Конспект разработки занятия: СРЕДСТВА НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ТЕМЕ «ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дошкольные группы МБОУ лицея «Технический»













Конспект разработки занятия:



СРЕДСТВА НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ТЕМЕ «ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО»



Автор: Зинаида Александровна Тычинина





































Самара 2015г

Актуальность проблемы нравственного воспитания обусловлена кризисом современного общества, в котором произошло размывание норм морали, значимости института семьи, духовных ценностей, что существенно осложняет путь личностного становления ребенка дошкольного возраста. Такое воспитание призвано способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы отношений между людьми в обществе.

Нравственное воспитание дошкольников, как сложный процесс формирования убеждений и системы ценностей ребенка, не может прививаться стандартными методами воспитания. Вот почему различные формы беседы в развитии этого направления активно практикуются в современном дошкольном образовательном процессе.

Среди основных средств нравственного воспитания дошкольников выделяют:

. сказка;

. игра;

. творческое задание, труд, человеческая деятельность;

. природа;

. общение как со сверстниками, так и со взрослыми;

. коллектив - детское окружение является одним из важных средств нравственного воспитания дошкольников, позволяющих ребенку развивать и проявлять свою индивидуальность в рамках конкретного общества, управляемого своими законами и нормами. Это один из необходимых механизмов воспитания коллективизма, что невозможно реализовать в любых других условиях. Гармоничное развитие личности невозможно без коллектива, так как человек - существо социальное, проживающее в социуме и являющееся его частью. Воспитание коллективизма в ребенке неизбежно должно преодолеть противоречие - подавление коллективом личности. Самостоятельное преодоление данной проблемы позволит ребенку научиться жить и развиваться в обществе в общепринятых рамках норм и морали.

Данные средства развития нравственности в ребенке являются доступными и легко применимыми на практике, причем как в условиях воспитания ребенка в саду, так и в семье.

Этическая беседа, как метод нравственного воспитания отличается существенным своеобразием. Содержание этических бесед составляют в основном жизненные ситуации, поведение окружающих людей и, прежде всего, самих воспитанников. Педагоги-дошкольники стараются дать характеристику тем фактам и поступкам, которые ребенок наблюдал или совершал в общении со сверстниками и взрослыми.

Удачное соединение нравственных бесед с разнообразными играми, этюдами и упражнениями помогает в развитии эмоциональной и двигательной сфере, в формировании этических представлений у детей.

Целью предлагаемой для внимания беседы является формирование у детей нравственно-этических норм, мотивов поведения, которыми они могли бы руководствоваться в своих поступках. А так же воспитание желания быть вежливым.

Предварительная работа: разучивание инсценировок, заучивание стихов.

Материалы и оборудование: шапочки и элементы костюма лисы, медведя, вороны для инсценировки, мяч.

Таблица1

Логика реализации средств воспитания по теме «Что такое хорошо»

Виды деятельности детей

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

- участие в беседе «Что такое вежливость»

- декламирование стихов о вежливости

- участие в игре «Вежливые слова»

- инсценировка сказки «Ценная бандероль»

- рассматривание иллюстраций на тему: «Хорошие поступки»

- прослушивание музыкального произведения А. Захарова «Вежливый вальс»

- прослушивание отрывков художественных произведений «Веселый этикет» Богуславской, С. Маршака «Урок вежливости», В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»

- чтение произведения В. Осеевой «Волшебное слово»

- с/р игра «В гости к другу»

- рисование на тему: «Хорошие поступки»

- организация и проведение беседы с детьми «Что такое вежливость»

- чтение художественной литературы: В. Осеева «Волшебное слово», Богуславская «Веселый этикет», С. Маршак «Урок вежливости», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», А. Усачева «Уроки вежливости»

- изготовление плаката «Давайте будем вежливыми»

- подбор музыкальных произведений А. Захаров «Вежливый вальс»

- подбор атрибутов для с/р и дидактических игр

- составление анкеты для родителей на тему «Как вы обучаете своего ребенка правилам этикета»

- отбор лучших рисунков для выставки «Что такое хорошо»

- чтение стихов о вежливых словах

-чтение сказки «Ценная бандероль» автора Капнинский

-раздача элементов костюмов, атрибутов для инсценировки сказки

-разучивание с детьми стихов о вежливых словах

- выяснить взгляды учащихся по данной проблеме
- помочь детям понять значение вежливости в жизни людей через разучивание стихотворений, инсценировок, чтение художественных текстов
- способствовать воспитанию нравственных качеств, выявлению правильного и ошибочного представления о вежливости
- воспитывать доброту и милосердие по отношению к людям, показать на примерах великолепную силу вежливости.


Беседа - самое распространенное средство формирования нравственно - эстетического воспитания. Различают следующие виды бесед:

По содержанию различаются два вида бесед: этические и познавательные. Этические беседы проводятся только с детьми старшего возраста, а познавательные - начиная со средней группы (как правило со второй половины года).

Этические беседы имеют целью воспитание нравственных чувств, формирование нравственных представлений, суждений, оценок.

Тематика познавательных бесед определяется программой обучения. Она также тесно связана с содержанием жизни детей, событиями текущей жизни, с окружающей природой и трудом взрослых.

