Опыт работы на тему: «ОВЛАДЕНИЕ РОДНЫМ ЯЗЫКОМ ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБДОУ «Детский сад «Чайка»



Тема: « Овладение родным языком детьми младшего дошкольного возраста»



Воспитатель: Жукова Елена Гарьевна

г. Горняк.

2015г.

ОСНОВАНИЕ ИЗБРАННОЙ ТЕМЫ И УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПЫТА.

Работая в детском саду, я обратила внимание на то, что многие современные дети не умеют слушать и рассказывать. Проблемой для них становится составление даже коротенького рассказа.А ведь речь - это отражение мышления.

Умственное воспитание детей предусматривает развитие мышления и речи. Вместе с развитием речи приобретается, навыки умственного труда совершенствуется умение анализировать, объяснять,доказывать,рассуждать

Я работаю с детьми младшей группы. В этом возрасте ребёнок старается узнать всё больше новых слов. Дети 2-3 лет активно развивают свой словарный запас. К сожалению в настоящее время существует проблема : недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу тот факт ,что поступающие в детский сад дети имеют ограниченный запас слов, неадекватные эмоции.В моей группе есть дети которые плохо говорят или не говорят вообще. На них я обращаю особое внимание. Больше общаюсь с ними. Целенаправленно обогащаю их словарный запас. Поэтому возникла необходимость заниматься проблемами речи.

АКТУАЛЬНОСТЬ.

Проблему развития речи детей дошкольного возраста считаю актуальной и перспективной. Если речь ребёнка развита недостаточно это затруднит учебную деятельность в школе.Исследование в области логопедии показывает неукоснительный рост числа детей с речевой патологией. По мнению учённых проявление отклонений в речевом развитии у ребёнка дошкольного возраста, как правило,свидетельствует о нарушении или трудностях структурно-функционального становления его нервной системы,неблагоприятном изменении всей ситуации его развития. НАсегодняшний день-образная, богатая синонимами,дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников- очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Хорошая речь-важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильней у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.Недостаточно развитая речь в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся нерешительными, молчаливыми, застенчивыми.При планировании и организации учебно-воспитательного процесса в ДОУ очень важно учитывать и соблюдать следующие психолого-педагогическое условия: процесс обучения и воспитания должен строиться с учётом психофизических особенностей каждого ребёнка; индивидуальность ребёнка должна сохраняться путём максимального раскрытия его потенциальных возможностей, следует активно вовлекать семью в образовательный процесс ДОУ.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.

Работая над темой Овладение родным языком», я выделила для себя главную цель профессиональной деятельности- воспитание свободной личности, способной к полноценному общению. Для достижения главной цели определила следующие задачи:

- развитие связной и разговорной речи детей, что предполагает воспитание умений, понимать обращённую речь детей с опорой и без опоры на наглядность, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства;

- создание речевой среды, которая даёт образцы языка.

-развитие речевой активности детей через все виды деятельности (непосредственно образовательная деятельность и образовательная деятельность в режимных моментах).

-обеспечение оптимальных, психологических комфортных условий воспитания и обучения детей моей группы, с учётом их способностей и интересов;

-повышение психолого-педагогической культуры и воспитательной компетенции родителей, побуждение их к общему и речевому развития ребёнка в семье.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ.

В своей работе по развитию речи использую следующие методы: метод разговора,( беседы) , метод пересказа, метод рассказывания( сочинения).

