Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе

«Путешествие в Африку»

Сегодня на занятии по обучению грамоте мы отправимся в путешествие. А вот куда?

Узнаете, отгадав загадку:

Материк лежит большой.

Самый жаркий и сухой,

Там и лето круглый год

Кто его мне назовет? (Африка) (Слайд № 1 )

Маленькие дети!

Ни за что на свете

Не ходите в Африку,

В Африку гулять!

В Африке акулы, (Слайд № 2 )

В Африке гориллы, (Слайд № 3 )

В Африке большие

Злые крокодилы(Слайд № 4 )

Будут вас кусать,

Бить и обижать,-

Не ходите, дети,

В Африку гулять.

В Африке разбойник (Слайд № 5 )

Но мы же с вами смелые, и не боимся акул, горилл и крокодилов, и тем более Бармалея! А чтобы Бармалей и его злые звери и нас не узнали мы превратимся в самых настоящих дикарей! (Слайд № 6)

Африка прекрасна да-да-да

Африка опасна да-да-да.

Соберемся в Африку поскорей

Превратимся мы в дикарей.

Артикуляционная гимнастика.

Ребята, чтобы нам превратиться в дикарей нужно выполнить магический обряд с нашими языками. А поможет нам африканский колдун, называют таких колдунов шаманами. (Слайд № 6)

Приготовили не только наши язычки , но и ручки и даже ушки. Готовы?

А шаман наш очень занят

Д-д д-д-д-д (дети - проговаривают и отбивают ритм)

А шаман наш барабанит

Д-д д-д-д-д

Бей руками помогай

Д-д д-д-д-д

Ритм ногами отбивай.

Д-д д-д-д-д

Твой язык послушным станет

д-д-д д-д-д

язык кверху поднимайся

д-д-д д-д-д

смотри с ритма не сбивайся.

д-д-д д-д-д

Вот вы и превратились в настоящих дикарей.

Воспитатель:

Доплывем до Занзибара, (Слайд № 8)

Поплутаем по Сахаре. (Слайд № 9)

Поглядим Килиманджаро. (Слайд № 10)

Погуляем с Гиппопо по широкой Лимпопо. (Слайд № 11)

Чтобы начать наше путешествие, давайте скажем волшебные слова:

Ра-ра-ра - начинается игра.

Са-са-са - ждут в пути нас чудеса…

Пустыня Сахара - самая большая пустыня мира. (Слайд № 12)

Здесь сухо и жарко и практически ничего не растет, только:

Завывает ветер - [у].

Шуршит песок - [ш].

Ползают и свистят змеи - [с].

- Что мы произнесли?

- Какие бывают звуки?

- Чем согласные звуки отличаются от гласных?

- Какими бывают согласные звуки?

- Какими фишками обозначаются мягкие согласные звуки, твердые согласные звуки?

Перед нами болото, и в него провалился кто - то. (Слайд № 13)

Вы хотите узнать кто это и спасти его?

По болоту идти далеко, по болоту идти нелегко…

Мне нужен самый смелый из дикарей.

Игра «Какой звук?»

Но, чтобы не оступиться и не провалиться в болото, надо правильно определить мягкие и твердые звуки и наступить необходимо на ту "кочку" в которой живет либо мягкий согласный, либо твердый. Воспитатель называет согласные звуки, дети наступают на зеленую "кочку " - мягкий согл. звук, или синюю - твердый согл. звук.

Звуковой анализ слова

Преодолев болото, мы вышли к месту, куда провалилось какое - то животное, а какое мы угадаем только тогда когда разгадаем зашифрованное слово и выложим к нему схему.

(Слайд № 14)

Если мы правильно определим первый звук в словах на картинках, то прочтем имя того животного, которое застряло в болоте.

(Слайд № 15)

Слово мы расшифровали, а сейчас предлагаю определить какие же звуки живут в слове СЛОН.

Присаживайтесь на свои места и положите перед собой картинки. Как вы думаете, сколько звуков в этом слове? Почему?

Правильно, под картинкой четыре клеточки, значит в слове четыре звука.

Посмотрите и послушайте, как нужно читать это слово, и как мне указка будет помогать (показать как вести указкой под клеточками и произносить слово)

А теперь попробуем прочитать так же.

Послушайте, как в слове звучит первый звук - СССлон. (и проводит указкой под схемой, задерживая указку под первым звуком).

Повторите слово, выделяя голосом этот звук.

- Какой первый звук - С, в первом доме живет звук «С»,

- Какой фишкой обозначим этот звук? (Синей) Почему? (согласный)

Произнесите звук «С», что мешает нам произносить его - язычок, он поднимается к верхним зубам. Твердый или мягкий?

- Какой буквой обозначим этот звук?

