Программа по художественно-эстетическому направлению развития дошкольников старшего возраста «Маленький волшебник»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

43


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения муниципального образования «город Бугуруслан» «Детский сад № 18»













Программа

по художественно-эстетическому направлению развития дошкольников старшего возраста

« Маленький волшебник»







Выполнили:Тамплон О.В.






















Бугуруслан, 2014г.

Содержание





1. Пояснительная записка 3

2. Содержание психолого-педагогической работы

по освоению детьми программы.13

3. Планируемые результаты освоения детьми

парциальной программы.24

4. Система мониторинга достижения детьми

планируемых результатов освоения программы.27

5. Работа с родителями 31

6. Список литературы 35

7. Приложения. 36












































Пояснительная записка

Приоритетным направлением работы нашего ДОУ является художественно - эстетическое воспитание детей. Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей. Заняться проблемой детского творчества нас подтолкнуло наблюдения за работой детей с изобразительными материалами. В программе М.А. Васильевой, по которой работает наш детский сад, большое внимание уделяется обучению детей традиционной технике рисования и недостаточно, на наш взгляд, места отводится нетрадиционной.

Опыт работы показывает, что именно нетрадиционные техники рисования в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить.

В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования нами была разработана программа по нетрадиционному рисованию «Маленький волшебник » на 2010 - 2011 учебный год.

В Программе на первый план выдвигается развивающая функция обучения, обеспечивающая становление личности ребёнка, что соответствует современным требованиям дошкольного воспитания. Программа построена на позициях гуманно - личностного отношения к ребёнку и направлена на его всестороннее развитие, формирование способностей.

В рамках реализации программы дети знакомятся с разными приёмами рисования, их особенностями, многообразием используемых материалов в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки.

Таким образом, программа предполагает развитие творческой личности, способной применить свои знания и умения в различных ситуациях.

Детей очень привлекают нетрадиционные материалы. И чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. У детей появляется возможность использовать дополнительные средства. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Работая в этом направлении, мы убедились в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный (сюрпризность!) и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру.

Нетрадиционные техники - это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Основой для разработки рабочей программы по художественному творчеству стали:

  • Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой). М.: Мозаика - Синтез, 2010г,

  • «Занятия по изобразительной деятельности старшей группы детского сада» Т.С. Комаровой, 2007г,

  • Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655,

  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 12 сентября 2008 г. N 666,

  • СанПиН 2.4.1.2660 - 2011г.

В данной рабочей программе представлены занятия, разработанные на основе следующих положений:

    • Художественное творчество является частью всей воспитательно-образовательной работы в ДОУ и взаимосвязана со всеми ее направлениями. Особенно важное значение для воспитания и развития ребенка имеет связь занятий рисование с игрой. Такая разносторонняя связь повышает интерес детей к нетрадиционной деятельности и к игре.

    • Для развития детского творчества необходимо создавать эстетическую развивающую среду, постепенно вовлекая в этот процесс детей, вызывая у них радость, удовольствие, от уютной, красивой обстановки группы, игровых уголков; включая в оформление группы созданные детьми индивидуальные и коллективные рисунки. Большое значение имеет эстетическое оформление образовательной области; удачный подбор материалов для занятий, удобное и рациональное размещение, доброжелательное отношение педагога к каждому ребенку; эмоционально - положительная атмосфера занятий; уважительное отношение взрослого к детским рисункам.

    • Создание изображений в рисовании, а также формирование творчества основываются на развитии одних и тех же психических процессов (восприятия, образных представлений, мышления, воображения, внимания, памяти, ручной умелости), которая развивается и в процессе художественного творчества, воспитатель должен помнить о необходимости их развития.

    • На занятиях необходимо развивать активность, самостоятельность и творчество детей, следует побуждать их вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось; учить сравнивать предметы; спрашивать, активизируя опыт ребят, что похожее они уже рисовали, как они это делали; вызывать ребенка для показа остальным, как можно изобразить тот или иной предмет.

    • Каждое занятие в рабочей программе заканчивается коллективным просмотром всех созданных ребятами изображений. Очень важно, чтобы дети видели общий результат занятия, слышали оценку педагогом их работ, активно включались в доступный им разговор, оценку выразительных образов предметов, явлений; чтобы каждый ребенок видел свою работу среди работ других детей.

  • При проведении конкретных формирующих занятий учитывались

выявленные психофизиологические и индивидуальные особенности детей, поэтому использовались методы, имеющие коррекционно-развивающую направленность (слушание музыкальных произведений, проведение пальчиковых гимнастик, физкультурных пауз с элементами логоритмики и дыхательной гимнастики, использование нетрадиционной техники изображения).

  • Ведущей формой обучения выступило занятие по изобразительной

деятельности с использованием нетрадиционной техники изображения. Это способствует не только преодолению речевого недоразвития и развитию творчества у детей, но и повышению проявления эмоциональной отзывчивости, самостоятельности в повседневной деятельности, индивидуальности.

  • Особую актуальность приобрело своеобразное сочетание

принципов, методов и приемов воздействия, к которым относятся:

  • активизация творческого потенциала и развитие индивидуальности личности;

  • развитие познавательной активности;

  • организация коррекционно-развивающей направленности занятий по изобразительной деятельности;

  • создание предметно-развивающей среды для обеспечения обучающей методики;

  • повышение профессионального мастерства педагогов и педагогическое просвещение родителей по проблеме творческого развития детей.

Новизна

Одним из важных условий реализации данной программы является создание необходимой материальной базы и развивающей среды для формирования творческой личности ребенка, определяющиеся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения.

В основе программы лежит работа с природным материалом («печатание» листьями, сырым картофелем, мхом); бросовым материалом

( рисование парафином, крупами, перьями, нитками, изолентой и т.д.).

Особенностью нашей работы является то, что дополнительное образование интегрирует парциальную программу Г.С.Швайко "Занятия по изобразительной деятельности в детском саду" с учетом обновления технологии, Р.Г.Казаковой " Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники", методическими рекомендациями Р.М. Чумичевой "Дошкольникам о живописи". И в качестве наглядного пособия был использован комплект рабочих тетрадей Н.Г.Салминой и А.О.Глебовой для детей старшего дошкольного возраста Московского издательского центра "Вентана - Граф", 2006 г. "Учимся рисовать", состоящих из четырех учебных пособий по обучению рисованию: "Клетки, точки и штрихи",

" Рисование, аппликация и лепка", "Графика, живопись и народные промыслы", "Анализ форм и создание образа". Задания из пособий комплекта рабочих тетрадей Н.Г.Салминой и А.О.Глебовой "Учимся рисовать" подобраны к определенным темам занятий. На одном занятии могут использоваться задания сразу из нескольких пособий, страницы которых указаны в тематическом планировании.

