическое развитие

- занятия по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности

- эстетика быта

- экскурсии в природу

- посещение музеев

- музыкально - художественные досуги

- занятия

- индивидуальная работа

исследовательская, проектная, игровая, информационная, практическая деятельность.

наглядные (показ, рассматривание, наблюдение), словесные (объяснение, указания, анализ, убеждение, побуждение), практические (обследование, экспериментирование, упражнение в практических действиях, творческие игры, поисковые ситуации).

художественная литература, фольклор, музыкальные произведения, произведения искусства (живописи, графики, скульптуры, конструирования), сказки, все виды театров, игры.

2.4.Взаимодействие с семьей, с социумом.

Месяцы

Содержание работы

Ответственные

Сентябрь

1. Организационное родительское собрание «Осенний калейдоскоп».

2. Беседа с родителями «Одежда детей в разные сезоны».

3. Консультация для родителей «Осторожно, ядовитые грибы».

4. Консультация «Всё о развитии детской речи».

5. Памятка для родителей «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста».

6. Анкетирование родителей. Тема: «Какой вы родитель?».

7. Консультация «Всё о детском питании».

Воспитатели

Октябрь

1. Консультация «Игра, как средство воспитания дошкольников».

2. Индивидуальные беседы с родителями о необходимости проводить вакцинацию против гриппа и ОРВИ.

3. Анкетирование родителей. Тема: «Знаете ли вы своего ребёнка?».

4. Памятка для родителей «Какие родители, такие и дети!».

7. Консультация «Азбука дорожного движения».

Воспитатели

Ноябрь

1. Консультация «Как провести выходной день с ребёнком?».

2. Индивидуальные беседы с родителями. Тема «Спортивная обувь для занятий физкультурой». О необходимости её приобретения.

3. Консультация «Одежда детей в группе».

4. Консультация. Тема: «Пожарная безопасность. Советы доброго доктора».

5. Памятка для родителей. Тема: «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности».

6. Выставка детских работ «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды».

7. Консультация «Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».

8. Праздник ко Дню матери «Мама в доме, что солнышко на небе.»

Воспитатели

Декабрь

1. Консультация «Грипп. Меры профилактик. Симптомы данного заболевания».

2. Беседа «Чесночницы - одна из мер профилактики вирусных инфекций».

3. Тестирование родителей. Тема: «Состояние здоровья вашего ребёнка».

4. Памятка для родителей «Кодекс здоровья».

5. Консультация «Жизнь по правилам: с добрым утром».

6. Анкетирование родителей. Тема: «Условия здорового образа жизни в семье».

7. Памятка для родителей «Как отвечать на детские вопросы?».

Воспитатели

Январь

1. Консультация «Самостоятельность ребёнка. Её границы».

2. Памятка для родителей. Тема: «Приглашаем к сотрудничеству».

3. Индивидуальные беседы. Тема: «Закаливание - одна из форм профилактики простудных заболеваний детей».

4. Консультация «Как сделать зимнюю прогулку с малышом приятной и полезной?».

5. Памятка для родителей. Тема: «Чаще говорите детям».

Воспитатели

Февраль

1. Выставка детских рисунков, тема: «Мой папа».

2. Анкетирование Отцов и дедушек, тема: «Каковы вы мужчины?».

3. Индивидуальные беседы с папами, тема: «Кого вы считаете главным в воспитании ребенка?».

4. Беседа «Возможные формы совместного отдыха родителей и детей».

5. Памятка для родителей «Несколько советов по организации и проведению детских праздников».

6. Выставка рисунков «Папа, мама, я - очень дружная семья».

7. Поделки родителей и детей «Наши увлечения».

8. Памятка для родителей «Основы нравственных отношений в семье».

Воспитатели

Март

1. Плакат для родителей «Дорога не терпит шалости - наказывает без жалости!».

2. Выставка детских работ «Мы едим, едим, едим».

3. Папка - передвижка «осторожно - красный свет».

4. Памятка для родителей «Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге».

5. Родительское собрание, тема: «Ребенок и правила дорожного движения».

6. Тематическая выставка «Внимание улица!» книги, дидактические пособия, игры.

7. Консультация «Ребенок и дорога. Правила поведения на улицах города».

