Консультация на тему: «Закаливание детей в летний период. »

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Консультация на тему : « Закаливание детей в летний период.»Консультация на тему : « Закаливание детей в летний период.»Консультация на тему : « Закаливание детей в летний период.»Консультация на тему :

« Закаливание детей в летний период.»







ВОСПИТАТЕЛЬ:

Жирякова И.Г.



Закаливание детей в летний период.


С давних времен использовались и сейчас остаются основными и самыми действенными средства закаливания естественные силы природы: солнце, воздух и вода. Главное - придерживаться основных принципов закаливания:

  • постепенность: нельзя на ребёнка сразу и неожиданно выливать ушат холодной воды, только медленное привыкание обеспечит успех занятий по закаливанию в садике;

  • систематичность: только регулярные занятия будут способствовать укреплению организма: каждый перерыв будет подрывать всю ту работу, которая велась по закаливанию раньше;

  • учет индивидуальных особенностей, в том числе и заболеваний ребенка: перед началом проведения курса закаливания нужен тщательный анализ всех заболеваний, перенесённых ребёнком, и его наследственности, чтобы знать, как маленький организм отреагирует на такие новшества.

Водные процедуры

Вода - отличное средство для закаливания маленького организма в детском саду, так как водные процедуры легко контролировать и дозировать. Здесь работает принцип постепенности: берётся вода той температуры, которая подходит именно этому ребёнку, а потом уже температура постепенно снижается. Из водных процедур в детских садах используются:

  • обтирания;

  • обливания;

  • купания.

Предельно осторожно нужно подвергать водным процедурам детей с тяжёлыми заболеваниями сердца, болезнями почек, недавно перенёсших воспаление легких или плеврит.

Существует несколько отдельных способов закаливания водой:

1. Обтирание - самая нежная из всех водных процедур. Его можно применять во всех возрастах, начиная с младенческого. Обтирание производится смоченной в воде материей, ткань которой должна удовлетворять следующим условиям: хорошо впитывать воду, не быть слишком мягкой. Желательно, чтобы рукавички были хорошо смочены, но вода не должна с них капать.
После обтирания тело растирают сухим полотенцем. Обтирание сопровождается легким массирующим действием, а массаж всегда делают от периферии к центру, поэтому конечности надо обтирать снизу вверх (руки от кисти, ноги от стопы). Снижение температуры на один градус через 2-3 дня.
2. Обливание - бывает местное и общее. Местное обливание: обливание ног, чаще всего используется в яслях и младших группах. Начальная температура воды +30, затем доводят до +18, а в старших группах до +16. Время обливания ног 20-30 секунд.
Общее обливание надо начинать с более высокой температуры преимущественно детом, а в осенне-зимний период надо организовать так, чтобы вода охватывала возможно большую поверхность тела, спину, затем грудь и живот, затем правый и левый бок. После окончания - растереть полотенцем. Время под струей 20-40 секунд. Душ действует сильнее, чем простое обливание. Вода из душа оказывает массирующее действие, ощущается как более теплая, чем даже вода при обливании.
3. Купание проводится в естественных условиях, то есть в водоемах (реке, озере, море) в летнее время - является одним из лучших способов закаливания. Можно купать детей с раннего возраста, начиная с температуры +24 - 26 воздуха и не ниже +22 воды, более закаленных детей можно купать при температуре +19 - 20 воды. Длительность пребывания в воде увеличивается от 1-2 минут до 5-8 мин. после купания всегда должны быть движения.

Воздушные процедуры

Свежий воздух должен постоянно окружать ребёнка, даже если он находится внутри помещения. Живительный кислород проникает сквозь кожу и в дыхательные пути. Из воздушных процедур в детских садах проводятся следующие меры по закаливанию:

  • сон на открытом воздухе;

  • прогулки на свежем воздухе;

  • воздушные ванны.

Помещения, в которых находятся дети, должны быть хорошо проветриваемыми, и это тоже входит в программу закаливания.

Солнечные процедуры

Закаливающее значение действия солнца своеобразно. Солнце является сильно действующим средством закаливания. Солнечные лучи оказывают на организм общее укрепляющее действие, повышают обмен веществ в организме, лучше становится самочувствие, сон, кожа лучше регулирует теплообмен. Но солнце может оказывать и отрицательное действие. Поэтому надо к этой процедуре подходить очень осторожно. У младших детей особенно полезны солнечные ванны, но важен при этом индивидуальный подход. Проводить солнечные ванны надо в движении, но игры надо проводить спокойного характера. Солнечные ванны увеличиваются постепенно:

- в младших группах до 20-25 мин.

- в старших группах до 30-40 мин.