Игра основной вид деятельности дошкольников, поэтому НОД проводимые с детьми выстраиваю в форме игры, во всём разнообразии (словестные, дидактические, развивающие) объединяя одним сюжетом и подчинённые конкретной теме НОД его целям. Организация игр-сюрпризов, цель которых порадовать удивить ребёнка- это часть работы по созданию в группе развивающей речевой среды. Многие игры помогают мне на достаточное время занять одних детей, пока я работаю с другой подгруппой. Использую самые разнообразные игровые задания и упражнения, которые дети готовы выполнять охотно и многократно. Самые разнообразные задания предполагающие ответ действиям: найдите, принесите ,покажите, сделайте выбор. Эти задания не только оживляют НОД предоставляя маленьким детям возможность подвигаться, сменить позу, но и позволяют мне выяснить имеется ли данное слово, речевой оборот в пассивном словаре ребёнка. Специальные задания побуждают ребёнка принять воображаемую ситуацию. Это вызывает у детей эмоциональный отклик, предупреждает утомление, способствует формированию игровых умений и навыков, творческих способностей. У каждого ребёнка существуют свои особенности развития речи, свои недостатки. Дети ещё очень замкнуты, общаются неохотно, к тому же не со всеми взрослыми. Многим трудно сопровождать свои действия словами, например рисовать и говорить о нарисованном. Дети не всегда воспринимают рассказ без иллюстрации, без показа предмета, поэтому для успешного развития детей я использую разнообразные картинки, пальчиковые игры, флонелеграф. Это очень удобно и помогает как на занятии, так и в повседневной жизни. При этом знакомые слова и действия как бы оживают, что способствует легче усвоить то или иное произведение. Ребёнок может сам манипулировать героями.

Большое внимание уделяю в своей работе дидактической игре, которые использую как на занятиях, так и в свободное время. Различные дидактические игры: «Кто в домике живёт?», « А у нас во дворе.», « К нам приехал гость», которые можно проводить неоднократно каждый раз изменяя число персонажей. Игры-сюрпризы: « Кто - то постучался», « Ты кто?», игры- забавы: «Солнечный зайчик», « Водичка- водичка». Во время дидактических игр и занятий по ознакомлению с животными одним из первых задаю вопрос: « А что ест зайчик?» (корова или курочка). И мы обязательно угощаем гостя. И даже если дети сразу не запомнят, что лошадка любит сено, главное, что она после еды стала весёлая, сильная, а козочка резвилась, прыгала и играла с ребятами, а петушок запел вместе с детьми свои звонкие песни.

Детей затрудняет обобщение, классификация предметов. Для закрепления названия овощей, фруктов, их качества, цвета, величины, вкуса всегда в течении 7-10 минут играю в игру «Чудесный мешочек», незаметно ложу в него средней величины мытые свежие овощи: лук, огурец, свеклу, морковь, картофель, помидор- или фрукты: яблоко, грушу, сливу и т.д. Детям говорю: « Посмотрите, какой у меня красивый мешочек он не простой, а чудесный и в нём что-то есть, а что угадайте сами, Саша подойди. Сначала пощупай мешочек снаружи, скажи, что нашёл, потом достань (какие на ощупь, не глядя в мешок). Доставай по одному. Что ты достал? Какого цвета? Какой формы? Потрогай гладкий или шероховатый, попробуй (отрезаю кусочек), какой на вкус»? Например, ребёнок достаёт помидор. Что о нём можно сказать? Он красный, круглый, гладкий, сочный, сладкий. Где растёт помидор? Выкладываю овощи на стол: « Как одним словом назвать всё это?»

В своей работе я так же использую дидактические игры и пособия сделанные своими руками: « Кто, живёт рядом с нами?», « Кто живёт в лесу?», « Кто пасётся на лугу?», «Чьи детки?», «Кто что ест?», с помощью этих игр дети закрепляют обобщающие слова такие как дикие, домашние животные, рассказывают ,где живут животные, чем питаются, кто за ними ухаживает. Играя в дидактическую игру «Времена года» дети рассказывают о характерных признаках времён года. Как животные готовятся к зиме, чем питаются зимой и т.д. Дидактическая игра «Расскажи правило»- дети рассказывают о правилах поведении в природе. Такие игры, как « Как мы ухаживаем за животными», «Сюжетные картинки»- помогают детям в составлении небольших рассказов. При составлении рассказа посюжетной картинки я предлагаю план рассказа. Например: «Сначала расскажи, как дети попали на полянку, потом о том, что есть на картинке. Посмотри, как звери весело танцуют. Подумай, чем могло закончиться их веселье.

