- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Опыт работы Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования малых фольклорных жанров
Опыт работы Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования малых фольклорных жанров
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Носова Н.Г. |
Дата | 10.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
«Математика… выявляет
порядок, симметрию и
определенность. А это
важнейшие виды
прекрасного».
Аристотель.
Детский сад- первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Перед педагогами нашего дошкольного учреждения стоит задача - совершенствование воспитательной - образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе. Наша цель- довести высокий уровень элементарных математических представлений дошкольников к маю 2014 года до 90%.
Обучению дошкольников началам математики отводится важное место.
Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать , хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельно решения.
Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует: формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления. Мозг человека требует постоянной тренировки, упражнений. В результате упражнений ум человека становится острее, а он сам - находчивее, сообразительнее.
К.Э. Циолковский писал: « Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и , наконец, стал открывать истины, никому еще не известные». Этими словами он как бы показал путь , по которому идет процесс формирования творческого мышления.
Я убеждена, что у наших детей творческое мышление можно развивать, используя данную формулу.
Успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития мышления ребенка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы.
Развитое математическое мышление не только помогает ребенку ориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию. Отсюда вытекает основное требование к форме организации обучения и воспитания- сделать занятия по формированию элементарных математических представлений максимально эффективными для того, чтобы на каждом возрастном этапе обеспечить ребенку максимально доступный ему объем знаний и стимулировать поступательное интеллектуальное развитие.
Основные задачи:
1.Формирование мотиваций учебной деятельности, ориентированной на активацию познавательных интересов.
2.Развития восприятия и представления детей через накопление и расширение сенсорного опыта.
3. Увеличение объема внимания и памяти.
4.Развитие наглядно - действенного и наглядно- образного мышления за счет обучения приемам умственных действий ( анализ, синтез, сравнение, обобщение, группировка, установление причинно- следственных связей).
Данная программа кружковой работы по обучению элементарным математическим представлениям разработана мной для детей старшей группы.
Задачи кружковой работы:
-
Закрепление знаний детей о математических понятиях с помощью литературно- художественных образов;
-
Создание максимально благоприятных условий для раннего выявления и развития интересов, склонностей, и способностей ребенка;
-
Формирование внутренней учебной мотивации, других мотивов обучения посредством игровой деятельности и проблемного обучения.
I часть.
Сказка- это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка, его ум, чувства, воображение волю.
В.А. Сухомлинский « Наверное, многие согласятся, что самые яркие воспоминания из детства- это сказки, рассказанные на ночь тихим мелодичным голосом мамы, и веселые персонажи, рожденные , зачастую, озорным сказочным воображением. Эти воспоминания до сих пор дарят нам ощущение родительской заботы и тепла, переносят в волшебный мир детства».
Так что же такое сказка? Что таит она в себе? Чем так привлекательна? В энциклопедическом литературном словаре дается следующее определение сказки:
1.Сказка- это один из основных жанров устного народнопоэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.
2. Сказка - устное народное произведение, возникшее в устах талантливых сказителей в непосредственном общении разказчика со слушателями, и название свое получила от слова « сказывать».
Какую же роль несет в себе сказка: Учеными доказано, что чтение сказок необходимо для развития ребенка. Язык сказки доступен и понятен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. Стиль сказки также понятен ребенку. Ребенок еще не умеет мыслить логически, и сказка никогда не утруждает ребенка какими-то логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. С помощью сказок можно метафорично воспитывать ребенка, помогать преодолевать негативные стороны его формирующейся личности. Например, жадному, эгоистичному ребенку полезно послушать сказку « О рыбаке и рыбке», « О двух жадных медвежатах», пугливому и робкому - « О трусливом зайце» шаловливому и доверчивому помогут « Приключение Буратино» , активному и подвижному непоседе- « Кот в сапогах».
Для наиболее успешного формирования понятия числа у детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении необходимо создать определенные педагогические условия:
Специально организованное обучение детей;
Использование разнообразных дидактических средств ( дидактические игры и упражнения, малые фольклорные жанры, моделирование и др.);
Организация разнообразных форм взаимодействия: « педагог- дети», « дети- педагог», « дети- дети»;
Специально организованная совместная и самостоятельная деятельность детей в предметно- развивающей среде;
Создание ситуации успеха;
Фиксация успеха, достигнутого ребенком;
Создание положительного фонда для проведения обучения, способствующего возникновению познавательного интереса и активности.
Основные формы детского фольклора, является эффективным дидактическим средством в усвоении основ математики, в развитии речи и в общем развитии детей.