Солнечные ванны лучше принимать с 8 до 9 ч и с 15 ч до 16 ч. Начинать надо после еды, чтобы прошло не меньше полутора часа, и до начала еды за полчаса. Надо опасаться перегревов. Нужны светлые панамки. Если ребенок перегрелся, надо накрыть лицо полотенцем, отвести в тень, умыть, дать воды.

В детском саду закаливание осуществляется путем включения элементов закаливания в повседневную жизнь детей и проведения специальных мер закаливания. Закаливание в режим дня повседневной жизни сводится к следующему:

а) создание привычки к широкому пользованию свежим наружным воздухом в помещении;

б) рациональная одежда;

в) длительное пребывание на воздухе независимо от погоды;
г) воспитание привычки к холодной воде.

Применение закаливания несколько видоизменяется в зависимости от времени года и от возраста детей.

Все закаливающие процедуры должны проводиться ежедневно. Обтирание и обливание проводятся после сна, строго под наблюдением медицинских работников.

Традиционные виды закаливания детей.

  • утренний прием на свежем воздухе, гимнастика

  • оздоровительная прогулка

  • воздушные ванны

  • воздушные ванны с упражнениями

  • сон с доступом свежего воздуха

  • умывание в течение дня прохладной водой

  • полоскание рта прохладной водой

  • хождение босиком до и после дневного сна

  • хождение босиком по «дорожке здоровья»

  • (массажные коврики) после дневного сна

  • солнечные ванны

Примерная схема закаливания детей от двух до семи лет

  • Температура воздуха в помещении, где находится ребенок, + 18, + 20градусов.

  • 1. Воздушная ванна-10-15 минут. Ребенок двигается, бегает; одетый в трусики, майку с короткими рукавами, тапочки на босу ногу или короткие носочки. Часть времени (6-7 минут) отводится на гимнастические упражнения из приведенного комплекса.

  • 2. Умывание водой, температура которой с +28 градусов снижается к концу года закаливания летом до +18, зимой до +20. Дети старше двух лет моют лицо, шею, руки до локтя, старше трех- верхнюю часть груди и руки выше локтя. Исходная температура воды для детей старше трех лет тоже +28, а минимальная летом +16, зимой + 18 градусов.

  • 3. Дневной сон летом с доступом свежего воздуха, зимой-в хорошо проветренной комнате при температуре + 15 +16 градусов.

  • 4.Сон без маечек. Проводится круглый год. На случай понижения температуры из-за перебоев в отоплении или установившейся холодной погоды должны быть подготовлены тёплые носочки на ноги и вторые одеяла. Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 градусов Цельсия.

  • 5. Прогулка два раза в день при температуре до -15 градусов продолжительность от 1-1,5 часа до 2-3 часов.

  • 6. В летнее время солнечные ванны от 5-6 до 8-10 минут два-три раза в день; пребывание на свежем воздухе и в тени неограниченно.

  • 7. Полоскание рта (дети двух- четырех лет), горла (дети старше четырех лет) кипяченой водой комнатной температуры с добавлением настоя ромашки или шалфея два раза в день-утром и вечером. На каждое полоскание используется около 1/3 стакана воды.











Комплекс оздоровительных мероприятий после сна

Воспитатель звонит в колокольчик:


Колокольчик золотой,
Он всегда, везде со мной.
«Просыпайтесь!» - говорит.
«Закаляйтесь!» - всем велит.

Комплекс закаливающих упражнений.

1. «Киска просыпается! (Предложить детям вытянуться в кроватке, прогнуть спину, вытянуть вверх руки).

На коврике котята спят,
Просыпаться не хотят.
Вот на спинку все легли,
Расшалились тут они.
Хорошо нам отдыхать,
Но уже пора вставать.
Потянуться, улыбнуться
Всем открыть глаза и встать.

2. «Игры с одеялом» (Дети прячутся под одеяло 2-3раза)

Вот идет лохматый пес,
А зовут его Барбос!
Что за звери здесь шалят?
Переловит всех котят.


3. «Легкий массаж». (Поутюжить руки, ноги от пальчиков вверх, разгладить спинку, грудь)

4. Дети выходят из спальни в группу. Ходьба по «дорожкам здоровья»
1-я дорожка - массажные коврики
2-я - ребристая
3-я - с жесткой мочалкой
4-я перешагивание через препятствия (кирпичики)

Зашагали ножки, топ-топ-топ!
Прямо по дорожке, топ-топ-топ!
Ну-ка, веселее, топ-топ-топ!
Вот как мы умеем, топ-топ-топ!
Топают ножки, топ-топ-топ!
Прямо по дорожке, топ-топ-топ!


5. Гигиенические процедуры.

Кран откройся! Нос умойся!
Мойтесь сразу оба глаза!
Мойся, мойся, обливайся!
Закаляйся! Закаляйся!