8. Консультация «Азбука дорожного движения».

Воспитатели

Апрель

1. Беседа «Детский рисунок - ключ к внутреннему миру ребенка».

2. Консультация «Изобразительная деятельность ребенка в домашних условиях».

3. Памятка для родителей «Как измерить талант?».

4. Консультация «Развитие творческих способностей ребенка».

5. Памятка для родителей «Пойте ребенку песни».

6. Оформление фотоальбома «Семьи наших воспитанников».

Воспитатели

Май

1. Итоговое родительское собрание.

2. Открытое занятие для родителей воспитанников.

3. Памятка для родителей «Изобразительная деятельность дошкольников».

4. Консультация «Как сделать путешествие в автомобиле интересным? Поиграйте с малышом!».

5. Консультация «Развод родителей - это серьезно».

6. Консультация «Все о компьютерных играх».

7. Выпускной вечер «До свидания, Детский сад!»

Воспитатели


2.5.Планирование работы с детьми с группе

Сроки

Тема

Итоговое мероприятие

Сентябрь

1-2 неделя

«Здравствуй, детский сад!» (детский сад, дружба)

Выставка детских работ «Мои друзья»

3-4 неделя

«Моя малая родина»

Выставка рисунков «Осень в поселке»

Октябрь

«Осень золотая» (осенние приметы, овощи, фрукты, дары леса, заготовки на зиму)

Музыкальное развлечение «Осень в гости к нам пришла»

Ноябрь

«Мой дом, моя семья» (семья, дом в котором я живу, мебель)

Выставка детских работ: Портрет любимой мамочки»

Декабрь

«Зимушка-краса. Новогодний праздник» (зимние приметы, зимние забавы, зимующие птицы, животные зимой, новогодний праздник)

Новогодний карнавал.

Январь

«Братья наши меньшие» (дикие животные, домашние животные, дикие птицы, домашние птицы, деревенский двор.)

Создание книжек-малышек «Братья наши меньшие»

Февраль

«Моя родина - Россия» (Россия, народные промыслы, защитники отечества)

спортивный праздник «День защитников Отечества»

Конкурс поделок и рисунков «Наши защитники»

Март

1-2 неделя

«Наши мамы» (профессии, 8 марта)

Праздничный утренник «Концерт для мам»

3-4 неделя

«Весна» (весенние приметы, деревья и кустарники, цветы)

Посадка семян цветов.

Апрель

«Наша планета» (Планета Земля, Космос, мировой океан)

Выставка детских работ «Космос»

Май

1-2 неделя

«День победы»

Тематическое занятие, посвящённое Дню Победы

3-4 неделя

«Завтра в школу»

Выпускной

Воспитательно-образовательный план дошкольного образовательного учреждения


Образовательные области

Виды НОД (программа « Детство»)

младшая группа

Средняя группа

Старшая группа


Количество часов в

Количество часов в

Количество часов в

нед

год

нед

год

нед

год

1

2

3

4

7

8

9

10



Обязательная часть


Познавательное развитие

2

3

4

обучение грамоте


1

36

математическое развитие

1

36

1

36

1

36

природный мир

0.5

18

1

36

1

36

социальный мир

0.5

18

1

36

1

36

Речевое развитие

мир книги

1

36

1

36

1

36

речевое развитие

1

36

1

36

1

36

Социально- коммуникативное развитие



Во всех видах детской деятельности


Художественно- эстетическое развитие

4

4

4

мир музыки

2

72

2

72

2

72

мир искусства

2

72

2

72

2

72

Физическое развитие

3

3

3

физическое развитие

3

108

3

108

3

108

ИТОГО

10

12

13

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Дополнительное образование (кружки)

1

2

Региональный компонент (краеведение, родиноведение)

В различных видах детской деятельности в соответствии с перспективным планом

Проектная деятельность


Во всех видах детской деятельности в соответствии с перспективным планом

Примерное недельное распределение форм образовательной деятельности в режимных моментах


Формы образовательной деятельности в режимных моментах

Количество в неделю

Подвижные игры и упражнения

ежедневно

Ситуации общения воспитателя с детьми и накопления социального опыта

ежедневно

Совместная игра воспитателя с детьми (сюжетно-ролевая, режиссерская, строительно-конструктивная)

