Методическая разработка Модель развития педагогического мастерства

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Журавушка»» Асбестовского городского округа





Наименование номинации: методическое пособие



Тема:

Методическое сопровождение образовательного процесса через модель

развития методического сопровождения педагогической деятельности в ДОУ.



Автор: Фоминых Светлана

Юрьевна,

Старший воспитатель,

первая квалификационная

категория

Тел: 8-904-547-36-24

Асбестовский городской округ

2015-2016 учебный год.

Пояснительная записка.

В Российской Федерации одна из наиболее актуальных задач - модернизация системы дошкольного образования, которая является первой ступенью российской образовательной системы. Перемены, происходящие сегодня в системе дошкольного образования, многие называют «революционными». Мы понимаем, что в нынешних условиях образование должно не только видоизменяться, но и придавать импульс инновационным процессам. Педагогами нашего дошкольного учреждения ведутся поиски, направленные на превращение образовательного процесса в детском саду в живое, заинтересованное общение ребенка с взрослыми и сверстниками в разных видах детской деятельности.

Новая фаза развития педагогического коллектива связана с изменениями в требованиях к качеству образования на основе обновления нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность специалистов ДОУ. Педагоги детского сада вовлечены в инновационные процессы, касающиеся обновления подходов к воспитательно - образовательной деятельности с дошкольниками.

Эффективность педагогического процесса - это результат деятельности всего педагогического коллектива. Повышение эффективности педагогического процесса в ДОУ зависит от:

  • качества работы воспитателя;

  • сложившихся в педагогическом коллективе отношений;

  • условий, созданных руководителем для творческого поиска новых методов и форм работы с детьми;

  • объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника.

Постоянный поиск новых, более результативных методов воспитания и обучения, при помощи которых происходит передача детям содержания образования и развитие личности ребенка возможен на базе предметного знания, знания возрастных особенностей детей, обобщения педагогического опыта.

Ориентируясь на гуманизацию обучения, на формирование личности ребенка, признания ее ценности и необходимости для современного общества, прежде всего, нужно формировать личность самого педагога. Процесс модернизации российского образования требует совершенствования не только содержания обучения, но и методической работы в образовательных учреждениях.

На сегодняшний день в работе с дошкольниками перед воспитателями стоят следующие задачи:

  • перехода от простого выполнения требований программ дошкольного образования к осуществлению полноценного и целостного развития воспитанников, формирования их компетентности в различных областях и развития общих способностей, обеспечивающих успешность детей в дальнейшем обучении;

  • передачи дошкольникам необходимой (целесообразной) для успешного развития информации.

Вместе с тем, анализ деятельности педагогов современных дошкольных образовательных учреждений свидетельствует, что они не всегда готовы к проектированию и организации педагогического процесса нового типа. Это обусловлено отсутствием у многих воспитателей опыта построения педагогического процесса и личностно-ориентированного взаимодействия с его субъектами. Накопить такой опыт, как правило, не позволяет существующая практика методической работы дошкольного учреждения, для которой характерна ориентация на общие образовательные задачи детского сада, но не на помощь, поддержку и обогащение профессиональной компетентности каждого педагога.

Сегодня в работе педагогов можно наблюдать некий формализм, неумение или нежелание использовать в работе инновационные, современные технологии. Несмотря на то, что методическая работа в детских садах насыщена мероприятиями, педагоги, имея хороший багаж знаний, не знают, как его применить. Это, в свою очередь, влияет на качество образовательного процесса.

Развитие процесса подготовки педагога в системе образовательного учреждения определяется преодолением существующих в нем противоречий:

- между требованиями общества и состоянием профессиональной компетентности педагогов (социально-педагогический аспект);

- между современными требованиями государственной политики в области обновления содержательных и технологических аспектов образования и низким уровнем инновационного потенциала педагогов (инновационный аспект);

- между научными исследованиями и реальным состоянием практики работы ДОУ; объективной необходимостью в повышении уровня педагогической компетентности воспитателей ДОУ и неэффективностью методической работы, обеспечивающих успешность этого процесса (научно-методический аспект).

