Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста тема «Тайна чистой воды»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

. Интегрированное занятие

для детей старшего дошкольного возраста

Автор: Кушнарева И.Г., воспитатель, специалист 2 категории, ДОУ №9 «Восход», г. Шахтерск

Тема. «Тайна чистой воды»

Цель:

  • Продолжать учить детей назовите жанровые особенности притчи, внимательно слушать текст, отвечать на вопросы по его содержанию. Упражнять в образовании ласковых слов-обращений к объектам природы. Развивать устную речь, умения выражать ясно свои мысли

  • Закрепить знания о воде, познакомить со свойством воды - прозрачностью.

  • Познакомить детей со способами очистки воды.

  • Расширять представления детей о значении воды в окружающем мире. О том, как образуется родник? Развивать образное мышление. Воспитывать бережное отношение к воде.

Материал: ноутбук, сосуды, воронки, песок, уголь, диск с записью звуков природы, произведение В. Сухомлинского «Камень», карточки на тему «Вода в природе», карточки д/игра «Найди ошибку» коробка, графин с водой, стаканчики, камень среднего размера.

Ход занятия.

1Мотивация учебной деятельности.

Сегодня у нас необычное занятие. Оно будет посвящено тайне. Поднимите руку, кто уже знаком с тайной… очень хорошо! Тогда давайте для начала выясним, что обозначает слово «тайна».

Игра «Тайный предмет»

-Для того, что бы разгадать какую не будь тайну, нужно подумать. А что нам помогает думать? (подвести детей к ответу, что нам помогают думать вопросы).

-Сейчас у меня в коробке находится предмет. Отгадать, что там, ви можете, задавая вопросы о его свойствах. Вопросы можно ставить такие, на которые можно ответить «да» или «нет».

Сюрпризный момент Кувшин с водой, камень среднего размера в коробке.

Ассоциативная игра «Вода» в кругу.

-Сейчас каждый по очереди подарит воде комплимент. Какая вода может быть на вкус? На что похожа вода? (дети комментируют вкус и запах своей воды.) Это чудо природы попробуйте, кокой у нее прекрасный вкус! (на подносе подносит каждому стаканчик воды).

Д/игра: «Вода в природе» (Дети дают ответы и показывают карточку.)

-Ребята давайте попробуем узнать, откуда волшебница вода пришла к нам?

4.Работа с притчей В. Сухомлинского «Камень»

Художественное чтение - Сейчас я прочитаю вам сказку - притчу «Камень». А вы слушайте внимательно и затем расскажите, о чём она.

Камень

На лугу, под раскидистым дубом, много лет был колодец. Он давал людям воду. Под дубом около колодца отдыхали путники.

Как-то раз к дубу пришёл парень. Он любил пошалить. Вот он и подумал:

«А что будет, если я возьму вот этот камень и кину его в колодец? Вот, наверное, булькнет сильно!»

Поднял камень, кинул его в колодец. Булькнуло сильно. Парень засмеялся, побежал и забыл про свой поступок.

Камень упал на дно и закрыл родник.

Вода перестала наполнять колодец.

Колодец высох.

Засохла трава возле колодца, и дуб засох, потому что подземные ручейки потекли куда-то в другое место.

На дубу перестал вить гнездо соловей. Он полетел на другой луг.

Замолкла соловьиная песня.

Грустно стало на лугу.

Много лет миновало. Парень стало дедом. Однажды пришёл он на то место, где когда-то был зелёный луг, стоял раскидистый дуб, был колодец с прохладной водой.

Не стало ни луга, ни дуба, ни соловья, ни воды в колодце. Только песок, ветер вздымает тучи пыли.

«Куда ж оно всё подевалось?» - подумал дед.

Беседа по тексту.

О ком рассказывается в рассказе? Каким был мальчик?

Почему он бросил камень в колодец? Что случилось с родником?

К чему это привело потом? Что случилось с дубом, травой, соловьем?

Кто виноват камень или мальчик?

Подумаем вместе! Как по-другому можно назвать рассказ?

Как вы считаете, догадался старый дедушка о своей вине?

Чего не должен был он делать? О чем он должен был подумать?

Можно ли шутить с природой?

Воспитатель: Сказка- притча «Камень» рассказывает о мальчике, из за поступка которого исчез источник колодца, а следовательно исчез источник жизни всего, что его окружало. Так чему же научила нас притча Сухомлинского?

  • Любовь к пустым делам, бывает, приводит к пустоте вокруг.

  • Не делай опрометчивых поступков …..

- А для чего нам нужна вода?

- Вода - добрый друг и помощник человека. Она - удобная дорога: по морям и океанам плавают корабли. Она побеждает засуху, повышает урожай полей и садов. Вода послушно вращает турбины на электростанциях. Вода минеральных источников не только как лечебное средство, но и для тепла. Но настоящую цену воде знают лучше всех жители пустыни. Когда вожди племён из пустыни Сахара впервые попали в Европу, они больше всего удивились, увидев водопад . Для них слово "вода" равноценно слову "жизнь", и они не могли понять, как можно попусту тратить самое драгоценное сокровище на земле или убивать.

Физическая разминка

Воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Вода - великая путешественница. Давайте же и мы совершим с ней этот путь. И вспомним, как вода приходит к нам в дом. Сегодня вы будете путешествовать как капельки. Для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь) воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается.

- Я - мама Тучка, а вы - детки Капельки, и им пора отправляться в путь. (Звучит музыка, напоминающая звуки дождя). Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели Капельки на землю...

- Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались, они по двое и потекли маленькими веселыми ручейками.

