Развитие связной речи детей

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учить ребенка рассказывать - это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.
Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления. Нам, педагогам, необходимо прежде всего и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение.
В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь. Однако мыслительные и языковые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими. По мере того как ребенок растет, общение усложняется по своему содержанию, что в свою очередь влечет за собой усложнение речевых форм, в которых оно протекает.
Следует подчеркнуть, что овладение связными формами высказываний - сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства.
Развитие связной речи ребенка-дошкольника осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях.
Конкретные задачи обучения детей рассказыванию определены Программой «От рождения до школы». В соответствии с программными требованиями в группах систематически проводятся занятия по рассказыванию, содержание которых неразрывно связано со всеми аспектами жизни детей: наблюдениями, играми, трудом, чтением книг, показом кинокартин, и т. д.
Большое значение имеет взаимосвязь обучения рассказыванию и других видов работы по развитию речи - обогащения словаря, формирования грамматических навыков, воспитания звуковой культуры речи. Программой предусмотрена и система занятий по обучению рассказыванию. Обучая ребенка рассказыванию, т. е. самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, педагог помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко- и слово-произношения. Иными словами, воспитатель совершенствует все стороны речи ребенка - лексическую, грамматическую, фонетическую. При этом выполнение дошкольником заданий по рассказыванию совершенствует процесс овладения языковыми средствами. Ведь ребенок, чьи рассказы с интересом и вниманием выслушивают окружающие, испытывает потребность высказываться точнее, понятнее; прилагает усилия для того, чтобы его речь звучала четко, ясно и достаточно громко; он начинает с большим вниманием относиться к помощи взрослого, когда тот в случае необходимости напоминает нужные слова или помогает начать рассказ, перейти от одной его части к другой и т. п.

