ТРИЗ технология в познавательном развитии дошкольников

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



ТРИЗ технология в познавательном развитии

дошкольников.

Из опыта работы

Попик Светланы Геннадьевны

Воспитателя ДУЗ №58 «Солнышко»



Г.Симферополь 2013 г.

В конце 50-х.годов хх века, появилась наука ТРИЗ- теория решения изобретательских задач, автор ТРИЗ - отечественный изобретатель, писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер (Альтов).

Эта теория являет собой уникальный инструмент для поиска нестандартных идей , развития творческого и сильного мышления , формирования творческой личности.

ТРИЗ - схема системного , талантливого мышления, используя которую педагог сможет вместе с детьми находить логический выход из любой жизненной ситуации . а ребенок грамотно и правильно решать любые свои проблемы.

Ее цель- помочь изобретателю использовать с максимальной отдачей уже имеющейся у него запас знаний и опыта.

ТРИЗ основана на приложении диалектической логики , для этого мы используем : мозг (инструмент), мышление, интуицию, воображение, память, внимание, фантазию.

ТРИЗ технология основана на принципах самостоятельного мышления, системного подхода, решения противоречий.

Актуальность моей темы - заключается в том, что современное общество предъявляет к человеку все более высокие требования, это и высокие информационные технологии, ритм жизни, конкуренция, и поэтому, человек должен, вовремя применить свои знания и навыки которыми он обладает. В связи с этим необходимо уделять особое внимание развитию творческой активности уже с дошкольного возраста. Продуктивность мыслительной и особенно творческой активности детей, их творческой деятельности, к сожалению, остается далеко позади их возможностей.

Поэтому сегодня актуальна проблема формирования творческой активности личности, способной самостоятельно делать выбор, ставить и реализовывать цели, выходящие за рамки, предписанные стандартными требованиями, анализировать свою деятельность.

Цель моей работы: внедрение методов и приемов ТРИЗ технологии во все виды познавательного развития детей дошкольного возраста.

Задачи решения с помощью ТРИЗ

1).Осуществлять системный подход детей с человеком и миром;

2).Формировать системное мышление;

3). Воспитывать интерес к своим открытиям через поисковую и исследовательскую деятельность;

4).Учить знать и любить себя;

5).Воспитывать экологическую культуру;

6).Развивать творчество, воображение в разнообразной продуктивной деятельности;

7).Придавать занятиям, играм комплексный характер.

Указанные задачи решаются как на занятиях, так и в повседневной жизни.

Направления ТРИЗ в дошкольном учреждении.

-Эстетическая деятельность

-Изобразительное искусство

-Придумывание сказок

-Решение сказочных заданий

-Решение жизненных ситуаций.

Главное в ТРИЗ - дать всем понемногу высказаться, не перебивать, даже если ответ неправильный.

Методы и приемы.

Методы ТРИЗ можно разделить на три группы.

1).Традиционные методы поиска творческой активности.

2).Нетрадиционные методы поиска творческой активности.

3).Методы устранения психических барьеров в творческой деятельности.

1. Традиционные методы. Поиск новых решений.

а) Методы случайного поиска.

(EX:красивое платье - ощущение праздника , но его можно испачкать ; если его не надеть- можно играть в песке, но праздника не будет.)

Учить детей выявлять противоречия.

б) Метод проб и ошибок.

Помогает придумать новый вариант решения проблемы.

(EX: закатился мяч - как его достать?)

Игра «Хорошо-плохо» - назвать положительные и отрицательные качества объекта. (EX: карандаш «+» -красный ; «-«-тонкий ;

«+»-длинный ; «-« -острый;

«+»-удобно держать ; «- «-ломается.)

Мозговой штурм.

Мозговой штурм- это коллективный поиск нетрадиционных путей решения проблемы.

Схема его использования.

1.Работать от 2 до 7 мин.

2.Высказывать любую мысль.

3.Использовать вольные ассоциации.

4.Как можно больше идей.

5.Комбинирование.

6.Подбить итоги.

План беседы мозговой штурм.

1.Формирование цели.

2.Объявление проблемы.

3.Формирование ограничений.

4.Сообщение воспитателем и детей о традиционном решении.

5.Выявление элементов, подлежащих улучшению.

6.Выдвижение идеи.

7.Анализ выдвинутых идей.

8.Отбор решений, встречающихся в художественной литературе.

9.Отбор оригинальных решений, которые можно реализовать с детьми.

10.Практическое выполнение.

СИНЕКТИКА - основана, на прямой аналогии обозначает «объединение разнородных элементов». Автор синектики Дж. Гордон (США 50-е годы хх в.)

Возможности метода сделать незнакомое - знакомым, а привычное- чуждым. Цель синектики - учить менять точку зрения на обычные объекты с помощью заданных условий.

Виды синектики.

1)Прямая аналогия (ПА) (EX: сосулька-нож, ручка, нос, клюв.)

2)Личная аналогия (ЛН) ( EX:цветок-фиалка

Кран - превратиться в кран.)

3)Символичная аналогия (СА) (метафоры, символы, поэтические образы.) EX: листья фиалки- пушистые как цыплята.