Принципы

Систему занятий построили с учетом дидактических принципов, приведенных ниже.

1. Принцип сознательности и активности, основанный на осознанном включении детей в творческую деятельность, самостоятельный поиск ими выразительных средств, использование нетрадиционной техники изображения, стремление к творческому самовыражению в продуктивных видах деятельности. Данный принцип предполагает использование таких методов и приемов как объяснение, разъяснение, беседу, наблюдения, показ нетрадиционной техники изображения, выразительных возможностей изобразительного материала.

2. Принцип наглядности, приобретаемый особую значимость в дошкольный период. Для детей старшего дошкольного возраста характерно наглядно-образное мышление. Этот принцип позволяет формировать у ребенка художественно-эстетическое восприятие и вкус, эмоционально-чувственное отношение к действительности; предлагает просмотр картин известных художников, иллюстраторов; наблюдения за природными явлениями; посещение цирка и музеев.

3. Принцип систематичности и последовательности, реализуемый через постепенное овладение практическими навыками и умениями в области нетрадиционной техники изображения, использование средств выразительности. Так, на первых занятиях детям предлагается научиться рисовать пальчиками, делать набрызг, а в конце учебного года их знакомят с разными видами монотипии, граттажа. Творчество необходимо развивать не только на занятиях, но и в повседневной деятельности через наблюдения, тематические беседы, чтение художественных произведений, прослушивание музыкальных произведений. Предлагаемая тематика занятий ориентирована на изменения в природе и событий в социальной жизни.

4. Принцип доступности, опирающийся на психологические особенности детей с ОНР (недостаточные объем сведений об окружающем и концентрации внимания; эмоциональная незрелость; замкнутость, тревожность) и психофизиологические недостатки (ограниченный объем движений общей моторики, ослабленный мышечный тонус мелкой моторики, дефицит или задержка в развитии зрительного и слухового внимания, восприятия и памяти). С целью сглаживания данных недостатков развития необходимо проведение физкультминуток с элементами логоритмики и дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики, подвижных игр. Тематика занятий должна быть интересной, разнообразной например, «Волшебный мир зверюшек и птичек», «Необычное животное» и др.

5. Принцип индивидуализации, построенный на учете индивидуально-личностных особенностей детей с ОНР: темперамент, характер, интересы и др. Данный принцип реализуется через рисование по замыслу, свободный выбор изобразительных материалов и техники изображения.

6. Принцип связи речи с психическими процессами. Известно, что недоразвитие одной сферы влияет на развитие других. Поэтому наряду с развитием творчества у детей необходимо добиваться и развития речи. Обогащение и расширение лексического запаса должно идти за счет знакомства с новыми изобразительными материалами, нетрадиционными приемами изображения, известными художественными и музыкальными произведениями; развитие связной речи через различные тематические беседы, чтение известных стихотворений, рассказывание ребенком о своем рисунке и др.






Цель программы:

- развитие художественно - творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства;

- обучать техническим приемам и способам изображения с использованием различных изобразительных материалов;

- формировать умение оценивать созданные изображения;

- развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии репродукций картин известных художников, иллюстраций, произведений декоративно-прикладного искусства, народных игрушек. Обращать внимание на выразительные средства;

- воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.


Возрастные особенности детей старшего возраста.

У детей шестого года жизни развивается изобразительная деятельность. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Различают произведения изобразительного искусства (живопись, народное декоративное искусство, графика. Выделяют выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция). Используют разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.

В старшем дошкольном возрасте продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы, величины и строение предметов. Развивается образное мышление, совершенствуется обобщение, что является основой словесно - логического мышления. Достижения этого возраста характеризуются:

- распределением ролей в игровой деятельности;

- структурированием игрового пространства;

- дальнейшим развитием изобразительной деятельности отличающейся высокой продуктивностью.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств; развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.


II.Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Художественное творчество»

Организация жизни и воспитание детей

Структура учебного года

Непосредственно образовательная деятельность начинается с 1 сентября

  • С 1 сентября по 3 ноября - учебный период

  • С 4 ноября по 10 ноября - «творческие» каникулы

  • с 11 ноября по 25 декабря - учебный период

  • с 26 декабря по 10 января - новогодние каникулы

  • с 11 января по 25 марта - учебный период

  • с 26 марта по 31 марта - «творческие» каникулы

  • с 1 апреля по 15 мая - учебный период

  • с 16 мая по 30 мая диагностический период

Режим дня составлен с расчётом на 10.30 часовую пребывание ребёнка в детском саду. По действующему СанПиН для детей планируем не более одного занятия в неделю продолжительностью не более 25 минут.

Тематическое планирование образовательной области

«Художественное творчество»

Циклограмма образовательной деятельности

Месяц

№ занятия

Тема

Развернутое содержание работы

Количество занятий

09

1

«Путешествие в страну рисования»

Приобщать детей к удивительному миру искусства развивать у них фантазию, творчество, воображение,активизировать познавательную деятельность, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

1

09

2

«Сказка о красках. Разноцветныеистории»

Продолжать приобщать к удивительному миру искусства, учить передавать в рисунке впечатления окружающей природы, смешивая краски

Развивать желание рисовать.

1

10

3

«Ах, это бабье лето. Паутины»

Познакомить детей с нетрадиционным способом изображения: монотипия, рисования нитками, развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение видеть, замечать прекрасное в повседневной жизни.

1

10

4

«Осенний лес. Закружила осень золотая»

Познакомить с техникой рисования набрызгом, продолжать учить рассматривать картины: выделять в них главное - тему, изобразительные средства (колорит, композиция), развивать воображение ребёнка, расширять знания детей о природе.

Осенние каникулы с 4 ноября по 10 ноября

1

11

5

«Удивительные листочки»

Познакомить с методом печатания листьями, расширять представления детей о всевозможных способах художественного изображения. Закреплять знания о тёплой цветовой гамме

Развивать творческое воображение.