- Встретились ручейки и стали большой речкой (ручейки соединяются в одну цепочку).

- Плывут Капельки в большой реке, путешествуют. Текла - текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу). Плавали - плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка говорила им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали Капельки легкими, потянулись вверх (присевшие Капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.

Игра с мячом «Справочное бюро».

В нашем бюро - интересные вопросы. Попробуйте на них дать ответ.

- Откуда на Земле берется вода? (дождь, снег, град, роса .)
-Что происходит с водой выпавшей на землю? (появляются лужи и ручьи, стекает в реки).
-Что происходит с водой под действием солнца? (испаряется)
-Часть воды стекает в реки, часть воды испаряется, другая же ее часть впитывается в почву.
-Что растет на поверхности почвы? (растения). Растениям нужна вода? А откуда они ее берут?
Итак, в почве, воду всасывают корни растений.
-Но что, же происходит с большей частью воды, которая просачивается в почву?
-Чтобы ответить на этот вопрос внимательно посмотрим на экран.

Показ презентации «Как образуется родник?»
Слайд 1: схема «Как образуется родник?»

Вода выпала на землю в виде дождя. Что будет происходить с водой?
Большая ее часть просочилась через слой почвы и встретила на своем пути слой песка .
Через слой песка вода доходит до слоя глины или каменных пород.
А вот не пропускают воду глина и твердые камни? (предположение детей)

Вода скапливается над этими слоями. Но может ли вода скапливаться здесь до бесконечности? (предположение детей)

Совершенно верно, вода начинает медленно стекать в ту сторону, куда породы наклонены. Вода под землей течет до тех пор, пока не дойдет до выхода этих слоев на поверхность. Это родник, источник, ключ.

Слайд 2:Растительность вблизи родника.

Вблизи родника мы видим деревья, кустарники, травы. Местность переувлажнённая, поэтому среди деревьев видим берёзки, ели. Среди кустарников видим ольшаник, ивняк. Обильные заросли травы осоки, крапивы, лютика.

Слайд3: Животный мир вблизи родника.

Наблюдалось млекопитающих. Если они и приходят, то во время отсутствия человека. Это место посещают белки. Под елью валяются шишки, которые погрызли эти зверьки. Птицы часто посещают водоем или живут около них. Здесь очень удобное место для гнёзд. Мы видим сорок, аистов, воробья. Над водой кружат стрекозы. Много комаров. У самой воды сидит лягушка.

Беседа

Упражнение «Собираем новинки»
- Поднимите руку те, кто когда-нибудь видел родник. Мы сегодня познакомились с его водою.
- Как вы можете описать родниковую воду? Вода в роднике чистая, прозрачная, холодная. Как вы думаете почему?

- От чего нагревается вода на поверхности земли: в лужах, реках, озерах т д. (от солнца)
- А может ли солнце нагреть воду, которая бежит под землей?
(нет, солнце нагреть ее не может)
Вывод: поэтому вода холодная.
- Через какие слои вода проходит, перед тем, как выйти на поверхность? (через почву и песок)
- А что, произойдет с грязной водой, которую пропустить через песок. (Она очищается).
Вывод: поэтому вода чистая.
- Холодная чистая вода выходит из земли на поверхность. Она вырывает для себя углубление. Вода из родника дает начало ручью.

Экспериментальная деятельность детей

«Очистим воду»

Цель. Закрепить умение делать различные фильтры для очистки воды. Познакомить детей со способами очистки воды (фильтрование). Закрепить правила поведения при работе с различными веществами.

Материалы. Форма, бутылка с грязной водой, песок, воронки, вата, марля, сосуды.

Процесс: Дети подходят к своим рабочим местам, теперь они учёные- исследователи, надевают свою форму. Обсуждение существующих разных способов очистки воды. Дети выбирают для себя фильтр или делают самостоятельно очистительные устройства - фильтры: воронку, носовой платок, вату, песок, уголь и емкости для воды. Положить свой фильтр в воронку и потихоньку перелить через него грязную воду в пустой сосуд. Сравнить полученные результаты. Какой образец воды получился самым чистым

Вывод: Вода очищается с помощью различных фильтров. Самая прозрачная вода, пропущенная через фильтр с песком и углем. Родниковая вода чистая.

Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием.

Игра задание: «Найди ошибку»
На магнитной доске прикреплены карточки, которыми можно описать воду, но все ли они подходят для описания родниковой воды?
Ваша задача подойти к доске и снять карточку, которая не подходит для описания родниковой воды. Каждый снимает, только одну карточку.
МУТНАЯ, ЧИСТАЯ, ХОЛОДНАЯ, ГРЯЗНАЯ, ПРОЗРАЧНАЯ, ГОРЯЧАЯ, ВКУСНАЯ.
На доске должно остаться: ЧИСТАЯ, ХОЛОДНАЯ, ПРОЗРАЧНАЯ, ВКУСНАЯ.

Заключительный этап.

Чтение стихотворения.

-Ребята, а закончить наше занятие я хочу стихотворением Ивана Бунина «Родник»:

(музыкальное сопровождение «Шум родника»)

В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный.
Родник был неприметен, неказист,
И не мечтал о водопадах.
Порой жалел, что не плечист,
Но дело было не в наградах.
Журчит родник, щебечут звонко птицы,
Цветут цветы, течёт-поёт ручей.
Родник легко обидеть, он ранимый,
Он всем принадлежит и он ничей.
Храни родник, как жизнь, как божий дар!
Не сотвори вовек ему плохого!
Журчит родник... И сердце расцветёт,
Как от приветно сказанного слова...

6


© 2010-2022