- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Мультимедийное дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста на тему «Детство, опалённое войной» с использованием ЭОР
Мультимедийное дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста на тему «Детство, опалённое войной» с использованием ЭОР
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Давыдова М.П. |
Дата | 09.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №335» г.о. Самара.
Мультимедийное дидактическое пособие
для детей старшего дошкольного возраста
на тему «Детство, опалённое войной» с использованием ЭОР
Выполнила:
воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 153» г.о. Самара
Давыдова Мария Петровна
Самара 2015 г.
Цель: формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве.
Задачи:
-
воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине;
-
расширять знания о героях Великой Отечественной войны, их подвигах, о победе нашей страны в ВОВ 1941-1945 г.г.;
-
знакомить с памятниками героям войны;
-
формировать представления детей о тружениках тыла;
-
расширять представления о государственном празднике - День Победы.
№ слайда
Слайд
Текст
Педагог: Идет Победа в алом платье мая,
Наград за все бои не сосчитать.
Улыбка на губах её играет.
Идёт - потомкам память передать.
Она идёт к нам светлая сквозь годы,
Склоняется у Вечного огня,
И в громе пробудившейся природы
Мы слышим эхо памятного дня.
Педагог: мужеством исполнены страницы истории нашей Родины. И высочайшей вершиной этого мужества была самая народная и самая священная из всех войн на земле - Великая Отечественная. Наступает самый святой праздник нашей страны - день 9 Мая.
А с кем была война? И что хотел Гитлер? (ответы детей)
Он велел, чтоб разгромили,
Растоптали и сожгли
Все, что дружно мы хранили,
Пуще глаза берегли,
Чтобы мы нужду терпели,
Наших песен петь не смели
Возле дома своего,
Чтобы было все для немцев,
Для фашистов - иноземцев.
А для русских и для прочих,
Для крестьян и для рабочих - ничего!
Педагог: скажите, а почему война - это плохо, это очень страшно?
Ответы детей (Потому что гибнут люди, а те, кто остается живым во время войны, живут плохо, страдают, голодают, болеют.)
Педагог: трудные, голодные и холодные военные годы называют военным лихими, злыми годами. Тяжело достались они всему нашему народу, но особенно тяжко пришлось маленьким детям.
Им, вашим сверстникам, так же, как и вам,
Хотелось бегать и смеяться,
В небесной сини голубей гонять,
Но с детством рано довелось расстаться,
За день пришлось на годы старше стать.
Всем, кто видел эту войну, всем тем, кому тогда ещё не было и 16, всем, чьё детство чёрной краской опалила война, посвящается песня.
Звучит песня Т. Гвердцители «Дети войны»
Война - не место для детей!
Здесь нет ни книжек, ни игрушек.
Разрывы мин и грохот пушек,
И море крови и смертей.
Война - не место для детей!
Ребенку нужен теплый дом
И мамы ласковые руки,
И взгляд, наполненный добром,
И песни колыбельной звуки.
И елочные огоньки,
С горы веселое катанье,
Снежки и лыжи, и коньки,
А не сиротство и страданье!
Педагог: наше поколение не воевало. Нас еще тогда не было. У нас есть детство. А у тех девчонок и мальчишек, которых застала война в 41-ом году, детство закончилось. Патронные гильзы вместо игрушек, чёрные похоронки, осколки мин. Ради вашего детства они отдали свое - настоящее, солнечное, с книгами и тетрадями, смехом и играми, праздниками. Отдали, чтоб земля осталась землей людей, у которых жизнь обязательно должна начаться с книг и тетрадей, игр и праздников. Детям предназначено жить в мире, оберегаемым взрослыми. Но война на время разрушила этот закон.
Чтец: Дети войны, вы взрослели под грохот снарядов,
Вам колыбельные петь матерям не пришлось,
Вы не носили красивых и пышных нарядов.
Пулей свинцовою детство от вас унеслось.
Чтец: Дети войны провожали отцов молчаливо,
Все понимая - пришел расставания час.
От матерей своих прятали слезы стыдливо,
Не поднимая печально опущенных глаз.
Педагог: много трудностей и лишений в годы войны выпало на долю детей. Рано они стали взрослыми. Но они не сдались и вместе со взрослыми, как могли, помогали бороться с жестоким врагом.
Подростки работали в цехах заводов сборщиками, обмотчиками, токарями, санитарками в госпиталях, в детских мастерских, созданных при школах и те, кто был мал ростом, стояли на подставленных к станку скамейках. Работали по 12-14 часов в день, недоедали, недосыпали. Они изготавливали ящики для гранат, полевые аптечки, коробки для мин, маскировочные сетки, шили белье для осиротевших детей.
Педагог: другие ребята после школьных занятий шли в госпитали к раненым - под диктовку писали письма, ухаживали за раненными, устраивали концерты, раздавали приготовленные подарки.
В период летних каникул ребята собирали лечебные травы, ягоды, убирали сено, очищали поле от сорняков, косили траву, ухаживали за домашними животными: курами, кроликами. Ребята постарше работали трактористами.
Особенно страшно и тяжело было жить детям на территории занятой фашистами. Голод, холод, угроза остаться сиротой постоянно сопровождали их. Но и здесь, как могли, они пытались помочь Родине. Сотни детей и подростков действовали в партизанских отрядах, совершали диверсии, собирали разведывательные сведения для советских воинских частей, лечили и прятали бойцов, пленных и жителей, бежавших из фашистских лагерей.