1

11

6

«Осенний пейзаж» рисование помокрой бумаге

Совершенствовать навыки рисования на мокрой бумаге. Формировать навыки работы рисования без использования предварительного наброска простым карандашом. Учить детей видеть красоту осеннего дождя.

1

12

7

« Мои игрушки»

Оттиск пенопластом

Продолжать развивать творческие способности. Познакомить с нетрадиционной техникой изображения: оттиск пенопластом. Совершенствовать точность и переключаемость тонких движений кистей и пальцев рук. Развивать чувство цвета.

1

12

8

«В лесу родилась ёлочка»

Рисование восковыми мелками или свечой

Развивать творческие способности, мышление, ориентировку в пространстве. Познакомить с нетрадиционным способом изображения: рисование свечой и акварелью. Воспитывать любовь к природе. Совершенствовать мелкую моторику рук.

с 26.12 по 10.01 - праздничные дни

1

01

9

«Дворец для Снегурочки» граттаж

Познакомить с навыками работы в технике граттаж(поцарапывание по парафиновому покрытию). Развивать творческие способности и воображение. Продолжать воспитывать самостоятельность в работе.

1

02

10

« Снежинки»рисование изолентой, гуашью

Развивать творчество у детей. Учить составлять узор снежинок на листе из изоленты, закрашивать лист гуашьюПродолжать учить радоваться своим рисункам. Развивать самостоятельность, творчество

1

02

11

« Подарок папе»

По замыслу

Продолжать развивать творческие способности и воображение. Закреплять знания и умения ранее изученного нетрадиционного способа изображения. Продолжать развивать чувство формы, цвета и композиции. Учить оценивать качество работ своих товарищей. Закреплять умение выбирать самостоятельно тему и технику.

1

03

12

« Мимоза» рисование манкой

Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования - рисование манной крупой. Развивать точность мелкой моторики руки. Продолжать развивать творческие способности и воображение.

1

03

13

«Волшебный мир зверюшек и птичек»

Продолжать развивать творческие способности, воображение. Знакомить с правилами работы с тушью и нетрадиционным способом изображения: монотипия предметная. Научить стилизовать и обобщать форму, исключая мелкие детали. Продолжать воспитывать умение видеть, замечать прекрасное в повседневной жизни. Продолжать развивать тонкие движения руки. Воспитывать аккуратность в процессе работы.

с 26.03 по 31.03 - весенние каникулы

1

04

14

« Полёт в космос»

Продолжать совершенствовать технику рисования восковыми мелками. Учить детей передавать в рисунке особенности изображаемого предмета, доводить предмет до нужного образа с помощью кисточки. Развивать воображение

1

04

15

«Веточка вербы с натуры»

Научить рисовать ветку с натуры. Используя ранее изученные нетрадиционные приёмы рисования (по мокрому, парафином, тычком). Поддерживать стремление детей видеть окружающую красоту.

1

05

16

«Праздничный салют»

Закрепить навыки изображения в технике процарапывания - граттаж (обобщить и систематизировать ранее изученное). Развивать фантазию, творчество, самостоятельность

1

Организация жизнедеятельности детей по реализации и освоению содержания рабочей программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса:

  • совместной деятельности взрослого и детей

  • самостоятельной деятельности детей.

Решение образовательных задач в рамках первой модели - совместной деятельности взрослого и детей - осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми - утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.).

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности:

  • игровой,

  • двигательной,

  • познавательно-исследовательской,

  • коммуникативной,

  • продуктивной,

  • музыкально-художественной,

  • трудовой,

  • чтения художественной литературы или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.











Формы организации образовательной области

«Художественное творчество»


  • Занятия по художественному творчеству (по подгруппам, фронтально, индивидуально);

  • Индивидуальная работа с ребенком;

  • Коллективные работы;

  • Совместные работы 2 - 3 детей;

  • Тематические занятия;

  • Пальчиковая гимнастика;

  • Дидактические игры;

  • Физминутки;

  • Интегрированная деятельность;

  • Сюрпризные моменты.

Развитие продуктивной деятельности

  • Предлагать детям передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы;

  • Совершенствовать умение правильно пользоваться различными изобразительными материалами;

  • Способствовать овладению композиционными умениями;

  • Подводить детей к созданию сюжетных композиции на темы окружающей жизни и на темы литературных произведений «Кого встретил колобок», « Два жадных медвежонка», « Лиса и ворона» и др.

    • Развитие детского творчества

      • Развивать эстетическое восприятие; обращать внимание детей на красоту окружающих предметов (игрушки), объектов природы (растения, животные), вызывать чувство радости от их созерцания;

      • Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью. Развивать умение в рисовании, изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность;

      • Включать в процесс обследования предмета движения обеих рук по предмету, охватывание его руками;

      • Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы. Произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предмета быта, одежда);

      • Развивать умение создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках.

  • Приобщение к изобразительному искусству

  • Подводить детей к восприятию произведений искусства. Знакомить с элементарными средствами выразительности в разных видах искусства (цвет, звук, форма, движение, жесты), подводить к различению разных видов искусства через художественный образ. Готовить к посещению кукольного театра, выставке детских работ и т.п.;

  • Развивать интерес к произведениям народного и профессионального искусства, к литературе (стихи, песенки, потешки, проза), слушанию и исполнению музыкальных произведений, выделению красоты сезонных изменений в природе, предметах окружающей действительности (цвет, форма, величина: дом, ковер, посуда и т.п.);

  • Эстетическая развивающая среда

      • Вызвать у детей радость от оформления группы: светлые стены, на окнах красивые занавески, удобная мебель, новые игрушки, в книжном уголке аккуратно расставлены книги с яркими картинками;

      • Воспитывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, чтобы было уютно и красиво;

      • Знакомить с оборудованием и оформлением участка, подчеркивая его красоту, удобство для детей, веселую разноцветную окраску строений;

      • Обращать внимание на различные растения, на их разнообразие и красоту.

Включение ребёнка в творческий поиск начинается с рассматривания произведения изобразительного искусства, анализируя их (узоры, скульптуры и т.д). Ребёнок усваивает доступную ему информацию о возможностях использования разнообразных техник.