Послушайте, как звучит второй звук - сЛЛЛон (Читает слово, задерживая указку под вторым звуком.) Правильно, это звук «Л». Скажите слово так, чтобы мы услышали второй звук - (попросить 2 - 3 детей произнести слово с интонационным выделением звука). Во втором доме живет звук «Л». Какой звук живет во втором домике?

- Какой фишкой обозначим этот звук? (Синей) Почему? (согласный)

- Какой буквой обозначим звук Л?

Послушайте и угадайте какой звук живет в третьем домике - слОООн

- Какой звук живет в третьем домике? Какой фишкой обозначим? (Красной) Почему?

Мешает ли что - либо произносить нам этот звук? Нет, воздух идет свободно, это волшебный звук. Поставь, звук «О» в третий домик.

- Какой буквой обозначим звук О?

А теперь отгадайте, как звучит в слове четвертый звук - слоННН. Поставим его в четвертый домик.

Какой фишкой обозначим? Почему?

- Какой буквой обозначим звук Н?

- Давайте позовем слона и определим, на какой звук падает ударение.

- Сколько звуков в слове «слон». (Четыре звука).

- Сколько слогов в слове «слон». (Один слог)

-- Сколько гласных звуков в слове «слон» (Один гласный звук). Назовите его. (О)

- Сколько согласных звуков в слове «слон» (Три согласных звука). Назовите их. (С, Л, Н)

Слон благодарит нас за помощь и прощается, а перед нами…

" Вот горы встают у нас на пути…

А горы все выше, а горы все круче,

А горы уходят под самые тучи!" (Слайд № 16)

Перед нами высочайшая и красивейшая гора в Африке - Килиманджаро, на склонах этой горы живут местные жители - аборигены, которые хорошо знают обитателей Африки. (Слайд № 17)

И они хотят проверить кто же из дикарей самый лучший следопыт:

Один дикарь выберет те картинки животных, в названии которых есть звук Р.

Второй дикарь выберет те картинки животных, в названии которых есть звук Л.

Нужно не только выбрать картинку, но и определить в какой позиции находится звук (начало, середина, конец слова).

( слон, буйвол, верблюд, леопард, страус,….)

Упражнение на развитие креативности:

Но аборигены рассказали мне очень удивительную тайну: на вершинах гор Килиманджаро обитают странные животные, которых еще в мире никто не видывал. Давайте поглядим на несуществующих животных и придумаем им имена.

(Слайд № 18) (Слайд № 19) (Слайд № 20) (Слайд № 21)

Чтение слогов

Аборигены благодарят нас за то что теперь у этих странных животных есть имена, и хотят угостить нас фруктами, которые растут на апельсиновых, манговых, кофейных деревьях. Но сорвать их непросто - нужно хором громко прочитать заклинание - слоги.

К чудо дереву ступайте, угощенье там срывайте.

Слоги вы проговорите, к Гиппопо скорей спешите.

(Слайд № )

Подкрепившись, идем дальше:

"А в Африке, а в Африке

На черной Лимпопо…" (Слайд № )

Мы подходим к реке Лимпопо, где живет сказочный Гиппопо и черепашка Тортилла. (Слайд № )

Она рассказала мне, что у ее друга черепашонка Тошика есть расписная рубашонка.

И Тортилле тоже хочется такую расписную рубашонку. Но у нее нет ни ткани, ни ниток, с помощью которых можно сшить такую рубашонку. А у нас с вами есть волшебная цветная бумага - поможем Тортилле?

Перед трудной работой надо подготовить пальчики:

У чере, черепашонка костяная рубашонка.

Нет прочнее рубашонки, хоть носи её сто лет.

Сшили эту рубашонку своему черепашонку

Чере-мама, чере-папа, чере-баба, чере-дед.

У вас на столах лежат большие круги, как вы думаете, что это?

- А что получится, если у квадрата закруглить два уголка? (Голова)

- Для чего нам понадобятся четыре одинаковых прямоугольника?

- Вырезаем шаблоны - глаза.

- Украшаем костяную рубашонку - узором.

Самостоятельная работа детей

Черепашка Тортилла говорит всем ребятам «Спасибо». Ведь теперь ей можно надевать каждый день разные рубашонки.

V. Итог занятия.

Нас спешит навестить наш общий друг:

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

И однажды из болота вытащил он бегемота.

Он известен, знаменит,

Это - доктор… (Айболит)

Айболит встречает детей и угощает витаминами.

Здравствуйте, дети!

Кто из вас болен?

Как живете?

Как животик?

Не болит ли голова?

Погляжу из-под очков

На кончики ваших язычков…

Превосходно! Все здоровы!

Здоровья, радости, добра я вам желаю, детвора!

А чтоб здоровым быть и сильным,

Ешьте, дети, витамины!

Пора превращаться снова в детей: 4 раза хлопни, 2 раза топни, наклонись, покрутись и в ребенка превратись.

Ад-ад-ад - мы вернулись в детский сад.

Ра-ра-ра - вот и кончилась игра.





© 2010-2022