Проект: Формирование начальных представлений о ЗОЖ у детей 2-3 лет - Ручки-хватушки, ножки-топотушки

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



ПРОЕКТ:

Формирование начальных представлений о ЗОЖ -

«Ручки - хватушки, ножки - топотушки»

Актуальность

Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна давать ощутимые результаты. Здоровье детей является абсолютной ценностью и включает в себя три уровня:

- биологическое,

- социальное,

- психологическое.

Исследованиями ученых установлено, что здоровье человека лишь отчасти, на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и больше чем на 50% зависит от нашего образа жизни. Чтобы быть здоровыми и полноценно жить, необходимо овладеть искусством сохранения и укрепления здоровья. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в детском саду. Нужно постоянно помнить о том, что сейчас абсолютно здоровых детей нет. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья, число здоровых дошкольников за пару десятилетий уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% от числа детей, поступающих в школу. Не следует забывать, что именно в дошкольном возрасте самое благоприятное время дня выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Детей, начиная с раннего дошкольного возраста необходимо приучать соблюдать элементарные культурно-гигиенические навыки, учить правильно питаться, формировать привычку заботиться о своем здоровье.

Одним из важнейших направлений в работе педагогов по улучшению состояния здоровья детей является формирование ценностных установок к своему здоровью, заботы и потребности в ЗОЖ. По мнению Н.А.Ноткиной, М.М.Антроповой и С.В Поповой, в понятие «ЗОЖ» входит воспитание у детей основ двигательной культуры, привычки к рациональному питанию, закаливанию, соблюдению гигиенических норм, отказ от вредных привычек, выработка потребности в получении положительных эмоций. В связи с этим главное направление проекта - научить ребенка быть здоровым, воспитывать у него потребность в ЗОЖ.

Цель:

Начальное формирование основ здорового образа жизни у детей раннего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Дать первоначальные простейшие представления о ЗОЖ.

  2. Формировать первоначальные представления о себе, как отдельном человеке; об элементарном значении (каждого органа, для нормальной жизнедеятельности человека);

  3. Воспитывать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать культурно-гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания;

  4. Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам укрепления здоровье детей.

Ожидаемые результаты:

  1. Ребенок имеет первичные представления о себе как о человеке, знает названия основных частей тела, их функции; знает свое имя, свой пол, имена членов своей семьи.

  2. Владеет соответствующими возрасту основными движениями; принимает участие в подвижных сюжетных играх с простым содержанием.

  3. Самостоятельно или при небольшой помощи взрослого выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры; владеет доступными возрасту навыками самообслуживания.

  4. Возросший интерес родителей к вопросам воспитания здорового ребенка и мотивации здорового образа жизни человека.

Проект представлен следующими блоками:

I Блок «Я - человек»

Цель: Формировать представление о себе как отдельном человеке; рассказать о способах защиты о себе; показать модели социального поведения.

II Блок «Я осваиваю гигиену и этикет»

Цель: Рассказать о правилах поведения за столом; познакомить с предметами и действиями, связанными с выполнением гигиенических процессов: умывание, уход за телом, внешним видом, чистотой жилища.

III Блок «Я росту здоровым»

Цель: Формировать у детей представление о необходимости заботы о своем здоровье, правильного питания, двигательной активности.

Принципы работы:

  1. Принцип демократизма в общении взрослого и ребенка.

  2. Принцип поощрения достижений ребенка.

  3. Принцип безусловного принятия ребенка со стороны воспитателя.

  4. Принцип последовательности и систематичности: постепенная подача материала от простого к сложному, частое повторение усвоенных правил.

  5. Принцип динамичности: интеграция проекта в разные виды деятельности.

Участники проекта: Дети младшего возраста 2-3 лет МДОБУ № 18

Сроки реализации проекта: Учебный год

Методы и приемы:

  1. Чтение художественной литературы, потешек в режимные моменты, беседы.

  2. Рассматривание фотографий и картинок о здоровом образе жизни, кукол, плакатов.

  3. Игровые ситуации, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, показ кукольного театра.

Формы работы:

  1. Комплекс утренней гимнастики в игровой форме.

  2. Физкультурные занятия в сюжетной форме с включением подвижных игр.

  3. Музыкально-ритмичные упражнения.

  4. Индивидуальная работа с детьми в свободное от занятий время.

  5. Стимулирование самостоятельной деятельности (использование атрибутов, шапочек-масок и др.).

  6. Взаимодействие с родителями (беседы, консультации).