Знакомлю детей с малыми формами фольклора. Для этого использую лучшие образцы родного языка, с раннего возраста развивая интерес и любовь к народным сказкам, потешкам, загадкам, к лучшим образцам детской литературы. Это замечательное средство развития речи детей, о чём неоднократно писал великий русский педагог К.Д. Ушинский. Первое знакомство малыша со стихотворными текстами обычно происходит при умывании, одевании, кормлении, во время игр с ними. Поэтому всегда сопровождаю свои действия и бытовые действия детей словами песенок и потешек. Дети постепенно начинают узнавать их, а затем приговаривать, повторяя отдельные созвучия, заключённые в наиболее ритмичных песенках. И эта активность детей делает радость встречи с художественным словом более полной, ярче раскрывает ритмичность стиха. Наиболее любимы детьми песенки игрового характера. Едва начнёшь перебирать один пальчик за другим, соединяя их и приговаривая: « Пальчик- мальчик…», дети уже ждут момента, когда надо расставить пальчики и повертеть руками под слова; « песни пел». При продолжении потешки «Песни пел да плясал, родных братьев забавлял», малыши с удовольствием поворачивают в разные стороны обе ручки с растопыренными пальчиками- «пляшут все мальчики, все братцы». Это развивает у них чувство ритма, воображения, но главным образом вызывает веселье, доставляет радость от общения, развивает речевую активность. Сопровождая словами песенок и потешек зрительное восприятие малыша, его собственные и свои действия с ним, стараюсь вызвать у ребёнка эмоциональную приподнятость и создать условия для интуитивного овладения значениями слов. Так, при умывании ребёнка согласовываю свои движения со словами потешки « Водичка, водичка…» и малыш со временем улавливает значение слов « щёчки», « роток», « глазки». С этой же целью часто обыгрываю стихотворение Н. Саконской « Где мой пальчик» при одевании детей зимой на прогулку.

В групповой комнате беру куклу, баюкаю, читаю стихотворение: « Тихо, тихо тишина наша куколка больна, спойте, что ей нравится и она поправиться». Пение песенок очень прекрасно сказывается на настроение детей. В младшем возрасте дети любознательны, они не оставляют без внимания всё что попадает им в руки, в поле их зрения, задают много вопросов. Этим необходимо воспользоваться и терпеливо и обстоятельно рассказывать обо всём, что их интересует, стараюсь при этом не нарушать эмоциональный контакт с детьми, поощряю самостоятельные рассуждения ребёнка и радуюсь вместе с ним. В своих контактах с ребёнком я должна обязательно дать понять ему, что нуждаюсь в его разъяснениях. При этом неоднократно повторяю какое-либо новое слово и помогаю построить простое предложение. Главная моя цель говорить с ребёнком, что бы он не только слушал меня, но слышал, понимал, о чём я ему хочу рассказать, что бы в дальнейшем мог использовать свои знания в общении со сверстниками. В своей работе по развитию речи я использую пальчиковые игры. Пальчиковые игры очень эмоциональны и увлекательны. Это инсценировки каких- либо рифмованных историй и сказок при помощи рук. Сухомлинский говорил « Ум маленьких детей находится на кончиках пальцев». Дети с удовольствием принимают участия в пальчиковых играх-потешках. Развивая мелкую моторику рук, учу действовать игрушками пальчикового театра. Например пальчиковая гимнастика «Расскажи сказку», «Колобок», «Репка». Развиваю артиколюционый аппарат детей используя игры и упражнения « Вкусное варенье», «Медвежата мёд лижут». Развиваю речевое внимание с помощью игр « лягушка и лягушонок», «Кто как кричит?». Развиваю выразительность речи с помощью игр « Море волнуется», «Сказочное заклинание». Формирую диалогическую речь, обогащаю словарный запас детей словами прилагательными при помощи игр « Какой, какая, какие», «Дополни предложение».