Выдающиеся отечественные педагоги К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.П. Усова, А.М. Леушина и другие неоднократно подчеркивали огромные возможности малых фольклорных форм как средства воспитания и обучения детей. К малым фольклорным жанрам относятся произведения, различающиеся по жанровой принадлежности, но имеющие общий внешний признак- небольшой объем.
Малые жанры фольклорной прозы очень многообразны: загадки, пословицы, поговорки, прибаутки, потешки, считалки, скороговорки и др. Это сокровища русской народной речи и народной мудрости. Эти маленькие поэтические произведения полны ярких образов, построенных нередко на прекрасных созвучиях и рифмах. Это- явление и языка и искусства, соприкосновение с которым очень важно уже с малых лет.
Малые фольклорные жанры приносят радость приобщения к светлым мыслям, способствуют не только знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей о числах, величинах, геометрических фигурах и телах и т. д., но и развитию мышления, речи, стимулированию познавательной активности детей, тренировке внимание и памяти.
Малые фольклорные жанры могут широко использоваться в работе с дошкольниками как прием, побуждающий к приобретению знаний - при знакомстве с новым материалом ( явлением, числом, буквой); как прием, обостряющий наблюдательность, - при закреплении определенного знания ( правила); как игровой ( занимательный) материал, отвечающий возрастным потребностям детей дошкольного возраста.
Загадка - «это замысловатое иносказательное описание предмета или явления, предлагаемое как вопрос для отгадывания, с целью испытать сообразительность, развить наблюдательность к поэтической выдумке».
В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной и временной точек зрения, подмечаются простейшие математические отношения, что позволяет представить их более рельефно.
Загадка может служить, во-первых, исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (число, отношение, величина и т.д.). например, загадку:
На четырёх ногах стою,
Ходить я вовсе не могу.
Когда устанешь ты гулять,
Ты можешь сесть и отдыхать. (Стул)
Можно использовать для знакомства с числом и цифрой 4.
После того как найдена отгадка, работа над числом продолжается. Я прошу вспомнить, о чем эта загадка, показать числовую карточку числа 4; предлагает найти в кассе цифр и показать соответствующую карточку, назвать соседей числа 4 в числовом ряду, объяснить, как получили число 4, сравнить число 4 с последующим и предыдущим числом.
Для старших дошкольников я предлагаю вспомнить состав числа 4 из единиц и двух меньших чисел (на наглядной основе). Например: 4=1+1+1+1, 4=1+3, 4=2+2, 4=3+1.
Также, эта же загадка может быть использована для закрепления, конкретизации знаний дошкольников о числах, величинах, отношениях. Можно также предложить детям вспомнить загадки. в которых есть слова, связанные с данными представлениями и понятиями.
Ещё один вид малых форм фольклора - скороговорка. Цель скороговорки - научить быстро и четко выговаривать фразу. которая намеренно выстроена затрудненными для произнесения образом. скороговорка позволяет закреплять, отрабатывать математические термины, слова и обороты речи, связанные с развитием количественных представлений. Соревновательное и игровое начало, очевидно, и привлекательно для детей. Безусловна, велика польза скороговорки и как упражнения для улучшения артикуляции, выработки хорошей дикции и я включаю их в свои занятия.
Скороговорки дети разучивают и на занятиях по математике и вне их.
Например, при знакомстве детей с числами и цифрами первого десятка я использую следующие скороговорки:
В один клин, Клим, колоти.
Возле грядки - две лопатки,
Возле кадки - два ведра.
Три сороки, три трещотки
Потеряли по три щетки:
Три - сегодня, три - вчера, три - еще позавчера.
У четырёх черепашат по четыре черепашонка.
Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.
Шесть мышат в камыше шуршат.
Саша шустро сушит сушки.
Саша высушил штук шесть.
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.
Всемеро саней
По семеро в сани
Уселись сами.
Восемь сцепщиков сцепляют цистерны.
После того, как скороговорка произнесена, предлагаю детям вспомнить, какое слово в тексте связано с данным числом, какая цифра соответствует этому числу, назвать соседей числа (последующее и предыдущее). методика работы над скороговоркой проста. сначала я произношу её. а дети внимательно слушают, затем они повторяют очень медленно, но не по слогам, потом все убыстряя и убыстряя темп(я выступаю в роли дирижёра).
На занятиях по математике успешно использую пословицы и поговорки. Пословица - краткое народное изречение с назидательным содержанием; народный афоризм. Поговорка - краткое устойчивое выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания и не являющееся афоризмом. Например:
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Семь раз отметить, один раз отрежь.
Первый блин всегда комом.
Жить в четырех стенах.
Пятое колесо в телеге.
Необходимо помнить, что поговорка, в отличие от пословицы. не имеет нравоучительного, получающего смысла. В.И. Даль писал: «Поговорка, по народному определению, цветочек, а пословица - ягодка; и это верно».
