Конспект занятия Такие разные куклы

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию «Такие разные куклы»























Автор составитель:

Чепёлкина Оксана Валентиновна

МКОУ «Ш-И № 18»



Пояснительная записка



Тема: «Такие разные куклы»

Цель: Приобщение детей к духовному наследию народа.

Задачи: Расширять представления детей о культурном наследии своего народа

Обучить детей основам изготовления оберегов

Формировать эстетический вкус

Познакомить с народной игрой

Воспитывать дружеские отношения

Формы и методы реализации: беседа, рассказ воспитателя о куклах-оберегах, вопросы к детям, рассматривание кукол - оберегов «Пеленашка» и «Десятиручка», подвижная игра, пальчиковая игра, просмотр слайдов, продуктивная деятельность

Возрастные группы обучающихся: 8 лет

Ожидаемые результаты: Возрождение духовно-нравственных традиций в воспитании младших школьников

Сохранение патриотического и культурного наследия.

Оборудование: ноутбук, проекционный экран, мультимедийный проектор, сундук , колыбель с куклой-ребенком, кукла Десятиручка, аудиозапись -плач ребенка

Раздаточный материал: вата, лоскутки ткани, нитки, карты-схемы поэтапного изготовления куклы

Словарь закрепляемый на занятии: куклы-обереги, берегини, безликая, ритуал, крестьяне, Древняя Русь

Тема: «Такие разные куклы»

Круг приветствия

(Дети заходят в группу, становятся в круг приветствия)

- Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй небо голубое!

Здравствуй вольный ветерок!

Здравствуй маленький дубок!

Здравствуй утро, здравствуй день!

Нам здороваться не лень!

В: - Солнце красное встаёт, спешит на ярмарку народ!

А на ярмарке товары: продаются самовары!

Продаются ситцы, ткани, бусы, ленты… - разные товары. Покупают люди сушки …, а на дивную игрушку смотрят долго, не спеша! До чего же хороша!

Этим весёлым, радостным задором мы начинаем наше занятие.

Посмотрите, что это? (Ответы детей: игрушки)

В: - Все дети, во все времена, любили и любят играть в игрушки.

А у вас есть игрушки?

- А как появились они у вас?

- Что вы можете сказать об игрушке?

(Дети высказываются, используя знания, полученные на предыдущих занятиях. )

Что могут делать современные игрушки?(Ответы детей: ходить, говорить, летать…)

В: - А вот в старину дети и мечтать не могли о таких чудесах.

- И сегодня, я хочу познакомить вас с игрушкой особой - народной. Такими игрушками играли на Руси дети много лет назад. Хотите узнать, а какой игрушке идёт речь? Тогда вам нужно отгадать загадку: ( слайд 2)

Есть ноги, но не ходит.

Есть рот, но не говорит.

Доставляет детям радость, но сама

радоваться не может.

Кто это? (кукла)

( слайд 3) (на экране появляется кукла)

- Скажите, а для чего нужны куклы?

Ответы детей. (слайд 4)

В: - А вы знаете, что давным-давно в русской деревне кукол не покупали, а делали самодельные тряпичные куклы. ( слайд 5)

Их делали из лоскутков ткани и родители, и сами дети. По древним поверьям считалось, что глаза, нос и рот рисовать нельзя. Куклы были безликие, то есть без лица. Если нарисовать кукле лицо, то она приобретет душу и может навредить ребенку, а куклы без лица оберегали дом и очаг. Такие куклы называли берегини , их передавали по наследству от матери к дочери; они помогали своим хозяевам во время невзгод и спасали их от нечистой силы, оберегали их.

Хотите познакомиться с некоторыми из них ? (да)

Тогда смотрите на экран.

Эта кукла называется Зернушка. (Слайд..6)

Делали её после того, как соберут урожай. В основе этой куклы - мешочек, который наполняли зерном. Зерно в ней символизировало обережные силы Земли. Зернушка была оберегом семьи, оберегом на сытость и достаток в семье.

В: -А это кукла «Кубышка - травница». (Слайд.7)

Как вы думаете, почему её так называли?

(ответы детей)

В: -Потому что, эту куклу делали из лекарственных трав. Она оберегала от болезней всех, кто живёт в доме.

В: -А эту куклу зовут Покосница. (СЛАЙД 8)

Как вы думаете ребята, зачем делали куклу Покосницу?

Покосницу "крутили" к сенокосу. Издавна в деревнях покос считался праздником. Крестьяне, отправляясь косить, надевали светлую праздничную одежду. Кукла тоже была нарядной, яркой. Руки у этой куклы старательно перематывали красной обережной нитью. Такая куколка оберегала руки косцов от ран.

Ой, слышите, кто-то плачет? Кто же это может быть?

(Ответы детей: это ребенок плачет.)

В: -Пойдём посмотрим.

(подвожу детей к детской колыбели, там кукла-младенец)

В старину, когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, : (воспитатель сворачивает куклу Пеленашку) быстро сворачивала из двух лоскутков ткани куклу- оберег «Пеленашку» и кидала ее в колыбель, приговаривая :

Сонница-бессонница,

Не играй моим дитятком,

А играй этой куколкой.

- Ребята, как можно еще успокоить маленького?

Ответы детей:

(Покормить, покачать, спеть колыбельную).

В: -Давайте споём колыбельную для нашей куклы.

