Консультация для музыкальных руководителей ДОУ Рекомендации по организации диагностики музыкального развития дошкольников

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рекомендации по организации диагностики

музыкального развития дошкольника

У детей, которые часто соприкасаются с музыкой, более богатый мир чувств, они более отзывчивы на переживания других людей, более жизнерадостны и деятельны, лучше, быстрее и полнее воспринимают все новое, как правило, хорошо учатся в школе.

Различные виды музыкальной деятельности способствуют формированию сознания ребенка. Понимание музыки, ее эмоциональное переживание, доступно даже маленьким. Эмоциональная отзывчивость на музыку - одна из важнейших музыкальных способностей.

Развитие музыкальных способностей осуществляется в комплексе и тесной взаимосвязи с решением образовательных задач. Музыкально- образовательная деятельность направлена на усвоение элементарных сведений о музыке, ее языке, средствах выразительности, ее жанрах, а также приобретение определенного запаса умений и навыков в различных видах исполнительства.

Руководство процессом музыкального воспитания дошкольников невозможно без учета общего уровня музыкального развития всех детей в группе, а также без внимания к индивидуальным особенностям музыкального развития каждого ребенка.

С этой целью мы периодически (обычно в начале и в конце года) проводим диагностику уровня музыкального развития детей, предлагая им выполнить определенные задания, позволяющие выявить уровень развития музыкальных способностей детей, а также степень овладения ими необходимыми умениями и навыками в различных видах музыкальной деятельности.

Диагностика музыкальных способностей ребенка должна основываться не столько на их однократной оценке, сколько на выявлении их изменений по сравнению с прошлым и соответственно готовности к совершенствованию в будущем.

Предметом обследования для нас стало музыкальное развитие детей в целом, которое включает в себя:

а) развитие музыкальных способностей;

б) оценку знаний, умений и навыков в области восприятия музыки и исполнительской музыкальной деятельности;

в) развитие творческих способностей.

Объектом исследования стали дети старшего дошкольного возраста. Обоснованность и достоверность результатов проведенной диагностики достигалось путем применения инструментальных подходов, соответствующих целям и задачам исследования. Из всей современной методической литературы по музыкальному воспитанию детей мы выбрали удобную для себя форму и способы фиксации диагностических результатов. Они подходят нам как диагностам, оперативны и легки в использовании, учитывают наши индивидуальные особенности и профессиональные возможности.

Для выявления уровней музыкального развития детей мы составили диагностические карты (смотрите папку «Диагностические карты») и разработали диагностические задания - по одному на каждый показатель музыкального развития (смотрите папку «Диагностические задания»). Выполнение детьми диагностических заданий оцениваем по трехбалльной системе, опираясь на критерии качества освоения ребенком той или иной способности, т.е.

  • Высокий уровень - 3 балла;

  • Средний уровень - 2 балла;

  • Низкий уровень - 1 балл.

Для фиксации результатов наблюдения используем таблицы. Поскольку в диагностике не один, а несколько разделов, мы решили сделать не одну, а три таблицы:

  1. Диагностика музыкальных способностей

  2. Диагностика обученности детей

  3. Диагностика творческих способностей

Все результаты по выполнению заданий заносим в сводную таблицу, суммируем и выводим уровень развития ( смотрите папку «Таблицы»).

Исходя из результатов диагностики в начале года, делаю выводы, как развивается каждый ребенок, на кого направить особое внимание. Если у ребенка заметны новые успехи, то их надо развивать до полного их раскрытия. Если же наоборот, ребенок в чем - то затрудняется - помочь ему, подобрав правильные методы и приемы по развитию его способностей.

Таким образом, в конце учебного года, по показаниям таблиц составляются графики уровня по развитию музыкальных способностей, отмечаю изменения развития. В конце года результаты диагностического исследования представляю на педсовете.

Несколько рекомендаций по организации диагностической процедуры: во-первых, до начала диагностики педагог должен знать ситуацию развития ребенка, уточнить условия, в которых существует ребенок, его индивидуальные особенности; во-вторых, диагностику следует проводить в привычной для ребенка обстановке. Педагогу важно быть доброжелательным в общении с дошкольником, помогать ему сориентироваться в заданиях посредством простых и понятных вопросов.

Выслушивать ребенка педагог должен до конца, не перебивая и не поправляя его ответы. В ходе диагностики необходимо широко использовать наглядный материал.

Наличие такой диагностики позволит музыкальным руководителям организовать целостный педагогический процесс в детском саду, в котором будут созданы педагогические условия, позволяющие каждому ребенку максимально самопроявиться, раскрыться, а значит развиться в разных видах детской музыкальной деятельности и общении.




© 2010-2022