Рассказывание из личного опыта

Рассказывать о виденном, слышанном и пережитом ребенку приходится почти ежедневно, однако воспитатель часто сталкивается с такой картиной: вызывает одного, другого, третьего - «и начинается сбивчивое изложение с повторениями, противоречиями ... постоянными: «Нет, не так, я забыл сказать, я не помню, как это было» и т.п.». Подобные речевые затруднения возникают потому, что ребенок не знает, о чем нужно рассказывать. Необходимо разъяснять детям, на чем следует остановиться в рассказе, давать советы: «...обдумай хорошенько, что будешь говорить, припомни - что, где, когда было... И если рассказ... подготовлен таким образом, он дается легко тем же детям, которые раньше двух слов связать не могли».
Важным вопросом в методике является выбор темы. В старшей группе могут быть рекомендованы следующие темы: «Моя любимая игрушка», «Наши игры с куклами», «На осенней прогулке», «Наши зимние забавы», «Как я помогаю дома», «Про зимнюю одежду», «Про воробьев», «Про котенка», «Цветы на нашей клумбе.», «О нашем огороде» и т. п.
Одни темы требуют использования коллективного, общегруппового опыта (например, «О нашем городе», «Наши игры с куклами»), другие позволяют выразить в рассказах индивидуально накопленный опыт (например, «Как я помогаю дома»).
Все темы конкретны, однако некоторые из них ориентируют на рассказ о точно указанном факте, другие же дают возможность самому ребенку выбрать тот или иной факт и о нем рассказать. Например, тема «Цветы на нашей клумбе» побуждает описывать определенные объекты - цветы, распустившиеся на клумбе перед детским садом. Когда же детям будет предложена тема «Наши игры с куклами» или «Наши зимние забавы», то они смогут проявить большую инициативу в отборе конкретного содержания для рассказа.
Как активизировать опыт старших дошкольников, подготавливая их к описаниям событий из личной жизни, какими приемами добиваться связных и живых рассказов? Ознакомимся с методикой обучения рассказыванию на темы из личного опыта.
В начале учебного года может быть предложена тема «Моя любимая игрушка».
Важным фактором для успешного выполнения речевого задания является активизация детской памяти. В предварительной беседе с детьми педагог просит вспомнить любимые игрушки и назвать их. После того как двое или трое ребят ответят на вопросы, воспитатель сообщает, что сейчас дети подробно расскажут об игрушках и о том, как интересно с ними можно играть. Затем следует образец-рассказ педагога: «Когда я была маленькой, моей любимой игрушкой был заводной цыпленок. Он был желтенький, с круглыми черными глазками, с острым клювом. Цыпленок был маленький - умещался на моей ладошке. Когда его заводили, он начинал быстро-быстро клевать: тук-тук, тук-тук. И перебегать с места на место. Я подзывала цыпленка: цып-цып-цып! И сыпала зерна. Мне было очень весело!»
На занятиях такого типа речевой образец имеет большое значение: он помогает детям найти аналогичные случаи из своего опыта и овладеть формой изложения.
Закончив описание, педагог (после короткой паузы) объясняет, что рассказ состоит из двух частей и раскрывает смысл каждой части: «В начале я подробно говорила об игрушке, о том, как она выглядела, чем была интересна. А в конце тоже подробно рассказала об игре с любимой игрушкой».
Для лучшего усвоения образца педагог может повторить свой рассказ или предложить кому-то из ребят воспроизвести первую, а затем и вторую части. Задание сопровождается указаниями воспитателя: «Вспомните, что я говорила о своей любимой игрушке - заводном цыпленке. Повторите начало рассказа. Вспомните также, как я рассказала об игре с заводным цыпленком. Повторите это».
В заключение беседы педагог также дает конкретные указания детям: «Когда будете рассказывать, постарайтесь сначала подробно сказать все об игрушке (как она называется и чем интересна), а потом скажите, как вы с ней играете».
На обдумывание рассказов дается некоторое время.
Выступления ребят педагог слушает с живым интересом: выражает свое одобрение улыбкой или кивком головы; если в этом есть необходимость, помогает справиться с заданием. Например, ребенок затрудняется начать рассказ и некоторое время молчит. Педагог спрашивает, о какой игрушке Коля (Лена, Света) будет говорить и советует, как начать рассказ (он может показать несколько вариантов, например: «Моя любимая игрушка - самолет»; «Самолет - вот моя любимая игрушка»; «Я очень люблю игрушку самолет»). Иногда бывает достаточно только подбодрить ребенка: «Начинай свой рассказ, мы приготовились тебя слушать». Очень эффективным является прием совместных действий, когда ребенок вовлекается в процесс рассказывания, продолжая вслед за воспитателем начатое им описание (этот прием, в частности, позволяет активизировать робких и застенчивых детей).
В процессе изложения не рекомендуется задавать ребенку уточняющие вопросы, так как он может перейти с рассказа на вопросно-ответные формы общения.
Выслушав выступление ребенка, педагог анализирует и оценивает его рассказ, привлекая к этому всю группу. Он задает вопросы, отвечая на которые дети выражают свои впечатления, высказывают свои мнения. («Что в прослушанном рассказе больше всего понравилось? Что особенно запомнилось? За что хотелось бы похвалить рассказчика?») Затем воспитатель сам кратко и четко характеризует рассказ и конкретно оценивает те или иные его качества. Речевой образец учит детей анализировать выступления товарищей и высказывать о них несложные суждения.

