Методический материал Массаж для дошкольников

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАСТИРАНИЕ

ИЛИ ПРОМОКАНИЕ ТЕЛА ПОЛОТЕНЦЕМ

В некоторых случаях - сразу после сна или отдыха в постели; после тренировки, когда нет ни душа, ни облива­ний, ни ванны, ни речки или пруда; ночью, когда пот гра­дом, а из крана вода сочится в час по чайной ложке - следует обязательно крепко растирать тело сухим банным полотенцем. Делается это тремя приемами:

  1. Исходное положение (и. п.) ребенка - стоя лицом к родителю, упираясь прямыми руками в его грудь или плечи (в зависимости от роста ребенка); и. п. родителя - стоя, руки чуть шире плеч, взяв кистями полотенце, свер­нутое валиком, положив его сзади на область шеи и плеч ребенка. Энергично растирать тело полотенцем справа налево и слева направо, одновременно медленно переме­щая его вниз до стоп, затем обратно вверх. Повторить 5 раз.

  2. И. п. ребенка - стоя спиной к родителю, упираясь вытянутыми вперед руками в стену (или стоя, прижавшись спиной к груди родителя); и. п. родителя - стоя, держа полотенце, свернутое валиком, чуть шире плеч, прижимая его к предплечьям ребенка снизу. Энергично растирать тело полотенцем справа налево и слева направо, одно­временно перемещая полотенце вниз до стоп, затем вверх. Повторить 5 раз.

  3. И. п. ребенка и родителя - то же. Энергично рас­тирать бока ребенка (от подмышек до бедер), затем по­очередно - бедра. Повторить 5 раз.

Продолжительность растирания во всех трех приемах - 1 мин.

Взрослые могут выполнять растирания с помощью, партнера или самостоятельно.

Методическое замечание: при растирании шеи, рук в локтевых сгибах, подмышек, в области груд­ных желез, паха н под коленками силу нажима необ­ходимо уменьшать; места на коже с выраженными явлени­ями диатеза и нейродермита следует обходить.

Если же водная процедура состоялась, растирать тело нежелательно, так как это снижает закаливающий эф­фект. Достаточно промокнуть себя или ребенка простын­кой, полотенцем или пеленкой и затем побегать босиком, в одних трусах, а захочется - так и поплясать всласть и только потом одеться; остальным же (тем, кто в силу состояния здоровья бегать не может) нужны массаж тела и конечностей плюс недолгая воздушная ванна.

Необходимо своевременно менять нательное и по­стельное белье. После каждого растирания или промока­ния тела после двигательной активности следует надеть чистое сухое белье. Если же больному предписан постель­ный режим, а также ночью надо постоянно следить, чтобы простыня, пододеяльник, наволочка тоже были сухими. Как только из-за чрезмерной потливости ребенка или взрослого они станут влажными, немедленно либо пол­ностью смените постельное белье, либо переверните одеяло и подушку сухой стороной и постелите свежую простыню.

МАССАЖ ЛИЦА

Массаж - одно из основных средств физкультуры, которое я включаю в программу ежедневных занятий. Овладеть приемами массажа необходимо каждому: страда­ющему каким-либо недугом - в целях физической реаби­литации, тем, кто еще не испытал его тяжестей (хотя таких, я уверен, ой как немного!), - в целях профилакти­ки заболеваний.

Владей вы раньше приемами массажа, как бы он вас или вашего ребенка выручил и при остром и при аллерги­ческом насморке, и при хроническом рините, и, глядишь, далеко не каждый раз обострялись бы хронические очаги инфекции в придаточных пазухах носа, в нижних отделах дыхательной системы, и от приступа удушья нет-нет да и поберег бы.

Как правило, взрослые могут выполнить массаж без чьей-либо помощи, ребенку его обычно делает кто-то из родителей.

Массаж лица при остром рините

При остром рините выполняют следующие приемы массажа.

1. И. п. ребенка - лежа на спине с высоким изголовь­ем (в случае большой слабости), или сидя на стуле, или стоя; и. п. родителя - сидя на стуле или стоя лицом к ребенку. Воздействуют на мягкие ткани носа (крылья носа и кожа верхней челюсти, примыкающая к носу ниже пере­носицы). Массаж выполняется передней и боковой по­верхностью средних фаланг согнутых указательных паль­цев колебательными движениями в лучезапястных суста­вах, слегка нажимая, с частотой колебаний до 240 в 1 мин (см. рис.).

