- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Доклад по речевому развитию
Доклад по речевому развитию
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Варфоломеева А.Р. |
Дата | 19.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Доклад на тему:
Речевое развитие дошкольников
( по ФГОС)
Выполнила: Варфоломеева А.Р.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Развитие речи.
Цель: Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Задачи:
1. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
2. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи - диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
-
Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Принципы реализации образовательной области« Речевое развитие»:
-Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей
-Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи
-Принцип развития языкового чутья («чувства языка»)
-Принцип формирования элементарного осознания явлений языка
-Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования
-Принцип обогащения мотивации речевой деятельности
-Принцип обеспечения активной речевой практики
Методы развития речи.
1. Наглядные:
-
непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);
-
опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек, картин, рассказывание по игрушкам и картинам.).
2. Словесные:
-
чтение и рассказывание художественных произведений;
-
заучивание наизусть;
-
пересказ;
-
общая беседа;
-
рассказывание без опоры на наглядный материал.
3 Практические:
-
дидактические игры;
-
игры-драматизации, инсценировки,
-
дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
Средства развития речи:
-
Общение взрослых и детей.
-
Культурная языковая среде.
-
Обучение родной речи в организованной деятельности.
-
Художественная литература.
-
Изобразительное искусство, музыка, театр.
-
Непосредственно образовательная деятельность по другим разделам программы.
Направления реализации образовательной области «Речевое развитие»
-развивающая речевая среда;
-формирование словаря;
-воспитание звуковой культуры речи;
-формирование грамматического строя речи;
-развитие связной речи;
Содержание образовательной области «Речевое развитие»
Развивающая речевая среда
Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.
Поощрять попытки делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ взрослого, посещение выставки, детского спектакля и т.д.).
Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи:
убеждать, доказывать, объяснять. Учить строить высказывания.
Формирование словаря
Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду. Упражнять в подборе существительных к прилагательному (белый-снег, сахар, мел), слов со сходным значением (шалун -озорник -проказник), с противоположным значением (слабый -сильный, пасмурно -солнечно).
Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.
Воспитание звуковой культуры речи
Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить различать на слух
и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с-з, с -ц, ш -ж, ч -ц, с -ш, ж -з, л -р.Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Формирование грамматического строя речи
Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка -зеленое брюшко). Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в
слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить.
Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель).
Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь -медведица -медвежонок -медвежья), в том числе глаголов с приставками (забегал -выбежал -перебежал).Помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные.
Формировать умение составлять по образцу простые и сложные предложения. Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью
Развитие связной речи
Развивать умение поддерживать беседу
Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки вызывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
Развивать монологическую форму речи.
Формировать умение связно, последовательно и выразительно
пересказать небольшие сказки, рассказы.
Формировать умение (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.
Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.
Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.
Приобщение к художественной литературе.
Цель: Развивать благодаря чтению представления детей о мире, в котором они живут, об отношениях между людьми и о личностных и речевых характеристиках героев; знакомить детей с языковыми особенностями построения рассказа и поощрять их исполнение в сочинительстве; погружать детей в стихию грамотного литературного языка, обогащать словарный запас.
Задачи.
1) Вызывать интерес к художественной литературе как средству познания, приобщения к словесному искусству, воспитания культуры чувств и переживаний. Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии книг).
2) Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса
3) Формировать и совершенствовать связную речь, поощрять собственное словесное творчество через прототипы, данные в художественном тексте
4) Развитие литературной речи
Формы работы:
Совместная деятельность педагога с детьми
Режимные моменты
Самостоятельная деятельность детей
Деятельность педагога с семьей
Формы организации детей
Групповые.
Индивидуальные.
Подгрупповые.
Индивидуальные.
Подгрупповые.
Индивидуальные.
Групповые.
Индивидуальные.
Подгрупповые.
Занятия.
Беседы.
Составление рассказов.
Заучивание стихов.
Творческие задания.
Игры-драматизации.
Досуги.
Утренники.
Театральные постановки.
Кукольный театр.
Игры (познавательные, словесные, развивающие).
Самостоятельная деятельность.
Чтение прозы, поэзии.
Использование считалок, поговорок в речи.
Игры (познавательные, словесные, развивающие).
Сюжетно-ролевые.
Игры в игровых зонах.
Беседы.
Консультации.
Досуги.
Тематические стенды.
Основные принципы организации работы по воспитанию у детей интереса к художественному слову
-
Ежедневное чтение детям вслух является обязательным и рассматривается как традиция.
-
В отборе художественных текстов учитываются предпочтения педагогов и особенности детей, а также способность книги конкурировать с видеотехникой не только на уровне содержания, но и на уровне зрительного ряда.
-
Создание по поводу художественной литературы детско-родительских проектов с включением различных видов деятельности: игровой, продуктивной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, в ходе чего создаются целостные продукты в виде книг самоделок, выставок изобразительного творчества, макетов, плакатов, карт и схем, сценариев викторин, досугов, детско-родительских праздников и др.
-
Отказ от обучающих занятий по ознакомлению с художественной литературой в пользу свободного непринудительного чтения
Формирование интереса и потребности в чтении
Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки. Прививать интерес к чтению больших произведений (по главам).
Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.
Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения.Воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках. Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) доступные детям
жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений. Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению.
Методы
К традиционным методам относятся чтение и рассказывание произведений литературы на специальных занятиях и вне занятий (во время игр, театрализованных представлений, на прогулке и др.) .
К инновационным методам работы с художественной литературой можно отнести следующие:
- интегрированные занятия;
- театрализованные представления, поставленные с участием детей по сюжетам рассказов, сказок;
- обсуждение произведений известных художников на тему сказок,
- «обыгрывание» сказки. Можно предложить детям вспомнить известную сказку и рассказать ее по-новому. Например, добавить новый персонаж, привнести новую информацию;
- «салат из сказок». Детям предлагается свести в новой сказке героев различных произведений. Например, трех медведей, Волка и семерых козлят, Красную Шапочку, и описать их приключения в лесу;
- проектная деятельность (например, игровой проект «Играем в сказку»),
- занятия - экскурсии (например «Золотая осень в стихах А. С. Пушкина») и др.