2 раза в неделю

Чтение художественной литературы

ежедневно

Трудовые поручения, дежурство, труд в природе

ежедневно

Опыты, эксперименты, наблюдения экологической направленности

1 в неделю

Коллективный труд

1 в неделю

Творческая мастерская

1 в неделю

Музыкально-театральная деятельность

1 в неделю

Сенсорно-интеллектуальный тренинг

1-2 в неделю

2.6.Особенности организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками

Региональный компонент

Необходимость воспитания и обучения детей в условиях дошкольных образовательных учреждений с учетом культурных, национальных и природных особенностей региона проживания обусловлена социально-педагогическими потребностями современного общества. Практика показывает, что общаясь в социуме, у детей рано проявляется интерес к людям разных национальностей, их внешности, языку, манере одеваться, питаться, обустраивать быт. Мордовия является поликультурным регионом, на территории которого проживают русские, татары, мордва (мокша, эрзя и шокша), а также представители других национальностей. Однако общность условий проживания (природного и социального окружения) делает необходимым ознакомление детей с природой Мордовии, ее географическими, экологическими и историческими особенностями, государственной символикой, с населенными пунктами, заслугами знаменитых людей, а также с языками, музыкой, литературой, изобразительным искусством народов, проживающих издавна на данной территории

Построение педагогического процесса по реализации национально-регионального образовательного компонента в дошкольном учреждении предполагает преимущественное использование аутентичных (подлинных) образцов национальной культуры. Для этого в ДОУ созданы необходимые условия: создана комната национальной культуры с мини-музем национального быта, где находятся предметы быта, земледелия, предметы народного декоративно-прикладного искусства, старинные игрушки и т. д, в каждой групповой комнате ДОУ присутствует уголок национальной культуры.

Национально-региональный компонент ДОУ предусматривает:

- ознакомление детей с устно-поэтическим творчеством мордовского народа;

- ознакомление детей с изобразительным и декоративно- прикладным искусством Мордовии;

- ознакомление детей с историко-географическими и природоведческими особенностями республики, с традициями, обычаями, и обрядами народов живущих в Мордовии

Целью примерного регионального модуля программы « Мы в Мордовии живем » является приобщение дошкольников к культуре мордовского народа в процессе социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического, физического развития.

Задачи:

- формирование представлений о России как о родной стране и о Мордовии как своей малой родине;

- воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России и Мордовии;

- формирование познавательного интереса к окружающей природе; к языку, литературе, истории, музыке, изобразительному искусству народов, проживающих в Мордовии;

- формирование чувства сопричастности к достижениям земляков в области культуры, науки, сорта;

- воспитание гражданско-патриотических чувств.

Развивая ребенка в многонациональной среде, особое внимание уделяется приобщение его к красоте и добру, формированию желания видеть неповторимость окружающей природы, культуры, участвовать в их сохранении и приумножении.

Региональный модуль предполагает организованную деятельность педагога с детьми (занятия, праздники, утренники, развлечения, игры), проведение режимных моментов и самостоятельной детской деятельности.

Данный модуль ориентирован на полное использование 20% времени. Учитывая принцип комплексно-тематического планирования, материал по ознакомлению с родным краем включен в отдельные темы.

Содержание в модуле представлено по образовательным областям, начиная с первой младшей группы.

Региональное содержание дошкольного образования реализуется во всех образовательных областях, при этом учитывается как интеграция самих образовательных областей, так и интеграцию регионального содержания с обязательной частью программы.

В основе регионального аспекта содержания дошкольного образования лежит принцип интеграции, предполагающий взаимосвязь и взаимодействие образовательных областей.

Приоритетное направление деятельности ДОУ - нравственно-патриотическое воспитание

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.
Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

Патриотическое воспитание ребенка - это основа формирования будущего гражданина.
Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, поселку.
Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Основные задачи патриотического воспитания дошкольников
- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, поселку) ;
- формирование духовно-нравственных отношений;
- формирование любви к культурному наследию своего народа;
- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;
- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ реализуется по четырем разделам:

1 раздел «Вместе дружная семья» (семья, детский сад).
2 раздел «Вот эта улица, вот этот дом».
3 раздел « Моя республика».
4 раздел «Наша кладовая».

