Функции воспитателя в группах для детей с ОНР

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Функции воспитателя в группах для детей с ОНР


Ни для кого не секрет, что в последнее время наметилась тенденция к увеличению количества детей дошкольного возраста, имеющих различные речевые нарушения. Успех коррекционной логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях детского сада во многом зависит от слаженности в работе педагогического коллектива, а особенно от взаимосвязи, преемственности в работе учителя - логопеда и воспитателя.

Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов детей необходимо правильное распределение обязанностей учителя- логопеда и воспитателя. Многие из коррекционных задач решаются учителем - логопедом и воспитателем совместно (развитие коммуникативной функции речи, воспитание речевой активности, обучение грамматически правильной речи и рассказыванию, обогащение и активизация словаря, формирование звуковой культуры речи и т.п.).

Вместе с тем необходимо четко определить и разграничить функции логопеда и воспитателя, чтобы исключить возможность дублирования занятий. Для этого воспитатели обязаны присутствовать на фронтальных занятиях логопеда, а логопед может посещать отдельные занятия воспитателей с целью как контроля за речью детей, так и оказания методической помощи воспитателям.

Вне сомнения, ведущая роль в организации и проведении коррекционной работы принадлежит логопеду. Логопед осуществляет формирование навыков правильной речи. Воспитатель занимается закреплением навыков правильной речи.

Ведущая роль учителя- логопеда в педагогическом процессе объясняется тем, что учитель- логопед как специалист лучше знает речевые и психологические особенности и возможности детей с разной речевой патологией, степень отставания с возрастной нормой принципы, методы и приёмы навыков у детей с речевой патологией.

В начале учебного года учитель - логопед знакомит воспитателей с результатами обследования детей обращает их внимание на особенности поведения, характер детей , объясняя воспитателям цели и задачи программы обучения .

Воспитателям следует слышать дефекты речи детей не только в фонетическом, но и в грамматическом её оформлении и знать, что ошибки детей - не случайность, а симптом их речевого неблагополучия.

Вместе с тем речь воспитателей должна быть предельно грамотной, фонетически правильной, так как она служит образцом для детей с речевой патологией.

Воспитатели обязаны содействовать развитию всех сохранных анализаторов детей, тем самым укрепляя и расширяя компенсаторные возможности детей, осуществляя коррекционную работу в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных логопедом в определённый период обучения. разыичных нгделеом в определен!ных логопедом в определённый период обучения.

Во многих случаях воспитатели проводят предшествующую логопедическим занятиям работу по накоплению, расширению, активизации словаря, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений в то время как логопед проводит работу с речевым материалом требующим специального отбора.

Возможен и такой вариант взаимодействия, при котором воспитатели закрепляют учебный материал логопедических занятий, развивая у детей способности применять полученные знания и сформированные умения и навыки, например навыки связной речи, используемой в различных ситуациях .

Функциями воспитателя логопедической группы таким образом, являются:

  • Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течении недели.

  • Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.

  • Закрепление навыков правильного произношения на индивидуальных занятиях по указанию логопеда.

  • Обязательное слежение за грамматическими формами речи детей.

  • Включение отработанных грамотных конструкций в ситуациях естественного общения детей.

  • Формирование связной речи.

  • Заучивание стихотворений, потешек, текстов.

  • Знакомство с художественной литературой.

  • Работа над пересказом и составлением различных видов рассказа.

  • Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.

  • Развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом материале.

Ответственна роль воспитателя во время проведения занятий. Он должен четко знать особенности методики обучения детей в коррекционной группе. Так, например, при проведении занятий по развитию математических представлений в массовой группе воспитателю не рекомендуется называть предметы при их пересчете («одна елочка», «две елочки», «три елочки» и т.д.). И соответственно требовать этого от детей. Называется только итоговое число («Одна, две, три. Всего три елочки»).

Дети с ОНР не могут самостоятельно овладеть навыком употребления числительных с существительными, поэтому воспитатель обязан следить за правильностью речи детей, исправлять все ошибки детей, за исключением тех, которые логопедом еще не скорректированы.

В процессе формирования навыка правильного согласования числительных с существительными логопеды рекомендуют воспитателям добиваться утрированного произношения безударных окончаний (пять елочек, семь домиков).

Формирование навыка согласования числительных с существительными необходимо осуществлять в такой последовательности (соответствует появлению этого навыка в онтогенезе):

- употребление наречий мало, много в сочетании с родительным падежом существительных (много домов, мало книг);

- сочетание числительных с существительными в родительном падеже (двух карандашей, пяти карандашей, трех елочек, шести елочек);

- сочетание винительного падежа числительных с существительными, обозначающими неодушевленный и одушевленный предмет (вижу три-четыре карандаша, елочки, пять-десять бабочек, белочек).

Частота употребления числительных с существительными в творительном падеже у детей дошкольного возраста достаточно низка, поэтому специально заниматься формированием этой трудной речевой модели в дошкольном возрасте не имеет смысла. Важным моментом в работе воспитателя являются вечерние занятия(30 мин после полдника) по заданию учителя - логопеда. На вечерние занятия учитель - логопед может оставить от трех до шести человек, в зависимости от того, насколько успешно усвоен детьми материал.

Все задания должны быть знакомы детям и подробно объяснены воспитателю. Наглядный и речевой материал отбирает сам логопед. Логопед осуществляет контроль и оказывает воспитателю необходимую помощь. Дети, не имеющие задания логопеда, могут быть заняты настольно-печатными играми, играми по формированию мелкой моторики рук ( мозаики, конструкторы и т. п.), логопедическими раскрасками, свободным рисованием, лепкой, конструированием, т.е. теми видами деятельности, которые не требуют в данный момент непосредственного участия или присутствия воспитателя. Рекомендуется выделить в группе место для логопедических занятий, так называемый логопедический уголок, в котором должны находиться настольно-печатные игры для формирования правильной воздушной струи, для развития неречевых процессов и т.д. Наглядный материал в логопедическом уголке обновляется по мере прохождения учебного материала.

Подводя итог своей консультации хочу сказать, что основными направлениями коррекционной работы воспитателя является:

  • Артикуляционная гимнастика;

  • Пальчиковая гимнастика;

  • Вечерние индивидуальные мероприятия воспитателя;

  • Непосредственно - организованная деятельность взрослого с детьми по программе ДОУ;

  • Коррекционная работа во время режимных моментов.



© 2010-2022