Доклад «Использование адыгского фольклора в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»-продолжение 1

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Первыми произведениями, знакомящими ребенка с родным языком, являются колыбельные песни, исполняемые матерью и другими взрослыми в доме, потешки и прибаутки. Среди детей более старшего возраста очень популярны считалки и небольшие песенки, которые исполняются ими во время игр.

Велика роль и скороговорок (1уры1упчъэхэр) в усвоении родного языка. Значение их в основном заключается в том, чтобы научить детей свободно и отчетливо произносить трудные звуки и слова родного языка.

Игровые и плясовые песни - образно яркие, напевные, поэтичные. Исполняя с детьми эти песни, можно устраивать импровизированные хороводы и пляски, выделяя, прежде всего, ярко выраженное игровое начало. Стремление к игре, к актерству присуще детям. Игра доставляет им радость. Поэтому элементы игры в той или иной мере могут быть внесены почти в любую песню. Тогда пение может сопровождаться разыгрыванием действия по сюжету песни. Иначе говоря, происходит разыгрывание элементов народной драмы, заложенных во многих игровых и плясовых песнях.

Пляски - наиболее общеизвестными являются «Удж», «Зафак1у», «Ислъамей», «Зыгъэлъат», «Лъэпэк1ас», «Уджхъурай». Пляски занимали и занимают сейчас важное место на всех общественных и семейных праздниках и событиях адыгов.

Большую роль во всестороннем развитии ребенка занимает игра. Игра - это способ познания окружающего мира и в то же время она укрепляет физические силы ребенка; игровые переживания способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни; в игре воспитываются и уважение к труду взрослых, наконец, игра - важное средство эстетического воспитания детей.

Большое значение в воспитании подрастающего поколения адыги придавали изучению истории своего народа. Каждый человек должен знать историю своего народа. С её помощью старшие воспитывали молодых людей патриотами своей страны, своего народа. Источником исторических сведений служили легенды, предания, сказания и т.д.

Ребенок не может успешно расти и развиваться без гармонии с окружающим миром, ему необходимы мир, согласие и любовь. Прежде всего - это любовь к Родине, которая формируется с первых дней жизни. Сначала Родина для ребенка - это его мама, семья, родные. Вот он пошел в детский сад и начинает дружить, учиться, относиться к окружающим людям, природе, по законам совести. Каждый народ в бездонных копилках памяти имеет никогда не иссякающее богатство- это искусство народа, правила и обычаи его жизни, любимые предания и сказки, мудрые мысли, архитектура, быт и верование, любимые праздники. Каждый человек «с молоком матери» впитывает культуру своего народа, которая становится неотъемлемой частью его души, началом, порождающим личность гражданина, патриота. В самом раннем детстве закладываются в человеке основы нравственности и духовности, формируются первоначальное самосознание, патриотические и гражданские чувства.

Успех воспитания детей только тогда возможен, когда родители, воспитатели твердо знают, чего они добиваются, когда они ясно ставят перед собой определенные общественно значимые педагогические задачи, имеют конкретную «программу воспитания» своих детей или воспитанников:

«Унэм зыщыгъаси, хасэ к1о» («Воспитай себя дома, а потом иди в люди»)

«Бзыур зы1этырэр тамэ, ц1ыфыр зы1этырэр иакъыл» («Птицу поднимают крылья, а человека - его ум»)

Я в работе с детьми дошкольного возраста использую весь этот богатый народный фольклор, который адыги накопили за время своего существования. Для понимания исторических судеб адыгского народа большое значение имеет героический эпос «Нарты», по которому можно судить о древнейшем периоде истории народа. Читая детям сказания о нартах, я знакомлю с очень интересными фактами жизни народа. Здесь они знакомятся с героями нартов, с их жизнью, культурой, бытом. Мы встречаемся с такими качествами нартов, как уважение к старшим, почитание матери, служение своему народу.

В сказках добро всегда побеждает зло, в них раскрываются эстетические и этические функции. В сказках мы знакомим детей с пословицами и поговорками, загадками, скороговорками. С их помощью улучшается словарный запас ребенка, заставляет его мыслить, рассуждать, принимать правильные решения. Пословицы воспитывают ребенка, показывают, как надо поступать в тех или иных случаях. Со своими детьми я заучиваю пословицы, они уже много знают о том из них, каким должен быть человек, что он должен приносить добро людям.

Одна из форм работы - проведение совместных праздников, утренников, вечеров досуга, выставок, традиционных народных игр, экскурсий, позволяет объединить детей общими чувствами, переживаниями. На своих утренниках и в повседневной жизни мы с детьми показываем, какие пословицы уже знаем, читаем стихи, поем песни, показываем, как умеем танцевать. Дети с большим удовольствием разучивают детские песенки на адыгейском языке, танцуют в национальных костюмах на всяких мероприятиях, которые проходят с большим успехом. Разучивая песни, национальные танцы, я прививаю любовь к прекрасному, к музыке, преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

© 2010-2022