Проводя разбор и оценку рассказов, педагог говорит четко и эмоционально. Например: «Рассказ Юры был коротким, но он сумел рассказать о самом главном. Сережу было интересно слушать: он весело и подробно рассказывал о своих играх. У Тани получился слишком длинный рассказ. Надо лучше обдумывать, о чем будешь говорить, выбирать самое важное, интересное. Вова припомнил много точных слов, чтобы рассказать об игрушке (воспроизводит часть рассказа ребенка). Света начала рассказ по-своему (воспроизводит начало рассказа), и ее было интересно слушать».
В конце педагог еще раз подчеркивает, что дети учились интересно и подробно рассказывать об игрушках, и советует более внимательно рассмотреть их после занятия, чтобы суметь хорошо описать в следующий раз.
К темам, связанным с игрушками, относится и тема «Наши игры с куклами» (здесь нужно обратить внимание детей на описание куклы и игровых действий с ней).
Чтобы увереннее направлять рассказы дошкольников, приходить им на помощь в случае затруднений, воспитатель до проведения занятий наблюдает игры детей с куклами, отмечает проявления инициативы, творческой выдумки, доброго отношения друг к другу, ориентирует ребят на действия с разными куклами, создает условия для возникновения содержательных коллективных игр. Таким образом, еще до проведения намеченного занятия педагог активизирует опыт детей, на основе которого будут построены их рассказы.
Рассказам на темы из детского игрового опыта должно быть уделено большое внимание, так как при этом создаются условия для возникновения живой непосредственной связи между занятиями и игровым творчеством детей.
Часто рассказы из опыта связаны с наблюдениями природы. Педагог при этом влияет на качество детских рассказов опосредованно, через организуемые наблюдения. Такие наблюдения надо проводить с учетом предстоящей речевой деятельности детей - рассказывания. Приведем пример.
Воспитатель наметил провести занятие на тему «Про воробьев». В течение нескольких дней на прогулках он обращает внимание ребят на внешний вид птиц, их движения, повадки. Дети смотрят, как воробьи слетаются на корм, клюют его, норовят схватить друг у друга крошку, прыгают, садятся на ветку дерева, вспархивают, перелетают с места на место, чистят клювом перья, нахохливаются, пьют воду из лужицы, оживленно чирикают и т. д. Педагог помогает заметить интересные эпизоды, случаи, на которых ребята могли бы остановиться в рассказах.
Благодаря таким наблюдениям у детей пополняется запас фактического материала, вследствие чего они могут свободнее отбирать факты для рассказа; повышается эмоциональная готовность делиться накопленными впечатлениями, реагировать на высказывания сверстников. Очень большое значение имеет то, что в процессе наблюдений дети усваивают слова и речевые обороты, которые затем используют при составлении рассказов. Наблюдения, предшествующие рассказыванию, подготавливают дошкольников к самостоятельному и активному выполнению речевого задания: дети могут строить рассказы, следуя только указаниям педагога, без прослушивания образца.
Объясняя задание, воспитатель говорит четко и ясно, намеренно вводит в свою речь точные, выразительные слова - существительные (воробьи, воробушки, воробьишки, воробьята), глаголы (слетаются, подлетают, отлетают, перелетают), прилагательные (проворные, бойкие, юркие, шумливые). В новой учебной ситуации дети воспримут все эти словосочетания и речевые обороты и тем самым подготовятся увереннее оперировать ими в процессе рассказывания. Речевая деятельность дошкольников значительно активизируется, если она поддерживается имеющимися у них литературно-художественными представлениями.
Например, при описании котенка и игр с ним можно вспомнить книгу С. Я. Маршака «Усатый-полосатый».
Начиная занятие, воспитатель читает отрывок из книги и просит вспомнить ее название. «Все вы любите эти веселые стихи про котенка, - продолжает педагог, - и сейчас были рады вспомнить об «Усатом-полосатом». Затем он предлагает детям подготовиться к рассказу о тех котятах, о которых они заботились сами. «Каждый из вас может рассказать много интересного: какого цвета у котенка шерстка; как он играет, прыгает, лакает молочко; какие проделки устраивает; как вы ухаживали за ним. Постарайтесь, чтобы рассказы получились подробными и интересными. Сначала вспомните, как выглядел котенок, и расскажите об этом».
Дети по очереди выполняют речевое задание, упражняясь в описании. Педагог поправляет их и дает советы. В заключение он предлагает послушать свой рассказ: «Я была довольна, когда у нас дома появился котенок. Он был рыжим, с белой грудкой. Как-то раз котенок вспрыгнул на стол, который стоял у окна, а со стула перепрыгнул на подоконник и уселся на нем. В это время кто-то отодвинул стул от окна. Котенок посидел на подоконнике и захотел спрыгнуть на пол, да не смог. Он замяукал громко. Я быстро подошла к котенку, взяла его и опустила на пол: «Подрастай, Рыжик! Тогда сам сумеешь спрыгивать на пол с высокого подоконника».
Речевой образец поможет детям хорошо подготовиться к самостоятельному рассказыванию: отобрать наиболее важные факты, использовать образные слова и выражения. Дети проявляют повышенную чуткость к употреблению в речи однокоренных слов: слушая рассказ педагога, они не могут не обратить внимание на глаголы вспрыгнуть, перепрыгнуть, спрыгнуть. Употребляя в рассказе группы однокоренных слов, педагог знакомит детей со словообразованием, активизирует процесс познания ими родного языка. В связи с этим усиливается влияние занятий на языковое развитие старших дошкольников.
От занятия к занятию дети проявляют все большие активность и инициативу. Учитывая это обстоятельство, целесообразно побуждать детей к более самостоятельному отбору фактов для своих выступлений.
Обратимся к примеру. На занятии по теме «Наши зимние забавы» педагог обращается к группе: «Наступила зима. Везде лежит белый снег. На катках - гладкий скользкий лед. Пришла пора ребячьих зимних забав. Вспомните о своих зимних играх во время прогулок. О них сейчас вы будете рассказывать. Старайтесь говорить весело и интересно».
Затем воспитатель проводит с детьми краткую беседу, выясняя с помощью вопросов, о чем они хотели бы рассказать: «Что ты вспомнил, Сережа? А ты, Алеша, о чем будешь говорить? А какая зимняя забава, Аня, тебе больше всего нравится?» (Все ответы педагог внимательно выслушивает.)
Таким образом, во вводной беседе воспитатель знакомит детей с темой будущих рассказов и побуждает вспомнить нужные факты и события из личного опыта. Дети учатся сами отбирать материал для своих выступлений в рамках предложенной темы.
После этого педагог дает указание приготовиться к составлению рассказов.
В процессе составления рассказов из личной жизни дети накапливают первоначальный опыт рассказывания на темы, отражающие их игры, наблюдения, прогулки, трудовые дела, взаимоотношения в коллективе.