Методические замечания. Спину держите прямо, не напрягайтесь. Плечи расслаблены. Плечо и пред­плечье составляет прямой угол. Кисти вместе, указатель­ные пальцы достаточно плотно прижаты к массируемому участку лица. Массируемый вдыхает ртом, а выдыхает достаточно шумно и без особой экспрессии, но макси­мально долго, что возможно только при отменной работе мышц брюшного пресса (говорите ребенку «выдыхай жи­вотом», «теперь раздуй живот так, как будто арбуз про­глотил»; «опять выдыхай животом, долго-долго!» и т. д.). В результате массажа отек слизистой носа вскоре умень­шится, дыхание улучшится. С этого момента после 2- 3 выдохов следует высморкаться.

Методический материал Массаж для дошкольников

Очень может быть, что число колебаний кистей, осо­бенно поначалу, будет у вас несколько меньшим - это позволительно. Жестких норм времени в этом приеме массажа не существует. Поступайте так: нет каприза, а выделения так и бегут - продолжайте работу. Появился протест - уступите и переключитесь на отвлекающие раз­говоры и на выполнение следующего приема. Применяя описанный прием массажа к совсем маленьким детям (а он им бывает крайне нужен!) не «атакуйте» младенца сра­зу, превратите это в увлекательную игру: «Вот я сейчас бабушке носик поглажу. Нравится тебе, бабушка?». Если все будет по-доброму, мягко, ласково и ребенок увидит счастливую улыбку своей бабули, то он и сам захочет участвовать в «игре».

При самомассаже этот прием удобно делать не указа­тельными, а верхней и боковой поверхностями основных фаланг больших пальцев.

Завершив выполнение первого приема массажа лица, приступайте ко второму, который дети называют «морзян­кой», а специалисты - «пневмомассажем» (см. рис.).

2. И. п. - то же. Воздействуют на мягкие ткани носа так же, как в приеме 1, но требуется плотно зажимать ноздри: при массаже больного - боковыми поверхностя­ми основных фаланг указательных пальцев, при самомас­саже - боковыми поверхностями ногтевых фаланг боль­ших пальцев. Вдох делается ртом, выдох - сильно носом. Ваша задача - сыграть «морзянку» в ходе одного выдоха (произвольно получайте «точки» и «тире») и таким обра­зом промассировать высоким давлением воздуха придаточ­ные пазухи носа и сам нос. Повторить 3-5 раз.

Методические замечании: Массировать можно сразу обе стороны (обе ноздри одновременно плотно закрывайте, обе открывайте). Можно выполнять прием на од­ной стороне. В этом случае, оставляя правую ноздрю посто­янно закрытой, «морзянку» «иг­райте» на левой, и наоборот. При этом иногда закладывает уши, и от несколько неприят­ного ощущения легко избавить­ся, делая несколько глотатель­ных движений (как в самолете). Совсем маленьким детям «морзянку» сделать не удается, а более старшим этот прием нравится.

Особенно полезно сочетать массаж лица с водными процедурами. Для этого после окончания массажа нужно качественно выполнить следующее:

а) умойтесь четырьмя пригоршнями холодной (водо­проводной, колодезной или родниковой) воды, хорошенько разотрите водой лицо;

б) втяните носом воду из пригоршни. Стоя, наклонив­шись вперед, поднесите полную пригоршню к носу и резко втяните в себя воду носом. Оставаясь в наклоне, хорошо высморкайтесь. Повторить 4 раза;

в) прополоскайте горло холодной водой. Взяв в рот довольно много воды, запрокиньте голову и долго-долго полощите горло. Затем, наклонившись вперед, выплюньте воду изо рта. Повторить 4 раза;

г) выпейте два больших глотка холодной воды.
Методические замечании:. Даже если вы до настоящего времени не пользовались холодной водой, все эти четыре действия можете смело выполнять. Это с аб­солютным успехом не раз проверено людьми с больной носоглоткой. О своих ощущениях от массажа и ледяной воды советую вам записать в дневник.

При гайморите, фронтите, тонзиллите и ангине поль­зоваться холодной водой не только можно, но и нужно, потому что она для таких больных очень полезна, особенно в сочетании с массажем лица. И только при отите воздер­житесь от второго действия - втягивания воды носом.

Массаж лица при заболеваниях придаточных пазух носа и ангине

В этих случаях количество приемов массажа возраста­ет. Итак, сразу же по завершении первых двух приемов, которыми вы согрели нос и в какой-то мере открыли но­совое дыхание, воспользуйтесь следующими.

