Обновление образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 16








ФГОС дошкольного образования.

Обновление образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО.

Воспитатель 1 кат.

Тюрина Ольга Николаевна









Арзамас, 2015г.

За последние годы система современного российского образования претерпела существенные изменения.

В связи с реформированием образования, на федеральном уровне были разработаны нормативные документы регламентирующие структуру воспитательно-образовательного процесса для дошкольного образования.

Применительно к дошкольному образованию можно выделить следующие документы:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

  • Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 N 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы»;

Внедряя в образовательный процесс ФГОС ДО дошкольные образовательные организации сталкиваются с проблемой изменения структуры основной образовательной программы и реализации образовательного процесса в соответствии с новым стандартом.

Образовательный процесс в ДО должен строится, учитывая:

  • контингент воспитанников;

  • возрастные и индивидуальные особенности детей;

  • социальный заказ родителей.

При организации целостного образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму».

Схему реализации ФГОС ДО в дошкольной организации можно представить в виде модели целостного образовательного процесса, главными компонентами которой являются:

  • Воспитательно-образовательный процесс в соответствии с программой образовательной организации, в которой реализуется цель программы.

  • Цель воспитательно-образовательного процесса: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

  • Исходя из цели формулируются задачи воспитательно-образовательного процесса, которые у каждой образовательной организации заявлены в соответствии со спецификой и направленностью деятельности ДО.

  • Задачи определяют содержание работы воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО, которое включает в себя взаимодействие педагога и воспитанника, взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников и различными социальными институтами (такими как библиотеки, центры развития, музыкальные школы, музеи и прочее).

  • Содержание работы реализуется в режиме дня, в течении которого образовательный процесс можно условно подразделить на: организованную образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, чтения); организованную образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Образовательная деятельность должна строиться на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентируясь на интересы и возможности каждого ребенка, учитывая социальную ситуацию его развития, используя формы и методы работы с детьми, не допуская как искусственное ускорение, так и искусственное замедление развитие детей.

  • Средства обучения и воспитания; современные формы, способы, методы и приемы работы (в соответствии с выбранной технологией); предметно-пространственная развивающая образовательная среда, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Выбор форм и методов работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольной организации, её специфики, культурных и региональных особенностей, а также от опыта и творческого подхода педагога.

  • Педагогическая диагностика (мониторинг), которая направлена на оценку индивидуального развития дошкольников, связанную с оценкой эффективности педагогических действий и лежащую в основе их дальнейшего планирования. Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Результаты такой диагностики используются для индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей.

Образовательный процесс, в соответствии с ФГОС строится на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей, что дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Цель введения основной темы периода (одна неделя, две-три недели) - интегрировать образовательную деятельность и избежать разделения детской деятельности по образовательным областям.

Для грамотной работы, по программе «От рождения до школы» под ред. Н.А.Веракса, я изучила и проанализировала возрастные особенности развития детей 3-4 лет. В программе четко прописано содержание психолого- педагогической работы с детьми по образовательным областям и то, что должен усвоить ребенок к 4 годам.

Для удобства в работе, все показатели можно занести в таблицу, которую в последствии можно использовать при диагностики детей 3-4лет.

ПРОГРАММА «От рождения до школы» Н.А.Веракса,

Федеральные государственные образовательные стандарты

Таблица диагностических направлений

Вторая младшая группа


Уровень освоения программы по образовательным областям

Методики





СОЦИАЛЬНО - КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ





Наблюдение за детьми в процессе деятельности,

беседы,

игровые ситуации.



Дидактические игры,

Задания,

Вопросы.









ПРОГРАММА «От рождения до школы» Н.А.Веракса,

Федеральные государственные образовательные стандарты


Социализация, развитие общения, нравственное воспитание


Ребенок в семье и обществе:

Образ Я.

Семья.

Детский сад.


Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание:

Культурно - гигиенические навыки.

Самообслуживание.

Общественно - полезный труд.

Труд в природе.

Уважение к труду взрослых.


Формирование основ безопасности:

Безопасное поведение в природе.

Безопасность на дорогах.

Безопасность собственной жизнедеятельности.


ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ


Формирование элементарных математических представлений: Количество.

Величина.

Форма.

Ориентировка в пространстве.

Ориентировка во времени.


Развитие познавательно - исследовательской деятельности:

Сенсорное развитие.

Дидактические игры.


Ознакомление с предметным окружением


Ознакомлением с социальным миром


Ознакомление с миром природы


РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ


Развитие речи:

Развивающая речевая среда.

Формирование словаря.

Звуковая культура речи.

Грамматический строй речи.

Связная речь.


Приобщение к художественной литературе.


ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ


Приобщение к искусству


Изобразительная деятельность:

Рисование.

Лепка.

Аппликация.


Конструктивно - модельная деятельность


Музыкальная деятельность (муз.рук-ль)


ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ


Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни


Физическая культура




© 2010-2022