Не стоит путать рассказ из личного опыта с творческим рассказом

Под творческим принято понимать рассказывание по предложенным сюжетам. В творческих рассказах детям предлагается описывать вымышленные ситуации, которых на самом деле не было. Дети самостоятельно придумывают сказки или рассказы, выбирая нужные образы и ситуации в рамках заданной педагогом темы.

Методика обучения дошкольников творческому рассказыванию включает сочинение творческого рассказа, приступая к которому, дети могут ориентироваться:

  • На реальные предметы или картины (Что случится дальше на картинке? Какая история может произойти с игрушечными зверушками?).

  • На словесную инструкцию (сочинить рассказ о том, как щенок помог котенку).

Желательно предложить детям разделить рассказ на две части: вначале рассказывать о том, что есть на самом деле, а потом уже пофантазировать или что-то вспомнить.

Малышей средней группы учат правильному пересказу услышанных историй и сказок, точному описанию предметов и природных объектов.

Дети старшей группы учатся сравнивать предметы между собой, рассказывать по памяти, составлять рассказы по картинкам, проявляя свою фантазию.

Чтобы научить детей творческому рассказыванию, нужно доходчиво объяснить им, что означает слово «придумайте». Здесь помогут такие средства:

  • сравнение придуманных и реальных рассказов детей на одинаковую тему;

  • внесение в рассказ из личного опыта придуманной детали или ситуации.

Творческое рассказывание в детском саду включает методы, помогающие развитию воображения:

  • Перед выполнением задания воспитатель предлагает разные варианты событий одной истории, затем дети, отталкиваясь от предложенных ситуаций, придумывают свои собственные.

  • Дети завершают историю, которую начинает рассказывать воспитатель; при этом предлагаемая ситуация должна быть «открыта» для разнообразных концовок.

  • Героям рассказа дается голос - включается прямая речь.

  • История рассказывается применительно к лицу автора - мальчика или девочки.

Развивая речь ребенка, взрослые тем самым развивают его мышление.

Чтобы дети смогли понять смысл истории, которую им нужно рассказать, воспитатель помогает им ориентироваться в системе сложившихся в ней отношений:

  • время и место действия (когда и где это происходит?);

  • цели героев (зачем они делают что-либо?);

  • порядок событий (что за чем следует?);

  • анализ причин и следствий (почему из одного вытекает другое?).

Когда содержание становится понятным, воспитатель предлагает детям придумать рассказ по заданному образцу или плану.

План состоит, как правило, из двух-трех наводящих вопросов, которые определяют содержание рассказа и последовательность событий. План помогает решить творческую задачу, давая пищу воображению и мышлению.

Творческое рассказывание в подготовительной группе может опираться также на моделирование. В качестве модели применяется схема, в которой отражена структура выбранного предмета и отмечены его наиболее важные качества.

