План работы кружка Мир сенсорики

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка детский сад № 19» города Ишима




Планирование кружковой деятельности

по развитию сенсорных эталонов

у детей в первой младшей группе

"Мир сенсорики".План работы кружка Мир сенсорики

















Разработала: воспитатель Филонова Н.В.

высшая квалификационная категория

2015г

Пояснительная записка

Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и пр. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание - сенсорные способности составляют фундамент умственного развития. С развитием сенсорики у малыша растет возможность овладения эстетическими ценностями. Уже в дошкольном возрасте дети сталкиваются с многообразием форм, цвета и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомятся они и с произведениями искусства - живописью, музыкой, скульптурой. Каждый ребенок, так или иначе, воспринимает все это, но когда усвоение происходит стихийно, оно часто оказывается поверхностным и неполноценным. Процесс развития сенсорных способностей стоит направлять. В развитии сенсорных способностей важное место занимает усвоение сенсорных эталонов - общепринятых образцов внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, в качестве эталонов величины - метрическая система мер. Знакомство ребенка с сенсорными эталонами происходит в следующей последовательности. Сначала его знакомят с основными образцами, а затем - с их разновидностями. При этом разные эталоны должны сопоставляться между собой и называться сначала взрослым, а потом ребенком. Только тогда они будут хорошо закрепляться в памяти.

Возрастные особенности детей

Уже с момента рождения ребенок различает некоторые внешние воздействия. Он отличает свет от темноты, звук от тишины, чувствует прикосновение, запах и многое другое.

Однако деятельность органов чувств у него ещё не совершенна, и развитие их требует определённых условий. Особое значение для дальнейшего развития ребёнка имеет деятельность органов зрения и слуха.

На третьем году жизни происходит постепенное накопление ребёнком представлений о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Окружающее должно обеспечивать разнообразие впечатлений. Доминирующим в сенсорном развитии становится восприятие предметов, а переход к предметному восприятию является следствием овладения простейшими действиями. Если в раннем возрасте основной деятельностью, оказывающей влияние на развитие восприятия, является предметная, то к началу дошкольного возраста предметная деятельность теряет свой самодовлеющий характер, включаясь в выполнение игровой, продуктивной, трудовой. Наибольшее значение для сенсорного развития приобретает при этом продуктивная деятельность - аппликация, лепка, рисование, конструирование. Сенсорное развитие детей третьего года жизни тесно связано с продуктивной деятельностью.

Для детей третьего года жизни уже доступно выполнение элементарных продуктивных действий (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала). Основную трудность составляет необходимость учёта свойств отображаемых вещей и используемого материала. Поэтому необходимо добиваться того, чтобы каждый ребёнок усвоил, что форма, величина, цвет - постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий.

Цель:

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста, мелкой моторики

Задачи обучения



  • Развитие зрительных ощущений: учить различать цвет, форму, величину предмета.

  • Развитие тактильной чувствительности: учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т.п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений.

  • Развитие слуховой чувствительности, умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха.

  • Обратить внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов «большой» и «маленький».

  • Закрепить у детей умения группировать и соотносить по цвету, форме и величине.

  • Познакомить детей с пятью геометрическими формами и их названиями.

  • Дать представления о чередовании предметов по форме.

Методы:

  • игровой метод (дидактические игры) .

  • наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов) .

  • практический - показ способов действия с предметами, эксперемент.

Формы организации:

  • групповая;

  • подгрупповая.

Ожидаемый результат:

  • ориентироваться в 6 цветах, называть их, подбирать по образцу

  • ориентироваться в трех и более контрастных величинах

  • собирать пирамидку из 5-8 колец разной величины

  • сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине

  • составлять целое из 4-х частей разрезных картинок, складных кубиков

  • различать предметы по форме (кубик, кирпичик, шар, призма)

  • ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник)

Возраст детей

Длительность

(в минутах)

Место кружка в системе совместной деятельности с детьми

Количество занятий в месяц

Количество занятий в год

2-3 года


10

Еженедельно по пятницам, во вторую половину дня

4

27

Перспективное планирование кружковой деятельности

Месяц

Занятие

Цель

Оборудование, материалы

ОКТЯБРЬ

1«Угости маленького и большого зайца морковкой».

Закрепление умения группировать и соотносить однородные предметы по величине.

Игрушечные зайцы и морковка разных размеров.

2.«Пересыпание ложкой».

Учить ребенка пересыпать зерна ложкой, запоминать последовательность действий, развивать самостоятельность.

Горох, ложки, глубокие емкости.

3. «Прыг - скок по дорожке».

Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый.

Картонная дорожка 40 см длиной и 10 см шириной, а также полоски зелёного, красного, синего и жёлтого цветов шириной 4 см, игрушки.

4.«Сортировка».


Развивать у детей стереогностическое восприятие в связи с визуальными представлениями.