4)Фантастическая аналогия (ФА) отказаться от стереотипов, действие перенести в сказку.

Метод моделирования маленькими человечками (ММЧ)

Помогает наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия предметов и их элементов.

Игры с использованием ММЧ «Веселый мяч», «Теремок», «Родня».

Морфологический анализ был создан швейцарским астрономом Ф. Цвики в 40 х.г. Его цель- выявить все возможные варианты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены.Идея этого метода- с помощью комбинаторики получить все теоретически возможные варианты создания объекта с требуемой главной функцией.

Стиль Форма Материал

А.- русский терем 1.- округлая, l.- стекло

Б.- подводное царство 2.- остроугольная ll.- дерево

В.- мир космоса 3.- вогнутая lll.- металл

Г.- подземелье 4.- бесформенная lV.- глина

2.Нетрадиционные методы.

Идеальный конечный результат (ИКР)-суть этого метода- задачу начинают решать с конца. Ex: Придумать правила нашей группы, что нельзя делать (изобразить запрещающие знаки) кричать, драться, мусорить.

Метод системного анализа.

Этот метод создан на том, что творческое мышление многоэкранно. Оно не замыкается на рассматриваемых объектов т.е. человек думает о явлении, событии в определенной системе, при этом он осуществляет анализ не только системы , но и подсистемы, надсистемы, а также представляет явление в настоящем, будущем и прошедшем времени. К каждому предмету составляется «девятиэкранка».

6

3

9

4

1

7

5

2

8

Целое дробят на части, также из чего получается целое. (яйцо, ципленок, курица)
Вещественно-полевые ресурсы (ВПР)- это вещества и поля , которые обычно имеются в условии решаемой изобретательской задачи или легко могут быть получены. Ресурсы:- вещество, поле, пространство, время, дополнительные функции. (Ex: Холодное поле Снежной Королевы может, позволить, приготовить и сохранить мороженное среди жаркого лета)

3. Методы устранения психологических барьеров в творческой деятельности.

Метод фокальных объектов (МФО) в основе метода заложен психологический штурм, позволяющий «растормозить» ребенка. Определенный объект берется в фокус и к нему подбираются свойства другого предмета , и таким образом новые свойства «примеряются» объекту который находится в фокусе. (Ex: нож ; чайник--- супер нож ) Д/и «Придумай новый предмет», « Супер что-то».

Инверсия. Игра «Наоборот» на пути к разрешению противоречия .Суть этого приема-научить детей выявлять определенные функции или свойства объекта и менять их на противоположные. Ex: Зонт- от дождя; зонт- лодка стол- за ним сидят; стол- дом с крышей .и т. д. Д/и «Хорошо - плохо» (нож - режет ; нож- острый), «Назови слово наоборот». (острый- тупой; умный- глупый)

«Замена»- назвать противоположное слово, слову которое назвал ведущий. «Я вам назову действие, а вы сделайте наоборот».

Техника работы с оператором РВС ( Р- размер; В- время; С- стоимость)- применяется, когда хотят получить серию идей, направленных «в сторону решения» задач. Цель - сбить психологическую инерцию перед решением. ( Ex: Колобок с горошину - как изменится сюжет сказки? Или колобок великан, что будет тогда?

Приемы и методы, основанные на математическом подходе. Решение поставленных задач и выдвинутые детьми идеи отражаются в продуктивной деятельности: рисунках, лепке, рассказах, историях, драматургии.

Прием «фантастическое сложение» (Метод Бином) новая идея может быть получена сочетанием 2-х независимых объектов (рыба + человек = русалка ;птица +женщина = сирин)

Прием «фантастическое вычитание». Для получения идей по этому приему необходимо изъять из окружающего мира какие-то элементы.(Как изменилась окружающая жизнь, если бы у людей не было бы глаз?)

Варианты работы:

- оживление предметов (автомобиль без колес)

- вычитание процессов (люди перестали спать)

- вычитание свойств (снег не холодный)

- снятие ограничений или законов природы (все время ночь)

Прием «фантастическое умножение». Этот прием предназначен для тренировки многозначного рассмотрения систем.

1. Предметы

2.Процессы

3. Законы

4. Свойства

Д/и «Что в чем», Это часть чего?», Назови предмет»-----части

«Найди героя из сказки», «Тяни-Толкай»------объединение

«Сочини новую сказку», «Сказочный дом»---салат из сказок.

Конструирование по приемам фантазирования. Цель - научить ребенка делать фантастические преобразования как самого объекта, так и его составляющих- подсистемы, либо места функционирования (обитания)- надсистемы с помощью приема, заданного педагогом или ребенком.

Приемы.

Увеличение- уменьшение

Дробление-объединение

Ускорение и замедление времени

Оживление- омертвление (окаменение)

Универсализация- ограничение

Использование в работе методов и приемов ТРИЗ позволяет отметить, что малыши почти не имеют психологических барьеров , но у старших дошкольников они уже есть. ТРИЗ позволяет снять эти барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. Кроме того, ТРИЗ подразумевает гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных и полезных для окружающих проблем.



© 2010-2022