- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Развитие диалогического общения у детей дошкольного возраста на современном этапе
Развитие диалогического общения у детей дошкольного возраста на современном этапе
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Волкова О.А. |
Дата | 23.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Развитие диалогического общения у дошкольников на современном этапе
Сегодня на современном этапе возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.
Раньше уровень речевого развития ребёнка являлся ярким показателем готовности к школьному обучению. А на данном этапе введения ФГОС ДО речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие фонематического слуха и звукового анализа, словаря, осознание состава слов, формирование грамматических категорий, развитие коммуникативных умений, умений и навыков связной речи.
Овладение языком является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов (А. Н. Леонтьев).
Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения.
К.Д.Ушинский доказал: «Что, усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрения на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов детей, логику и философию языка, - и усваивает легко и скоро, в два, три года, столько, что и половины не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот народный великий педагог родное слово!». К.Д.Ушинский обосновал ведущую роль родного языка в воспитании детей, это способствовало выделению развития в специальный раздел педагогики. Его прогрессивные взгляды были воплощены в практике дошкольного воспитания, они актуальны и в наши дни.
Речевое развитие дошкольника включает такое понятие как умение вести диалог, т.е. умение общаться с окружающими людьми. В процессе общения реализуется основная и первоначальная функция речи - коммуникативная.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования формирование и развитие диалогического общения является одной из актуальных задач личностного развития дошкольника. Данное направление педагогического взаимодействия происходит в рамках взаимодополнения образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» и «Познавательное развитие».
Цель диалогического общения - поддержание социальных контактов, обмен интеллектуальной информацией, воздействие на эмоциональную сферу и поведение партнера.
Задачи диалогического общения: освоение языка как средства общения; установление детьми социальных контактов друг с другом с использованием всех доступных речевых и неречевых средств; овладение средствами и способами построения развернутого текста в условиях продуктивной творческой речи; установление интерактивного взаимодействия (умения слушать и слышать собеседника, инициативно высказываться, задавать вопросы, проявлять активное ответное отношение и т. п.).
Таким образом, воспитание культуры речевого общения- одна из важнейших воспитательных задач, связанных с усвоением родного языка, которая предполагает не только овладение языковыми нормами (фонетическими, лексическими, грамматическими), но и совершенствование выразительных средств языка в живом речевом общении.
По-мнению О.С.Ушаковой «развитие речевых и коммуникативных способностей дошкольника, воспитание эмоциональной культуры- важнейшая задача развивающего образования». Правильно организованное обучение и диалогическое общение позволят детям успешно овладеть речью и коммуникативными умениями, развить творческие способности в разных видах художественной деятельности. Ребенок может выразить свои эмоции, чувств словом, которое должно быть образным, емким,точным.