Конспект занятия по математике Путешествие в космос

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта

организованной учебной деятельности

Образовательная область: «Познание»

Раздел: ФЭМП, Ознакомление с окружающим

Тема: Путешествие в космос

Цель: Закрепить представление о прямой и обратной последовательности чисел в пределах 20; умение решать задачи и примеры на сложение и вычитание. Систематизировать и расширить представления детей о планетах и небесных телах солнечной системы. Развивать любознательность, связную речь, мышление. Воспитывать дружелюбие, навыки самоконтроля, оценивания.

Билингвальный компонент: космос-ғарыш, космонавт-ғарышке, ракета-ұшақ, планета-жер шары, земля-жер, луна-ай, солнце-кун, небо-аспан

Этапы дея-ти

Действия воспитателя

Действия детей

Оборудование

Мотивационно-

побудительный











Предлагает детям встать в круг и поприветствовать друг друга:

Здравствуй, Небо!

Здравствуй, Солнце!

Здравствуй, Земля!

Здравствуй, наша большая семья!

Біздін үлкен отбасымыз

Прозвенел уже звонок-

Начинается урок.

Все друг к другу повернитесь,

А теперь все улыбнитесь.

Улыбнитесь мне, гостям

И садитесь по местам

Предлагает детям отгадать загадки и по первым буквам определить тему занятия

Предлагаю вам ребятки,

Отгадать мои загадки.

И подайте мне ответ

На космический секрет.

Он не лётчик, не пилот,

Он ведёт не самолёт,

А огромную ракету.

Дети, кто, скажите это?

Уходит в небо экипаж

Отныне знаменитый

Мы будем слушать репортаж

С космической …

У нас сбываются мечты:

Покажут в телекадре,

Как по Сатурну ходишь ты

В космическом…

Искры небо прожигают,

А до нас не долетают.

Встают в круг

Руки поднимают вверх

Описывают руками большой круг

Плавно опускают руки на ковёр

Берутся за руки и поднимают их вверх

Повторяют слова


Слушают и отгадывают загадки


Космонавт


орбиты


скафандре

Метеорит




Иллюстрации к загадкам

















На огромном экране полусферического купола

Мы видим движение солнца и звёздное чудо

Чуть выше леса,

Краше света,

Без огня горит?

-Кто догадался, о чём пойдёт речь на занятии?

-Назовите ещё космические слова.

-Как вы понимаете, что такое космос?

-Что такое звёзды?

-Сколько звёзд видно на небе невоор. глазом? (3000)

-Какие звёзды по степени излучения тепла вы знаете?

-А что такое солнце? Какая температура на поверхности Солнца?

-Во сколько раз Солнце больше Земли? Демонстрирует апельсин и маковое зёрнышко для сравнения

-Сколько планет вращается вокруг Солнца?

-Какая по счёту Земля?

-Как называется шестая от Солнца планета?

-Какие планеты являются соседями нашей Земли?

-Какая наибольшая планета?

-Какая наименьшая планета?

-Кто первый полетел в космос?

-Когда полетел в космос первый человек? Как его звали?

-Что вы знаете о нём?

-Сколько лет прошло со дня первого полёта?

-Сколько десятков в числе 12, 53? Единиц?

-За сколько минут Гагарин совершил оборот вокруг земли? (108 минут)

-Назовите Казахстанских космонавтов

-Как называется место, откуда наши космические корабли отправляются в полёт? Где находится? В переводе с казахского означает «богатая, коричневая, золотая земля»

-На чём можно полететь в космос?

Вспомните, на чём совершали полёты герои ваших любимых сказок?

Предлагает отправиться в космический полёт и побывать на планетах

-Чтобы наш полёт прошёл успешно, необходимо выполнить задания и проверить наши знания. Оценивать себя и друг друга будете при помощи звёд: «Зажги звезду» - жёлтая звезда-задание выполнено правильно, красная -неправильно

-Ребята, а на чём же мы с вами отправимся в космос?

Чудо-птица. Алый хвост,

Прилетела в стаю звёзд.


обсерватория

Солнце

О космосе

Планеты, астероид, спутник, созвездие, луноход, инопланетянин, комета…

Безвоздушное пространство

Огромн. пылающ.шары

Красные-холодные, жёлтые-горячие, белые-10.тыс гр., голубые-30 т.

Ближайшая к Земле звезда, темп.-20 млн.гр.

В 109 раз

Рассматривают и сравнивают

8

Третья

Сатурн

Венера, Марс

Юпитер

Нептун

Рассказывают о собаках

Юрий Гагарин -12 апреля 1966 года.