«Ходит сон по хате»

Ходит сон по хате

В сереньком халате,

А сониха под окном

В сарафане голубом,

Ходят вместе они,

Спи, мой дитятко усни.

Баю - бай, баю - бай,

Крепко глазки закрывай.

В: _ Молодцы ребята, ребёнок успокоился и больше не плачет, теперь у него хорошее настроение, а мы можем продолжить наше занятие.

(Дети садятся на свои места)

В: - Ребята, а у вас сейчас какое настроение, хорошее или плохое?

(Ответы детей)

-А кто из вас, ребята, знает, какая кукла на Руси считалась оберегом хорошего настроения? (Ответы детей).

Это кукла Колокольчик. (СЛАЙД 9 )

Она считалась оберегом хорошего настроения. Если в доме есть такой оберег, то в доме всегда будет радость и веселье.

У меня для вас сюрприз:

(Воспитатель достает из коробки куклу «Десятиручку»,заранее изготовленную собственноручно)

Посмотрите внимательно на эту куклу. Что вы видите в ней необычного?

(Ответы детей: у неё много рук)

В: - Правильно ребята вы заметили, у неё много рук и поэтому её назвали «Десятиручка».

А зачем ей столько рук?

(Ответы детей)

В: - Эта кукла помогала в разных домашних делах, в рукоделии. Дел было слишком много и Десятиручка помагала с ними справиться. Надеюсь, что она и нам поможет в дальнейшей нашей работе.

- В: - Но на Руси умели не только работать, но умели отдыхать и играть в разные игры! (слайд 10)

А вы любите играть?

Хотите поиграть в русскую народную игру «Гуси-гуси» ? (слайд 11)

Тогда становитесь в круг.

Кто мне скажет, с чего начинается любая игра?

(Ответы детей)

Правильно, со считалки. Какие считалки вы знаете?

(Ответы детей)

Игра «Гуси-гуси»

(По окончанию игры воспитатель незаметно подводит детей к стоящему в углу сундуку)

- Я заметила, что тут сундук стоит, да не простой, а волшебный... И указание есть как его открыть:

-Фу - ты, ну - ты, лапти гнуты,

Сундучок, сундучок,

Открывай свой бочок!

- Кто запомнил заветные слова?

- Давайте вместе скажем, ласково, как в старину разговаривали с вещами.

( Все вместе проговариваем заветные слова)

( Открываю сундучок , а там записка и коробочка с лоскутами, заготовками для кукол)

В: - Посмотрите, здесь записка и коробочка, а в ней что-то лежит.

Давайте посмотрим, что же это?

Дети: - Это лоскуты.

В: -Илья, читай, что написано в записке?

Ребёнок: Делу -время, а потехе - час.

В: - Не зря так говорят у нас. Хватит дети, забавляться, пора делом заниматься. Предлагаю вам изготовить из лоскутов куклы-обереги своими руками. Проходите и садитесь на свои места.

Пальчиковая гимнастика

Наша куколка гуляла

(шагают по столу средний и указательный пальцы)

И играла, и плясала

(шагают по столу безымянный и средний пальцы)

До чего ж она устала

(шагают по столу мизинец и безымянный пальцы)

Забралась под одеяло

(р-к кладет одну руку на стол, а другой закрывает ее).

(слайд 12)

В: - Ребята, куклу-берегиню нужно создавать с добрыми мыслями и любовью.

- А сейчас посмотрите на карты-схемы пошагового изготовления куклы.

При изготовлении крестьянской куклы-оберега нельзя пользоваться иглой.

1) Сейчас мы с вами изготовим голову куклы. Для этого возьмите вату и скатайте из неё шарик. Положите шарик на середину большого лоскутка круглой формы.

2) Набивку обтягиваем и туго перевязываем ниткой.

3) В середину лоскутка поменьше кладем то, что получилось и опять обтягиваем и перевязываем ниткой.

4) Также поступаем и с третьим лоскутком ткани.

5) У нас получилась юбка из трёх слоёв ткани и голова. Теперь берем белый лоскуток прямоугольной формы. В середину его кладем то, что получилось ранее. Обтягиваем белой тканью голову куклы и туго перевязываем.

6) Теперь делаем руки. Для этого свободные концы ткани выравниваем, определяем длину рук. Немного ткани подворачиваем внутрь рукава. С краю отмеряем размеры ладошки и манжеты рукава и перетягиваем ниткой.

7) На голову кукле повязываем платок.

8) Всё, кукла готова.

В: - В Древней Руси существовал ритуал с куклой Берегиней, им пользовались, когда хотели избавиться от какой-нибудь напасти. Куколку брали в руки, 3 раза поворачивались против часовой стрелки и приговаривали: "Отвернись злом, повернись добром!".

Давайте возьмём своих куколок в руки, встаем в круг и повторим ритуал, как когда-то давно на Руси.

Ребята, теперь у каждого из вас есть своя кукла-оберег! Берегите её, ведь вы её делали своими руками да с добрыми словами. А она за это будет вас беречь от болезней и злых людей. Таких кукол любили, берегли, передавали по наследству и хранили в сундуке. Предлагаю и вам спрятать своих берегинь в сундук.

Берегинюшка моя,

Во сундук кладу тебя.

Ты тихонько там лежи

И весь дом мой береги!

Итог занятия:

Чем отличается современная кукла от тряпичной?

Почему народная кукла была безлика?

Зачем люди делали таких кукол?

Молодцы!



© 2010-2022