Поговорка - это всегда меткий, выразительный образ, часть суждения, оборот речи. Поговоркам свойственна метафоричность: «Убил двух зайцев. Семь пятниц на неделе». многие поговорки строятся на гиперболе: «Заблудился в трех соснах».
Пословицы, поговорки так же, как и загадки, скороговорки включаю в занятия по математике с целью закрепления количественных представлений, ориентировка в пространстве, во времени и развития речи дошкольников.
Интересно проходят занятия, где я включаю считалки (народные названия: счетушки, счет, читки, пересчет, говорушки и др.), т.е. короткими рифмованными стихами, применяемыми детьми не только для определения ведущего или распределения ролей в игре, но и способствующие развитию количественных представлений. Соревнования в произнесении считалок позволяют выучить больше стихотворений и тем самым развивать детскую память, овладевать элементами артистизма, получать право по детским неписанным законам вести пересчет. Г.С.Виноградов выделил из всего пестрого считалочного материала - считалки - числовки в отдельную группу,
порядкового и количественного счета.
Например, с целью закрепления умения называть числа в прямом и обратном порядке я использую следующие считалки:
Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
Выплыл ясный месяц.
Девять, восемь, семь, шесть,
Пять, четыре, три, два, один.
в прятки мы играть хотим.
Надо только нам узнать,
кто из нас пойдет искать
Таким образом, малые фольклорные жанры являются достаточно эффективным средством формирования математических представлений у детей дошкольного возраста, и использование их в комплексе с другими средствами позволяет активизировать познавательную активность ребенка. вызвать его интерес. привлечь внимание к математике.
II часть.
Занятия состоит из нескольких частей. объединенных одной темой. На каждом занятии дети выполняют различные виды деятельности: игровые, с предметами, с счётным материалом т.д. Игровые виды деятельности: имитационные игры и игры-упражнения с предметами, сюжетно-ролевые игры, игры с правилами без сюжета, игры-упражения с ориентировкой на определённые достижения.
интенсивность занятий на протяжении всего года увеличивается постепенно. В структуру каждого занятия предусмотрен перерыв для снятия умственного и физического напряжения продолжительностью 1-3 минуты. Это может быть динамическое упражнение с речевым сопровождение на релаксацию. в конце каждого занятия подвожу итог.
Методы и приемы используемые на занятиях по математике увлекают ребенка в сказочной мир, незаметно для него развивая воображение и математические способности.
Все занятия проводятся в комплексе с музыкальным сопровождением. развитием речи, ознакомлением с окружающим, ИЗО.
Принцип проведения проведения занятий - от простого к сложному. Но при проведении этих занятий я соблюдаю следующие правила:
Тщательно продумать, как организовать обучение детей;
Для обучения ребенка создаю комфортную обстановку;
Обдумываю вопросы и предполагаемые ответы детей.
Использую привлекательный наглядный материал, в котором ярко подчеркиваю именно то, на что должно быть направленно внимание детей;
Использую нетрадиционный материал;
Наглядные, словесные и практические методы и приемы обучения использую в комплексе.
В дошкольном возрасте ведущей деятельности ребенка является игра. В связи с этим, учитывая возрастные особенности детей, все виды занятий я провожу в форме игры или с содержанием игровой ситуации. использую персонаж (игрушку). Игровые методы и приемы помогают успешно реализовать первую задачу, так как игра положительно влияет на формирование эмоциональной сферы дошкольника. Например, если для младших дошкольников интересны следующие игровые сюжеты: «Поездка в лес к белочке», «Волшебный сундучок», «В гостях у Старичка-лесовичка», «Три медведя», «Теремок», то для детей старшего дошкольного возраста сюжеты становятся более сложными: «Космическое путешествие», «На фабрике игрушек», «Царство Математики». В гости к ребятам приходят уже другие персонажи: Буратино, Незнайка, Оле-Лукойе, Снежная королева и др.
Создавая игровую ситуацию, я стараюсь привлечь внимание детей, удерживать его; побуждать интерес к занятию, к изучаемому материалу. Для решения второй и третьей задач особую роль имеют дидактические игры, использование которых в качестве учебного материала позволяет учить детей сравнивать предметы, сопоставлять их. выделять общее, производить простейшую классификацию, а также решать другие учебные задачи в игровой форме. особенно детям нравятся занятия с использованием блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, развивающих игр: «Сложи узор», «Уникуб», «Кубики для всех», «Танграм», «Дроби», «Вошебный круг», различных головоломок, лабиринтов. При выборе дидактического материала, игр, пособий для занятий я учитываю особенности разноуровнего развития детей, что помогает осуществлять необходимую коррекцию для позитивного продвижения в развитии каждого ребенка. Занятия провожу по подгруппам, в количестве 10 - 12 человек.
