Описание педагогического опыта Вариативного курса: В гостях у сказки или Театрализованные игры с детьми старшего дошкольного возраста

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бабарицкая Виктория Викторовна.

Описание педагогического опыта.

Современная жизнь предъявляет особые требования к уровню развития детей. Поэтому современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Театрализованная деятельность таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка:

-умственного (участвуя в театрализованной деятельности - дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения);

-эмоционального развития;

-социального развития;

-коррекции личностных проблем.

Эти возможности заключаются в том, что театрализованная деятельность дошкольника базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность. Отсюда следует, что вопросы организации целенаправленной работы по театрализованной деятельности в рамках воспитательно-образовательного процесса на современном этапе актуальны. Нравственно-эстетическое воспитание средствами театрального искусства способствует ознакомлению детей с его выразительным ЯЗЫКОМ, закладывающим основу для формирования навыков восприятия, понимания и истолкования действий, из которых складываются нравственные основы, представления, поступки человека.

Сегодня театральная педагогика определяется как частная отрасль теории воспитания общей педагогики, включающая систему методов, приемов, обеспечивающих самовыражение личности ребенка в творческо- продуктивной театрализованной деятельности.

Детство проходит в мире ролевых игр, помогающих ребенку освоить правила и законы взрослых. Игры можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребенок имеет свои реквизит, игрушки, мебель, одежду и т.д. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта, поэта и тем самым самовыразиться. Каждый ребенок играет свою роль по-своему, но все копируют в своих играх взрослых.

Театрализованная деятельность в дошкольном учреждении - возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном.

Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов ; способствует самопознанию и самовыражению личности; создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

Возникла идея расширить сферу театрализованной деятельности. Эта идея и стала ведущая педагогической идеей моего практического опыта.

В базисной программе развития ребёнка-дошкольника , идея обогащения развития является ведущей. Однако, роль театрализованной деятельности в этом обогащении едва обозначена. Но во «Временных требования к содержанию воспитатнльно- образовательного процесса», заменяющего государственный стандарт, это направление выделено и четко обозначены определенные требования к театрализованной деятельности, системе этой работы. Педагог обязан:

- создавать условия для развития творческой активности в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т.д.);

- приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);

- обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;

- создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Определила способ решения данной проблемы. Этим способом стала организация студии «Играем в театр» или « В гостях у сказки».

Наметила цели и задачи, разработала объём и направление содержания. В соответствии с поставленными целями и задачами были подобраны формы и методы работы театрализованной деятельности:

- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним,

- игры-драматизации,

- упражнения для социально-эмоционального развития детей,

- коррекционно-развивающие игры,

- упражнения по дикции,

- задания для развития речевой интонационной выразительности,

- игры-превращения,

- образные упражнения,

- ритмические минутки (логоритмика),

- пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимый для свободного кукловождения,

- упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы,

- театральные этюды,

- отдельные упражнения по этике во время драматизации,

- подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок,

- знакомство не только с текстом сказки, но и средствами ее драматизации - жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями (реквизит), мизансценой и т. д.

На первом этапе разработала модель развивающей среды с включением зоны театрализованной деятельности. Понимая значимость среды - которая является одним из средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта, определила, что предметно¬пространственная среда не только должна обеспечивать совместную театральную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.

Поэтому, при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей «театрализованную» деятельность детей учитывала:

- индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;

- особенности его эмоционально-личностного развития;

- интересы, склонности, предпочтения и потребности;

- любознательность, исследовательский интерес, творческие способности.



© 2010-2022