«Мальчик из села Поповки» Самуил Маршак
Среди сугробов и воронок
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись ребёнок -
Последний гражданин села.
Испуганный котёнок белый,
Обломок печки и трубы -
И это всё, что уцелело
От прежней жизни и избы.
Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик без слёз,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенёс.
При нём избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.
Не выпускай, боец, винтовки,
Пока не отомстишь врагу
За кровь, пролитую в Поповке,
И за ребёнка на снегу.
Педагог: тяжёлая судьба выпала на долю детей, которые остались в блокадном Ленинграде. 28 августа 1941 в город пробился последний поезд с хлебом. Враги перекрыли все пути. Продовольствия в городе почти не осталось. Ленинградцы получали 125 граммов хлеба - и больше никаких продуктов.
«Голод» - это страшное слово. А ещё страшнее, когда от голода умирают дети. Кто сумел - уехали,
Как мать говорит, в чём есть.
Не помню я, что ели мы,
А помню, хотелось есть.
Не помню я улиц с деревьями.
В садах лишь стволы да пни.
Ни дня с облаками, сиренями.
Сплошь мокрые, голые дни.
Не видел я неба с птицами.
Пикировал с неба страх.
И я окружён был лицами,
Светящимися впотьмах.
Педагог: но несмотря на голод, холод, постоянные бомбёжки юные ленинградцы наравне со взрослыми защищали свой город. Они рыли окопы, собирали цветной металлолом, необходимый для патронов и снарядов, дежурили на чердаках и крышах домов, гасили зажигательные бомбы.
Разве могли предполагать фашисты, что бороться с ними не на жизнь, а на смерть будут совсем юные девочки и мальчики. Они не играли в войну, они жили по её суровым законам: распространяли листовки, ходили в разведку, взрывали эшелоны врага.
Чтец: Горнили «к бою» трубы полковые.
Военный гром катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевые,
На левый фланг в солдатский строй.
Великоваты были им шинели,
Во всем полку сапог не подобрать,
Но все равно в боях они умели
Не отступать, а побеждать.
Жила в сердцах их взрослая отвага,
В двенадцать лет по-взрослому сильны,
Они дошли с победой до Рейхстага-Сыны полков своей страны.
Педагог: маленькие герои большой войны. Их было много - обыкновенных школьников, ставших подпольщиками и партизанами, отдавших жизни за то, чтобы другие школьники могли спокойно расти в мирное время. Эти ребята еще не достигнув совершеннолетия, достигали таких высот мужества, что оказывались достойными Золотых Звезд Героев, орденов, медалей. И вот что поразительно: в указах Президиума Верховного Совета СССР, об их награждении никогда не упоминалось, что речь идет о детях. Их называли по имени и отчеству, как взрослых.
Война - сколько ужаса, страха, горя в одном этом слове. Мальчишки и девчонки 1941 года… Их никто не призывал стоять у станков, ухаживать за ранеными, воевать на фронтах и в партизанских отрядах. Они сами сочли своим долгом, своей обязанностью вместе со взрослыми помочь Родине.
К сожалению, не всем мальчишкам, девчонкам тех грозных лет удалось дожить до победы. В годы второй мировой войны погибло 13 миллионов детей.
Тринадцать миллионов детских жизней
Сгорело в адском пламени войны.
Их смех фонтанов радости не брызнет
На мирное цветение весны.
Мечты их не взлетят волшебной стаей
Над взрослыми серьезными людьми,
И в чём-то человечество отстанет,
И в чём-то обеднеет целый мир.
Педагог: пусть же наша с вами встреча станет данью памяти всех юных защитников великой битвы.
Звучит метроном (Объявляется минута молчания.)
Чтец (2): Не забывайте, прошу вас, того поколенья,
Тех, кто тогда воевал.
Кто насмерть с врагами в войну ту сражался,
Отчизну свою отстоял.
Чтец (3): Не забывайте, прошу вас, того поколенья,
Тех, кто на фронт не попал.
Тех, кто работал для фронта в три смены,
Трудом он в тылу ту победу ковал.
Чтец (4): Не забывайте, прошу вас, того поколенья,
Чье детство украла война,
Все горе и беды со взрослыми вместе
Из чаши одной хлебнули сполна…
Педагог: Война стала общей биографией целого поколения военных детей. Сегодня - они последние свидетели тех трагических дней.
И в День Победы по восторженной земле,
Блестя наградами, шагают ветераны
Фронтовики, герои, совесть наших дней
Сегодня их здесь видеть рады.
И будет так, так непременно будет
На сцену выйдет в орденах старик - Последний на планете фронтовик,
И перед ним в порыве Встанут люди.
И голосом спокойным и усталым
Солдат бывалый поведёт рассказ
Как нашу землю вырвал из металла,
Как эту землю от позора спас.
И он уйдёт, свидетель битвы грозной,
С букетом роз и маков полевых…
Смотрите вы на них, пока не поздно,
Пока они живут среди живых.
Педагог: ребята, сегодня к нам на встречу пришли ветераны войны... Те самые дети военной поры, о которых мы вам рассказали. Давайте поприветствуем их и дадим им слово.
... Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
Педагог: человек беспамятный способен породить только зло, и ничего другого, кроме зла. Нужно помнить страшное из того военного времени ради живущих, ради тех, кто ещё будет жить, и ради того, чтобы детство никогда больше не называлось войной.