Практика работы в ДОУ выявила проблему несоответствия существующей системы управления методической работой требованиям, предъявляемым к профессиональной компетентности педагогов, от уровня которой зависит качество образовательных результатов. Возникает противоречие между современными требованиями к уровню профессиональной компетентности воспитателя ДОУ и неготовностью педагогов соответствовать этим требованиям.

В связи с этим возникла необходимость создания в ДОУ модели методического сопровождения педагогов в образовательном процессе, направленной на развитие профессионального мастерства воспитателя.

Гипотеза: качество результатов образовательной работы в ДОУ будет соответствовать современным требованиям при условии создания системы методического сопровождения образовательного процесса, направленной на развитие профессиональной компетентности педагогов.

Цель: создание модели развития методического сопровождения педагогической деятельности и реализация её в ДОУ.

Задачи:

  1. изучить теоретико-методологический аспект проблемы управления методической работой в ДОУ;

  2. определить современные требования к профессиональной компетентности педагогов ДОУ;

  3. изучить существующие модели методического сопровождения образовательного процесса в ДОУ;

  4. провести анализ образовательного процесса и методической работы в ДОУ

  5. разработать модель развития методического сопровождения педагогической деятельности в ДОУ;

  6. внедрить данную модель в практику

Методологической основой явились положения: системно-деятельностного подхода к методической работе; компетентностного подхода к педагогическому образованию как основе систематизации требований к современному педагогу.

Теоретические основы:

• работы, раскрывающие сущность и специфику методической работы в современных условиях (Ю.В.Васильев, В.И.Зверева, П.Н. Лосев, Г.С.Лазарев, В.П. Дуброва, К.Ю. Белая, И.В. Никишина, П.И.Третьяков и др.);

• труды, исследования, раскрывающие вопросы управления образовательным учреждением (Т.И.Шамова, М.М.Поташник, А. Моисеев, Л.В.Позняк, П.И. Третьяков и др.)

В целях решения поставленных задач применялся комплекс исследовательских методов: теоретический анализ социологических, психолого-педагогических источников, нормативно-правовых документов по проблеме, ретроспективный анализ, опытно-экспериментальная работа. В ходе педагогического эксперимента использовались: включенное наблюдение, анкетирование, анализ деятельности педагогов, проективные методики.

Приложение 4

Программа развития кадрового потенциала в ДОУ

В нашем детском саду разработана и утверждена программа развития кадрового потенциала в ДОУ. Она направлена на создание условий развития кадрового потенциала в ДОУ, которая открывает возможности для его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей, профессиональной компетентности.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми документами:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ

2. «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26, (далее - СанПиН) .

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) .

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.08.2013г. №1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования".

5. Устав ДОУ (далее - Устав).

6. Лицензия на образовательную деятельность

Изменения, происходящие в обществе, влекут за собой изменения в работе дошкольных учреждений. Детский сад сегодня - сложный организм, стремящийся к развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребностей ребенка, семьи, общества, обеспечивающие условия для творческой, профессиональной работы педагогов, отвечающей самым современным требованиям.

К сожалению, недостаточное финансирование, и самое главное нехватка квалифицированных педагогических кадров все еще остаются главными проблемами дошкольного образовании.

Для развития кадрового потенциала в настоящее время внедряется система моральных и материальных стимулов для сохранения в детском саду лучших педагогов, пополнения ДОУ новым поколением воспитателей, а также постоянно проходит повышение их квалификации.

Анализ кадрового состава

1. Административно-управленческий персонал: 3 чел.

2. Педагоги ДОУ (воспитатели, специалисты)- 21 чел.

2.1. Квалификация педагогов: высшая - 1 чел., 1 квалификационная - 9 чел.

2.2 Образовательный уровень педагогов: высшее -10 чел., средне-профессиональное - 11чел.

