Конспект Дидактические игры по формированию правильного произношения у детей старшего дошкольного возраста

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дидактические игры по формированию правильного произношения у детей старшего дошкольного возраста

Цель:

Создать благоприятные условия стимулирующие процесс коррекции звуковой стороны речи у детей с речевыми нарушениями с использованием разнообразных игр.

Одним из направлений логопедической коррекционной работы, является формирование правильного звукопроизношения. Порой не так трудно поставить ребенку звук, как автоматизировать и ввести его в речь. Как правило, ребенок сможет свободно употреблять поставленный звук только после повторения этого слова от семидесяти до девяноста раз. Но механическое многократное повторение одного и того же слова утомляет детей, не стимулирует к самостоятельному его употреблению. Как указывает Е. Ф. Архипова, этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном по сложности лингвистическом материале до полного упрочнения навыка. Разработкой способов и этапов автоматизации звуков занимались М. Е. Хватцев, М. Ф. Фомичева, Г. В. Гуровец, С. И. Маевская и другие. И. А. Смирнова отмечает, что логопед должен формировать у ребенка мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающие стабильные результаты. И это необходимо делать легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребенка.

Для формирования правильного звукопроизношения логопеду важно максимально использовать наглядность и игровые приемы, учитывая, что игра - ведущая деятельность для дошкольника. Благодаря использованию игр процесс автоматизации поставленных звуков проходит в доступной и привлекательной для детей форме. Важным в коррекции звукопроизношения и развитию фонематического восприятия является работа органов слуха и зрения, так же особое место уделяется работе двигательного анализатора (руки). Известно, что двигательный и речевой центры в коре головного мозга находятся рядом, поэтому подвижность артикуляционного аппарата обусловлена состоянием двигательной сферы. В процессе игры у детей происходит совокупная работа всех анализаторов: слухового, зрительного, речедвигательного, что позволяет наиболее эффективно проводить коррекционную работу.

Предлагаю некоторые из использованных мною игр:

-

игры с мячом

: «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой», «Разноцветные мячи», «Звуковая цепочка» с передачей мяча, «Мяч лови и мяч бросай - сколько звуков, называй», «Встречу слово на дороге - разобью его на слоги» Т. А. Воробьевой и О. И. Крупенчук «Мяч и речь» КАРО Санкт-Петербург 2003г

-

игры с прищепками

: «Собери звуковые бусы», «Различай и называй», «Сороки». Эти и другие игры с прищепками вы можете найти в пособии Ю. А. Фадеевой, Г. А. Пичугиной, И. И. Жилиной «Игры с прищепками: творим и говорим» - М. :ТЦ Сфера, 2011.(Библиотека логопеда) .

-

подвижные игры:

«Цветы и пчелки», «Живая стрелка», «Найди свой домик» и другие вы сможете познакомиться в статье Сотниковой В. Н. «Подвижные игры в работе с детьми ОНР» журнал «Логопед» №3/2011.

Подробнее хочу остановиться на дидактических настольных играх, основная цель которых автоматизация и дифференциация звуков; а так же развитие фонематического восприятия; формирование навыков звукового анализа и синтеза.

«Найди звук»

с помощью этой игры дети определяют наличие заданного звука в слове. Например: положить в корзинку только те продукты, в названии которых вы слышите звук А. <Рисунок 1.>

Конспект Дидактические игры по формированию правильного произношения у детей старшего дошкольного возраста

«Божья коровка»

украшая крылья божьей коровки кружочками, дети закрепляют умение выделять в слове первый и последний звук. < Рисунок 2.>

Конспект Дидактические игры по формированию правильного произношения у детей старшего дошкольного возраста

«Похожие слова»

игра соревновательного характера. На игровом поле слова, похожие по звучанию с картинками. Используется кубик, фишки, ребенку необходимо отыскать картинку со словом, которое звучит, похоже, и переставить на нее фишку, таким образом, ребенок может отдалиться от финиша или приблизиться. <Рисунок 3.>

Конспект Дидактические игры по формированию правильного произношения у детей старшего дошкольного возраста

«Аквариум»

очень нравится детям, так как никогда не знаешь, в каком аквариуме плавает больше рыбок. Чтобы это узнать взрослый произносит 10 слов (на примере звука Ш). если звук Ш в начале слова, ребенок пускает рыбку в первый аквариум, в середине - во второй, в конце - в последний. Осталось подсчитать рыбок в каждом аквариуме. <Рисунок 4.>

Конспект Дидактические игры по формированию правильного произношения у детей старшего дошкольного возраста

«Мы со звуком Р играем»

стихотворение в картинках позволяет быстро запомнить его, а так же автоматизировать звук [Р]. <Рисунок 5.> Мы со звуком Р играем

И картинки подбираем,

Карандаш, корабль, брусника,

Кукуруза, сыр, черника,

Крот, крыжовник, муравей,

Груша, зубр и воробей.

Рак, мартышка, помидор,

Светофор, ведро, шофер.

Конспект Дидактические игры по формированию правильного произношения у детей старшего дошкольного возраста

«Рыбалов»

хороша тем, что она многофункциональна. С её помощью вы можете автоматизировать поставленные звуки в словах, развивать лексико-грамматические категории, связную речь. <Рисунок 6>

Конспект Дидактические игры по формированию правильного произношения у детей старшего дошкольного возраста

«Улитка»

я использую два варианта игры. Одна плоскостная на карточках, где используются кубик и фишки, а другая на детской пирамидки, на которой необходимо найти картинки с заданным звуком. <Рисунок 7, 8>

Конспект Дидактические игры по формированию правильного произношения у детей старшего дошкольного возраста

Конспект Дидактические игры по формированию правильного произношения у детей старшего дошкольного возраста

«Лягушка ловит комариков»

в этой игре я автоматизирую и дифференцирую звуки З и ЗЬ. Если ребенок слышит слово, в котором твердый звук З, то синей фишкой закрывает больших комаров, а если мягкий ЗЬ, то зеленой маленьких комариков. <Рисунок 9>

Конспект Дидактические игры по формированию правильного произношения у детей старшего дошкольного возраста

«Покорми клоуна»

Я использую клоуна не только для развития мелкой моторики рук, но и для автоматизации необходимого звука. «Слово называй - горошинку бросай».

<Рисунок 10.>

Конспект Дидактические игры по формированию правильного произношения у детей старшего дошкольного возраста

В создании игр я использовала материалы из научно-методических журналов: «Логопед в детском саду», «Обруч», «Логопед» с приложением «Библиотека логопеда», «Конфетка», «Дошкольная педагогика».

Таким образом, использование игровых методов и приемов, позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, включая все анализаторы, в том числе и мелкую моторику руки. Кроме работы двигательного и речевого анализаторов, в развитие включаются и психические процессы: восприятие, память, мышление. Всё это делает коррекционную работу наиболее разнообразной, поддерживает интерес к логопедическим занятиям, помогает наиболее качественно подготовить детей к школе.



© 2010-2022