В работе с детьми использую загадки. С их помощью проверяется сметливость, оцениваются знания, воспитывается пытливость ума. Загадки развивают мышление, фантазию, эстетическое и нравственное восприятие окружающего мира. В раннем возрасте они ещё не могут разгадывать их самостоятельно, но считаю, что обучать этому самое время. Главная ценность загадок образность. Именно из-за яркой образности загадки использую как развлечение для детей. Подбираю яркие, понятные детям по смыслу загадки, текст читаю выразительно, эмоционально, сопровождаю его показом игрушки или картинки. Например, помещаю игрушечную кошку в маленький домик или красивую коробку. Затем доставая игрушку, читаю загадку: «Мордочка усатая, шубка полосатая, часто умывается, а с водой не знается «Мяу! Мяу!». А затем спрашиваю: «Кто это?». Если ребёнок затрудняется , отвечаю за него: « Это кошка». Отдаю ему игрушку. Пусть он её погладит, поиграет с ней. Так обыгрываю и другие загадки. Этот приём побуждает детей к пониманию речи, уточняет восприятие предметов, учит выделять характерные признаки предмета. Для более глубокого проникновения в художественное произведение ребёнку нужно собственное участие, действие. Поэтому, читая стихотворение «Лошадка» А. Барто, предлагаю детям поочерёдно « причесать лошадку», « гребешком пригладить хвостик»; при чтении стихотворения «Зайка»- погладить, пожалеть игрушечного зайчика. Такое свободное и естественное соединение художественных произведений с бытом детей, с их непосредственными впечатлениями даёт возможность им ближе понять смысл произведения. В итоге, дети легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи. С учётом специфики возраста детей и рекомендации « Программы воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М. А Васильевой) мною оформлена подборка авторских и фольклорных произведений наиболее часто используемых в работе с детьми младшего возраста.

Развитию речевой активности детей способствуют вопросы, которые дают возможность привлекать их к подражанию крику птиц, животных. Например: « как кричит петушок( лает собачка, мяукает кошка)? Кто поёт « ку-ка-ре-ку»? ит.д. Их сочетаю с приёмом поручений: покажи, открой, принеси и назови, найди, где спрятано, позови тому подобное. Этот приём я использую как с детьми до полутора лет для развития звукоподражательных слов, так и более старшими, где основной задачей является замена их общеупотребительными словами. В итоге, у большинства детей в активном словаре достаточно много существительных- названий животных, они понимают слова, обозначающие их способы передвижения ( летает, бегает и т. Д.), способы питания ( клюёт, лакает), голосовые реакции (мяукает, лает).

В группе созданы необходимые условия для речевой практики детей: имеется книжный уголок, где размещены книги, достаточное количество предметных и сюжетных картинок. Уделяю достаточное внимание работе с книгой, и это способствует развитию речи детей. Работу с книгой начинаю с показа иллюстрации к уже знакомому детям произведению. С раннего возраста дети учат потешку « Сорока- белобока», а затем её вариант « сорока, сорока». К обоим вариантам есть три цветных рисунка Ю. Васнецова : на первом рисунке сорока варит кашу, на другом- зовёт т к себе гостей, на третьем - «гости прилетели, на крылечко сели». Иллюстрации богаты множеством интересных подробностей; художник выделяет главное с помощью композиции и цвета. В начале показываю детям два рисунка и поясняю, что филин, утка, заяц и белка- гости сороки. Более подробно рассматриваю этих персонажей с детьми при следующих рассказываниях потешки, дети проговаривают названия животных. Сказка « Репка» хорошо проиллюстрирована А. Елиссеевым. Рассматривая с детьми рисунки, стараюсь донести до детей художественные характеристики персонажей и передать малышам то настроение, которое хотел вызвать художник. По мере усвоения детьми навыков вглядываться в иллюстрации и замечать в них характерные подробности, я стала всё чаще предоставлять детям самим повторно рассматривать знакомые рисунки. Постепенно они начали правильно узнавать, к какому произведению относится тот или иной рисунок, называть персонажей, какой эпизод изображён на нём. С новыми произведениями знакомлю поэтапно, часто возвращаюсь к хорошо знакомым сказкам, стихам, потешкам. Постепенно, к концу года. стараюсь соединить чтение уже знакомого произведения с чтением нового, близкого по содержанию( например: «Цыплёнок и утёнок» В. Сутеева, « Цыплёнок» К. Чуковского с рассказом « Курочка» Е. Чарушина). Прочитав детям стихотворение, рассказ говорю с ними не только о содержании прочитанного, но и о художественных средствах выразительности, Спрашиваю.например. Какими словами описано утро,поле, цветы, солнце и т.д. Частое чтение литературных текстов, умелое сочетание с непосредственными наблюдениями. С различными видами детской деятельности, с рассматриванием рисунков научили детей вслушиваться, вглядываться в окружающие.

