- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Конспект занятия Такие разные куклы
Конспект занятия Такие разные куклы
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Чепёлкина О.В. |
Дата | 10.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию «Такие разные куклы»
Автор составитель:
Чепёлкина Оксана Валентиновна
МКОУ «Ш-И № 18»
Пояснительная записка
Тема: «Такие разные куклы»
Цель: Приобщение детей к духовному наследию народа.
Задачи: Расширять представления детей о культурном наследии своего народа
Обучить детей основам изготовления оберегов
Формировать эстетический вкус
Познакомить с народной игрой
Воспитывать дружеские отношения
Формы и методы реализации: беседа, рассказ воспитателя о куклах-оберегах, вопросы к детям, рассматривание кукол - оберегов «Пеленашка» и «Десятиручка», подвижная игра, пальчиковая игра, просмотр слайдов, продуктивная деятельность
Возрастные группы обучающихся: 8 лет
Ожидаемые результаты: Возрождение духовно-нравственных традиций в воспитании младших школьников
Сохранение патриотического и культурного наследия.
Оборудование: ноутбук, проекционный экран, мультимедийный проектор, сундук , колыбель с куклой-ребенком, кукла Десятиручка, аудиозапись -плач ребенка
Раздаточный материал: вата, лоскутки ткани, нитки, карты-схемы поэтапного изготовления куклы
Словарь закрепляемый на занятии: куклы-обереги, берегини, безликая, ритуал, крестьяне, Древняя Русь
Тема: «Такие разные куклы»
Круг приветствия
(Дети заходят в группу, становятся в круг приветствия)
- Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй небо голубое!
Здравствуй вольный ветерок!
Здравствуй маленький дубок!
Здравствуй утро, здравствуй день!
Нам здороваться не лень!
В: - Солнце красное встаёт, спешит на ярмарку народ!
А на ярмарке товары: продаются самовары!
Продаются ситцы, ткани, бусы, ленты… - разные товары. Покупают люди сушки …, а на дивную игрушку смотрят долго, не спеша! До чего же хороша!
Этим весёлым, радостным задором мы начинаем наше занятие.
Посмотрите, что это? (Ответы детей: игрушки)
В: - Все дети, во все времена, любили и любят играть в игрушки.
А у вас есть игрушки?
- А как появились они у вас?
- Что вы можете сказать об игрушке?
(Дети высказываются, используя знания, полученные на предыдущих занятиях. )
Что могут делать современные игрушки?(Ответы детей: ходить, говорить, летать…)
В: - А вот в старину дети и мечтать не могли о таких чудесах.
- И сегодня, я хочу познакомить вас с игрушкой особой - народной. Такими игрушками играли на Руси дети много лет назад. Хотите узнать, а какой игрушке идёт речь? Тогда вам нужно отгадать загадку: ( слайд 2)
Есть ноги, но не ходит.
Есть рот, но не говорит.
Доставляет детям радость, но сама
радоваться не может.
Кто это? (кукла)
( слайд 3) (на экране появляется кукла)
- Скажите, а для чего нужны куклы?
Ответы детей. (слайд 4)
В: - А вы знаете, что давным-давно в русской деревне кукол не покупали, а делали самодельные тряпичные куклы. ( слайд 5)
Их делали из лоскутков ткани и родители, и сами дети. По древним поверьям считалось, что глаза, нос и рот рисовать нельзя. Куклы были безликие, то есть без лица. Если нарисовать кукле лицо, то она приобретет душу и может навредить ребенку, а куклы без лица оберегали дом и очаг. Такие куклы называли берегини , их передавали по наследству от матери к дочери; они помогали своим хозяевам во время невзгод и спасали их от нечистой силы, оберегали их.
Хотите познакомиться с некоторыми из них ? (да)
Тогда смотрите на экран.
Эта кукла называется Зернушка. (Слайд..6)
Делали её после того, как соберут урожай. В основе этой куклы - мешочек, который наполняли зерном. Зерно в ней символизировало обережные силы Земли. Зернушка была оберегом семьи, оберегом на сытость и достаток в семье.
В: -А это кукла «Кубышка - травница». (Слайд.7)
Как вы думаете, почему её так называли?
(ответы детей)
В: -Потому что, эту куклу делали из лекарственных трав. Она оберегала от болезней всех, кто живёт в доме.
В: -А эту куклу зовут Покосница. (СЛАЙД 8)
Как вы думаете ребята, зачем делали куклу Покосницу?
Покосницу "крутили" к сенокосу. Издавна в деревнях покос считался праздником. Крестьяне, отправляясь косить, надевали светлую праздничную одежду. Кукла тоже была нарядной, яркой. Руки у этой куклы старательно перематывали красной обережной нитью. Такая куколка оберегала руки косцов от ран.
Ой, слышите, кто-то плачет? Кто же это может быть?
(Ответы детей: это ребенок плачет.)
В: -Пойдём посмотрим.
(подвожу детей к детской колыбели, там кукла-младенец)
В старину, когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, : (воспитатель сворачивает куклу Пеленашку) быстро сворачивала из двух лоскутков ткани куклу- оберег «Пеленашку» и кидала ее в колыбель, приговаривая :
Сонница-бессонница,
Не играй моим дитятком,
А играй этой куколкой.
- Ребята, как можно еще успокоить маленького?
Ответы детей:
(Покормить, покачать, спеть колыбельную).
В: -Давайте споём колыбельную для нашей куклы.