1 раздел «Вместе дружная семья».

Семья и детский сад - первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело.

Цель: Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям.

Задачи:

  • Познакомить с понятием «семья». Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. Формировать интерес к своей родословной.

  • Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями.

  • Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.

  • Познакомить детей с историей детского сада.

2 раздел «Вот эта улица, вот этот дом».

Возникла необходимость воспитания бережного отношения к малой Родине через её познание.

Основной его задачей является формирование представления детей об особенностях малой Родины.

Задачи :

  • Познакомить с растительным и животным миром поселка Кадошкино, с особенностями сельскохозяйственного труда в поселке

  • Расширять знания о овощах, ягодах и фруктах, растущих в поселке.

  • Расширять представления о правилах безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к природе.

  • Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению.

3 раздел « Моя Республика ».

Цель: Дать элементарные представления об истории возникновения республики Мордовия, столице, достопримечательностях ,героях труда и Великой Отечественной Войны .

Задачи:

  • Расширять представления о городе Саранске - столице Мордовии, о его достопримечательностях (музеях, памятниках, стадионах, театрах, учебных заведениях, производстве), об истории возникновения, о важных исторических событиях.

  • Продолжать знакомить с достопримечательностями республики Мордовия и родного поселка, с гербом, флагом и гимном Мордовии; со столицей - городом Саранском и его гербом.

  • Воспитывать гордость за достижения земляков в области культуры, спорта, за подвиги во время Великой Отечественной войны.

  • Знакомить с творчеством композиторов Мордовии и их произведениями.

4 раздел «Наша кладовая».

Цель: Дать представление дошкольникам о народах, живущих в поселке и культуре, которую они представляют.

Задачи:

  • Формировать интерес к культуре, национальным обычаям, традициям народов, проживающих на территории Мордовии.

  • Формировать представление об основных профессиях жителей поселка.

  • Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.

3. Ознакомление детей с родным городом и родным краем

Основными ориентирами в организации работы ДОУ по ознакомлению детей дошкольного возраста с социальной действительностью следует определить краеведение и родиноведение, а также событийность и сотворчество во взаимодействии ребенка и взрослого в процессе проживания социально значимой ситуации.

Базовым направлением образовательной работы выступает приобщение детей к социальной действительности в процесс ознакомления с родным краем.

Цель: сформировать у детей первые представления о родной стране, родном городе; знания природы той местности, где они живут, элементарные представления о истории и культуре региона.

Задачи: формировать целостную картину мира;

 стимулировать познавательную активность;

 приобщать к общечеловеческим ценностям, культуре, науке, искусству, формировать

 эмоционально-ценностное отношение к объектам социальной действительности

Технология организации педагогического процесса осуществляется в процессе введения дополнительного краеведческого материала в содержание разных видов детской деятельности: непосредственно образовательной деятельности по всем направлениям (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое), самостоятельной деятельности детей, в содержание прогулок, в создание развивающей среды и т.д.

Дополнительных занятий в сетке НОД не предусмотрено. Особенности организации работы по краеведению в нашем дошкольном учреждении заключаются в использовании «метода проектов» в работе с детьми старшего дошкольного возраста, что позволяет нам осуществлять интегрированный подход, в том числе и в процессе ознакомления детей с родным краем. «Метод проектов» создает предпосылки для систематизации работы по любому направлению через создание технологии целостного образовательного процесса. В перспективном плане в старшем возрасте на учебный год предусмотрены детско- родительские проекты по краеведению («Мордовия-мой край родной», «Я люблю и знаю свой поселок Кадошкино», «Наша родина-Россия», «Я и моя семья», «Скоро в школу», «Как жили люди в старину» и другие).