Родился в Смоленской области. С детства любил мастерить игрушечные самолёты и мечтал летать. Работал в литейном цехе. Потом поступил в лётное училище. Был решительным, находчивым и весёлым человеком.

Токтар Аубакиров и Талгат Мусабаев

Космодром Байконур

На метле-баба-яга, на утке-лягушка-путешественница, на ковре-самолёте Хоттабыч…


Предлагают

Ракета





Апельсин и маковое зёрнышко



Фотографии собак

Портрет Гагарина




Трафареты звёзд



Что бы нам с вами не затеряться в межпланетном пространстве. Я придумала вам космические названия.

Предлагает разделиться на команды: «Земляне», «Марсиане»

Первая команда: когда я говорю «На старт!», вы хлопаете себя по коленям и громко кричите «Р-р-р-р».

Вторая команда: когда я говорю «Приготовились к посадке!», вы машите руками над головой, говорите три раза «Бум! Бум! Бум! Без этих команд мы не взлетим и не посадим наши корабли!

Сейчас команды надо отработать!

-Молодцы! Тренировка прошла отлично!

Итак, на старт!

Чтоб ракету нам поднять

нужно хором посчитать.

Счёт от 10 до 20 через один. Но при этом я хочу проверить вашу выносливость и вестибулярный аппарат, т.е. умение держать равновесие. Вы должны развести руки в стороны, поднять одну ногу и согнуть её в колене

Всем ребятам на потеху

Запускаем мы ракету:..10…

И ракета полетит

-Что за звезда находится в центре солнечной системы?

Полетели дальше? Что за планета вдали?

«Приготовились к посадке!»

Сделаем остановку и разведаем здесь обстановку

Меркурий

Следующая после солнца планета - меркурий.

-Что вы знаете о ней?

-Какая температура на Меркурии? (+400, -180)

Летим дальше?

-Чтобы старт прошёл успешно предлагаю выполнить задание в бортовом журнале- тетради

1 задание:

«Назвать и записать соседей числа»

«Хлопнуть один раз, когда я назову однозначное число, и два раза -двузначное

«На старт!»

«Приготовились к посадке!»



Отрабатывают, выполняют команды





Солнце

Набираем воздух и выдыхаем

Ж-ж-ж

Прикрепляют его изображение на доску

Первая после солнца. Жить там невозможно. Кислорода, воды там нет и очень жарко, вращается очень медленно. На этой планете очень длинный день и очень длинная ночь


Выполняют задание в тетрадях, комментируя по цепочке





Видео запуска ракеты

Видео «Весёлая астрономия»

Слайд №1


Слайд №2

Картинки всех планет



Рабочие тетради

Организационно- поисковый


Венера

Это уже вторая по счёту после солнца планета. Венеру когда-то называли сестричкой Земли. Почему?

Полгода длится день её,

И ночи не короче.

А солнце с запада встаёт:

Упрямится, как хочет.

Там год короче суток.

Она чудовищной жарой

Встречает смельчаков,

И сыплет серной кислотой

Из плотных облаков!

Ну, словом, лучше нам пока

Её любить издалека.

-Что знаете о планете?

-Сколько длится день на Венере?

-Тепло или холодно?

Задание № 2

«Узнай знак!»

-Невидно солнца, сбились с курса, зажечь знаки «плюс» или «минус» в журналах

Летим дальше.

«На старт!»

Земля

-Видна какая-то планета, что мы видим?

«Приготовились к посадке»

-Какая это по счёту планета?

-Какую форму имеет наша Земля?

-Что расскажите о нашей планете?

-А сейчас вас ждёт сюрприз.

Заходят дети

1. Звездочёт:

Звездочёт я, звездочёт,

Всем планетам веду счёт,

О звёздах и кометах

Всё расскажу я детям.

8 планет - сестры и братья мои,

Всех без ошибок тебе назову

И траекторию их полёта скажу.

Имя моё называется так,

Звёзды всю жизнь считал как-никак

-Здравствуйте, ребята. Я прилетел, чтоб рассказать вам о нашей самой главной планете - о Земле.

2. Учитель (ребёнок)

Эй, Земля, моя планета,

Где твой край?


Прикрепляют картинки всех планет по очереди на доску

Одинаковые по размеру


Слушают стихотворение о Венере

Температура превышает 400 градусов

Очень загадочная планета. Самая яркая. Оранжевого цвета. Даже небо оранжевое.


Выполняют задание в тетрадях

Великолепной красоты просторы.

Третья

Круглую, форму шара

Рассказывают

Читают стихи

Слайд № 3







Слайд № 4

Рефлексивно-







корригирующий

1. А вовсе нету.

