КОМПЕТЕНТНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ, КАК УСЛОВИЕ СОДЕЙСТВИЯ РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Калашникова А.Н

Учитель-логопед МАДОУ

«Детский сад №55»

г. Пермь, Россия

КОМПЕТЕНТНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ, КАК УСЛОВИЕ СОДЕЙСТВИЯ РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА

С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Речь - величайшее богатство. Этот чудесный дар не дается человеку от рождения. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

У детей с общим недоразвитием речи всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженного отставание словарного запаса грамматического строя.

Многие родители некомпетентны в вопросах своевременного исправления многих речевых аномалий в развитии речи. Не секрет, что некоторые родители не слышат недостатков речи своих детей или не придают нарушениям речи серьезного значения, полагая, что с возрастом все пройдет само собой.

Чтобы убедить родителей в необходимости активного участия в процессе преодоления недостатков речи, мы решили повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития. Эффективно организованное сотрудничество поможет объединить усилия взрослых (родителей и педагогов) для успешного речевого развития каждого ребенка группы; сформировать у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним; учить преодолевать проблемы, радоваться его успехам.

В речевых группах детского сада особенно важно установить тесный контакт между педагогами и родителями. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи.

Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретаются в семье. На начальном этапе выстраивания системы работы с родителями, воспитатель устанавливает личный контакт с каждым родителем. Через индивидуальные собеседования, анкетирование воспитатели определяют уровень наблюдательности и степень понимания ребенка взрослым, объясняет необходимость участия родителей в формировании мотивационного отношения ребенка к обучению на занятиях.

Основу взаимоотношения с родителями педагоги закладывают на первом организационном собрании, которое обычно проводят в сентябре месяце. На этом собрании обозначаются цели и задачи совместной работы, предлагаются различные консультации, на которых каждый имеет возможность получить ответы на интересующие вопросы.

На индивидуальных консультациях вместе с родителями педагог обсуждает что именно развиваем, воспитываем в ребенке, в корректной форме сообщает о нежелательных тенденциях в речевом развитии ребенка, рассказывает о возможных путях ее коррекции в детском учреждении и дома.

В процессе работы широко используется наглядная агитация, оформляются папки-передвижки, статьи на стенд: «Пальчики помогут заговорить», «Учим комплексы артикуляционной гимнастики», «Учимся дышать», «Развиваем речевой слух» и другие. Их содержание знакомит родителей с методами и приемами работы с детьми.

На родительских собраниях, проводимых один раз в квартал, родителей знакомят с образовательной программой; с результатами педагогической диагностики детей; уточняют цель работы, обращаются с просьбой о помощи, которая может способствовать значительному процессу исправления дефектов речи и общего развития в целом.

Также в нашей группе практикуются индивидуальные встреч - беседы, на которых родителям даются конкретные рекомендации и задания, рассказывается об успехах и затруднениях в выполнении каких-либо заданий. Взрослые обмениваются впечатлениями и наблюдениями, связанными с речью детей с момента последней встречи.

Одним из эффективных средств знакомства родителей с особенностями работы нашей группы, педагоги используют участие родителей во фронтальных занятиях по развитию речи и математике, где они выполняют задания наравне с детьми.

В конце учебного года проводим совместные занятия «Родители и дети» в форме КВН, «Сильное звено» и другие. На итоговом родительском собрании сообщаем об итогах коррекционно-воспитательной работы, итогах выполнения образовательной программы. Интересным приемом в работе с родителями является демонстрация аудиозаписи речи детей, просмотр видеозаписи утренников и занятий в начале и конце учебного года.

По запросам родителей, которые выявляются через «Родительскую почту», анкетирование, опросы, беседы проводим совместно со специалистами группы семинары, практикумы, где показываем отдельные дидактические игры по речевому развитию, пособия по развитию мелкой моторики рук, знакомим со схемой рассказа, звуковым анализом слова и другим.

Большое место в работе занимают выставки, консультационный материал, который воспитатели размещают в родительском уголке. Например «Здравствуй, детский сад», «Зимние забавы», «Овощные фантазии» и другие. Их содержание посвящено ознакомлению родителей с задачами текущего периода обучения и воспитания, методами и приемами в работе с детьми. Они помогают родителям расширять и активизировать представления детей об окружающем мире.

Ежедневно воспитатели информируют родителей о занятиях и интересных событиях дня: «Конкурс чтецов», «Мы слепили снеговика», «День здоровья», «День любимой игрушки» и так далее.

Традиционно в группе проводятся такие мероприятия, как совместные праздники «Новоселье группы», отмечаются дни рождения детей, конкурсы «Мама, папа, я - спортивная семья», совместные выставки творческих работ «Волшебница - осень», «Снежное чудо», «Игрушки - самоделки», «Дни открытых дверей», «Неделя зимних игр и забав», «Неделя игрушки».

Родители активно участвуют в проектной деятельности: «Речь на кончиках пальцев», «Новый год у ворот», «День защитника Отечества», «День победы» и другое.

В процессе работы с родителями широко используем «Логопедическую почту», через которую родители могут задать любой вопрос и получить на него ответ. Также в нашей группе имеется «Копилка добрых дел», где фиксируется помощь родителей по эстетическому оформлению группы, изготовлению дидактических пособий, участие в конкурсах и так далее. На итоговом общем собрании в конце учебного года наиболее активные родители награждаются похвальными грамотами.

В целом, система работы с родителями повысила их компетентность в вопросах коррекционно-речевого и общего развития детей, повысила интерес к жизни группы, повлияла на активность участия в групповых мероприятиях, сплоченность коллектива детей и родителей.


© 2010-2022