2.3 Стаж педагогов: менее 5 лет - 3 чел., от 5 до 10 лет-10, более 10 лет- 8 чел.,

2.4.Возраст: до 30 лет - 6 чел., от 30 до 50 лет - 9 чел., более 50 лет - 6 чел.

Проводимый анализ кадрового потенциала учреждения выявляет как позитивные, так и негативные тенденции:

-пополнение молодыми кадрами повлекло снижение уровня квалификационных категорий, но выявило повышение образовательного уровня педагогов.

- преобладание педагогов в возрасте от 30 до 50 лет и со стажем работы более 10 лет показывает период развития их творческого потенциала

Цель программы:

Создание условий для повышения профессионального уровня педагогических кадров ДОУ.

Основными задачами программы являются:

- обеспечить ДОУ квалифицированными кадрами. 97%

- создать систему закрепления молодых специалистов в ДОУ;

- создать комплекс социальных и материальных мер поощрения для повышения статуса педагогических работников ДОУ.

- проводить мониторинг состояния повышения квалификации педагогов

- мотивировать и стимулировать педагогические кадры, направляя на повышение качества обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

- создавать условия для внутрисистемного повышения квалификации педагогов и непрерывного образования педагогических кадров в ДОУ.

Этапы реализации программы

Мероприятия

Срок

Ответственный

1 этап

Организационный

Сентябрь-октябрь 2014г

1.1.

Изучение нормативно-правовой документации

Сентябрь 2014

Заведующий ДОУ

1.2.

Анализ кадровой ситуации в системе ДОУ с целью прогнозирования потребности в педагогических кадрах на последующие учебные годы.

Сентябрь ежегодно

Заведующий ДОУ

1.3.

Разработка плана повышения квалификации педагогов и руководящих кадров

Октябрь 2014

Ст. воспитатель ДОУ

1.4.

Подбор комплекса форм и видов деятельности, планов действий.

Октябрь 2014

Ст. воспитатель ДОУ

1.5.

Создание информационного банка данных, обеспечивающих эффективность использования инноваций в системе дошкольного образования.

Ноябрь 2014

Ст. воспитатель ДОУ

1.6.

Организация «творческой гостиной для молодых педагогов»

Ноябрь 2014

Ст. воспитатель ДОУ

1.7.

Создание оптимальных санитарно-гигиенических условий

Регулярно

Заведующий ДОУ

2этап

Практический

2014-2016

2.1.

Курсы повышения квалификации по внедрению ФГОС в ДОУ.

2014-2016

Ст. воспитатель ДОУ

2.2.

Обеспечение педагогов консультационной поддержкой вузов и институтов повышения квалификации

2 раза в год

Ст. воспитатель ДОУ

2.3.

Дополнительные курсы по внедрению современных компьютерных технологий в образовательный процесс.

2014-2016

Ст. воспитатель ДОУ

2.4.

Мероприятия по повышению квалификации внутри ДОУ:

-заседания педсоветов;

-профильные и индивидуальные консультации;

-временные творческие объединения по основным направлениям работы;

Регулярно

Ст. воспитатель ДОУ

2.5.

Привлечение в систему образования молодых кадров путем материальной поддержки и обеспечения методического сопровождения.

Постоянно

Заведующий ДОУ

2.6

Участие воспитателей в организации методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов :

- Проблемные семинары, семинары-практикумы, конференции для педагогов всех категорий

- Открытые мероприятия для педагогов детского сада, методических объединений района, города

-Участие в различных конкурсах педагогического мастерства города

- Составление программ дополнительного платного образования и кратковременных образовательных практик

2014-2016 г.

Ст. воспитатель ДОУ

2.6.

Создание условий для использования педагогами информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе

Постоянно

Ст. воспитатель ДОУ

2.7.

Создание единой информационной сети системы образование города:

- регулярное обновление сайта;

-активность работы в сети Интернет

Регулярно

Ст. воспитатель ДОУ

2.8.