Вкруг своей оси вращаюсь,

Солнцем я обогреваюсь.

Вокруг Солнца я кружу,

Знать, не на китах лежу.

2. Кто ж она - твоя семья,

Братья, сёстры, сыновья?

1. То Венера и Меркурий

И ещё пять братьев хмурых:

Марс, Юпитер и Сатурн

Да Уран и Нептун.

2. Эй, Земля, а с кем ты дружишь?

Иль одна вкруг солнца кружишь?

1. Я в компании приличной:

Братьев шесть, одна сестричка.

Мы горды своей почтенной

Нашей Солнечной системой.

2. И с такой семьёй солидной

Где живёте вы не видно?

1. Ты на небе можешь видеть

Часть от дома, лишь чуть-чуть:

Дом - Галактика большая

Под названьем Млечный путь.

2. А Галактика - она-то

Где находится и с кем?

1. Есть галактики другие,

Неизвестные совсем,

И живут они все вечно

Во Вселенной бесконечной

-Где «живет» Земля со своими братьями и сестрами?

-Вокруг чего кружит Земля?

-Чем обогревается Земля?

-Назовите спутник Земли

Динамическая пауза

На Луне жил звездочёт -

Он планетам вёл учёт:

Меркурий - раз,

Венера - два-с,

Три - Земля, четыре - Марс,

Пять - Юпитер, шесть - Сатурн,

Семь - Уран, восемь - Нептун.







Прикрепим Землю на доску.

Не будем терять ни минуты, нам еще надо узнать много интересного. Летим дальше.

«На старт»

5. Марс.

Внимание, видна какая-то планета.



















В Галактике

Вокруг Солнца

Солнцем

Луна

Смотрят в телескоп

Показывают в небо рукой

Описать круг руками

Хлопок в ладоши

Наклоны вправо-влево

Наклоны вперёд-назад

Прыжки






Звездочёт

-Вы просто молодцы. Я горжусь вами, ребята. Вы одни из первых, кто так хорошо справляется с вопросами и так внимательно слушает учителя. Вы просто умницы. Но, к сожалению, мне надо бежать. У меня еще много дел в космосе и много неизведанных планет и звезд. Удачи, ребята! До свидания.

Прикрепим Землю на доску

Не будем тратить ни минуты, нам ещё надо много узнать интересного. Летим дальше.

«На старт»

Марс

Внимание! Видна какая-то планета.

«Приготовились к посадке!»

Где мы?

Пустыня красного песка,

Колючий вихрь издалека.

Мы убеждаемся с тоской,

Что нет тут жизни никакой.

Поэты много лет стихи слагали,

Нас марсианями пугали.

Теперь ответ нам сразу дан-

Увы, тут нет марсиан.

Давайте прикрепим Марс на доску. Он четвёртый по счёту.

Расскажите о Марсе

-Какие там условия?

-Почему он красный?

-Чем покрыта поверхность Марса?

Задание № 3

Игра «Метеоритный дождь».

- Летим сквозь звёзды. В космосе много опасностей. Одна из них нас ждёт впереди - это метеоритный дождь.

-Что такое - метеориты?

-Ребята, начался метеоритный дождь! Он может повредить нашу ракету! Чтобы его остановить нужно решить примеры - «зажечь звёзды»

-Справились. Наша ракета выбралась из метеоритного дождя!

Полетим дальше?

«На старт!»

Внимание! Внимание! «Первооткрыватели продолжают своё путешествие по Солнечной системе и отправляются на следующую планету.

Юпитер

-Что за планета?

«Приготовились к посадке!»

-Какой Юпитер по счёту?

-Какая она по размеру?

Давайте прикрепим на доску и запомним самую большую планету Солнечной системы.

-Ребята, мой бортовой компьютер показывает, что космические пираты заблокировали ракету и не пустят нас дальше. Они требуют решить задачу

Задание № 4

Летим дальше «На старт!»

Космонавтам нужен год.

Но дорогой нам нестрашно-




Марс меньше Земли. Его называют красной планетой из-за его пустынь. Условия здесь суровые. Если вас спросят, где находятся самые высокие горы, кроме земных, они - на Марсе. Его поверхность покрыта пылью. На Марсе даже летним днём ранним утром может быть огромный холод -даже мороз. Здесь как и на Земле сменяются времена года. Из-за сильного холода здесь жить невозможно.

Метеориты - обломки комических тел. Когда метеориты пролетают сквозь атмосферу Земли, они сгорают. На Земле в это время говорят, что падает звезда.

Решают примеры, подставляют к ним звезду с ответом


Это Юпитер - это газовая планета-гигант без твёрдой поверхности.