КОМПЛЕКС ЗАКАЛИВАНИЯ №1

(сентябрь, октябрь, ноябрь)



Оборудование:


  • Дорожка «Зигзаг»

  • Ребристая доска

  • Канат (скакалка)

  • Ленточки

  • Коврики с пуговицами

  • Стаканчики для полоскания рта

Закаливание после сна.

Лежа в кровати.



  1. А щенята, как проснутся

обязательно зевнут, потянутся потянутся,

ловко хвостиком махнут.



потягивание поочередно на правом и левом боку

руки перед собой, ладони вместе,

показ махов


  1. А котята спинки выгнут,

Перед тем, как прогуляться



выгнуть спину, стоя руках и ногах

3. Ну, а мишка косолапый

Широко разводит лапы

То одну, то обе вместе

А когда зарядки мало

Начинает все сначала

руки опущены, ноги вместе

поднять руки вверх и

развести в стороны

на счет два скрестить

повторить только с ногами



Выход из спальни

Воздушное закаливание,

гимнастика после сна с нестандартным оборудованием.

1. Зашагали ножки, топ, топ, топ!

Прямо по дорожке, топ, топ, топ.

Ну-ка веселее, топ, топ, топ.

Вот как мы умеем, топ, топ, топ.

ходьба по змейке (дорожка зигзаг)

2. Вот лягушки по дорожке

Скачут, вытянувши ножки:

Ква-ква, ква-ква.

И.п. руки на поясе, ноги вместе, прыжки на двух ногах, через «ручеек», с продвижением вперед.

3. Тут прохожим не пройти,

Тут веревка на пути.


руки опущены вдоль туловища,

подлезание под канат (скакалку).

4. Дети встали в кружок,

Увидали флажок.

Кому дать, кому флаг поднять?

Встали детки в кружок

И подняли флажок!

ноги на ширине плеч,

руки с ленточками опущены,

стоя в кругу поднять руки вверх и посмотреть на руки.

5. На одной ноге постой-ка

Буд-то ты солдатик стойкий.

Ногу левую к груди

Да смотри не упади.

А теперь постой на левой

Если ты солдатик смелый!


ноги вместе, руки произвольно опущены, стоя в кругу поднять поочередно левую ногу, руки в стороны, правую ногу.

6. Вот как кружится волчок,

Прожуж-ж-жал и на бочок!

руки опущены, кружатся на месте, потом приседают, склонив голову на бок, опираясь о пол, руки в стороны.

7. Раздувайся пузырь,

раздувайся большой,

оставайся такой,

да не лопайся.

.


глубокий вдох через нос, выдох через рот (одновременно показывая руками как надувается пузырь).

КОМПЛЕКС ЗАКАЛИВАНИЯ №2

(декабрь, январь, февраль)


Оборудование:

  • Ребристая доска

  • Канат (скакалка)

  • Коврики с пуговицами

  • Снежинки

  • Стаканчики для полоскания рта

Закаливание после сна.

Лежа в кровати.


1. Все проснулись - улыбнулись

С боку на бок повернулись

Сладко-сладко потянулись



И.п. руки вдоль туловища - повороты на правый бок, левый бок,

потягивание поочередно на правом и левом боку


2. Какие мы хорошие

Какие мы пригожие


руки поднять вверх

массажные движения рук и ног


3. Вот к нам солнышко пришло

Стало весело светло


ноги вместе, руки поднять и развести в стороны


4. Громче музыка играй

Нас на зарядку приглашай.


встать на ноги, ходьба на месте, высоко поднимая ноги

Выход из спальни

Воздушное закаливание,

гимнастика после сна с нестандартным оборудованием.

1. Через прыгалки поскачем

По дорожке далеко,

Не сумел бы даже мячик,

Так подпрыгнуть высоко.


И.П. руки на поясе, ноги вместе, прыжки на двух ногах с продвижением вперед.

2. Широко раскинул ветки

Возле дома старый клен

Выгнул спину кот соседский,

Физкультуру любит он.


руки опущены вдоль туловища, ноги на ширине плеч, ходьба по ребристой доске.

руки подняты вверх над головой, в стороны, нагнуться, прогнув спину, подлезть под скакалку

3. По подошве как граблями

Проведем массаж

И полезно и приятно -

Это всем давно понятно.

руки на поясе ходьба по массажным коврикам

4. И снежиночки сейчас

Улететь хотят от нас.


руки опущены вдоль туловища, подняться на носочки подуть на «снежинки»




Полоскание рта

В рот воды глоток возьми

Губы плотно ты сожми

Быстро щеки надувай

Водой зубы полоскай

А водичку не глотай

В раковину выливай.


КОМПЛЕКС ЗАКАЛИВАНИЯ №3

(март, апрель, май)


Оборудование

  • ребристая доска

  • коврики с пуговицами

  • мешочки с песком

  • кегли

  • стаканчики для полоскания рта

Закаливание после сна.

