Современные подходы к организации совместных действий в образовательном пространстве «Детский сад и начальная школа»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Современные подходы к организации

совместных действий в образовательном пространстве

«Детский сад и начальная школа»

«Быть готовым к школе уже сегодня -

не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе -

значит, быть готовым всему этому научиться».

Л.А.Венгер, А.Л.Венгер

Среди научно-педагогических исследований и в работе педагогов-практиков заметное место в последнее время занимают вопросы преемственности содержания воспитательно-образовательного процесса и преемственности в организации этого процесса на образовательных ступенях дошкольного и начального школьного этапа.

Сегодня дошкольные образовательные учреждения предоставляют широкий спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, потребностей семьи. Вариативность образовательных программ значительно обогащает содержание как дошкольной, так и начальной ступени школьного образования. Но, несмотря на то, что реализуемые вариативные программы дошкольного образования содержат богатый материал, который возможно и необходимо использовать при формировании предпосылок универсальных учебных действий, в то же время в комплексном виде проблема развития универсальных учебных действий в этих программах не решается.

В условиях введения стандартов нового поколения актуальность проблемы определяется недостаточной согласованностью в вопросах понимания педагогами ДОУ и учителями школ общего и различного в целях и организации дошкольного и начального образования (приоритетов коллективных и индивидуальных форм обучения, организации и видов работ на уроках и занятиях, организации совместной продуктивной деятельности, уровня межвозрастного воздействия, возрастных показателей интеллектуального и личностного развития, произвольности (саморегуляции), сформированности учебной деятельности и т.д.).

Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому важнейшим направлением совместной работы детского сада и начальной школы считаем социально-психологическое сопровождение личностного развития ребенка путем реализации единых концептуальных подходов к определению цели, задач и содержания образования на каждой из этих ступеней с учетом их преемственности и непрерывности. Непрерывность образования подразумевает плавный переход с одной ступени на другую, где каждая предыдущая ступень является стартом для последующей ступени. Для развития ребенка существенным является успешное продвижение по каждой ступени: для первоклассника важным качеством является формирование «умения учиться в школе», тогда как в детском саду должны быть созданы условия для формирования предпосылок учебной деятельности.

В рамках единого образовательного пространства в нашем населенном пункте перед детскими дошкольными учреждениями и начальной школой, как перед полноправными компонентами единой образовательной среды, реализующими принцип личностно-ориентированного обучения, стала необходимость обеспечения преемственности между детским садом и начальной школой.

С 2013 года, и на протяжении рада лет, работая по Программе преемсвенности «Детский сад - школа», ежегодно разрабатывается План совместных действиях в образовательном пространстве между детским садом и начальной школой, который направлен на создание условий плавного, внутренне бесконфликтного перехода выпускников из детского сада в школу в условиях реализации новых федеральных образовательных стандартов дошкольного образования и федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.

План преемственности разрабатывается в интересах детей, педагогов и родителей с целью обеспечения качественной подготовки дошкольников к дальнейшему обучению в школе. На данный момент этот документ является ориентиром для конструктивного взаимодействия педагогов, специалистов дошкольного учреждения и начальной школы, родителей детей.

За период реализации Программы между МБДОУ №13 и МБОУ СОШ №9 сложилась определенная система работы по осуществлению преемственности, которая включает в себя широкий спектр совместных мероприятий по эффективной предшкольной подготовке и введению в школьную жизнь:

  • согласованы цели, задачи, содержание, методы и формы обучения и воспитания, внесены изменения в основную общеобразовательную программу дошкольного учреждения, связанные с формированием предпосылок универсальных учебных действий с учетом Федеральных государственных требований

  • определены согласованные действия педагогов дошкольного учреждения и учителей начальной школы, направленные на формирование начальных ключевых компетентностей и универсальных учебных действий;

  • согласованы действия педагогов дошкольного учреждения и начальной школы в работе с родителями по вопросам формирования универсальных учебных действий;

  • определён состав, формы и содержание сопроводительных документов, характеризующих уровень развития, обучаемости, сформированности психических процессов выпускников детского сада для передачи их в начальную школу;

  • разработаны и утверждены планы по преемственности;

  • проведены Советы педагогов по темам «Развитие учреждения в рамках внедрения ФГОС в образовательный процесс», «Общее и различное в целях, задачах, содержании, методах и формах обучения детей в ДОУ и начальной школе: проблемы, решение, опыт»;

  • разработано комплексно-тематическое планирование образовательного процесса в условиях ФГОС;

  • проведены административные совещания по итогам адаптации и результатам успеваемости выпускников ДОУ (учащихся 1-х классов);

  • проведены совместные психолого-педагогические консилиумы «Адаптация к школе: проблемы дезадаптации, пути их решения»;

  • состоялись совместные педагогические совещания, круглые столы по итогам адаптационного периода;

  • проведены общие родительские собрания для родителей старшей группы с участием учителей «Как правильно готовить ребенка к школе»;

  • проведена акция «Посвящение в первоклассники», торжественные линейки ко Дню Знаний;

  • проведены праздничные мероприятия для старшей группы «Скоро в школу», экскурсия дошкольников в школу;

  • разработаны модели, представляющие систему работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) по обеспечению формирования интегративных качеств личности, предпосылок универсальных учебных действий;

  • проведены открытые занятия по речевому и математическому развитию;

  • проведены круглые столы, родительские собрания по ознакомлению педагогов и родителей с программами детского сада и начальной школы;

  • функционируют консультативный пункт при МБОУ СОШ №9 «Субботняя школа»;

  • организованы совместные заседания школьного ПМПк с педагогами ДОУ;

  • состоялись совместные посещения НОД в ДОУ и уроков в школе;

  • разработан механизм взаимодействия участников Программы преемственности.

Решение поставленных задач осуществляется через консультационно-методическую, организационную, психолого-педагогическую и коррекционно-развивающую деятельности.

Все эти мероприятия значительно улучшили качество работы по обеспечению преемственности, сплотили образовательное учреждение в общей деятельности по эффективной предшкольной подготовке воспитанников детского сада и успешному обучению в школе первоклассников.

Согласование совместных действий позволило обеспечить преемственность образовательного процесса детского сада с образовательным процессом начальной школы:

  • на нормативном уровне - с Федеральными государственными образовательным стандартами начального общего образования (ФГОС НОО),

  • на программно-методическом уровне - с образовательными программами начального общего образования и общеобразовательными программами дошкольного учреждения, разработанными в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГОС).

Успех в жизни ребёнка закладывается уже с дошкольного детства, поэтому совместная работа по созданию системы предшкольного образования в нашем селе обеспечивает на качественном уровне преемственность в работе детского сада и начальной школы, а значит, создаёт единый старт детям дошкольного возраста при поступлении в школу.

4

© 2010-2022