Проведение ежегодного бесплатного медицинского осмотра, диспансеризации

По графику

Заведующий ДОУ

2.9.

Аттестация кадров

По графику

Ст. воспитатель ДОУ

3этап

Итоговый

Январь-май 2017

3.1.

Обобщение и трансляция передового педагогического опыта.

Постоянно

Ст. воспитатель ДОУ

3.2.

Оформление результатов деятельности в портфолио, подготовка методических материалов для издания.

Регулярно

Воспитатели групп

3.3.

Стимулирование успешной профессиональной деятельности

2014-2016 уч.г.

Заведующий ДОУ

3.4.

Представление и награждение лучших работников государственными, муниципальными и отраслевыми наградами

2014-2017 уч.г.

Заведующий ДОУ

Ожидаемые результаты

- Профессиональный рост участников педагогического процесса

- Использование ИКТ технологий в педагогическом процессе и повышении квалификации 100%

-Увеличение доли педагогических работников, реализующих инновационные педагогические технологии, авторские программы для дополнительного платного образования - 70 %

- Повышение социального статуса педагога

- Увеличение доли молодых специалистов в ДОУ - 70%

- Педагоги имеет первую и высшую квалификационную категорию. 50 %

- Организованы кратковременные образовательные практики (участники: педагоги, воспитанники, родители).

Использование инноваций в образовательном процессе ДОУ

Методическая разработка Модель развития педагогического мастерства


Приложение 6

Инновационные подходы воспитательной работы в ДОУ


Методическая разработка Модель развития педагогического мастерства

Приложение 7

Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Методическая разработка Модель развития педагогического мастерства

Приложение 8

Уровень заболеваемости воспитанников за последние 3 года (2013-2016г.)



Приложение 9

Технология проектно - исследовательской деятельности в ДОУ

Методическая разработка Модель развития педагогического мастерства

Приложение 10

Технология создания предметно-развивающей среды в ДОУ

Методическая разработка Модель развития педагогического мастерства

Приложение 11

Участие педагогов в распространении профессионального опыта работы на разном уровне.




Приложение 12

Уровень удовлетворенности родителей работой ДОУ

Показатели

Средний балл

1. Дружная группа

3,4

2. Комфортный психологический климат в группе

3,5

3. Доброжелательность педагогов

3,6

4. Взаимопонимание с администрацией и воспитателями.

2,9

5. Профессионализм воспитателей

3,4

6. Справедливость оценки достижений ребенка.

3,0

7. Достаточная нагрузка занятиями и домашними заданиями.

3,9

8. Учет индивидуальных особенностей детей

2,6

9. Полезность мероприятий

3,6

10. Наличие кружков, секции для занятий

3,4

11.Глубина и прочность знаний.

3,4

12.Забота о физическом развитии и здоровье ребенка.

3,3

13. Формирование достойного поведения ребенка.

2,9

14.Создание условий для проявления и развития способностей детей.

3,2

15. Подготовка ребенка к школьной жизни.

3,1

Сводный балл

3,28

Приложение 13

Уровень удовлетворенности родителей результатами воспитания детей в ДОУ

Показатель

Средний балл

1. Аккуратность (умение содержать в порядке вещи)

4,6

2. Дисциплинированность

4,5

3. Ответственность (умение держать слово)

4,1

4.Воля (умение не отступать перед трудностями).

4,3

5. Хорошие манеры поведения

4,7

Блок поведенческих качеств

4,4

6. Жизнерадостность

4,6

7. Образованность

4,3

8. Ум (способность здраво и логично мыслить)

4,2

9. Высокие жизненные запросы

4,0

10. Самостоятельность

4,3

Блок жизненной компетенции

4,3

11.Честность в отношениях с людьми

4,0

12. Доброта в отношениях с людьми

4,6

13. Чуткость в отношениях с людьми

4,1

14.Справедливость в отношениях с людьми

4,2

15. Терпимость к взглядам и мнениям других

4,0

Блок морально-психологических качеств

4,2



© 2010-2022