Шары разного цвета.

НОЯБРЬ

1.«Вкладыши».


Закреплять умение детей сопоставлять предметы по форме, осуществляя выбор из 3 заданных форм

Дидактическая игра «Вкладыши»

2. «Цветные палочки»

Учить детей обращать на цвет предмета, устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов, учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные

Дидактическая игра «Цветные палочки»

3.«Шумящие коробочки».




Развивать слуховое восприятие, учить составлять пары одинаковых шумов.

Парные шумящие коробочки.

4.«Огоньки ночью».




Способствовать дальнейшему формированию у детей отношения к цвету как к важному свойству предметов, подводить их к самостоятельному выбору заданного цвета. Обучать технике нанесения мазка способом примакивания.

Бумага черного цвета, гуашь желтого цвета, кисти, баночки с водой.

ДЕКАБРЬ

1.«Волшебный поднос».



Учить детей выполнять задание правильно, развивать мелкую моторику рук.

Поднос с однотонным цветным дном, крупа.

2.«Шарики»




Учить детей подбирать предметы одинаковой окраски; называть цвета.



Шарики основных цветов.

3.«Подбери по форме».



Учить детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал.

Дидактическая игра «Геометрическое лото».

4. Игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка, ежик)



Развивать у детей мелкую моторику рук.

Бельевые прищепки.

Силуэты: солнышко, елка, ежик, тучка, ягодка.



ЯНВАРЬ

1. «Кто скорее соберет игрушки».





Учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, назначению, но имеющий одинаковый цвет.

Дидактическая игра «Игрушки».

2. «Счетные палочки».

Учить детей с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки.

Счетные палочки.



3. «Золушка».







Учить детей сортировать предметы (фасоль) по цвету, развивать мелкую моторику рук.

Фасоль, тарелочки.

ФЕВРАЛЬ

1. «Воздушные шары».



Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый.



Дидактическая игра «Воздушные шары».

2. Пальчиковые игры с грецкими орехами: вращение между ладонями, катание по столу в разные стороны.

Развивать у детей мелкую моторику рук.



Грецкие орехи.

3. Окрашивание воды.



Формирование представлений об оттенках цветов (светлый, темный) .



Вода в прозрачных емкостях, краски

светлых и темных оттенков.

4. «Поможем зайке разложить игрушки».



Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал.



Игрушки: зайцы, сенсорный куб с

геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник, овал.

МАРТ

1. «Ткани».



Развивать у детей осязание, учить составлять пары одинаковых на ощупь тканей.

Пары одинаковых на ощупь тканей.

2. «Строим башню».



Обучение соотнесению по величине четырех предметов.



Строительный материал: кубики.



3. «Что лежит в мешочке? ».





Закрепить знания детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическими образцами.

Дидактическая игра «Волшебный мешочек».



4. «Подбери петушку перышко»



Учить различать и называть основные цвета; повторять простые и относительно сложные фразы.



Дидактическая игра «Подбери петушку перышко».



АПРЕЛЬ

1. «Сделаем куклам бусы».



Закреплять умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку.



Шнурки или веревочки, разноцветные бусины по количеству детей.

2. «Спрячь мышку».



Закреплять у детей представления о шести цветах.



Дидактическая игра «Спрячь мышку».

3. Игры со счетными палочками: выкладывание предметов по образцу.

Развивать у детей мелкую моторику рук.



Счетные палочки основных цветов, образцы предметов.



4. «Башня из кубов».

Учить детей сравнивать несколько объектов по величине (меньше, еще меньше) и располагать их по убывающей величине.

Деревянные кубики.



МАЙ

Диагностика

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года.

Игрушки и игры с уголка сенсорики.









Литература:

  1. Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012

  2. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1988.

  3. Интернет ресурсы.

  4. Лямина Г.М.Гербова В.В. Романовская Э.М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М.:1976, с.81-82,162-163.

  5. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.

  6. Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). [Текст] /М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина - СПб.: «Паритет», 2002.

  7. Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). [Текст] / Е.Б.Волосова. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. - 72 с.

  8. Высокова, Т. В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. [Текст] / Т.В.Высокова. - Волгоград:

  9. Колосс, Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении:

  10. Кочетова, Н.П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н.П.Кочетова, Г.Г.Григорьева, Г.В. Груба. - М.: Просвещение, 2007.

  11. Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. [Текст] / И.А.Лыкова. - М.: Издательство «Карапуз», 2006. - 19 с.

  12. Маханева, М.Д. Игровые занятия с детками от 1 до 3 лет. Методическое пособие для преподавателей и родителей. [Текст] / М.Д.Маханева, С.В.Рещикова. - М.: Издательство: ТЦ Сфера, 2008. - 96 с.

  13. Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М

  14. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. [Текст] / М.Монтессори. - М.:









© 2010-2022