Лучшему пониманию произведений устного народного творчества, сказок, авторских стихотворений помогает инсценирование с помощью игрушек, настольного театра. Для этого в группе имеется: образные игрушки, куклы настольного театра. Перед инсценированием даю детям рассмотреть будущих « артистов «- игрушки, плоскостные фигурки, чтобы затем малыши больше сосредоточились на слуховых впечатлениях. Хорошо инсценируются русские народные сказки «Репка», « Теремок» и другие. Таким образом, то что ребёнок в последствии будет просто слушать. Я предлагаю сначала увидеть в театре игрушек. Показы спектаклей настольного кукольного театра обогащают деятельность детей, хорошо стимулируют их речевую активность, эмоциональное отношение к содержанию спектакля и его героям. Особенно важна такая работа для малышей с недостаточно развитой речью. С такими детьми работаю индивидуально в утренние и вечерние отрезки времени. Когда в группе детей не много: рассматриваю с ними иллюстрации, играю в пальчиковые игры, пытаюсь вовлечь их в элементарное инсценирование произведений. Вопросами, подсказками помогаю им припомнить потешку, сказку, стихотворение. Индивидуально адресованная речь помогает привлечь большее вниман6ие ребёнка, повышает эмоциональное значение слова и способствует его активной речевой реакции. При виде забавных ситуаций, полных динамики, шутки дети охотнее говорят. То что малыши делали первое время лишь в контакте со взрослым. К концу года они могут делать уже сами.

В своей работе большое значение отвожу наблюдениям. Во время наблюдений я обращаю внимание детей не только на то, что снежинка на ладони тает и из неё получается вода, но и то, что снежинка красивая, имеет различные узоры, разнообразные формы. Через свои наблюдения стараюсь подвести ребёнка к пониманию природы, научить слушать её, сопереживать ей, радоваться ей, учить видеть прекрасное, когда идёт снег или светит солнце, когда зеленеет трава или мерцают звёзды, учить слышать пение птиц, звон капели, шум ветра. После таких наблюдений малыши делятся впечатлениями, рассказывают какие красивые снежинки и совсем не похожи друг на друга, какой белый и пушистый снег и как он искрится на солнце. Летом дети рассказывают какого интересного жучка они видели на травке, а вот бабочка полетела красивая и т. Д. Наблюдаю за животными вместе с детьми. Например за кошкой, поили её молочком и слушали, как она довольная мурлычит. « Кошка грациозная, движения у неё плавные, шёрстка бархатная». Для характеристики природы и животных не боюсь употреблять сложные эпитеты. Со временем дети поймут их, научатся восторгаться красотой и использовать эти выражения в своей речи. Сопровождение художественным словом наблюдений природных явлений на прогулке, за птицами, животными даёт возможность сделать детские впечатления более яркими, точными. Например, в осеннюю непогоду строки из стихотворения А. Кольцова « дуют ветры, ветры буйные, ходят тучи, тучи чёрные…» помогли малышам заметить нависшие над землёй тучи. Радость детей при виде вдруг выглянувшего солнца стала ярче, потому- что их впечатления были подкреплены словами песенки «Солнышко-ведрышко…», стихотворение А. Прокофьева «Солнышко ясное, нарядись…». Наблюдая снегопад, сначала прочитала стихотворение А. Барто «Снег, снег кружится…», а затем предложила детям « встать в кружок, завертеться, как снежок». Считаю, что благодаря сочетанию зрительных восприятий с яркими поэтическими образами перед малышами шире раскрывается красота окружающего мира, им становится понятнее содержание, значение образных выражений . Проводя наблюдения я всегда помнила, что малыши быстро утомляются от длительных наблюдений, долгих объяснений и рассказов . Поэтому, чтобы не было скучно всегда связываю наблюдения с различной детской деятельностью- выполнение несложных игровых и трудовых заданий, которые потребуют применения полученных во время наблюдений знаний. Например, такое задание, в одну корзинку соберите только жёлтые листья, а во вторую красные, определите с какого дерева листок. Или: « Побегаем по осенним листьям и послушаем как они шуршат» и т. д.