Направление

Вид деятельности

Тема

Создание предметно- развивающей среды

Оформление музейных уголков

Мини-музей « Национальная изба» Уголок патриотического воспитания в группе

Физкультурно- оздоровительное

Развлечения

Занятия по физ.воспитанию

Мама, папа, я - спортивная семья Познакомить с мордовскими народными подвижными играми

Художественно- эстетическое

Худ.-творческая деятельность Чтение художественной литературы Музыка Традиции

Знакомство с народным орнаментом, народной игрушкой,

Рисование «Природа родного края» в разное время года

Сказки, мифы, легенды мордовского народа

Музыкальные праздники, развлечения событийные, тематические и обрядовые

Познавательно- речевое

Посещение музея, библиотеки, экскурсии по поселку

НОД по познавательному развитию

По плану

Живая и неживая природа нашего края, история и культура края

Развивающие образовательные ситуации

Знакомство с предметным миром Экспериментирование

Исследовательская деятельность

Беседы

Трудовая деятельность в группе и в природе

Проекты «Мой любимый поселок Кадошкино » «Я живу в Мордовии» «Моя семья» и др

По плану



III Организационный раздел

3.1.Оформление предметно-пространственной среды

Пространственная среда.

Главной составляющей реализации современных технологий является предметно - развивающая среда группы. Которая должна быть: содержательно - насыщенной, трансформируемой; полифункциональной; вариативной; доступной; безопасной, с учетом гендерного подхода и соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы.

В группе для развития и воспитания детей создана правильная, целесообразная, удобная, информационная предметно - развивающая среда, настраивающая на эмоциональный лад и обеспечивающая гармоничное отношение между ребёнком и окружающим миром.

Образовательное пространство оснащено средствами обучения и материалами: игровыми, спортивными, оздоровительным оборудованием. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивают: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Групповая комната представлена развивающими центрами. Каждый центр имеет подвижные, трансформируемые границы в виде ширмы, подвижных стеллажей, пластмассовых контейнеров, стола - трансформера. Оборудование размещено так, чтобы было удобно организовать совместную и самостоятельную деятельность, все предметы соразмерны росту, руке и физиологическим возможностям, гендерной принадлежности детей моей группы.

Игровые центры группы условно разделены на 3 части:

- рабочую зону;

- зону для деятельности, связанной с интенсивным использованием

пространства (активным движением, возведением крупных игровых построек);

- зону спокойной по преимуществу деятельности;

Все части пространства в зависимости от конкретных задач, обладают

возможностью изменяться по объему - сжиматься и расширяться, так как детям

дошкольникам свойственно «заряжаться» текущими интересами сверстников и присоединяться к ним.

Особое внимание уделено рабочей зоне, которая легко видоизменяется за счет разного расположения столов: соединяется в общий рабочий стол или компонуется для работы двух детей, для индивидуальной деятельности. Так же рабочая зона используется:

- как «мастерская» (для непосредственно организованной мною продуктивной деятельности);

- как «лаборатория» (для непосредственно организованной исследовательской деятельности);

- как место для свободной деятельности детей по интересам вне занятий с взрослыми;

Каждому ребенку представлена свобода выбора средств, для применения творческих способностей, удовлетворения своих интересов и любознательности, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Предметно-развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности (физическую, умственную, игровую), но становится объектом самостоятельной деятельности ребенка, являясь своеобразной формой самообразования.

Созданная в группе предметно - развивающая среда формирует познавательно - побудительный мотив к деятельности, стимулирует познавательную и речевую активность детей. Основные цели организации центров активности:

- ребенок развивается наилучшим образом, если он включен в активную деятельность;

- каждый ребенок развивается в своем темпе, но все дети проходят через типичные периоды развития;

- для успешного развития ребенка необходимо объединение усилий педагогов

В группах создаются различные центры активности:

Центр математического развития «Раз, два, три».

Это дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, сериации, узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схеме, модели, на осуществление контрольно-проверочных действий («Так бывает?», «Найди ошибки художника»), на следование и чередование и др. Например, для развития логики это игры с логическими блоками Дьенеша, «Логический поезд», «Логический домик», «Четвертый - лишний», «Поиск девятого», «Найди отличия», «Слева - справа, сверху - снизу», «Цифры», «Часть и целое», «Сложи узор» «Математический планшет», «Математическая мозайка». Обязательны тетради на печатной основе, познавательные книги для дошкольников.