Знакомство с нетрадиционными техниками рисования лучше начать с рисования пальчиками - это самый простой способ получения изображения. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандашами или кисточками. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий

Для занятий готовим красивые и разнообразные материалы, предоставляем детям возможность выбора средств изображения. Необычное начало работы, применение игровых приемов - все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

Детям очень нравится рисование ладошкой. Обмакивать ладонь в краску и ставить отпечаток на бумаге. Для развития воображения в старшем дошкольном возрасте можно предложить детям отпечатать ладошку, затем внимательно рассмотрев рисунок подумать, на что это похоже, как рисунок можно преобразовать, изменить, добавив недостающие детали. И создать новый образ. Дети рисуют с большим интересом, проявляют фантазию. В ладошках они видят дерево, петуха, дракона.

Выявление различных подходов к проблеме развития у детей дошкольного возраста творческого воображения показало, что оно возможно только при условии систематической работы в данном направлении. Система работы по развитию творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования является эффективной.

Учитывая значимость данного вида работы, организовали в группе художественную мастерскую, где есть все необходимое для самостоятельного творчества.

Бумага разного цвета, фактуры и формата, фломастеры, восковые мелки, краски (гуашь, акварель); инструменты для рисования (кисти тонкие и толстые), кусочки картона, различные по толщине нитки и веревочки, печатки и шаблоны, кусочки поролона, зубные щетки, трубочки, разноцветный скотч, вата и ватные палочки, салфетки разной фактуры.

В уголке для рисования есть папки с репродукциями картин художников, предметными и сюжетными рисунками, иллюстрации к сказкам, рассказам.

Оформляется отдельная полка с образцами рисунков, выполненных с помощью нетрадиционных техник изображения. В коридоре детского сада разместили постоянно действующую выставку детского рисунка «Мир глазами детей».

Примерные виды интеграции области «Художественное творчество»

Образовательная область

Задачи, содержание и средства организации образовательного процесса

«Здоровье»

Осуществлять постоянный контроль за выработкой правильной осанки. Обеспечивать в помещении оптимальный температурный режим, регулярное проветривание. Продолжать формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, насухо вытирать руки, вешать полотенце на место. Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.

«Физическая культура»

Формировать умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве. Развивать самостоятельность и творчество при выполнении физических упражнений.

«Безопасность»

Продолжать объяснять детям, что нельзя брать в рот различные предметы, засовывать их в уши, нос. Продолжать формировать элементарные представления о способах взаимодействия с растениями и животными: рассматривать растения не нанося им вред; наблюдать за животными не беспокоя их и не причиняя им вреда.

«Социализация»

Закреплять умение подбирать предметы по цвету и величине. Обеспечивать условия для нравственного воспитания детей. Формировать доброжелательное отношение друг к другу. Создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим. Сообщать детям разнообразные, касающиеся непосредственно их сведения, о происшедших с ним изменениях (сейчас умеешь правильно и красиво рисовать и т.п). Стимулировать детей к посильному участию в эстетическом оформлении группы.

«Труд»

Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений: готовить материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и т.п.). Формировать бережное отношение к собственным поделкам, рисункам и поделкам сверстников.

«Познание»

Продолжать развивать восприятие, создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной. Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету. Подсказывать детям название формы (круглая, треугольная, квадратная). Продолжать показывать разные способы обследования предметов, активно включать движения рук по предмету и его частям. Формировать представление о связи результата деятельности и собственной целенаправленной активности, т.е. об авторстве продукта. Развивать умение видеть общий признак предметов группы (все мячи круглые, эти все красные и т.п.). Знакомить с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник). Знакомить с театром через мини - спектакли, а также через игры - драматизации по произведениям детской литературы.


В основе работы с дошкольниками по реализации данного направления лежит принцип здоровьесбережения, включающий в себя ассоциативное рисование, релаксацию, медитацию, игровые технологии, систему дыхательных упражнений, музыкотерапию. Перспективный план работы в старшей группе включает несколько блоков, который обеспечивает постепенность развития изобразительных навыков и умений, освоения техники нового вида деятельности.

Для реализации здоровьесберегающего принципа предлагается:

- ориентироваться на позу как выразительную характеристику положения тела в пространстве посредством игровых упражнений;

- осваивать навыки рационального дыхания, отрабатывать глазоручную координацию, концентрацию внимания и усидчивость, подготовку руки к письму;

- использование рисунков в оформлении к праздникам, развлечениям.

- музыкотерапия (образовательная область «Музыка») - прослушивание звуков окружающего мира; музыкальных сказок и импровизаций на различные темы; рисование с прослушиванием произведений известных композиторов в соответствии с тематикой занятия;

- использование на занятиях художественного слова; развитие монологической речи при описании репродукций картин художников, собственных работ и работ своих товарищей (образовательная область «Коммуникация»);

- расширение кругозора в процессе рассматривания картин, различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим миром (люди, природа, мир), а также знакомства со строением предметов, объектов (образовательная область «Познание»);

Материально - технические (пространственные) условия организации художественного творчества детей старшего дошкольного возраста

  1. Уголок художественного творчества в группе «Волшебная кисточка»;

  2. Художественно - творческая стена «Вернисаж» для родителей;

  3. Выставка рисунков в коридоре дошкольного учреждения « Мир глазами детей».

Технические средства обучения

  1. Магнитофон;

  2. CD и аудио материал

В рабочей программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр по художественному творчеству, а именно:

  • на целенаправленное развитие восприятия цвета;

  • на восприятие формы;

  • на восприятие качеств величины;

  • на количество предметов;

  • на развитие речи, мышления;

  • на развитие первоначальных представлений о природе.

Наглядно - образный материал

  1. Иллюстрации и репродукции;

  2. Наглядно - дидактический материал;

  3. Игровые атрибуты;

  4. «Живые игрушки» (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы);

  5. Стихи, загадки;

  6. Открытки для рассматривания

III. Планируемые промежуточные результаты освоения Программы

Промежуточные результаты освоения Программы формулируются в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ) через раскрытие динамики формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.

К шести годам при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.

Интегративные качества

Динамика формирования интегративных качеств

1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками

Антропометрические показатели (рост, вес) в норме. Владеет в соответствии с возрастом основными движениями. Проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях.

Проявляет желание участвовать в играх с элементами соревнования, в играх-эстафетах.

Пользуется физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное время).

Умеет самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры.

Соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания. Имеет элементарные представления о ценности здоровья, пользе зака-ливания, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни. Знает о пользе утренней

2. Любознательный, активный

Использует различные источники информации, способствующие обогащению игры (кино, литература, экскурсии и др.). Проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности: конструированию, изобразительной деятельности, игре. Проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию, к проектной деятельности.