3. И. п. ребенка - то же, что и в приеме 1; и. п. ро­дителя - сидя на стуле или стоя сзади больного. Воздей­ствуют на кожу лица от переносицы до уха (нос, верхняя челюсть). Массажист накладывает ладони (у лучезапястных суставов) на костную часть носа: средние, безымян­ные пальцы и мизинцы прямые, соединены подушечками друг с другом. Движение проводится эластично, ладони мягко или с некоторым напряжением скользят по верхней челюсти, а пальцы по мере сдвигания ладоней к ушам проглаживают «жесткий» нос и верхнюю челюсть хлесто-образным скольжением, собираясь в кулачок (см. рис.). Массаж продолжается до появления у ребенка прилива тепла. В зависимости от сноровки и умения массажиста достаточно сделать 6-15 движений.

4. И. п. - то же. Массажист накладывает ладони (у лучезапястных суставов) на нижнюю челюсть у подбород­ка, а прямые пальцы (указательные, средние, безымянные и мизинцы) с некоторым напряжением касаются подушечками друг друга. Тем же движением, что и в приеме 3, ладони легко или с некоторым напряжением скользят по нижней челюсти к ушам, затем включаются в работу и
пальцы - указательный и средний скользят хлестообразно по лицевой поверхности нижней челюсти, безымянный и мизинец по ее нижней поверхности (см. рис.). Повторить несколько раз, до появления у больного прилива тепла.

При самомассаже этот прием удобнее выполнять тыль­ной стороной кисти.

  1. И. п. - то же. Воздействуют на весь лоб. Как и в приеме 4, ладони (у лучезапястных суставов) и пальцы накладываются на лоб как можно ближе к его середине, затем легко скользят по лбу к вискам (см. рис.). Повторить 10-15 раз до появления у массируемого ощущения тепла.

6. И. п. - то же. Одной рукой захватите теменную часть головы, а ладонь другой руки ладонными подушечка­ми указательного и среднего пальцев прижмите к верхнему краю лба над переносицей. Растирайте кожу лба враще­нием (до 300 об/мин) ладони (левой руки справа налево, правой - слева направо) по периметру лба (см. рис.) до возникновения у массируемого ощущения «кипятка» в шести точках: вверху и внизу лба, над глазами и перено­сицей (30 с).

Методические замечания. При массаже ли­ца маленькие дети часто выражают неудовольствие. Ваша задача - исподволь, в игре приучить ребенка к этой цели­тельной процедуре. Вызвав приятные ощущения одним действием, не торопитесь переключаться на другое, денек-другой закрепляйте этот прием и только потом переходите к следующему. Следует помнить, что кожа на лице у де­тей очень нежная, поэтому все движения надо делать лег­ко, обходить болезненные участки. И у ребенка и у взрос­лого от массажа возможно легкое головокружение, однако бояться этого не надо, оно проходит в считанные секунды без вредных последствий.

Методические замечания. При массаже ли­ца маленькие дети часто выражают неудовольствие. Ваша задача - исподволь, в игре приучить ребенка к этой цели­тельной процедуре. Вызвав приятные ощущения одним действием, не торопитесь переключаться на другое, денек-другой закрепляйте этот прием и только потом переходите к следующему. Следует помнить, что кожа на лице у де­тей очень нежная, поэтому все движения надо делать лег­ко, обходить болезненные участки. И у ребенка и у взрос­лого от массажа возможно легкое головокружение, однако бояться этого не надо, оно проходит в считанные секунды без вредных последствий.

Методический материал Массаж для дошкольников

Методический материал Массаж для дошкольников

Методический материал Массаж для дошкольников

Методический материал Массаж для дошкольников

Методический материал Массаж для дошкольников

МАССАЖ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ

Этот вид массажа исключительно благотворно влияет на организм человека, прежде всего на деятельность бронхов, легких и сердца. Практика показала, что он не­обходим во все периоды болезни и просто незаменим для предупреждения и купирования приступов удушья у стра­дающих бронхиальной астмой. Правда, этот вывод резко расходится с мнением других авторов, отрицающих мас­саж в острый период заболевания, при приступе бронхи­альной астмы и допускающих в благоприятные моменты улучшения самочувствия лишь краткие (до 10 сеансов) курсы массажа с последующими длительными перерывами.

