Конспект организованной учебной деятельности. Ознакомление с окружающим миром. Тема: «Вода»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Старшая группа

Организованная учебная деятельность

Образовательная область: «Познание»

Раздел: Ознакомление с окружающим

Тема: «Вода»

Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект как вода таит в себе много неизвестного. Развивать наблюдательность, смекалку, умение размышлять, сопоставлять, делать выводы. Активизировать словарь: прозрачная, без вкуса, без запаха, жидкость.

Материал: стаканчики по количеству детей, салфетки, трубочки, камешки.

Ход занятия:
- Ребята, сегодня нам предстоит интересное и увлекательное путешествие, чтобы открыть некоторые тайны. Прежде, чем мы отправимся, попробуйте отгадать загадку, и вы узнаете, тайны какого вещества нам предстоит открыть.

Загадка.
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы
Кто тогда наш первый друг
Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо
Человеку умирать?


Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтоб варились кисели
Чтобы не было беды -
Жить нельзя нам без... (воды).


- Конечно это вода! А скажите, дети, где можно увидеть воду? (В речке, в кране, в луже и т. д.)
- Кому нужна вода? Людям, животным, растениям.
- Как человек использует воду? Умывается, готовит пищу,
стирает, пьет, моет посуду и т. д.
(Можно использовать картинки с изображением процессов использования воды.)
А сейчас Олеся расскажет нам, что такое вода и где она встречается (девочка читает стихотворение).

- Итак, сегодня нам предстоит открыть тайны волшебницы воды. Для этого мы с вами отправимся в научную лабораторию.

Дети проходят за столы, на которых стоят стаканы, салфетки и рассаживаются.

- Ну вот, мы и в лаборатории. И первый наш опыт называется «Что же такое вода?»

Опыт № 1. (на каждого ребенка 2 стакана: один пустой, другой - с водой)
- Предлагаю аккуратно перелить воду из одного стакана в другой. Вода льётся? Почему?
Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкая, она не смогла бы течь в реках, из крана. Поскольку она жидкая, может течь, её называют жидкостью.
Опыт № 2. (проводит воспитатель). «Когда льется вода; когда капает?»
Воспитатель делает отверстие в пакетике с водой, поднимает его над розеткой.
- Что происходит? Вода капает, ударяясь о поверхность, издает звуки.
(Из одного стакана переливает воду в другой.) Наблюдают: когда вода быстрее наливается - когда капает или когда льётся?
Физминутка «Капельки» (игра-импровизация)
(Звучит легкая музыка.)
- Дети, закройте глаза и представьте себе, что сейчас лето: ярко светит солнышко, дует теплый ветерок, зеленеет травка, цветут яркие цветы. Ой, а вот на небо набежала тучка, и пошёл дождик. С неба летят капельки - большие и маленькие. Вот и мы сейчас превратимся в капельки.
- Ну-ка, лейка, лей, лей!
Для ребяток не жалей!
В капельки пусть превратятся,
От души повеселятся.
- Открывайте глаза. Теперь вы - капельки, которые одна за другой падают на землю, на траву, на листочки деревьев (дети кружатся, затем подпрыгивают и садятся на корточки). Вот дождь и кончился, капельки лежат на листочках, не высыхают, ведь уже наступила ночь. Капельки так устали, что заснули. (дети складывают руки, опускают голову, закрывают глаза - «спят».) (Звучит музыка.)

- А утром они проснулись (дети открывают глаза, потягиваются, поднимаются на носочки).

Вот подул ветер и капельки стали спрыгивать с листочка на листочек (дети прыгают с небольшим продвижением вперед на одной, на двух ногах).
А ветер всё сильнее, капельки закружились в воздухе (дети кружатся, выполняют свободные движения). Вот и долгожданное солнце, капельки потянулись к нему (дети встают тянутся - поднимают руки вверх), погрели один бочок, другой (подставляют бочок, спинку). День становился жарче, и наши капельки стали исчезать (испарятся) (дети опускают голову, руки) - собрались на небо в большое облако (дети встают в круг, берутся за руки) - им стало весело вместе.
- Понравилось вам быть капельками? А теперь пора превращаться в деток.
Раз, два, три, четыре, пять -
Вот и детки вы опять.
- Предлагаю вернуться в лабораторию.
Опыт № 3. (проводит воспитатель).
На столе 2 стакана. Один - с чистой водой, а другой - с молоком.

- Какого цвета молоко? Белого. Можно сказать, что вода белого цвета? Нет. Вода прозрачная, без цвета.
Опыт № 4. (перед детьми 2 стакана один - с чистой водой, другой - с подкрашенной; камешки).
- Что вы видите в стаканчике? (вода). Какого цвета вода в 1 стаканчике? (прозрачная), а во 2 стаканчике? (подкрашенная, синяя.)
- Ребята, хотите поиграть с камешками в прятки?
- Опустите в стакан с чистой водой камешек, понаблюдайте за ним (камешек тяжелый, опустился на дно).
- Опустите камешек в подкрашенную воду. Что произошло? (Камешек спрятался). В каком стаканчике виден камешек? (В том, где вода чистая).
Значит чистая вода - прозрачная, в ней видны предметы. А грязная, или подкрашенная вода - не прозрачная, в ней камешек не виден.
- Ребята, а прозрачная ли вода льётся из крана? Что было бы, если вода из крана текла бы мутная, грязная?
(Рассуждения детей).

Опыт № 5. (проводят дети).
- А теперь, ребята, понюхайте воду. Пахнет ли вода чем - нибудь? (Нет. Не пахнет. У неё нет запаха).
- А теперь попробуйте воду на вкус, какая она? Она горькая, сладкая или солёная? (Нет). Значит вода без вкуса. Она безвкусная.
Далее предлагается детям игра «Вода играет в прятки»
(дети опускают в розетку с водой поролоновую губку, потом вынимают).
- Что происходит? (Вода впиталась в губку - и розетка оказалась почти пустой. Отжимают воду из губки - возвращение воды в розетку).
- Ребята, сегодня мы открыли много тайн волшебницы ВОДЫ. Назовите, какие тайны она от нас скрывала.
(Дети перечисляют: вода - жидкость, прозрачная, без запаха, без вкуса, льётся, капает).
- А вам понравилось проводить опыты с водой, вам было интересно?
Если вам всё понравилось - возьмите себе на память солнышко, а если что-то не понравилось - возьмите тучку.
Мне тоже было приятно поработать с вами в лаборатории. Вы хорошо поработали, а теперь предлагаю вам отдохнуть.
Будем пить чай из самовара.
«Кончил дело, пей чай смело.
Чай попивайте, о свойствах воды не забывайте».
Организуется чаепитие.

© 2010-2022