3. Эмоционально отзывчивый


Эмоционально тонко чувствует переживания, персонажей сказок и историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей.

Проявляет эмоциональное отношение к литературным произведениям, выражает свое отношение к конкретному поступку литературного персонажа.

Проявляет эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству.

4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Может сочинять оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории и рассказывать их сверстникам и взрослым.

Использует все части речи, активно занимается словотворчеством, использует синонимы и антонимы.

Умеет делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, ссылается на источник полученной информации (телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки, детского спектакля и т.д.).

Проявляет умение поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.


5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения


Проявляет умение работать коллективно, договариваться со сверстниками о том, кто какую часть работы будет выполнять.

Если при распределении ролей в игре возникают конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения, решает спорные вопросы и улаживает конфликты с помощью речи: убеждает, доказывает, объясняет. Соблюдает элементарные общепринятые нормы поведения в детском саду, на улице.

В повседневной жизни сам, без напоминания со стороны взрослого, пользуется «вежливыми» словами.







6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту


Владеет элементарными навыками самообслуживания.

Ориентируется в окружающем пространстве, понимает смысл пространственных отношений (вверху - внизу, впереди - сзади, слева - справа, между, рядом с, около и пр.). Умеет устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. Проявляет образное предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов может сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Способен рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы его наглядного опыта. Может самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Умеет самостоятельно находить интересное для себя занятие.


7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе


Может нарисовать себя, своих друзей, родных, изобразить простые предметы, природу, явления окружающей действительности, передавая общие признаки, относительное сходство по форме и характерные детали образа, дополняя созданное изображение рассказом о нем.

8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности


Имеет навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице. Способен принять задачу на запоминание, помнит поручение взрослого, может выучить небольшое стихотворение.

Способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

Способен сосредоточенно действовать в течение 15-25минут. Проявляет ответственность за выполнение трудовых поручений. Проявляет стремление радовать взрослых хорошими поступками.


9. Овладевший необходимыми умениями и навыками

У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности





Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов Программы

Мониторинг детского развития проводится два раза в год (в октябре и апрель). В проведении мониторинга участвуют педагоги, психологи и медицинские работники. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.

При организации мониторинга учитывается положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в детском развитии, поэтому он включает в себя два компонента:

  • Мониторинг образовательного процесса;

  • Мониторинг детского развития.

Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.

С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе.

Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом.

Мониторинг детского развития (мониторинг развития интегративных качеств) осуществляется педагогами, психологом дошкольного учреждения и медицинским работником. Основная задача этого вида мониторинга - выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.

Мониторинг детского развития включает в себя оценку физического развития ребенка, состояние его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных. Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения, критериальных диагностических методик и тестовых методов.

Мониторингобразовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.

С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе.

Форма проведения мониторингапреимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом.

Мониторинг образовательного процесса

Образовательная область «Художественное творчество»

Дата проведения________________________________________________



Ф.И.О.

Уровень овладения необходимыми навыками и умениями по образовательной области «Художественное творчество»

Правильно держит изо материалы и действует с ними

Умело использует дополни-тельные

средства

Изобра -

жает предметы простые по композиции и не- замысловатые по содер. сюжеты

создает новыеизображе-ния

Радуется достигно-тому результа-ту















Мониторинг детского развития (мониторинг развития интегративных качеств) осуществляется педагогами, психологом дошкольного учреждения и медицинским работником. Основная задача этого вида мониторинга - выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.

Мониторинг детского развития включает в себя оценку физического развития ребенка, состояние его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных. Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения, критериальных диагностических методик и тестовых методов.

На основе проведённых методик составляется индивидуальная карта развития каждого ребёнка и выстраевается индивидуальная траектория развития.

МОНИТОРИНГ детского развития

Группа детского сада____________________________________

Дата проведения мониторинга____________________________

Фамилия, Имя ребенка

Уровень развития интегративных качеств

Физическое развитие

Любознательность, активность

Эмоциональность, отзывчивость

Овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми

Способность управлять своим поведением и планировать действия

Способность решать интеллектуальные и личностные задачи

Представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе

Овладение предпосылками учебной деятельности

Итоговый результат





Оценка уровня развития:

1 балл - большинство компонентов недостаточно развиты;

2 балла - отдельные компоненты не развиты;

3 балла - соответствует возрасту;

4 балла-высокий.


IV. Работа с родителями

Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьёй- создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

Основные формы взаимодействия с семьей

Знакомство с семьей: встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование семей.

Информирование родителейо ходе образовательного процесса: дни

открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, интернет-журналов, переписка по электронной почте.

Образование родителей: организация «материнской/отцовской школы», «школы для родителей» (лекции, семинары, семинары-практикумы), проведение мастер-классов, тренингов, создание библиотеки (медиатеки).

Совместная деятельность: привлечение родителей к организации вечеров музыки и поэзии, гостиных, конкурсов, концертов семейного воскресного абонемента, маршрутов выходного дня (в театр, музей, библиотеку и пр.), семейных объединений (клуб, студия, секция), семейных праздников, прогулок, экскурсий, семейного театра, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

Содержание направлений работы с семьёй в области

« Художественное творчество»

На примере лучших образцов семейного воспитания показывать родителям актуальность развития интереса к эстетической стороне окружающей действительности, раннего развития творческих способностей детей. Знакомить с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в художественном воспитании детей.

Поддерживать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома; организовывать выставки семейного художественного творчества, выделяя творческие достижения взрослых и детей.

Привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности, способствующим возникновению творческого вдохновения: занятиям в художественных студиях и мастерских (рисунка, живописи, скульптуры и пр.), творческим проектам, экскурсиям и прогулкам. Ориентировать родителей на совместное рассматривание зданий, декоративно-архитектурных элементов, привлекших внимание ребенка на прогулках и экскурсиях; показывать ценность общения по поводу увиденного и др.

Организовывать семейные посещения музея изобразительных искусств, выставочных залов, детской художественной галереи, мастерских художников и скульптора.

V.Коррекционная работа

Основная целькоррекционной - педагогической работы - обучение детей созданию творческих работ.

Задачи

- создание условий для всестороннего развития ребёнка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников;

- формирование у детейэстетическогоотношения к миру;

- накопление эстетических представлений и образов;

- развитие эстетического вкуса, художественных способностей;

- освоение различных видов художественной деятельности.