Особая сложность для детей при составлении описательного рассказа- определения последовательности (плана), воспроизведение ранее полученных представлений. В этом случае я использую модель предметную, предметно- схематическую или схематическую., а так же применяю в своей работе приемы мнемотехники. Мнемотехника- в переводе с греческого искусство запоминания. Это методы и приёмы, обеспечивающие успешное и быстрое запоминание информации. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка, и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, стихотворение, сказку можно записать, используя картинки или символьные знаки. Глядя на схемы, ребёнок легко воспроизводит информацию. На первом этапе более применима предметная модель- набор предметных картинок составляющих содержание будущего рассказа. Что бы составить описательный рассказ о кошке, я использую такие картинки: кошка, кошка с котятами, кошка ест. Спит,играет, сидит на дереве, мышка, аквариум с рыбками, человек. Предлагаю отобрать соответствующие картинки на эту тему. Каждый играющий выбирает картинки по собственному желанию. Так, при помощи предметных моделей формируется умение воспроизводить представление об объекте, отбираются факты для рассказа, мысленно представляется их взаимосвязь. Если дети справляются с заданием придумать рассказ по предметной модели, я задачу усложняю. Тем самым представляется большая возможность для творчества. В этом случае использую в качестве модели более схематичные изображения, имеющие обобщённое значение ( предметно- схематическая). Скажем, по картинке, на которой нарисована тарелка с молоком можно рассказать о том, чем питается кошка, как она ест, где находит еду; картинка изображающая человека с кошкой, может обозначать: кошка живёт в доме у человека, человек любит её, ухаживает за ней, заботится о ней и т.д. И предметная, и предметно- схематическая модели помогают детям определить последовательность изложения. Использую их для рассказа о разных объектах ( растениях, животных и т. д.).

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА.

Одно из условий для полноценного познавательно- речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ. Творческое развитие ребёнка дошкольного возраста успешно формируется в условиях предметно- развивающей среды, которая обеспечивает разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта ребёнка. В дошкольной педагогике под развивающей средой понимается естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная, разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В этой среде возможно включение в активную познавательно- творческую деятельность детей группы.

В качестве основных составляющих речевой развивающей среды в ДОУ можно выделить следующие:

1 Речь педагога.

2 Методы и приёмы разных сторон речи детей.

3 Специальное оборудование для каждой группы.

Одной из самых важных условий речевой развивающей среды является грамотная речь педагога, так как педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы культуры речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания, т. е. оказывает огромное влияние на все стороны речи. Речь педагога имеет обучающую и воспитательную направленность. Качества речи педагога: правильность, точность, логичность, чистота, выразительность. В пустых стенах ребёнок не заговорит- заметила в своё время Е.И. Тихеева . Насыщая групповое пространство, педагоги заботятся в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками. Группы должны быть оснащены современным игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный, раздаточный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательно- речевого развития детей. Окружающая среда рассматривается как возможность наибольшего развития индивидуальности ребёнка, учёта его склонностей, интересов, уровня активности. Организовывая, предметную среду я стараюсь придерживаться следующих принципов:

1 Принцип «дистанции, позиции при взаимодействии», ориентирующий на организацию пространства для общения с ребёнком « глаза в глаза», способствующего установлению оптимального контакта с детьми, который реализуется через уголок « уединения».

2 Принцип « активности», возможность её проявления и формирования у детей и взрослых путём участия в создании своего предметного окружения, осуществляется в уголках групп: « дом», « строительный», « гараж», « спортивный».

3 Принцип « стабильности- динамичности», ориентирующий на создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со « вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей» который можно проследить в изменяющемся уголке « изодеятельность + настольные игры».

4 Принцип « комплексирования и гибкого зонирования», реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющий детям свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу; только в зонированных уголках « дом», « магазин», « больница», « гараж», « изодеятельность». Построение развивающей среды с учётом изложенных принципов даёт ребёнку чувство психологической защищённости, помогает развитию личности, способностей, овладению способами деятельности.

Передо мной была поставлена цель создание условий в группе для полноценного познавательно- речевого развития детей.

Для достижения поставленной цели я определила задачи:

1 Создание предметно- развивающей среды.

2 Нахождение эффективных форм, методов и приёмов обучения детей.

3 Организовать работу с родителями направленную на формирование правильного познавательно- речевого воспитания в семье.