Самая большая и самая тёплая и самая тяжёлая. из всех планет нашей Солнечной системы. Облака здесь вытягиваются в длиннющие разноцветные ленты.

Отвечают на вопросы, решают задачу, «записывают» решение



Дуют очень сильные ветра, бушуют огнедышащие вулканы, молнии, штормы.

Особенно Сатурн прославился своими кольцами. Эти кольца состоят из больших и маленьких кусочков льда, снега и камней Размер самого большого из этих кусочков достигает размера 12-ти этажного дома. А самый маленький размером с песчинку.

Собирают ракету, составляют число из двух меньших

Поднимают руки вверх

Разводят в стороны

Круг руками

Качают головой

Наклоны вправо-влево




Слайд №5







Примеры, звёзды с ответами



Слайд № 6



Иллюстрация к задаче с изображением звёзд

Цифры на доску и для каждого наборы цифр



Слайд № 7



Силуэты ракет, прищепки,

цифры

Решить задачу

А сейчас вам на удачу

Я задам-ка всем задачу

Предлагает по иллюстрации составить задачу

-Что изображено на картинке?

-Сколько стоит ракет?

-Что ещё видим?

-Сколько ракет улетело?

-Какой можно задать вопрос?

Предлагает повторить условие, вопрос.

Что нужно сделать, чтобы решить задачу?

-Какой будет ответ у задачи?

-Справились с заданием, путь свободен.

«На старт!»

Сатурн

«Приготовились к посадке!»

Такие красивые кольца вокруг планеты. Догадались, что

это за планета?

Ребята, эта планета действительно называется Сатурн. Это вторая по величине планета. Она отличается от всех других планет тем, что её окружает множество колец,

расположенных вокруг.

-Из чего состоят кольца?

-Какие они по размеру?

Задание № 5

«Собери ракету»

-Ребята, всё таки метеориты нанесли повреждения нашей ракете. Чтобы их исправить соберём состав чисел

-

Давайте вывесим Сатурн на доску и запомним планету с кольцами из снега.

Динамическая пауза

«Космонавты»

1-2, стоит ракета,

3-4, скоро взлёт.

Чтобы долететь до солнца,

Каждый ведь у нас атлет!

Пролетая над Землёю,

Ей передадим привет!

Уран

«Приготовились к посадке»

И куда же мы прилетели? Эта планета называется Уран.

-Какая по счёту?

-Почему она синего цвета?

Кончилось топливо, мы вынуждены дозаправиться

Задание № 6

Игра «День-ночь»

Закрывают глаза при команде «Ночь!» Учитель задаёт пример. Слушают пример. «День» -показывают ответ.

5+2-1=6

6+3-1=8

8+1-2=7

Полетели дальше! «На старт!»

Нептун

«Приготовились к посадке»

Мы на последней планете Солнечной системы. Называется Нептун. Огромной скорости ветры бушуют и на Нептуне. Одни из самых быстрых. В связи с тем, что Нептун находится очень далеко от Солнца, он вырабатывает сам для себя тепло.

-Что ещё знаете о Нептуне?

В бортовые компьютеры попал вредоносный вирус.

Задание № 7

«Угадай число»

-Я задумала число, прибавила к нему 2 и получила 5.

-Какое число я задумала? (3)

-Я задумала число, отняла от него 2, получила 8

-Какое число я задумала? (10)

- А сколько планет было раньше? Почему?

Предлагает вернуться на Землю

Сгибают руки в локтях

Разводят р. в стороны

Поднимают их вверх и

машут

Седьмая планета от Солнца. Вращается по часовой стрелке как бы, «лёжа на боку» Она состоит из газа и поэтому синего цвета. Год длится 84 земных года. К тому же там очень холодно.

Считают, ответ показывают на веерах


Дополняют



Рассказывают о Плутоне


Слайд № 8

Веера на каждого ребёнка



Слайд № 9




Рефлексивно-

корригирующий

-Понравилось Вам наше путешествие?

-Что понравилось больше всего

Ребята, вы сегодня молодцы! Вы были настоящими космонавтами!

-Вы, друзья мои старались,

Все прекрасно занимались

Хочу я вас поблагодарить

И медали Вам вручить!

Высказывают своё мнение, делятся впечатлениями




Медали




Ожидаемый результат:

Воспроизводят: числа и цифры до 20; названия планет

Понимают: структуру задачи, последовательность чисел; значение космоса в жизни человека

Применяют: умение решать задачи и примеры, умение составлять числа из двух меньших, навыки вычисления и сложения














© 2010-2022