В этом направлении решаются как общеобразовательные, так и коррекционные задачи, реализация которых стимулирует развитие у детей с ограниченными возможностями сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции; умения выражать в художественных образах свои творческие способности.

Специфика методов обучения различным видам изобразительной деятельности детей с ОВЗ должна строиться на применении средств, отвечающих их психофизиологическим особенностям.

Рисование способствует развитию манипулятивной деятельности, укрепление мышц рук.

В зависимости от степени сохранности зрения, слуха, двигательной сферы ребенка, его интеллектуальных и речевых возможностей, следует подбирать разнообразные (величина, форма, объемность, цвет, контрастность), максимально удобные для использования материалы, продумывать способы предъявления материала (показ, использование табличек с текстом заданий

или названиями предметов, словесно-жестовая форма объяснений, словесное устное объяснение); подбирать соответствующие формы инструкций.

Во время работы по развитию речи глухих детей с ДЦП необходимо соблюдать ряд условий, направленных на уменьшение влияния моторной недостаточности:

  • посадить ребенка в удобную позу, способствующую нормализации мышечного тонуса, снижению напряжения;

  • определить ведущую руку у ребенка, имеющего нарушения ДЦП;

  • для снижения гиперкинезов необходимо воспользоваться такими приемами, как крепкое сжатие кисти руки ребенка (в отдельных случаях требуется на руку ребенка надеть браслеты-утяжелители);

  • на всех этапах работы широко использовать активно-пассивный метод (взрослый своей рукой помогает действию руки ребенка).
































VI. Список литературы

1 Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 12 сентября 2008 г. N 666.

  1. СанПиН 2.4.1.2660 - 10.

  2. «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика - Синтез, 2010г.

  3. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика - Синтез, 2007г.

  4. Пяткова А.В. Изобразительное искусство как средство воспитания эстетического вкуса у детей. - Издательско торговый дом « Корифей», 2009г.

  5. Радость творчества. Ознакомление детей 5 - 7 лет с народным искусством. О.А. Соломенникова. 2007г.

  6. Дрезнина М.Г. Каждый ребенок - художник. Обучение дошкольников рисованию.-М., «Ювента», 2007 г.

  7. Комарова Т. Детское художественное творчество.- М., 2005.

8.Соломенникова О. Радость творчества. - М., 2005.

9. Швайко Г.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. - М.: ВЛАДОС, 2001.





Приложения

Группа стала родным нам домом,

Веселым, добрым и знакомым.

Мы лепим здесь и мастерим,

Рисуем и поем…Программа по художественно-эстетическому направлению развития дошкольников старшего возраста « Маленький волшебник»

Прекрасно все живем!















Выставка совмест-но творчества роди-телей и детей(Тема. «Березовый вернисаж». Акварель, гуашь)

Программа по художественно-эстетическому направлению развития дошкольников старшего возраста « Маленький волшебник»







Программа по художественно-эстетическому направлению развития дошкольников старшего возраста « Маленький волшебник»

Рисованиекрупой нетрадиционная техника. Тема: «Веточка»





Рисованиенитками. Тема: «Рыбки в аквариуме»

Программа по художественно-эстетическому направлению развития дошкольников старшего возраста « Маленький волшебник»





Программа по художественно-эстетическому направлению развития дошкольников старшего возраста « Маленький волшебник»

Рисование в нетрадиционной технике «граттаж»

Тема. «Восход солнца»



Рисованиеизолентой. Тема: « Снежинка»

Программа по художественно-эстетическому направлению развития дошкольников старшего возраста « Маленький волшебник»









Конспект занятия по нетрадиционной технике

рисования в старшей группе.

Печатание паралоном.


"Путешествие в сказку "Гуси-лебеди"

Тема: "Путешествие в сказку "Гуси-лебеди"

Цель: Формировать у детей уверенность в себе и своих возможностях при создании изображения простых предметов, доступными им средствами выразительности.

Задачи:

Развивать у детей способность самостоятельно выбирать способ изображения круглые и овальные формы, прямые и наклонные линии.

Упражнять в заполнении пространства на общем листе при помощи "штампов".

Учим тонировать бумагу широкой кистью.

Воспитываем сопереживание, умение объединяться для общего дела; интерес к русским народным сказкам.



Материал: Макет яблони без листьев, печатки в виде листьев; гуашь разведенная разного цвета в стаканчиках; листы белой бумаги А4 формата с нарисованными свечкой предметами для сюрприза; мел разного цвета; большие кисти; домик с волшебным сундуком; цветные рыбки свисающие на нитке.

Предварительная работа: Чтение и рассматривание иллюстраций к сказке "Гуси-лебеди", экскурсия к большому аквариуму, знакомство с широкой кистью.

Ход занятия

1 часть. Вводная часть. Приглашение в сказку.

Воспитатель: Ребята! А вы хотели бы стать волшебниками?

Воспитатель: Вот сегодня у нас с вами будет волшебное рисование. Только вот посмотрите на свои рабочие места, что-то там не хватает? ( Листочков).

Воспитатель: Правильно, листочков на чем будем рисовать. А листочки наши унесли Гуси-лебеди. Знаете таких?

2 часть. Оснавная

Воспитатель: Поэтому я сегодня хочу пригласить вас совершить путешествие в волшебную сказку "Гуси-лебеди", и найти там наши листочки.

а) Дети вместе с воспитателем отправляются в сказку, идут по группе выполняя, движения соответственно словам.

«Дети в лес идут»

А там деревья растут

На дереве-птичка

А под деревом - лисичка

На дереве - листочки"

А под деревом - грибочки (обычная ходьба

руки вверх, пальцы раздвинуты

изображаем пальцами птицу

присели на корточки

руки вверх, эмитируем листву

присели на корточки

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, что это? (Это дерево, но без листьев).

Воспитатель: Правильно, это же яблонька! Давайте у неё спросим, может она знает где нам гусей- лебедей искать?

Дети: Яблонька, яблонька! Скажи куда гуси-лебеди полетели?

Воспитатель: Ребята, а яблонька нам хочет сказать, что сильный ветер сдул с её веточек все листочки и если мы напечатаем ей листики тогда она скажет куда гуси лебеди улетели. Поможем яблоньке?