Исходя из дидактических задач выделяют 3 вида бесед: предварительную, сопровождающую и итоговую.

Предварительная беседа используется воспитателем перед наблюдением, экскурсией. Цель такой беседы - уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения с имеющимися знаниями.

Сопровождающая беседа используется воспитателем во время деятельности детей. Такая беседа направлена на пояснение какого-либо опыта детей, знакомство детей с новыми, ранее неизвестными названиями предметов или каких-либо действий детей.

Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение.

Пример беседы:

Таблица 2

Структура беседы «Что такое хорошо»

Вопросы педагога

Примерные ответы детей

Как вы думаете ребята, вежливые слова, вежливость -это хорошо или плохо?

Считаете ли вы себя вежливыми?

Ответьте на вопросы словами «да» или «нет»

  1. Умеете ли ты благодарить родителей (продавца, библиотекаря, друга и др.) за выполненную просьбу, оказанную услугу, преподнесённый подарок и т.д.?

  2. Называете ли вы по имени тех,

с кем здороваетесь?

  1. Всегда ли вы уступаете место старшим в автобусе, трамвае, троллейбусе

  2. Выполняете ли вы просьбы старших?

Дети, а вы помните стихи, которые мы учили про вежливые слова? Можете их прочесть?

























Ребята, назовите вежливые слова, которыми вы пользуетесь в жизни

( игра «Вежливые слова» )

Ребята, я сейчас предлагаю вам разыграть по ролям сказку «Ценная бандероль». Кто из вас помнит слова лисы, медведя и вороны и сможет сыграть этих персонажей?

Педагог читает сказку за автора









Ребята назовите

вежливые слова, которые помогли Вороне и Лисе получить то, что они просят.



А вот еще я приготовила вам вот такие вопросы, представьте что:

  1. вы идёте с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком.
    Надо ли поздороваться тебе?

2) вы вошли в автобус с задней площадки и увидел, что у передней двери стоят ваши друзья.
Надо ли поздороваться с ними? Если надо, то как вы это сделаете?

Опишите ситуации в которых очень

важно улыбнуться ?

-хорошо!

- да, считаем

-да

нет (не всегда)

-нет

-да

- да

- Если наступил на ножку
Хоть случайно, хоть немножко,

Сразу говори: «Простите»

Или лучше - «Извините».

Если бабушка с утра
Пирожок тебе дала,
Ты возьми, скажи «Спасибо» -
Станет бабушка счастливой!

Каждый скажет на прощанье,
Уходя, всем «До свиданья».
Другу уходить пора -
Скажем мы ему «Пока».

Чтобы что-то попросить,
Нужно вежливыми быть.
Мы «пожалуйста» добавим -
Будут все довольны нами.

Встречу, новый разговор
Мы со «Здравствуйте» начнем.
Друг пришел вдруг на обед -
Скажем мы ему «Привет».

«Добрый вечер», «Добрый день»
Говорить нам всем не лень!
«Утро доброе» мы скажем,
Поутру проснувшись, маме.

Если ты сломал игрушку
Друга или вдруг подружки,
Ты скажи им «Извини»
И свою им предложи.

Угостил вдруг кто конфетой
Или что-то подарил,
«Спасибо» говори за это,
Чтобы вежливым ты был.

«Добро пожаловать» гостям,
Говорят и тут, и там.
«Доброго пути!» желаем.

Домой гости уезжают



«До свиданья!», «Спасибо», «Простите»,
«Пожалуйста», «Здравствуйте» и т.д.

-


Дети участвуют в инсценировке

Ворона направилась к медведям. Подходит к ним и говорит:
- Приятного аппетита!
- Спасибо, - отвечает Медведь. - Присаживайтесь к нам.
- С удовольствием бы, да некогда мне, спешу очень.
- Тогда на дорожку возьмите! - угощает Медведь Ворону.
- Спасибо!
Взлетела Ворона на ёлку и пообедать уж было собралась, как вдруг слышит:
- Голу-у-убушка, как хороша-а!
Глянула Ворона вниз и видит: Лиса под ёлкой стоит.
- Да кто же теперь этой басни не знает? - кричит ей сверху Ворона. - А уж коли сыру захотела, так проси по-вежливому!
- Пожалуйста… будьте добры! - заговорила сладким голосом Лиса.
- Вот это другое дело! - похвалила Ворона и поделилась с Лисой сыром.



-Приятного аппетита!

-Спасибо

-Пожалуйста…будьте добры!

-Присаживайтесь



-надо поздороваться





-можно поздороваться кивком головы



-важно улыбаться ,когда говоришь: «Доброе утро», «Добрый день», «Добро пожаловать», «Счастливого пути», «Спасибо», «Добро пожаловать»

В итоге беседы у детей было сформировано понятие о воспитанном и вежливом человеке, о его добром отношении к другим людям, готовности всегда прийти на помощь, поддержать и подбодрить. Детьми был сделан вывод, что в обиходе вежливого воспитанного человека всегда должны быть слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно открыть любые двери, помочь вернуть хорошее настроение. Творите добро, учитесь делать добрые дела!



© 2010-2022