Обучение детей творческому рассказыванию необходимо сочетать с ознакомительными беседами о правилах поведения. При выборе темы для рассказов по воображению, нужно ориентироваться на основные цели и задачи воспитания, делая акцент на этичности поступков вымышленных персонажей. В то же время не стоит забывать о доступности и привлекательности выбранной тематики.

Можно также сочинять с детьми стихи, небылицы; придумывать загадки и считалочки. Детям они очень нравятся.

Результаты детского творчества можно оформлять в виде книжек и потом перечитывать их. В книжки можно помещать и рисунки детей, иллюстрирующие их авторские тексты. В общем, здесь открывается большое поле для творчества самого воспитателя.

Примеры занятий с разными приемами обучения рассказыванию


1. Придумывание детьми конца рассказа.
Воспитатель предлагает детям начало рассказа, в котором говорится о том, как мальчик Ваня ходил с папой в лес: «Папа обещал взять Ваню в лес. Ваня с нетерпением ждал этого дня. В воскресенье папа разбудил Ваню пораньше, и они отправились в лес...» Дети, вы придумайте, что увидел мальчик в лесу, и докончите рассказ сами. Повторять рассказы товарищей не надо. Пусть каждый придумает по-своему.


2. Придумывание детьми рассказа на тему «Как Сережа помог Наташе».
(Прием обучения: указания в виде вопросов.)
Воспитатель: « Дети, сейчас каждый из вас придумает рассказ о том, как мальчик Сережа помог Наташе, которая попала в беду на прогулке. Придумайте, когда это было. Где играла Наташа? Что с ней случилось? Как Сережа помог ей в беде?
Что же может случиться на прогулке? Может быть, Наташа потеряла варежку, или она упала в сугроб, или у нее улетел воздушный шар, а может быть, ей встретилась большая незнакомая собака? Можно придумать по-разному.»


3. Придумывание продолжения сказки.
Воспитатель: « Дети, сегодня мы с вами будем придумывать сказку. Сказка называется «Как мишка потерял свои сапожки и как он их нашел». Я придумала начало сказки, а вы, дети, будете придумывать продолжение.
Послушайте начало сказки. Жила в лесу медведица с медвежонком. Мишка был очень любопытный и большой проказник. Но медведица все равно его любила. Она подарила ему красные сапожки. Сапожки очень нравились мишке, он всюду бегал в них и даже не хотел снимать сапожки, когда ложился спать.
Однажды медведица ушла, а мишка захотел выкупаться в речке. Он выкупался, но потерял сапожки.
А вот как он потерял и как потом нашел сапожки, вы, дети, придумайте сами. Миша мог их снять и позабыть, куда положил; и сапожки могла унести сорока. Может быть, ему кто-нибудь помогал искать сапожки»


Пересказ литературных произведений


Существуют определенные требования к тексту для пересказов. Каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в ребенке нужные нашему обществу черты личности. Тексты подбирают, доступные маленьким детям по содержанию, близкие их опыту, чтобы при пересказе ребенок мог отразить личное отношение к данному событию.
Нужно, чтобы в произведениях присутствовали знакомые детям персонажи с ярко выраженными чертами характера; мотивы поступков действующих лиц должны быть понятными.
Произведения следует подбирать сюжетные, с четкой композицией, с хорошо выраженной последовательностью действий.
Язык произведений для пересказа должен характеризоваться доступным детям словарем, короткими, четкими фразами, отсутствием сложных грамматических форм. Еще ряд обязательных требований к языку произведения - выразительность, наличие богатых и точных определений, сравнений, свежесть; желательно также наличие несложных форм прямой речи, что способствует формированию выразительности речи детей.
Произведения для пересказа должны быть доступными по размеру, их подбирают с учетом особенностей детского внимания в памяти. В этой связи методисту следует предостеречь воспитателей от ошибки, которую те иногда допускают,- список сказок, рекомендованный программой для рассказывания детям, используется ими для рассказывания детьми (хотя там упомянуты обширные произведения, сложные по содержанию и композиции).
В средней группе на первых занятиях можно использовать много раз читанные детям русские, народные сказки «Теремок», «Козлятки и волк» (с элементами настольного театра), «Кто сказал «мяу?» В. Сутеева (отрывки), а далее - впервые прочитанные рассказы Л. Н. Толстого, состоящие из нескольких предложений («Сел дед пить чай»), и других писателей, а также произведения, подобранные В. В. Гербовой.

