- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Методический материал на тему Роль интегрированных занятий в развитии дошкольников
Методический материал на тему Роль интегрированных занятий в развитии дошкольников
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гусева О.Л. |
Дата | 01.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
РОЛЬ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
В современных условиях развития общества и модернизации системы образования особую актуальность приобретают проблемы формирования у детей способностей, позволяющих им в дальнейшем самостоятельно пополнять и корректировать свои знания, ориентироваться в потоке информации, приспосабливать свои возможности к потребностям производства и общества. Это требует от них высокой интеллектуальной подготовки, одним из важнейших показателей которой является творческое развитие.
В связи с этим особо следует обратить внимание на интегрированные занятия, в которых развитие творческих способностей реализуется средствами разных видов искусства. Искусство формирует и развивает человека, разносторонне влияет на его духовный мир в целом. Оно развивает зрение и мелкую мускулатуру руки, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор, формирует нравственные принципы и творческие способности.
Основным механизмом интеграции творческих видов детской деятельности является формирование обобщённого художественного образа мира, который может передаваться детьми через слово, движение, мелодию, ритм, голос, интонацию, мимику, позу и т.д. Чем большее количество рецепторов ребёнка получает информацию об объекте, чем более эмоционально наполнена эта информация, тем больше возникает ассоциативных связей, которые делают детские образы более объёмными и устойчивыми.
Интегрированные занятия делятся на два типа по значению видов искусства:
- доминантный тип, когда один вид искусства доминирует, а остальные как бы проходят фоном (например, стихотворение о природе и музыка помогают понять картину, ее настроение);
- равнозначный тип, когда каждая часть занятия дополняет друг друга.
Не перегружать, не переутомить новыми впечатлениями, не отбить желание познавать, не повторяться - вот принципы, которые должен учитывать педагог при составлении интегрированных занятий.
Диапазон тем интегрированных занятий очень широк и может осуществляться в разных вариантах:
· Отдельные блоки занятий по введению детей в мир искусства (музыкального и изобразительного)
· Блоки занятий, объединенные по наиболее интересным для детей темам: «Зоопарк», «Любимые сказки» и др.
· Блоки занятий по знакомству детей с творчеством писателей, музыкантов, художников и их произведениями
· Блоки занятий на основе работы по ознакомлению детей с окружающим миром, с природой
· Блок занятий по ознакомлению с народным творчеством
· Блок занятий по нравственному воспитанию
Планируются интегрированные занятия в соответствии с программой музыкальной, художественно-речевой и изобразительной деятельности.
Для того, чтобы провести интегрированное занятие, необходимо правильно подобрать произведение искусства (литературы, музыки, живописи). Они должны отвечать следующим требованиям:
· Высокая художественная ценность произведения
· Доступность произведения искусства детскому пониманию
· Реалистичность произведений художественной литературы, живописи
· Привлекательность для детей - следует подбирать произведения, имеющие интересный сюжет, вызывающие эмоциональный отклик в душе ребенка.
Интеграция предполагает создание условий для проведения занятий :
Для двигательной активности ребенка, его эмоционального, интеллектуального, социально-нравственного здоровья, выход на творчески-продуктивную деятельность дошкольников: рисование на основе полученных впечатлений, ручной труд (изготовление игрушек, плетение, посев семян - цветочных, злаковых), сочинение песен, маленьких историй, рассказов на заданную тему, танцевальные, музыкально-игровые, инструментальные импровизации.
Интегрированные занятия, как более сложные по насыщенности, требующие серьезной и систематической работы, определенной подготовки детей к восприятию того или иного материала, проводятся, как правило, один раз в квартал. Продолжительность составляет 30-45 минут, в зависимости от темы занятия, его задач и возраста детей.
Все чаще и чаще педагоги используют интегрированный подход к образованию и воспитанию детей дошкольного возраста, к организации занятий, развлечений, праздников, досуговых мероприятий.