Но с позиций современной науки и массаж, и физи­ческие упражнения, и ледяные ванны - глубоко физиоло­гичные средства для организма человека и не могут рас­сматриваться для нашего рода больных противопоказания­ми. Это подтверждает и мой тридцатилетний опыт работы с детьми и взрослыми, страдающими респираторными за­болеваниями. Массаж грудной клетки уже сказал свое веское слово в деле физической реабилитации таких боль­ных. И если вы в совершенстве овладеете его приемами, то защитите себя от респираторных недугов, так же, как и мои воспитанники, доказавшие своим каждодневным трудом, что едва ли не все проблемы профилактики ОРЗ и обретения здоровья разрешимы с помощью физкуль­туры.

Массаж грудной клетки проводится в различных ис­ходных положениях в зависимости от возраста и самочув­ствия больного. Так, грудному ребенку удобно его делать, когда он лежит на груди или спине, сидит у вас на коле­нях, а можно, чтобы ножками он стоял на полу, а грудью лежал на низком диване или стоял прямо, кем-нибудь поддерживаемый. Для детей постарше основные исходные положения: стоя согнувшись под прямым углом у скамей­ки (стул), опираясь о нее кистями или предплечьями, голова опущена и лежа на спине. При недомогании мас­саж допустим в положении лежа на груди и спине; стоя на четвереньках, опираясь на предплечья. В ситуации, когда надвигается или уже развернулся приступ бронхи­альной астмы, больного следует усадить на табурет, колени врозь, согнуты под прямым углом, туловище наклонено вперед, голова опущена, взгляд направлен на середину живота, плечи расслаблены, руки свободно опущены между бедер.

Тот, кто будет делать массаж, должен стоять сзади или сбоку от массируемого, в зависимости от применяемо го приема. Этих приемов достаточно много. Приведу их в той последовательности, в которой они должны быть выполнены.

Методический материал Массаж для дошкольников






Методический материал Массаж для дошкольников

Поглаживание. Выполняется ладонями и расставленны­ми врозь пальцами обеих рук продольно от плеч к бедрам и от бедер к плечам (см. рис.) тыльной стороной кисти, достаточно легко в темпе до 200 движений в обоих на­правлениях в 1 мин. Продолжительность до 30 с.

Растирание «враздрай». И. п. - правая ладонь масса­жиста на правой лопатке массируемого, левая ладонь - на пояснице слева. Выполняется ладонями резкими встреч­ными движениями продольно по всей спине (см. рис.). Темп до 240 движений каждой ладонью в обоих направлениях в 1 мин. Продолжительность до 30 с.

Лопатки - руки. Вращательными движениями ладо­нями «разогрейте» лопатки и затем дважды погладьте руки скольжением вниз по внешней поверхности и вверх до подмышек (см. рис.). Продолжительность до 30 с.

Живот - грудь. Под животом у бедер пальцы каса­ются подушечками друг друга. Движением вверх-вперед с силой скользите кистями по животу и бокам (усилие таково, что ноги ребенка поднимаются в воздух), затем по груди (см. рис.). На 4 счета нужно пройти таким обра­зом живот и грудь. Повторить 5-6 раз.

Методический материал Массаж для дошкольников


Методический материал Массаж для дошкольников

Плечо - шея. Поставив кисти вместе восемью пальца­ми (кроме больших) на переднюю поверхность плеча и шеи, подушечками больших пальцев нежно-нежно прогла­живайте всю заднюю поверхность плеча, лопатки и, посте­пенно смещаясь к голове, частыми мелкими движениями приласкайте шею (см. рис.). Затем возвращайтесь, выпол­няя поглаживание, в и. п. Выполнять на правой и левой стороне по 15 с.

Растирание перекрестно. Стоя справа от массируе­мого, положите ладонь правой руки на правую лопатку, а ладонь левой руки - на поясницу слева. Выполняются вращательные движения ладонями с едва заметным дав­лением, но очень быстро (250-300 об/мин). Продолжи­тельность до 30 с с каждой стороны.

«Тесто». Стоя справа от массируемого, поработайте на противоположной стороне тела (грудь, живот, спина), как хорошая хозяйка с тестом (см. рис.). То же с другой стороны. Выполнять по 30 с.

Похлопывание. Выполняется на противоположной от массажиста стороне грудной клетки (сверху, сбоку, снизу) ладонями, сложенными «лодочкой», движениями строго в лучезапястном суставе вверх-вниз (см. рис.) (частота - до 200 об/мин). Продолжительность - 1 мин (по 30 с с каждой стороны).