Также представлены игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности. Разрезная азбука и касса, Магнитная доска настенная, наборы карточек с цифрами, Наборы карточек с изображением количества предметов (от 1 до 10) и соответствующих цифр, Набор кубиков с цифрами, с числовыми фигурами .Стержни с насадками (для построения числового ряда) Набор карточек с гнездами для составления простых арифметических задач Набор карточек-цифр (от 1 до 100) с замковыми креплениями, Числовой балансир (на состав числа из двух меньших чисел), Линейка с движком (числовая прямая) Набор "лото": последовательные числа, Набор: доска магнитная настольная с комплектом цифр, знаков, букв и геометрических фигур Наборы моделей: деление на части.

Центр природы «Мы познаем мир».

Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки личного опыта. Через книги и предметы ребенок знакомится с животными и растениями дальних стран, с обычаями и внешним видом разных народов и эпох. Нами собраны серии сюжетных картинок, альбомы для рассматривания, картотеки «домашние и дикие животные, растения, птицы, жители океана и другие». Так же подобран наглядный материал с фигурками животных разных климатических зон Земли. Различное лото: «Дикие и домашние животные», дидактические игры: «Ребятам о зверятах: В лесу, В зоопарке, В деревне, В доме», «Времена года», «Мир растений» и другие. Макеты домашние животные «Ферма Василия и Василисы», Макет дикие животные «Путешествуем по миру». Макет « Русская изба».В патриотическом уголке имеется материал для старшего возраста: Кукла в русском национальном костюме, глобус, карта России, портрет президента РФ, оформлены альбомы «Моя Россия» (где собран материал: труд человека, военная техника, природа). Обогащая представления о родном городе и области, развивая гражданско-патриотические чувства: создана коллекция магнитов Мурманской области, Мини - музей камней Кольского полуострова, фотоальбом «Апатиты - любимый город», « Природа Кольского полуострова».

Центр экспериментирования « Юный ученый»

При организации детского экспериментирования стоит новая задача - показать детям различные возможности инструментов, помогающих познавать мир.В центре экспериментирования собраны разные сыпучие материалы, ёмкости разной вместимости, календарь природы, опрыскиватели для комнатных растений. Часы песочные (на разные отрезки времени), микроскоп, Циркуль, линейки, набор мерных стаканов, набор прозрачных сосудов разных форм и объемов, счеты настольные, набор увеличительных стекол (линз), микроскоп, набор цветных (светозащитных) стекол, набор стеклянных призм (для эффекта радуги). Набор для опытов с магнитом. Компас. Вертушки разных размеров и конструкций (для опытов с воздушными потоками). Флюгер, Воздушный змей, Ветряная мельница, Коллекции минералов, тканей, бумаги семян и плодов, (гербарий).

Набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости и мерные сосуды разной конфигурации и объемов, кратные друг другу, действующие модели водяных мельниц, шлюзов, насосов.

Набор для экспериментирования с песком: стол-песочница, орудия для пересыпания и транспортировки разных размеров, форм и конструкций с использованием простейших механизмов.

Центр книги «Юный книголюб»

Центр книги обеспечивает литературное развитие дошкольников.Наряду с художественной литературой в книжном уголке представлены справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников. Книги расставлены в алфавитном порядке, как в библиотеке, или по темам - природоведческая литература, сказки народные и авторские, литература о городе, стране и т. п. Собраны сказки народов мира, рассказы русских писателей: Пришвин, Бианки. Сказки Пушкина, Чуковского. Стихи и рассказы современных авторов.

Центр «Говорим правильно»

Для развития лексико-грамматической стороны речи приобретены папки с предметными и сюжетными картинами для пересказов, словесные игры и задания по текущей лексической теме. Это способствует развитию речи, расширению представлений об окружающем мире, пространственной ориентации, наблюдательности и воображения. Самостоятельно были изготовлены схемы для составления описательных рассказов по плану, пособия на дифференциацию предлогов.

Для коррекции звукопроизношения имеется картинный материал для артикуляционных гимнастик, зеркало для индивидуальной работы рабочие альбомы с артикуляционными упражнениями и соответствующим занимательным картинным материалом, альбомы со сказками для артикуляционной гимнастики, альбомы с чистоговорками на свистящие, шипящие и сонорные звуки, на дифференциацию звуков. Здесь же находятся игрушки на развитие физиологического дыхания, материал на поддувание (листочки, снежинки, маятники, самолетики, султанчики, перышки, мыльные пузыри, воздушные шары, ветряки, легкие кораблики, трубочки разных диаметров, лабиринты и др).