Это объясняется целым рядом причин:
мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, зачастую ребенок не имеет представление о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты;
интегрированные занятия и праздники развивают потенциал воспитанников, побуждают к активному познанию окружающей действительности, развитию мышления, коммуникативных способностей;
форма проведения интегрированных занятий, праздников, развлечений нестандартна, интересна, позволяет снимать утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, повышая их познавательный интерес;
интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании (современному обществу необходимы высококлассные специалисты и начинать подготовку образованных разносторонне развитых специалистов необходимо с детского возраста);
интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения и творчества как воспитанников, так и педагога.
Мне хотелось бы поделиться опытом работы с нашими воспитанниками.
Музыкальное воспитание является синтезом различных видов деятельности, поэтому в процессе подготовки праздников и развлечений, происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, исполнению песен, обучаются с интересом игре на музыкальных инструментах. Концертная деятельность детей включает в себя несколько разделов: актерское мастерство, выразительное чтение, игровое творчество, игра на музыкальных инструментах, песенное и танцевальное творчество детей, поэтому стараюсь привлекать специалистов, воспитателей к подготовке развлечений, что создает обоюдный интерес к праздникам, концертной деятельности.
Элементы театрализации используются в образовательной деятельности по музыке, развлечениях, праздниках. Малыши с радостью изображают в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса.
В каждой групповой комнате имеется уголок ряжения, в котором т находятся игрушки, атрибуты для ряженья, эмблемы зверей для разыгрывания народных сказок.
При постановке театрализованных представлений и спектаклей уместна индивидуальная работа с ребенком, в процессе которой акцент желательно ставить на том, чтобы он научился передавать характер и настроение героя, менять мимику, использовать пластику. И как следствие: дети учатся выражать более точно свое отношение к происходящему, стараются быть вежливыми, внимательными, вживаются в образы, умеют анализировать свою игру и исполнение других героев, ориентироваться в пространстве сценической площадки, следить за развитием действия, дети учатся бережно относиться к театральным атрибутам.
В работе с детьми большое внимание уделяю отражению сказочных образов животных, анализирую характер движения, интонацию: летит большая и маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю. Использую упражнения по психогимнастике: полил дождик, дует ветер. На занятиях и на праздниках использую звуки живой природы, шумовые эффекты. Помимо релаксационного эффекта этот прием способствует расширению представлений об окружающем мире.
Большое внимание в своей работе я уделяю речи ребенка: правильному произношению слов, построению фраз, стараясь обогатить его словарный запас. В этом направлении эффективно применение песен, игр, логоритмических попевок, в том числе народных. Обращаю внимание детей на интонацию, развивая прямую и косвенную речь.
В танцевальном творчестве воспитываю интерес и желание двигаться в различных образах - зверюшек, снежинок, петрушек. Использую различные атрибуты из уголка ряжения. Дети имитируют игру на музыкальных инструментах: дудочках, балалайках, барабанах, пианино, приобретают жизнерадостную уверенность в себе, что становится прекрасным фоном для развития их интеллектуальной сферы.
В музыкальном творчестве предлагаю детям придумать лейтмотивы для персонажей: различные озвучивания того или другого героя: приезд лошадки - стучат ложки, гремят колокольчики, капает дождик - звенит треугольник). Дети самостоятельно подбирают музыкальные инструменты для героев сказки: зайке - барабан, мишке - бубен.
В заключении хотелось бы отметить, что интегрированные занятия:
-снимают перенапряжение, перегрузку;
-способствуют повышению мотивации обучения;
-формированию познавательного интереса воспитанников;
-восприятию целостной картины мира и рассмотрению явлений с нескольких сторон;
-способствуют развитию речи;
-формированию умения воспитанников сравнивать, обобщать, делать выводы;
-расширяют представления об окружающем мире, его закономерностях, расширяют кругозор;
-способствуют нахождению новых связей между фактами и явлениями, которые подтверждают выводы и наблюдения воспитанников;
-развивают эмоциональную сферу детей, т.к. основаны на элементах музыки, живописи, литературы, пластики движения и др.;
-способствуют всестороннему развитию личности.