Рубление. Выполняется прием на противоположной от массажиста стороне грудной клетки (сверху и сбоку) краем кисти, пальцы при этом разведены и расслаблены, предплечья согнуты под прямым углом. Работают обе руки в лучезапястных суставах, причем ладони обращены друг к другу (см. рис.), движения очень быстрые (250-300 об/мин). Продолжительность- 1 мин (по 30 с с каждой стороны).

Поколачивание. Выполняется на противоположной от массажиста стороне грудной клетки (сверху, сбоку, снизу) полураскрытыми кулаками (со стороны ладони), движе­нием вверх-вниз в лучезапястном суставе (см. рис.) (до 200 об/мин). Продолжительность - 1 мин (по 30 с с каждой стороны).

Вибрация. Стоя сзади или над массируемым (когда он лежит на спине), жестко поставьте пальцы в межре­берные промежутки. Сохраняя давление, вибрируйте кис­тями, не отрывая пальцев (см. рис.). Это нужно проделать по всей протяженности межреберных промежутков. Про­должительность до 1 мин.

Методический материал Массаж для дошкольников

Методический материал Массаж для дошкольников

Методический материал Массаж для дошкольников

«Гусеничка». Держа кисти вместе, поставьте соединен­ные восемь пальцев (указательные, безымянные, средние, мизинцы) подушечками на поясницу, а подушечки больших пальцев, отведенных назад, в 1-2 см от позвоночника с каждой стороны. Движением вдоль спины до шеи «ножки гусеницы» (8 пальцев), мелко-мелко «переступая» вперед, совершают множество легких постукиваний по спине, а большие пальцы, отставая вначале, лишь у шеи догоняют «ножки гусеницы» (см. рис.). Давление больших пальцев небольшое. При правильно выполненном приеме возможно появление пунцовых полос на коже вдоль позвоночника (там, где ползли подушечки больших пальцев). Возвраще­ние рук в и. п. происходит скольжением подушечек паль­цев рук по коже спины. Повторить 15-20 раз.

Выкручивание кожи в межлопаточной области спины (так называемые ушки). Стоя сзади массируемого, поло­жите кисти рук средними фалангами согнутых указатель­ных пальцев на спину, строго на линии нижних углов лопаток. Крепко захватите кожу большими и указатель­ными пальцами, максимально оттяните ее в стороны-вверх до образования возможно более высокого валика («уш­ка») и поворотом кистей вовнутрь соедините эти валики (см. рис.). Держите «ушки» в этом положении 2 с, затем отпустите. Следующие выкручивания - посередине между лопатками и на уровне верхних углов лопаток. Повторить 3-4 раза подряд, затем 5-6 раз - прием «гусеничка».

При положении массируемого ле­жа на спине выкручивание делают на коже живота и груди строго по линии реберной дуги в трех точках: внизу, посередине и вверху реберной дуги. Повторить 3 раза.

Правильно выполнив выкручива­ние, вы непременно вызовете у мас­сируемого сильную боль, что очень важно, так как болевой синдром мгновенно купирует спазм гладкой мускулатуры бронхов едва ли не у всех бронхолегочных больных.

Методические замеча­ния. При поглаживании массируемый обязательно почувствует прилив тепла, кожа спины у него розовеет. Отсутствие розовой окраски пусть вас не смущает - просто это индивидуаль­ная особенность человека. При растирании «враздрай» очень быстро возникает жар в ваших ладонях, а у масси­руемого появляется ощущение «кипятка» на спине. Это хорошо, но когда вы в первый раз массируете ребенка, не перестарайтесь, чтобы не напугать его необычным ощу­щением.

Прием «живот - грудь» прямо как будто специально создан для ребенка - настолько каждому нравится взле­тать вверх! Но этот прием требует от вас и соблюдения техники безопасности: исключите при приземлении воз­можные удары лицом об опору, на которой стоят кисти рук; проследите, чтобы приземление было мягким и ребе­нок не ушибся обо что-нибудь голенями. Направление движению рук снизу вверх задает картина межреберных промежутков, но, например, при избыточной полноте их трудно нащупать.

При выполнении приема «плечо - шея», поглаживая кожу плеча, лопатки и шеи, вы способствуете расслабле­нию прилежащих мышц, которые при эмфиземе нещадно устают и сильно болят. В совершенстве освойте этот прием, его придется часто выполнять при предвест­никах удушья и самом приступе для его купирования. При растирании перекрестно вы воздействуете на важные реф­лексогенные зоны.