Для старшей группы подбор текстов дан в «Хрестоматии для детей старшего дошкольного возраста».

В подготовительной к школе группе можно предлагать детям более сложные по форме бессюжетные, описательные произведения («Кот Васька» К. Д. Ушинского, «Разлились реки» Г. Скребицкого), а также рассказы-миниатюры или отрывки из произведений о природе поэтического характера («Зеленые бабочки» Н. Сладкова и др.).
Пересказ проводится примерно 1-2 раза в месяц как часть занятия (имеется в виду и пересказ новых произведений, и повторный). Из этого расчета можно составить перспективный перечень текстов для пересказа, предусматривая их усложнение, разнообразие жанров, тематическую связь с сезоном, повторность.

Дети «лепят» себя, наблюдая поведение и взаимоотношения взрослых, копируя их жесты, манеру говорить. Поэтому воспитателю весьма полезно проконтролировать своё речевое поведение.



Структура занятия по пересказу


Построение занятия определяется разнообразием его задач. Очевидно, вначале нужно помочь детям понять и запомнить текст. Исследования З. М. Истоминой и других психологов показали, что осмысление материала, установление мысленных логических связей облегчают запоминание и сохранение текста в памяти. И если у младших дошкольников требование взрослого запомнить не приводит к выделению ими соответствующих целей, так как они еще не вполне готовы к этому виду деятельности, то «старшие дети уже владеют умением принимать задачу - запомнить и припомнить, а многие из них используют те или иные мнемические приемы в разных видах деятельности». В связи с этим нужно предоставить детям время для подготовки к дальнейшему пересказу, к активному овладению содержанием, словарем, выразительной формой устной передачи текста. А затем уже идет этап руководства речевой деятельностью при воспроизведении монолога.


Итак, занятие по пересказу имеет следующую типовую структуру:
1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картинки и др.).
2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.
3. Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.
4. Подготовительная беседа (разбор произведения).
Цели ее: уточнение содержания (главным образом идеи и характеристик образов), привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологизмы), активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа, особенно в важных композиционных моментах). Все эти цели решаются в единстве, при последовательном анализе текста по ходу его сюжета. 1-й и 4-й этапы опускаются, если сравнительно сложное произведение было прочитано и разобрано заранее, за 3-6 дней до пересказа, или если дети уже отлично справляются с пересказом самостоятельно.
5. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. Иногда перед ним уместна установка: «Вслушивайтесь, как я читаю».
6. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).
7. Пересказ (3-7 человек). Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).
На некоторых занятиях можно сочетать два текста для пересказа: первый - новый для детей, сравнительно легкий; второй - уже известный им, он должен быть коротким. Это оживляет внимание детей.



Приемы рассказывания

Совместное рассказывание. Этот прием представляет собой совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Он применяется в младших группах, преимущественно в индивидуальной работе, а в средней со всеми детьми. Воспитатель выполняет самую сложную функцию - планирует высказывание, задает его схему, называя начало предложения, подсказывает последовательность, способы связи («Жила-была девочка. Однажды она. А навстречу ей»). Совместное рассказывание сочетается с драматизацией разных сюжетов. Постепенно дети подводятся к несложным импровизациям.

Образец рассказа - это краткое живое описание предмета или изложение какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования.

Образец рассказа наиболее широко применяется на первоначальных этапах обучения и предназначен для подражания и заимствования детьми. Образец подсказывает ребенку примерное содержание, последовательность и структуру монолога, его объем, облегчает подбор словаря, грамматических форм, способов внутритекстовой связи. Образец показывает примерный результат, которого должны достичь дети. В связи с этим он должен быть кратким, доступным и интересным по содержанию и форме, живым и выразительным. Образец следует произносить четко, в умеренном темпе, достаточно громко. Содержание образца должно иметь воспитательную ценность.Образец относится к прямым приемам обучения и используется в начале занятия и по его ходу для коррекции детских рассказов. Воспитатель при этом поощряет элементы самостоятельности детей, однако допускает на первых порах, особенно в младшей и средней группах, буквальное подражание образцу. Для развития самостоятельности и творчества детей рассказ-образец не должен быть исчерпывающим, охватывать, например, все содержание картины или какой-либо темы. Такой образец служит опорой для рассказывания о других эпизодах. В противном случае он будет сковывать детскую мысль, провоцировать детей на дублирование услышанного от воспитателя.Некоторые методисты не рекомендуют предлагать образец рассказа в конце занятия, поскольку дети не смогут уже ему подражать. Однако, например в старших группах, в этом случае он может быть предложен для сравнения с детскими монологами и их оценки.

