- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Из опыта работы над проектом По теме сенсорное воспитание младших дошкольников
Из опыта работы над проектом По теме сенсорное воспитание младших дошкольников
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Черных О.Б. |
Дата | 18.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Жизнь ребенка наполнена многообразием игрушек, форм, красок, разных предметов. Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное воспитание, с помощью которого «строится» фундамент умственного развития, от которых будет зависеть успешность ребенка в школе. Поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша.
В наше время современные дети испытывают недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений и воспринимают окружающий мир линейно, однобоко, усвоение происходит стихийно, поверхностно.
В начале года я провела диагностику по выявлению у детей сенсорных навыков. Проверяя сенсорные способности, я выяснила, что лишь небольшая часть детей различает основные цвета и размеры, а форму пытались различать лишь единицы.
По результатам исследований, я поняла, что основная причина таких показателей именно у детей младшего возраста - недостаток игр, которые бы помогали им в их сенсорном развитии. Есть много игр, которые наиболее распространены и направлены на улучшение знаний детей о свойствах предметов. Но маленькому ребенку нужно постоянно что-то новое, он не хочет останавливаться на том, что он понял, во что уже поиграл 2-3 раза. Поэтому те игры, которые наиболее распространены - мозаика, конструктор, пирамидки и т.д. - хоть и остаются основными, но не единственными, с помощью которых можно научить ребенка ориентироваться в окружающем его мире.
Мозг маленького человечка - поистине загадочен. Я всегда не перестаю удивляться, когда вижу, что ребенок, используя то, что у него под рукой, может придумать, изобрести такое, о чем взрослый человек и подумать просто не смог бы. Взять хотя бы тот же конструктор. Не имея никаких картинок-образцов, дети придумывают диковинных зверей, машины, роботов и многое другое, порой, даже не имея возможности объяснить, что у них получилось. И я поняла, что вот тут-то и есть основная проблема - им не хватает знаний о том, что они хотят сделать. «Но они еще маленькие! Подрастут, узнают», - подумают многие. Но не нужно забывать, что развитие детей происходит всегда, а пока они играют, это прекрасная возможность в игровой форме дать им необходимые знания, заложить основы. Поэтому я решила осуществить проект, идею которого подсказали мне мои воспитанники - используя уже известный ребятам игровой материал, продумать новые игры, которые не только бы вызвали у них интерес, но и оказали бы обучающий эффект, направленный на их сенсорное развитие. И самое главное, создать в группе игровой уголок по сенсорике, который бы стал местом, где ребенок всегда находил бы занятие для себя, окунался в атмосферу игр и познавал окружающий его мир, постепенно развиваясь и взрослея.
Наш с ребятами проект получил название «Чудесные предметы».
Собирая и анализируя информацию по данной проблеме, я изучала исследования ученых, педагогическую литературу по сенсорному воспитанию дошкольников и пришла к выводу, что проблема сенсорного развития признается приоритетной и имеет первостепенное значение в развитии ребенка.
Организация системы работы по сенсорному развитию позволяет воспитателю:
- создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности;
- разрабатывать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания, внедрять инновации в работу с детьми;
- расширять кругозор каждого ребенка;
- следить за успешным освоением сенсорных эталонов и сенсомоторным развитием малышей.
Продумывая систему работы в данном направлении, я поставила следующие задачи:
- создать условия для обогащения представления детей о многообразии свойств предметов окружающего их мира, стимулирование развития разных видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного;
- развивать интерес детей к самостоятельному и совместному со взрослым обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.
- знакомить детей с разными видами сенсорных эталонов, формировать их умения сравнивать предметы по основным свойствам - цвету, форме, размеру.
Задачи решались в совместной деятельности взрослого и детей и ими самостоятельно в рамках непосредственной образовательной деятельности и при проведении режимных моментов.
Этапы осуществления проекта включали в себя:
- диагностика сенсорного развития детей в группе;
- составление перспективного плана;
- создание предметно-развивающей среды;
- совместная деятельность педагога с детьми;
- работа с родителями.
Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и маленьких задач.
Восприятие мира ребёнка младшего возраста идёт через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослым практическую исследовательскую деятельность, с удовольствием манипулируют разными предметами.
Сенсорное воспитание осуществляется через такие формы работы как:
- игры-экспериментирования
- художественное творчество
- наблюдение
- дидактические игры
Основой данного проекта я выбрала детское экспериментирование, но при этом будет использованы все формы работы.
Играя, ребёнок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны: учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение, развивается и познаёт мир.
Работу проводила поэтапно - от простого к сложному. Сначала предлагала детям игры на различение величины и цвета: «Грибочки по местам», «Собери бусы», «Цветная посуда» и др. Дидактический материал вызывал у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обменивались предметами, сравнивали их: «грибочки одинаковые; варежки разные», увлеченно рассматривали материал, сопоставляли его, подбирали к эталону.
Ребенок сам по себе является исследователем, и экспериментирование пронизывает все сферы его деятельности: игру, прогулку, образовательную деятельность.
Я разработала и начала реализацию проекта «Чудесные предметы». Поливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием льда, пересыпая песок из ладошки в ладошку, из совочка в формочку и т.д., малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами различных предметов и материалов, развивая мелкую моторику. Используют простейшие способы обследования, рассматривают, дотрагиваются до предметов, гладят их ладонью, пальцами, трясут, прокатывают, нюхают, слушают издаваемые ими звуки. Малыши очень любят такие игры-эксперименты.
Проводилась работа и с родителями. Были проведены семинар-практикум, консультации, мастер-классы. Подробно передана информация родителям о том, в чем заключается проводимая работа с детьми для их познания цвета, формы, величины, о важности своевременного воспитания сенсорных способностей.
Для наглядного представления была оформлена выставка дидактических игр и игрушек, способствующих закреплению сенсорных эталонов.
В результате проделанной работы у детей по сенсорному развитию прослеживается положительная динамика.
Была создана нестандартная предметно-развивающая среда:
- оформлен сенсорный уголок, который пополнялся играми и пособиями, сделанными своими руками и фабричного производства;
- создан детский уголок экспериментирования.
По окончании проекта было выявлено, что дети:
- проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам;
- с удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность;
- стремятся передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной и конструктивной деятельности;
- любопытны, активны, эмоциональны, общительны;
- получили знания об определенных сенсорных эталонах;
- проявляют интерес к опытно-экспериментальной деятельности.
В процессе работы я старалась создать вокруг своих малышей атмосферу радости, окружить их вниманием и любовью, что в свою очередь, рождает у них ответное чувство любви и признательности. Опираясь на возрастающие познавательные способности детей, обучаю их новому и интересному, используя при этом увлекательную игровую форму.