Для развития мелкой моторики имеются: маленькие мячи (пластиковые, резиновые, вязаные, «ежики»), ребристые карандаши, грецкие орехи (массаж), пальчиковый бассейн, матрешки, мозаики, конструкторы, лего, пазлы, различные шнуровки, пристегивание, картотека пальчиковых игр.

Для подготовки к обучению грамоте оформлен центр с магнитной доской, комплектом цветных магнитов, указкой, учебными планшетами: «Характеристика звука» и «Друзья-Звуковички» магнитная азбука, слоговые часы.

Центр физического развития: «Олимпийские резервы», обеспечивающей двигательную активность и организацию здоровьесберегающую деятельность детей, оснащен необходимым физкультурным оборудованием, пособиями в соответствии с разными видами физическим упражнениям, движениям (дартс, кольцебросы, кегли, серсо, баскетбольные кольца, мишени и шарики для бросания, подвески-колокольчики для вытягивания, воротца для подлезания)

«Игровой центр», обеспечивающий организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр; В группе имеется все необходимое оборудование для сюжетно-ролевых игр: «Семья»; «Магазин»; «Дочки-матери»; «Парикмахерская»; «Больница»; «Транспорт»; «Детский сад»; «Водители»; «Наша армия»; «Почта»; «Мы строители»

Центр конструктивной деятельности «Маленький строитель»

- средний и мелкий строительный материал, конструкторы из серии «Лего», игрушки для обыгрывания построек;

Центр музыкально - театрализованной деятельности способствует развитию способности выразить в речи свои представления, опыт, чувства, фантазию, впечатления, где представлены:

- различные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый;

- маски, одежда для ряженья;

- театр на магнитах, набор наручных кукол би-ба-бо;

- музыкальные инструменты по возрасту детей;

- музыкально - дидактические игры: «Веселые ступеньки», «Спой-ка», «Чудесный мешочек»; « Музыкальные гномики»;

3.2.Режим дня, структура образовательной деятельности


Режим дня в старшей группе ДОУ (теплый период года)

Время

Основная деятельность


7:30-8:45

Прием детей на улице, игры, утренняя гимнастика (на улице)

8:45-9:10

Подготовка к завтраку, завтрак

9:10-10:35

Совместная деятельность, прогулка

10:35-10:55

Подготовка к завтраку, второй завтрак

10:55-12:25

Совместная деятельность, прогулка

12:25-13:00

Подготовка к обеду, обед

13:00-15:00

Подготовка ко сну, сон

15:00-14:50

Постепенный подъем, гимнастика, водные процедуры, игры

14:50-15:20

Подготовка к полднику, полдник

15:20-17:30

Совместная деятельность, прогулка

17:30-18:00

Уход детей домой

Режим дня в старшей группе ДОУ (холодный период года)

время

Режимные моменты

7.30 - 8. 20

Прием детей, осмотр, игры, индивидуальная работа,

8.25 - 8.40

Утренняя гимнастика

8.40 - 8.55

Гигиенические процедуры, подготовка к завтраку, завтрак

8.55 - 9.00

Подготовка к занимательной деятельности

9.00 -9.55

Непосредственно образовательная деятельность

10.30 - 10.45

Второй завтрак

10.45 - 12.40

Подготовка к прогулке, прогулка

12.40 - 12.55

Гигиенические процедуры, подготовка к обеду, обед

12.55 - 15.00

Подготовка ко сну, сон

15.00 - 15.25

Постепенный подъем, гимнастика после сна, закаливающие процедуры

15.25 - 17.30

Игры, самостоятельная деятельность детей, кружковая работа,

чтение художественной литературы

17.30 -18.00

Взаимодействие с родителями, уход домой

Расписание НОД

Дни недели

Непосредственная образовательная деятельность

Понедельник

  1. Социальный мир

  2. Физическое развитие

Вторник

  1. Развитие речи

  2. Рисование/ конструирование

  3. Музыка

Среда

  1. Математика

  2. Ознакомление с художественной литературой

  3. Физическое развитие

Четверг

  1. Обучение грамоте

  2. Лепка/ аппликация

  3. Физическая культура на прогулке

Пятница

  1. Социальный мир/ природный мир

  2. Музыка

3.3. Перечень методических пособий

Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г. Детство: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. - Спб. ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС» 2013.