Воспитатель: Чем же нам с вами напечатать листики? Давайте попробуем вот этими штампами, обмокнем их в краску и прижмем к листику.

Воспитатель показывает прием работы штампами, дети наблюдают и продолжают работу самостоятельно.

Ой, какие у вас получились красивые листики и как их много.

Как яблоньке приятно, она вас всех благодарит и хочет сказать, что

Гуси - лебеди полетели к речке. Ну, что ж отправимся к речке.

б) Дети вместе с воспитателем идут искать речку, выполняя упражнения.

«Мы к речке идем»

И там рыбок найдём

Не простых, золотых,

С большим хвостом" дети идут друг за другом

выполняют волну движениями руки

Воспитатель: Ну, вот и речка. Давайте спросим у неё про гусей-лебедей.

- Речка, речка, скажи куда гуси - лебеди полетели?

Воспитатель: А речка, ребята, просит нас о помощи. Посмотрите сколько

Много красивых и маленьких рыбок плавает, а спрятаться им негде

Если мы нарисуем травку и камушки, тогда речка скажет нам куда

Гуси-лебеди улетели.

Детям раздаются цветные мелки и они рисуют на доске травку и камушки.

Воспитатель: Вот видите какие вы молодцы, теперь рыбки смогут спрятаться за камушки и травку. А речка нам хочет сказать, что гуси- лебеди полетели в избушку. Ну, что ж, спасибо речка, а мы отправимся дальше.

в) Дети и воспитатель идут искать избушку, проговаривая слова и выполняя упражнения.

" Мы в лес идем, а там избушку найдем.

На курьих ножках стоит, в разные стороны глядит".

Воспитатель: Ну, вот мы и избушку нашли. Давайте ножками потопаем

Ручками похлопаем, заглянем в окошко

Там сундук найдем с собою заберем"

(топают ногами, хлопают в ладоши, заглядывают в окно, находят сундук и забирают)

г) Воспитатель: Вот он сундучок волшебный, в нем и должны быть наши волшебные листочки.

Воспитатель открывает сундук и достает оттуда белые альбомные листочки.

Воспитатель: А листочки не простые, а с загадкой. А чтобы загадку разгадать нужно здесь нарисовать.

Воспитатель раздает каждому ребенку лист и предлагает занять свое рабочее место. А прежде чем рисовать, нужно пальчики размять.

Проводится пальчиковая гимнастика.

«Пальцы делают зарядка»

Что бы больше не устать.

А потом они в альбомах,

Будут снова рисовать".

Воспитатель: Молодцы! А теперь приступим к волшебству. У вас у каждого есть волшебный листочек, большая кисть и цветная водичка.

Обмакиваем кисть в цветную воду и закрашиваем всю поверхность листа.

Дети выполняют работу. При закрашивании всей поверхности листа у них появляются разные рисунки.

Воспитатель: Ну, что, вы убедились, что все волшебники.

Посмотрите как красиво у вас получилось. Молодцы!

Итог занятия. Ребята, кто мне подскажет, куда мы сегодня совершили путешествие? В сказку гуси-лебеди. А кому мы помогли сегодня? Яблоньке нарисовали листики, речке нарисовали травку и камушки.

Молодцы! А вот за вашу помощь яблонька вам приготовила сюрприз. Воспитатель раздает детям яблочный сок. Дети наслаждаются, беседуют, рассматривают свои работы.



Приложение №2



Конспект занятия по нетрадиционной технике

рисования в старшей группе.

«Печатание ладошкой».

«Жар-птица»

Тема:«Жар-птица".

Художественно-эстетическое занятие по изодеятельности в старшей группе с применением элементов нетрадиционного рисования

Цель: Развитие художественно-творческих способностей, эмоционального восприятия, образного мышления детей.

Задачи:

1. Учить детей рисовать сказочных птиц с помощью "трафарета" - руки;

2. Упражнять в подборе цвета, для передачи необходимого эффекта;

3. Закрепить умение рисовать контур птицы простым карандашом;

4. Воспитывать аккуратность, способность к самовыражению.



Материал к занятию:

набор слайдов с необходимыми иллюстрациями; аудиозапись;

необходимые художественные материалы для детского творчества (гуашь, кисти, бумага, карандаш, ластик);

образец готового рисунка для объяснения цели работы;

бумага для поэтапного показа воспитателем выполняемой работы.

Ход занятия

1 часть. Организационный момент. Чтение рассказа с показом иллюстрации

-"Жила была девочка Маша. Больше всего на свете она любила рисовать. Рисовала она и карандашами на бумаге и мелом на асфальте, угольком на доске, палочкой на земле.У Маши была любимая игрушка-клоун Паша, с которым она никогда не расставалась. Смешной и очень добрый.

Однажды ночью Маша проснулась от необычного шума и удивилась. Приподняв голову, Маша увидела, что Паша сидит на стуле и разговаривает…"

- С кем? Как вы думаете? (Ответы детей).

"А краски спорили между собой, кто из них главнее. Спор становился все более жарким. Маша не выдержала и сказала: "Зачем вы ссоритесь? Вы все главные! Красная краска нужна, чтобы нарисовать землянику, оранжевая - морковку, желтая - солнышко, голубая - тучку, зеленая - траву, синяя - шарик, а фиолетовая - баклажан…""]

- А что получится, если подружить все эти цвета? (Радуга)

(На слайде появляется радуга)

- Правильно.

"Чтобы получилась радуга, краскам нужно объединиться вместе. Поэтому вы все важные. Довольные краски перестали спорить, поблагодарили Машу за то, что она их помирила и пригласили ее и Пашу в волшебную страну Изобразилию.]

Друзья подошли к двери. Паша повернул ключ и сказал:

Раз, два, три, четыре, пять,

В сказку нам пора шагать!

2 часть. Работа по теме занятия

-Маша и Паша оказались в волшебной стране. Дома в этой стране были разноцветные, по улицам гуляли девочки-кисточки, мальчики-карандаши, бегали непоседы-краски, гордо вышагивали листы бумаги.

Навстречу им вышел волшебник и сказал: "Фея этой страны просила передать вам письмо"…" (Передает конверт, дети читают)

"Маша и Паша!

Здравствуйте. Помогите мне, пожалуйста. В нашей стране Изобразили случилась беда. Злой дракон превратил всех моих Жар-птиц в белые листы бумаги. Помогите! Расколдуйте их: нарисуйте и раскрасьте, пожалуйста".