«Ходит сон по хате»
Ходит сон по хате
В сереньком халате,
А сониха под окном
В сарафане голубом,
Ходят вместе они,
Спи, мой дитятко усни.
Баю - бай, баю - бай,
Крепко глазки закрывай.
В: _ Молодцы ребята, ребёнок успокоился и больше не плачет, теперь у него хорошее настроение, а мы можем продолжить наше занятие.
(Дети садятся на свои места)
В: - Ребята, а у вас сейчас какое настроение, хорошее или плохое?
(Ответы детей)
-А кто из вас, ребята, знает, какая кукла на Руси считалась оберегом хорошего настроения? (Ответы детей).
Это кукла Колокольчик. (СЛАЙД 9 )
Она считалась оберегом хорошего настроения. Если в доме есть такой оберег, то в доме всегда будет радость и веселье.
У меня для вас сюрприз:
(Воспитатель достает из коробки куклу «Десятиручку»,заранее изготовленную собственноручно)
Посмотрите внимательно на эту куклу. Что вы видите в ней необычного?
(Ответы детей: у неё много рук)
В: - Правильно ребята вы заметили, у неё много рук и поэтому её назвали «Десятиручка».
А зачем ей столько рук?
(Ответы детей)
В: - Эта кукла помогала в разных домашних делах, в рукоделии. Дел было слишком много и Десятиручка помагала с ними справиться. Надеюсь, что она и нам поможет в дальнейшей нашей работе.
- В: - Но на Руси умели не только работать, но умели отдыхать и играть в разные игры! (слайд 10)
А вы любите играть?
Хотите поиграть в русскую народную игру «Гуси-гуси» ? (слайд 11)
Тогда становитесь в круг.
Кто мне скажет, с чего начинается любая игра?
(Ответы детей)
Правильно, со считалки. Какие считалки вы знаете?
(Ответы детей)
Игра «Гуси-гуси»
(По окончанию игры воспитатель незаметно подводит детей к стоящему в углу сундуку)
- Я заметила, что тут сундук стоит, да не простой, а волшебный... И указание есть как его открыть:
-Фу - ты, ну - ты, лапти гнуты,
Сундучок, сундучок,
Открывай свой бочок!
- Кто запомнил заветные слова?
- Давайте вместе скажем, ласково, как в старину разговаривали с вещами.
( Все вместе проговариваем заветные слова)
( Открываю сундучок , а там записка и коробочка с лоскутами, заготовками для кукол)
В: - Посмотрите, здесь записка и коробочка, а в ней что-то лежит.
Давайте посмотрим, что же это?
Дети: - Это лоскуты.
В: -Илья, читай, что написано в записке?
Ребёнок: Делу -время, а потехе - час.
В: - Не зря так говорят у нас. Хватит дети, забавляться, пора делом заниматься. Предлагаю вам изготовить из лоскутов куклы-обереги своими руками. Проходите и садитесь на свои места.
Пальчиковая гимнастика
Наша куколка гуляла
(шагают по столу средний и указательный пальцы)
И играла, и плясала
(шагают по столу безымянный и средний пальцы)
До чего ж она устала
(шагают по столу мизинец и безымянный пальцы)
Забралась под одеяло
(р-к кладет одну руку на стол, а другой закрывает ее).
(слайд 12)
В: - Ребята, куклу-берегиню нужно создавать с добрыми мыслями и любовью.
- А сейчас посмотрите на карты-схемы пошагового изготовления куклы.
При изготовлении крестьянской куклы-оберега нельзя пользоваться иглой.
1) Сейчас мы с вами изготовим голову куклы. Для этого возьмите вату и скатайте из неё шарик. Положите шарик на середину большого лоскутка круглой формы.
2) Набивку обтягиваем и туго перевязываем ниткой.
3) В середину лоскутка поменьше кладем то, что получилось и опять обтягиваем и перевязываем ниткой.
4) Также поступаем и с третьим лоскутком ткани.
5) У нас получилась юбка из трёх слоёв ткани и голова. Теперь берем белый лоскуток прямоугольной формы. В середину его кладем то, что получилось ранее. Обтягиваем белой тканью голову куклы и туго перевязываем.
6) Теперь делаем руки. Для этого свободные концы ткани выравниваем, определяем длину рук. Немного ткани подворачиваем внутрь рукава. С краю отмеряем размеры ладошки и манжеты рукава и перетягиваем ниткой.
7) На голову кукле повязываем платок.
8) Всё, кукла готова.
В: - В Древней Руси существовал ритуал с куклой Берегиней, им пользовались, когда хотели избавиться от какой-нибудь напасти. Куколку брали в руки, 3 раза поворачивались против часовой стрелки и приговаривали: "Отвернись злом, повернись добром!".
Давайте возьмём своих куколок в руки, встаем в круг и повторим ритуал, как когда-то давно на Руси.
Ребята, теперь у каждого из вас есть своя кукла-оберег! Берегите её, ведь вы её делали своими руками да с добрыми словами. А она за это будет вас беречь от болезней и злых людей. Таких кукол любили, берегли, передавали по наследству и хранили в сундуке. Предлагаю и вам спрятать своих берегинь в сундук.
Берегинюшка моя,
Во сундук кладу тебя.
Ты тихонько там лежи
И весь дом мой береги!
Итог занятия:
Чем отличается современная кукла от тряпичной?
Почему народная кукла была безлика?
Зачем люди делали таких кукол?
Молодцы!