«Тесто», как правило, кажется новичкам весьма болез­ненным приемом. Это так, но через несколько дней боль проходит и массаж приносит чувство облегчения состоя­ния и более легкое дыхание.

Качественно выполненное похлопывание обеспечивает в известной мере расслабление бронхов и создает наилуч­шие условия для хорошего дренажа бронхов. Рубление и поколачивание преследуют ту же цель, что и похлопы­вание, поэтому эти три приема можете произвольно комби­нировать, советуясь, однако, с больным, так как его ощу­щения обязательно надо учитывать - кому как не ему знать, что в данный момент ему полезнее.

Вибрация всегда вызывает у людей чувство щекотки, но выполнять этот прием необходимо - после массажа открывается необычайно глубокое дыхание.

«Гусеничка» здоровому-то человеку весьма приятна, а больному, да при эмфиземе легких, приносит чувство блаженства - дыхание непроизвольно углубляется, одыш­ка становится менее выраженной. Этому приему следует отдавать предпочтение и при купировании приступа брон­хиальной астмы.

Выкручивание поначалу вызывает у новичков чувство боли, кстати вполне терпимое, но зато способствует сво­бодному дыханию.

Теперь рассмотрим, как составить комплекс массажа.

Если вы практически здоровы, а ваш ребенок вовсе не значится в досье педиатров, пульмонологов и аллергологов, непременно утром и вечером проделайте два сеанса мас­сажа грудной клетки, применив следующий комплекс приё­мов: поглаживание, растирание «враздрай», «лопатки-ру­ки», «живот-грудь», «плечо-шея» - все это в равных долях суммарно за 2 мин; растирание перекрестно - 1 мин; «тесто» - 1 мин; похлопывание - 1 мин; «гусеничка» - 1 мин. Всего - 6-7 мин.

Вы только что получили простуду. Пока еще инфекция поразила только носоглотку, но не следует пассивно ждать, когда она проникнет в бронхи и легкие. И для •этого есть свой действенный комплекс приемов массажа: поглаживание, растирание «враздрай», «лопатки - руки», «живот - грудь», «плечо - шея» - все это за 2 мин; рас­тирание перекрестно, «тесто», похлопывание, «гусеничка», поколачивание и вновь «гусеничка» - каждый прием по 1 мин. Всего - 8-9 мин.

Диагностирован бронхит или пневмония. К комплексу приемов, применяемых при простуде, присоединяются вибрация на межреберных промежутках и выкручивание, причем вибрацию следует делать вместо поколачивания, а выкручивание завершает массаж. На все следует тратить до 10 мин. При удовлетворительном самочувствии массаж может быть продолжен в и. п. лежа на спине в комбина­ции приемов: поглаживание груди и живота, «тесто», виб­рация на межреберных промежутках - по 1 мин. Всего- 3 мин.

Бронхит и пневмония протекают при общей слабости больного, с высокой температурой. В суточный физкуль­турный режим обязательно включите массаж грудной клетки после каждого купания или обливания больного, применяя при этом приемы, как при бронхите и пневмо­нии, но затрачивая на всю работу не больше шести минут.

Если требуется освободить бронхи от мокротных про­бок - столь частого явления у хронически больных лю­дей, отлично послужат эти же приемы массажа, выпол­няемые многократно днем и ночью по 4-10 мин. как в ходе тренировки, так и после купания и обливаний.

При обильной мокроте массаж проводите, как и при закупорке бронхов мокротными пробками, своевременно делая паузы для диафрагмального кашля, которым и будет обеспечен полноценный дренаж бронхов.

При предвестниках приступа удушья немедленно при­ступайте к массажу грудной клетки в положении сидя на табурете или стуле в естественной позе. Рекомендую следующее сочетание приемов: поглаживание, «плечо - шея», «гусеничка», «тесто», вибрация, выкручивание. На все приемы отводится 6 мин. При этом постарайтесь выяснить, какие приемы в каждый данный момент наибо­лее эффективны для расслабления дыхательной мускула­туры, и отдайте им предпочтение.

При приступе бронхиальной астмы советую включать те же приемы массажа, что и при предвестниках удушья. В целом их вполне достаточно, но в любом случае в инди­видуально подбираемых комплексах массажа грудной клетки удельный вес «гусенички», вибрации и выкручива­ния должен быть большим.

Методический материал Массаж для дошкольников

Методический материал Массаж для дошкольников



© 2010-2022