Как разновидность образца рассказа используется частичный образец - начало или конец рассказа. Этот прием также облегчает задачу самостоятельного создания детьми текста и применяется при закреплении умения рассказывать или для демонстрации детям вариантов творческого выполнения задания.

Анализ образца рассказа привлекает внимание детей к последовательности и структуре рассказа. Сначала воспитатель сам поясняет, с чего начинается рассказ, о чем говорится потом и какова концовка. Постепенно к разбору содержания и структуры образца привлекаются дети. Этот прием направлен на ознакомление детей с построением разных типов монологов, он подсказывает им план будущих рассказов.

План рассказа - это 2 - 3 вопроса, определяющие его содержание и последовательность. Сначала он применяется вместе с образцом, а затем становится ведущим приемом обучения. План рассказа используется во всех видах рассказывания. При описании игрушек, предметов он помогает последовательному вычленению и характеристике их деталей, признаков и качеств, а в повествовании - отбору фактов, описанию героев, места и времени действия, развитию сюжета. В рассказывании из опыта вопросы в виде плана помогают вспомнить и воспроизвести события в определенном порядке.

В творческом рассказывании план облегчает решение творческой задачи, активизирует воображение и направляет мысль ребенка. Так, в творческом рассказывании на тему «Как мальчик нашел щенка» Л. А. Пеньевская предложила следующий план: где мальчик нашел щенка? (направлен на выявление обстоятельства места и времени действия); какой был щенок? (предполагает описание внешнего вида щенка); что мальчик стал с ним делать? (помогает развитию сюжетной линии). Пункты плана можно давать и в повествовательной форме.В старшей группе дети могут допускать отклонения от плана, воспитатель постепенно приучает их к определенной последовательности в рассказе, обращает внимание на нарушение логики, неполноту рассказа. В подготовительной к школе группе дети могут воспроизводить план (термин «план» не употребляется) и контролировать следование ему рассказчиками. Здесь используется также совместное составление плана педагогом и детьми, а также самостоятельное продумывание детьми плана своих рассказов.

Коллективное составление рассказа преимущественно используется на первых этапах обучения рассказыванию. Дети продолжают предложения, начатые воспитателем или другими детьми. В процессе последовательного обсуждения плана они вместе с воспитателем отбирают наиболее интересные высказывания и объединяют их в целостный рассказ. Воспитатель может повторить весь рассказ целиком, вставляя и свои фразы. Затем рассказ повторяют дети. Ценность этого приема состоит в том, что он позволяет наглядно представить весь механизм составления связного текста, активизировать всех детей.

Другой разновидностью этого приема является составление рассказа подгруппами - «командами».Например, в рассказывании по серии сюжетных картинок дети сами определяют внутри группы, кто будет рассказывать по каждой из картинок; в рассказывании на свободную тему дети обсуждают содержание и форму рассказа, вместе составляют его текст и предлагают вниманию всей группы.

Составление рассказа по частям - по существу также разновидность коллективного рассказывания, при котором каждый из рассказчиков создает часть текста, как в приведенном выше примере рассказывания по серии сюжетных картинок. Этот прием используется при описании много-эпизодных картинок, в рассказывании из коллективного опыта, когда легко выделить отдельные объекты, подтемы.

К каждой из них составляются план, а затем 2 - 3 высказывания, которые в конце объединяются воспитателем или хорошо рассказывающим ребенком.



МБДОУ «Тотемский детский сад № 7 «Солнышко»













Выступление на семинаре


«Развитие связной речи в ДОУ»


Тема выступления: «Основные виды рассказывания.

Методика проведения занятий»









Подготовила:

воспитатель

Н.А.Трофимова

(I квалификационная категория)



Февраль, 2016

© 2010-2022