Особое внимание уделяю предметной среде, прежде всего её развивающему характеру. Одной из основных задач я считаю обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную активность детей. С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды, в группе оформлен познавательно- речевой уголок, предоставляющий ребёнку действовать индивидуально. Накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, физминуток, дидактические игры, пособия способствующие развитию детей: материалы для рассказывания, художественная литература, разнообразные дидактические, настольно- печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук. Для того чтобы дети могли брать на себя роль персонажей сказок, приобрела настольный театр « Три медведя», « Колобок», « Теремок», способствующий развитию диалогической речи воспитанников. В группе имеется игровое оборудование, наглядный игровой и демонстрационный материал. Обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность. Создала необходимые условия для проведения сюжетно- ролевых игр «Больница», «Семья», «Автобус» и т. д, что способствует развитию ролевой речи детей, умению вести диалог с партнёром- сверстником, партнёром- взрослым.

Наиболее успешно я использую такие формы как игры- занятия, индивидуальные занятия. К каждому занятию подхожу творчески, тщательно его подготавливаю, использую много наглядного материала, использую много игр и игровых упражнений. Использование элементов двигательной активности, драматизации делает НОД более живым, интересным, результативным. Также использую различные средства обучения: ( рассказы, сказки, загадки, стихотворения); не только просто знакомлю детей с разнообразными предметами, природой и явлениями, жизнью животных и растений, взаимоотношений людей, представлениям о грамматических конструкциях, но и добиваюсь, чтобы всё это было сознательно использовано самими ребятами. Широко использую средства ТСО. Создаю проблемные ситуации, в которых ребёнку необходимо высказаться. Активное использование развивающих приёмов носит комплексный и развивающий характер, направленный на развитие интеллекта и овладения коммуникативными навыками.

Для создания условий познавательно- речевого развития дошкольников в соответствии с нормативным документом , в нашей группе я соблюдаю следующие принципы:

- информативность, предусматривающая разнообразие тематики материалов иоборудования для активизации воспитанников во взаимодействии с предметным окружением. В соответствии с зонированием, в группе выделена зона для познавательно- речевого развития детей. Она обозначена эмблемой, которая даёт детям информацию о видах деятельности в данной зоне. Рядом с зоной « Книжный уголок» расположена зона «Изодеятельности», которая способствует тому, что дети могут выразить свои впечатления от общения с практической деятельности. Театрализованный уголок играет важную роль в овладении детьми навыками разговорной диалогической речи. Зона настольных, экологическая зона, зоны конструирования, сюжетно- ролевых игр расширяют возможности детей взаимодействовать в различных видах деятельности, основной из которых является игра.

- вариативность, которая определяется общеразвивающим видом образовательного учреждения, в соответствии с которым большое внимание уделяется эстетическому оформлению приёмной и группы, привлекая к этой деятельности детей и родителей. Регулярно в приёмной группы оформляются выставки с творческими семейными работами воспитанников.

- полифункциональность. Предусматривающая обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно- развивающей среды. Данный принцип реализуется благодаря комплексно- тематическому планированию и интеграции образовательных областей. Предметно-развивающая среда преобразуется в соответствии с темой недели- оформляются уголки, детям предоставляется игровой материал, который послужит развитию и закреплению познавательно- речевых способностей.

- педагогическая целесообразность, которая позволяет предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно- развивающей среды, а также обеспечить самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребёнка. В виду ограниченности пространства в группе, стараюсь следить за тем, чтобы не перегружать зоны чрезмерным количеством информации, игровых материалов. Вместо этого вдумчивое наполнение игровых зон позволяет повысить эффективность их использования и получить более качественный результат.

- трансформируемость, обеспечивающая возможность изменений предметно- развивающей среды, позволяющая, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства. Трансформируемость предметно-развивающей среды нашей группы происходит в основном за счет рационального размещения столов, использования мольбертов. Если я планирую индивидуальную работу, закрепление навыков организованности, то столы стоят рядами. Если планируется совместная деятельность, которая требует терпения и настойчивости, мебель располагаю в виде полукруга, или квадрата. Часто обхожусь вовсе без столов: во время беседы, дидактических игр, дети садятся прямо на ковёр. Планирую использовать переносные лёгкие ширмы и домик- перегородку для разделения пространства группы, что в свою очередь повысит заинтересованность детей и предоставит возможность развить коммуникативные умения.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию, Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но всё- таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребёнка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