Каждое занятие я строю по следующему принципу: каждое предыдущее и последующее имеют общие элементы - материал, способы действия, результаты. Сближаются во времени или даются одновременно упражнения на усвоение взаимосвязанных и взаимообратных способов действия (наложения - приложения, отношения больше - меньше, выше - ниже, шире - уже). Использую сформированные представления и освоенные действия в разнообразных видах деятельности, например: предложить детям взять определенное количество орешков и угостить белочек, или определить количество кругов на карточке, найти в групповой комнате такое же количество предметов.
Одним из основных приемов формирования элементарных математических представлений являются вопросы к детям. В старшем возрасте задаю вопросы репродуктивно-познавательные (Что надо сделать, чтобы кружков стало по восемь?). Проблемно-поисковые вопросы (Как вы думаете?) применяю для детей любого возраста. При этом учитываю объем материала, которым владеет ребенок, тем самым, реализуя индивидуальный подход к каждому дошкольнику. Все эти вопросы активизируют восприятие, память, мышление, речь детей, обеспечивают осмысление и усвоение материала.
Особое внимание уделяю развитию у детей самостоятельности, находчивости, сообразительности. Этому способствуют развивающие игры и задания на формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать, делать логические умозаключения. В играх и заданиях на развитие логического мышления детей привлекают необычность постановки задачи, способ ее подачи.
Используя на занятиях художественное слово (стихи, потешки, загадки), дети решают задачи в стихах, задачи - шутки. Они не только вызывают интерес своим содержанием, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить
правильный ответ, тренируют память, а также способствуют формированию у детей творческой активности, инициативы.
В соответствии с программой формирую у детей умение ориентироваться в пространстве, элементарно представлять пространственную размещенность предметов по отношению к себе, например: «Определи, где расположен домик - в самом конце дорожки, идущей от ребенка, впереди или позади, справа или слева» и т.д.
Конспекты занятий по математике, могут пригодиться в дальнейшей работе, на занятиях, в свободное время, в самостоятельной деятельности. используемые игры и наглядный материал представлен в (Приложении №)
Считаю важным развивать моторику рук. Для этого использую специальные упражнения. Подготовила картотеку физкультминуток и пальчиковых игр, которую постоянно пополняю новинками из литературы. Во время занятий обязательно применяю физкультминутку.(Приложение №)
Для развития элементарных математических представлений в группе имеется большой выбор дидактических и развивающих игр: «Часть и целое», «Дроби», «Волшебные квадраты», «Лото - Сосчитай», «Геометрическая мозаика», «Модели временных интервалов» и др.
Работаю в тесном контакте с родителями с целью повышения их педагогической грамотности: провожу консультации, открытые просмотры занятий, математические праздники.
Благодаря использованию продуманной системы занятий в регламентированных знания и умения по программе М.А. Васильевой. К концу года большая часть дошкольников имеет высокий уровень развития элементарных математических представлений.
Комплексное использование всех приёмов, методов, форм обучения решает одну из главных задач - осуществить математическую подготовку дошкольников и вывести развитие их мышления на уровень, достаточный для успешного усвоения математики в школе.
Литература.
1. Илларионова, Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки / Ю.Г.
Илларионова - М.: Просвещение, 1985.
2. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / Л.Г.
Нисканен, О.А. Шаграева, Е.В. Родина и др.; Под ред.Л.Г. Нисканен. -
М.: Издательский центр «Академия», 2002-208с.
3. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задания для дошкольников /
З.А. Михайлова. - М., 2006.
4. Ожегов, С.И., Швецов, Н.Ю. Толковый словарь русского языка / С.И.
Ожегов, Н.Ю. Швецов. - М.: Азбуковник, 1999.-944с.
5. Словарь литературных терминов /под ред. Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев.-
М.: Просвещение, 1974.
6. Шаталова, Е.В. Использование математических загадок в детском саду /
Е.В. Шаталова. - Белгород, 2002.
7. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб.
пособие / Е.И. Щербакова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
8. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук.
Ярославль,1998.
9. Баженова М.А. Веселая математика. Донецк. Сталкер, 1997.
10. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., Просвет,1995.
11. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. М., Гном-Пресс, 1997.
12. Карпова Е.В. Дидактические игры. Ярославль, 1997.
13. Касицина М.А. Дошкольная математике в детском саду. М.,1999.
14. Метлина Л.С. Занятие по математике в детском саду. М.,1991.
15. Н.А. Арапова - Пискарева Формирование элементарных
математических представлений в детском саду - М.: 2006.