М. и П. Ребята! Нам самим не справиться. Помогите нам, пожалуйста, нарисовать жар-птиц.

- Как вы думаете, какие они? (Ответы детей)

- С помощью чего мы можем нарисовать Жар-птиц?

- Как можно нарисовать Жар-птиц? (Ответы детей)

- Посмотрите на свою руку. На что или на кого она похожа?

- Большой палец - это шея птицы, Указательный, средний, безымянный и мизинец - хвост птицы, ладонь - туловище. Обведите карандашом свою птицу. Она получилась белая, невеселая...

- Что нужно сделать, чтобы это исправить? (Раскрасить)

- Какие приемы можно использовать, чтобы украсить голову птицы? (Кончиком кисти - глаза, примакиванием - хохолок на голове и клюв)

- А перышки вы раскрасите, как хотите, используя все цвета радуги, но подбирайте их так, чтобы они передали ваше настроение.

- Какие цвета нужно применить, чтобы передать радость, счастье…? (Ответы детей)

-А какие цвета необходимы для передачи грусти, печали…? (Ответы детей)

-Возьмите карандаши, можно приступать к работе.

Практическая работа.

(Фоном звучит аудио запись, настраивающая детей на работу

Индивидуальная работа.

3 часть Выставка детских работ

Обсуждение детьми «настроения», переданное в рисунках, их колорита. Похвала детей.

Вос- льПтицы издавна считались в народе предвестниками тепла и весны. Люди верили, что птицы могут принести счастье. Если на дерево возле вашего дома уселось много птиц, то нужно загадать желание, и оно обязательно сбудется. Давайте поместим ваших птиц на дерево и загадаем желание. Пусть ваши птицы принесут вам счастье.



Приложение №3


Конспект занятия по нетрадиционной технике

в старшей группе. Рисование по замыслу.

«Наши любимые животные»

Тема:"Наши любимые животные"

Цель: Развивать художественное творчество у детей.

Задачи:

Учить создавать образы животных, используя разные техники (рисование "веником", ватой, поролоном, клеевой кистью).

Активизировать творческое воображение.

Воспитывать заботливое и внимательное отношение к животным.

Материал: Лист белой или тонированной бумаги формата А4, гуашь, вата, поролон, клеевая кисть, пучки веника, иллюстрации с изображением животных.

Предварительная работа: Чтение книг о животных, рассматривание иллюстраций, фотографий.

Ход занятия

1 часть. Беседа.

- Какие животные есть у вас дома?

- Как должны относиться люди к животным? (Ласково, заботливо, внимательно, с любовью).

- Как вы заботитесь о своих питомцах?

- Чем покрыто тело животных?

2 часть. Основная.

Рассматривание иллюстраций.

Психологическая гимнастика.

Изобразить движениями своего тела ласковую кошечку, злого пса, бодливую корову, игривого козлика.

- Изобразим понравившееся животное. Индивидуальная помощь в выявлении образа животного, подборе цветовой гаммы.

Рисование детьми разными техниками на выбор ребенка.

- Какие у вас получились удивительные звери, совсем, как настоящие. А теперь давайте нарисуем шёрстки пучками веника.

Дети рисуют.

На занятие заходит Домовёнок Кузя (помощник воспитателя).

Рассматривает детские работы.

- А я делал дома уборку, подметал. Так старался, старался, что от веника остались одни прутики. Плачет.

Воспитатель: Не грусти, Кузьма, сейчас мы тебя развеселим.

Игра "Домовой".

Дети становятся в круг, не берясь за руки. Домовой присаживается в центре круга с завязанными глазами. Дети идут по кругу друг за другом.

Домовой, домовой,

Что сидишь ты дома?

Выходи хоть на чуточку,

На одну минуточку.

Выходи хоть на целый час.

Всё равно не знаешь нас.

Затем Домовой подходит к одному из детей и, ощупывая его руками, пытается отгадать имя ребёнка. Если угадал, то Домовым становится этот ребёнок.

Воспитатель: Не печалься, Кузя, мы тебе подарим новый веник.

3 часть. Итог.

Устраивается выставка работ.

Рецензия на образовательную программу

Ф.И.О

Место работы МБДОУ №14 г. Бугуруслан

Должность воспитатели

Название образовательной программы « Маленький волшебник»

Критерии и показатели



1.

Пояснительная записка


Актуальность программы

Научно обоснована

Недостаточно обоснована


Новизна программы


Имеется

Отсутствует


Цель программы

Реалистична, диагностична, операциональна

Недостаточно грамотно сформулирована


Задачи программы (обучающие, воспитательные, общеразвивающие)

Учтены

Не все учтены


Ожидаемые результаты и способы их проверки

Представлены достаточно

Представлены недостаточно

2.

Учебно-тематический план


Количество часов

Соблюдено

Не соблюдено


Разбивка на теоретические и практические виды занятий

Имеется

Отсутствует

3.

Содержание программы


Соответствие цели

Соответствует

Не соответствует


Соответствие особенностям обучающихся

Соответствует

Не соответствует


Полнота содержания

Достаточна

Недостаточна


Логика и системность (преемственность) содержания

Достаточна

Недостаточна


Практическая и социальная направленность содержания

Достаточна

Недостаточна

4.

Методическое обеспечение программы


Разнообразие форм работы

Достаточно

Не достаточно


Соответствие возрастным особенностям

Соответствует

Не соответствует


Приемы и методы организации образовательного процесса

Раскрыты

Раскрыты недостаточно


Дидактический материал, ТСО

Представлены

Не представлены

5.

Диагностика результатов


Владение методами психолого-педагогической диагностики

Оптимально

Недостаточно


Формы текущего, промежуточного и итогового контроля

Представлены

Не представлены


Анализ результатов работы

Глубокий

Поверхностный

6.

Список литературы


Оформление списка

Требования соблюдены

Требования не соблюдены

7.

Приложения к программе


Имеющиеся приложения к программе

Раскрывают особенности реализации программы

Не раскрывают особенностей реализации программы

8.

Общие сведения о программе


Оформление программы

Требования соблюдены

Требования не соблюдены


Стиль изложения

Научный

Не научный


Уровень проработки понятийного поля проблемы

Достаточный

Недостаточный


Анализ теоретических источников по проблеме

Глубокий

Дискретный


Практическая значимость программы

Имеется

Отсутствует

Особые отметки ______________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Замечания _________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________



























© 2010-2022