Организация работы с родителями, направленная на формирование познавательно- речевого развития в семье, является необходимым условием в своей работе. Для повышения педагогической компетенции родителей в вопросах речевого развития я использую, прежде всего, традиционные формы, которые сослужили хорошую службу уже многим поколениям. В приёмной группы оформлен уголок для родителей, где в течение года указывается перечень игр по познавательно- речевому развитию детей дома. Создана библиотека для родителей, куда вошли периодические методические и познавательные издания. Огромную помощь в работе с родителями оказывают родительские собрания. На групповом собрании я подробно остановилась на речевом развитии детей, предложила им « Примерный тематический активный и пассивный словарь детей младшего возраста», что, несомненно, помогло родителям сориентироваться в подборе детской художественной литературы и игр для занятий с детьми дома оформила папки- передвижки и консультации по темам: «Почему ребёнок не говорит», «Как занять ребёнка дома», « Развитие речи детей», « Формирование выразительности речи младшего дошкольника», «Развитие речевой активности детей», « Игры и упражнения на развитие умственных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности детей», дала консультации по использованию пальчиковых игр для развития мелкой моторики, рекомендовала необходимую литературу. Особое внимание уделила беседам с родителями детей с задержкой речевого развития.

Стараюсь привлекать родителей к выходам на природу. К сожалению, большую часть дошкольной жизни ребёнок проводит в замкнутом пространстве детского сада. Если старшие дошкольники ещё могут куда- то выйти на природу, то младшие словно прикованы к одним и тем же пейзажам. А как заметно взрослеет и умнеет малыш после отпуска с родителями. Сколько новых впечатлений он получает, как увеличивается его словарный запас, сколько нового он узнаёт. Как увлечённо потом рассказывал на чём ехал, и где купались, и на чём катался в парке, и каких животных видел в зоопарке или в деревне и многое, многое другое. И даже если никуда не ездили- всё равно непосредственное общение с родителями даёт многое. Устно и через родительский уголок предлагаю на вечерних прогулках или по пути в детский сад обратить внимание своих детей на погоду, явления природы, животных. В зависимости от развития детей рекомендую задавать им различные вопросы: « Какого цвета собачка?», « Какой снег?», « Чем укрываются зимой деревья?», « Почему капают сосульки?». Так же советую как можно больше общаться с детьми особенно в выходные дни. Совместно с родителями занимаемся изготовлением игр и пособий по познавательно- речевому развитию, готовим костюмы к театрализованным праздникам, слушаем музыку, ходим на экскурсии. Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием познавательно- речевого развития ребёнка.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ.

Анализируя диагностику развития своих детей наблюдаю положительную тенденцию в речевом развитии у своих воспитанников: они называют предметы на картинках, всё чаще облегчённые слова заменяют правильными, отвечают на вопросы в реальной ситуации и по картинке, с удовольствием договаривают четверостишия в знакомых стихах, подпевают в песенках, используют полные ответы на вопросы при общении со взрослыми и детьми. Дети стали больше общаться между собой, составляют небольшие рассказы о животных и растениях, описывают их внешний вид. Речь детей стала более выразительной и чёткой, обогатился словарный запас слов.



Список литературы

1 М.А Васильева, В.В Гербова, Т.С. Комарова- « Программа воспитания и обучения в детском саду»; Москва, Мозаика синтез, 2002г

2 А. К. Бондаренко- « Дидактические игры в детском саду»; Москва, Просвещение, 1991г

3 В. В Гербова, Р.А Иванкова, Р.Г. Казакова- « Воспитание детей во второй младшей группе детского сада», Москва, Просвещение, 1981г

4 А.М. Бородич. « Методика развития речи детей». Москва, Просвещение, 1981г

5 Т.А. Фалькович, Л.П. Барылкина « Развитие речи, подготовка к освоению письма», Москва « ВАКО» 2005г.

6 О.С. Ушакова, Е.М.Струнина « Развитие речи детей 3-4 лет», Москва, « Вентана- Граф» 2010г.

7 Анна герасимова « Уникальное руководство по развитию речи» Москва, Айрис пресс, 2007г.



© 2010-2022