Примерный региональный модуль программы ДО «Мы в Мордовии живем»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ- М: ТЦ Сфера, 2015.

Физическая культура в старшей группе детского сада / Л.Д. Глазырина. - М.: Владос, 2005.

Физкультура - это радость / Л.Н. Сивачева. - СПб.: Детство-пресс, 2001.

С физкультурой дружить - здоровым быть / М.Д. Маханева. - М.: ТЦ «Сфера», 2009.

Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет / Л.В. Яковлева, Р.А. Юдина. - М.: Владос, 2003.

Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении / А.П. Щербак. - М.: Владос, 1999.

Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет / Л.И. Пензулаева. - М.: Владос, 2002.

Л.И.Пензулаева.Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет. М.Просвещение,1995.

В.А.Шишкина.Движение + движения.М.Просвещение,1992

Э.И.Адашкявичене, Спортивные игры и упражнения в детском саду.М.Про Букварь здоровья / Л.В. Баль, В.В.Ветрова. - М.: Эксмо, 1995.

Уроки Мойдодыра / Г.Зайцев. - СПб.: Акцидент, 1997.

Уроки этикета / С.А. Насонкина. - СПб.: Акцидент, 1996.

Уроки Айболита. Г.Зайцев. Детство-Пресс,2000.

Разговор о правильном питании / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. - М.: Олма-Пресс, 2000.

Уроки здоровья / Под ред. С.М.Чечельницкой.

. Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, М.Д. Маханева. - М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.

Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателей детского сада. / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2005. - 24 с.

Семенюк В.И., Владимиров Н.В. Изучение правил дорожного движения: Кн. для учителя. - Мн.: Нар. асвета, 1996.

Стеркина Р.Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2000.

Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей. - М.: Книголюб, 2004.

Нравственно-трудовое вогспитание ребёнка- дошкольника. Пособие для педагогов. / Л.В.Куцакова. - М.: Владос, 2003.

Трудовое воспитание детей. Учебное пособие. / В.И. Логинова. - Ленинград, 1974.

Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. Главы: «Воспитание положительного отношения к труду» Година Г.Н., «Усвоение правил как средство воспитания положительного отношения к труду» Шатова Правила пожарной безопасности детей 5-8 лет. - М.: Сфера, 2005. А.Д.. / Под ред. Виноградовой А.М. - М.: Просвещение, 1989.

Конструирование и ручной труд в детском саду. Пособие для воспитателей /

Л.В. Куцакова. - М: Просвещение, 1990.

Чудесные поделки из бумаги. Книга для воспитателей детского сада. / З.А. Богатеева. - М.: Просвещение, 1992

Конструирование из природного материала. / Л.А. Парамонова. - М: Карапуз.

Кукольный домик (детское рукоделие). / Л.В. Пантелеева. - М: Карапуз, 2005.

В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие.

Дорогою добра. Занятия для детей 5-6 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию/ под ред. Л.В.Коломийченко.

Вострухина Т.Н., Знакомим с окружающим миром детей 5-6 лет.

А.М.Федотова, Познаем окружающий мир играя.

Подвижные тематические игры для дошкольников/ сост.Т.В.Лисина.

Развитие речи в старшей группе. Волчкова В.Н., Степанова Н.В.

Развитие речи для детей 5-7 лет. О.С.Ушакова.

Развитие речи и творчества дошкольников/Под ред. Ушаковой О.С.

Хрестоматия к примерному региональному модулю программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем»

Комплексные занятия в старшей группе детского сада, Т.М.Бондаренко

Математика для детей 5-6 лет, Е.В.Колесникова

Обучение решению арифметических задач. Е.В.Колесникова

Добро пожаловать в экологию. Сост. О.А.Воронкевич

Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Т.М.Бондаренко

Лыкова И.А., Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа







© 2010-2022