Материалы, необходимые для реализации проекта:

1. Подборка книг с иллюстрациями.

2. Игрушки, шапочки-маски, атрибуты для разнообразных подвижных игр и игровых упражнений.

3. В спортивном уголке мячи разных размеров, обручи, кольцебросы.

4. Картинки с изображением куклы в полный рост.

5. Подборка потешек.

6. Иллюстрации с детьми и животными.

7. Игрушки-дергунчики.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Параметры

Начало проекта

Окончание проекта

Первичные представления о себе как о человеке, знание основных частей тела, их функций

46%

60%

Владение основными движениями, соответствующими возрасту

41%

55%

Выполнение доступных возрасту гигиенических процедур, владение доступными возрасту навыками самообслуживания

48%

63%

Заключительная диагностика позволяет отследить динамику развития детей. Благодаря проведенной работе, ожидаемые результаты подтвердились:

- дети знают о значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека: глазки - смотреть, ушки - слышать, ножки - бегать, ходить, прыгать и т.д.;

- знают свою фамилию, пол, имена членов своей семьи;

- владеют соответствующими возрасту движениями (ходьба, бег, бросание, катание);

- проявляют желание играть в подвижные игры с простым содержанием, интерес к игровым действиям сверстников и к совместным играм небольшими группами;

- самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания; пользуется индивидуальными предметами (носовой платок, салфетка, полотенце, горшок);

- умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, проявляет навыки опрятности;

- соблюдает правила элементарной вежливости.

















Тематическое планирование

I Блок «Я - человек»

НОД

Задачи

- рассматривание плаката «Человек»

- рассматривание кукол «мальчик» и «девочка»

- д/и «Собери куклу»

- сюжетно-ролевая игра «День рождения Маши и Пети»

- рассматривание фотоальбома «Это я, это я, это вся моя семья»

- чтение художественной литературы С.Михалков «Прогулка»

- беседа «Как вести себя в группе»

Укладывание кукол спать под пропевание колыбельных песен.

- лепка «Угощение для гостей - «Бублики для Мишки»

- лепка «Мячики для ребят»

- рисование «Витамины в баночке»

- знакомить с элементарными правилами поведения в детском саду

- с помощью фольклорных и художественных произведений знакомить с правилами безопасного для человека и окружающего мира поведения

- формировать начальные представления о ЗОЖ

II Блок «Я осваиваю гигиену и этикет»

НОД

Задачи

- создание и рассматривание фотоальбома «Режимные моменты»

- д/и «Для чего это нужно»

- консультация для родителей «Прививаем ребенку культурно-гигиенические навыки»

- игровая ситуация «Кукла Катя садиться обедать, поможем вымыть ей руки»

- рассматривание картинок «Люди занимаются спортом, умываются, кушают»

- чтение художественной литературы «Мойдодыр», потешек «Водичка, водичка», «Кто умеет чисто мыться», «Кран откройся» и т.д.

- беседа о здоровье, о чистоте

- беседа «Друзья Мойдодыра»

- познание Тема: «Мыло душистое»

- учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем

- педагогическое сопровождение родителей в вопросах воспитания и обучения детей

- во время еды учить правильно держать ложку

- формировать навык пользования индивидуальными предметами(носовой платок, салфетка, полотенце, расческой и т.д.)

III Блок «Я расту здоровым»

НОД

Задачи

- п/и «Мальчики делают так, а вот девочки вот так»

- консультация для родителей «Предупреждение простудных заболеваний», «Физическое развитие ребенка в семье и в ДОУ»

- сюжетно-ролевая игра «Кукла Катя заболела»

- беседа «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу»

- рассмотривание фотографий и картинов о здоровом образе жизни

- чтение художественной литературы С.Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»

- п/и «Зайка серый умывается»

- музыкально-ритмическое упражнение «Головой мы покиваем»

- физкультурный комплекс «Веселые воробушки»

- п/и на свежем воздухе «Ловишки», «Делай как я», «Кот и мыши», «Лохматый пес» и т.д.

- утренняя профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия)

- гимнастика пробуждения, дорожка здоровья, воздушное закаливание, самомассаж

- музотерапия (утренний прием, пробуждение)

- развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием; совершенствовать движения (ходьба, бег, бросание, катание)

- педагогическое сопровождение родителей в вопросах воспитания и обучения детей

- формировать начальные навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью

- формировать у детей интерес и потребность в чтении; приобщении к рассматриванию рисунков в книгах

Формировать умение ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными , свободными движениями рук и ног

- формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку





© 2010-2022