Лежа в кровати.

1. Все проснулись - улыбнулись

С боку на бок повернулись

Сладко-сладко потянулись



И.п. руки вдоль туловища - повороты на правый бок, левый бок,

потягивание поочередно на правом и левом боку


2. Какие мы хорошие

Какие мы пригожие


руки поднять вверх- массажные движения рук и ног


3. Вот к нам солнышко пришло

Стало весело светло


ноги вместе, руки поднять и развести в стороны


4. Громче музыка играй

Нас на зарядку приглашай.


встать на ноги, ходьба на месте, высоко поднимая ноги

Выход из спальни

Воздушное закаливание,

гимнастика после сна с нестандартным оборудованием



1. Мы походим на ногах


Ходьба на носочках

2. И как серый волк, волчище

И как мишка косолапый,


Ходьба по коврикам с пуговицами с высоким подниманием ног

3. Как зайчишка прыг-прыг,

И лисичка шмыг-шмыг


Прыжки с ноги на ногу

ходьба по ребристой доске,

по мешочкам с песком,

4. Пробежим неслышно


Бег между кеглями


5. Свежим воздухом подышим.

Стоя руки вверх - вдох, опустить - выдох




Полоскание рта.

Мы поели и попили

Свои зубы загрязнили

Надо крошки с них убрать

И водой пополоскать.



Чередование ходьбы по мокрой и сухой дорожке.

Мы ходили, мы скакали,

Наши ноженьки устали.

Все мы дружно отдохнем

И массаж подошв начнем.

И.п. руки опущены вдоль туловища, ходьба на месте, прыжки на мете на двух ногах. Энергично вытирают ноги, перепрыгивание на сухую дорожку.

Шел по дорожке крошка Антошка

Нашел на дорожке горку горошка.

Горкою горошины

Петушку положены.

Повторяем 2 раза

И.П. руки произвольно опущены вдоль туловища, ходьба на месте.

Руки на поясе, прыжки на двух ногах.

Руки опущены, энергично вытирают ступни ног о сухую дорожку.

Раз, два, три ровно иди

Тогда сильным и здоровым

От зарядки станешь ты.

ходьба по ребристой дорожке

и коврикам с пуговицами



Список детей группы



1. Арынов Миша

2. Бектемиров Ильяр

3. Борисевич Маша

4. Горкунова Александра

5. Ильиных Лена

6. Логинова Даша

7. Ломсадзе Сергей

8. Некрытов Иван

9. Патрушев Кирилл

10. Романчина Вероника
11.Фартушный Ярослав

12.Фатеев Тимофей

13.Федулова Маша

14.Чепкин Кирилл

15. Чунковский Артём

16.Шаповалов Антон

17.Штергер Дима

18.Шукенова Диана

19.Юнг Сергей



Список детей на кровати



1. Арынов Миша - карлсон

2. Бектемиров Ильяр - енот

3. Борисевич Маша - мальвина

4. Горкунова Александра - золотая рыбка

5. Ильиных Лена - цыпленок

6. Логинова Даша - заяц

7. Ломсадзе Сергей - жираф

8. Некрытов Иван - вини пух

9. Патрушев Кирилл - барсук

10. Романчина Вероника - пчелка
11.Фартушный Ярослав - попугай

12.Фатеев Тимофей - тигренок

13.Федулова Маша - красная шапочка

14.Чепкин Кирилл - буратино

15. Чунковский Артём - мышонок джерри

16.Шаповалов Антон - улитка

17.Штергер Дима - дельфин

18.Шукенова Диана - черепаха и львенок

19.Юнг Сергей - незнайка





Список детей на полотенце



1. Арынов Миша

2. Бектемиров Ильяр

3. Борисевич Маша

4. Горкунова Александра

5. Ильиных Лена

6. Логинова Даша

7. Ломсадзе Сергей

8. Некрытов Иван

9. Патрушев Кирилл

10. Романчина Вероника
11.Фартушный Ярослав

12.Фатеев Тимофей

13.Федулова Маша

14.Чепкин Кирилл

15. Чунковский Артём

16.Шаповалов Антон

17.Штергер Дима

18.Шукенова Диана

19.Юнг Сергей



Список детей на горшки



1. Арынов Миша

2. Бектемиров Ильяр

3. Борисевич Маша

4. Горкунова Александра

5. Ильиных Лена

6. Логинова Даша

7. Ломсадзе Сергей

8. Некрытов Иван

9. Патрушев Кирилл

10. Романчина Вероника
11.Фартушный Ярослав

12.Фатеев Тимофей

13.Федулова Маша

14.Чепкин Кирилл

15. Чунковский Артём

16.Шаповалов Антон

17.Штергер Дима

18.Шукенова Диана

19.Юнг Сергей



© 2010-2022