Консультация для родителей Игры на развитие речи детей 3-4 лет

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сказка про ЯзычокКонсультация для родителей Игры на развитие речи детей 3-4 лет

Цель игры - познакомишь ребенка с органами речи: язычок, губы, нёбо, гортань.

Необходимый инвентарь: зеркало.

◈ Как играем: расскажите сказку про Язычок. Он жил во рту и был очень любопытным. Он любил высовываться изо рта и смотреть по сторонам (движения языка влево - вправо, вверх - вниз, круговые движения и т. д.). Он любил играть в прятки: высовываться и прятаться за зубами, за верхними и нижними. А еще он любил дразниться - делался то широким, то узким.

◈ Покривляйтесь с ребенком перед зеркалом, постройте рожицы.

◈ Наверняка ему понравится также помогать себе произносить согласные звуки. Язычку помогают в этом зубы, небо, гортань. Произнесите звуки в, с, з, д, н, к, ц, ш. Пропойте звуки м, н, с, з, ж. Пусть малыш приставит руку к горлу во время произнесения этих согласных, он почувствует, что в горле что-то вибрирует - там рождаются звуки.

◈ Гласные звуки произносятся без помощи языка. Их можно петь голосом. Пропойте: А-О-Э-И-У-Ы. Вспомните, какие бывают согласные звуки («шипящие», «звенящие» и т. д.).

◈ Закрепляем: почаще кривляйтесь перед зеркалом. Пусть малыш выполняет такие, например, упражнения: положит широкий язык - «блин» - на нижнюю губу и скажет: «Пя-пя-пя». Улыбнется, прижав язычок к нёбу, и, не отпуская язычка, будет закрывать и открывать рот ит. д.

Вкусное варенье

Артикуляционная гимнастика

◈ Как играем: ребенок должен слегка приоткрыть рот и облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз. При этом нужно следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала.

Непослушный язычок

Игра помогает выработать умение расслаблять мышцы языка, удерживать его широким и расслабленным

◈ Как играем: ребенок должен приоткрыть ротик, положив язычок на нижнюю губу и, шлепая («наказывая») его губами, произносить: «Пя-пя-пя».

◈ Закрепляем: делаем это упражнение перед зеркалом.

Лошадка

Упражнение для языка

◈ Как играем; предложите ребенку поцокать, как лошадка. Цокать нужно язычком, прижимая его к альвеолам верхних зубов.

◈ Закрепляем: такое упражнение можно делать каждый день.

Вредные советы

Игра тренирует мышцы, челюсти языка

◈ Как играем: ваш ребенок облизал палочку от мороженого, слизал крошки с тарелки, взял в рот шарик и катает его во рту, выдул пузырь от жевательной резинки или показал язык? Простите ему эту шалость. Только напомните, что при чужих людях этого делать нельзя.

◈ Закрепляем: можно положить ребенку на кончик языка ириску или другие сладости, и ребенок должен держать ее столько, сколько он выдержит. А вы считайте в это время.Консультация для родителей Игры на развитие речи детей 3-4 лет

Язычок балуется

Игра помогает учить произносить короткие чистоговорки

◈ Как играем: дети 3-4 лет любят играть словами. Итак, играем. Сочиняйте вместе с ребенком, например:

Ба-ба-ба - загудела труба,

Бо-бо-бо - белка села в дупло,

Бу-бу-бу - сидит ворон на дубу.

И т. д.

◈ Такие чистогоровки можно придумать на любой звук.

Используйте парные согласные, например, по твердости - мягкости:

На-на-на - в небе светит луна,

Ня-ня-ня - к нам идет Нафаня.

И т. д.

◈ Закрепляем: берем обратные слоги:

Ад-ад-ад - Коля будет рад,

Яд-яд-яд - конфеты у ребят.

И т. д.

◈ Произносим их тихо - громко, быстро - медленно. Такие речевые упражнения желательно делать каждый день по 5-10 минут, используя любую свободную минутку, - по дороге в детский сад, в магазин.

Повторяй-ка

Игра помогает научить четко произносить слова

Необходимый инвентарь: картинки.

◈ Как играем: называйте слова, в которых есть определенный звук, например, ж или с:

♦ жук, жало, желудь, железо, ножницы, лыжи;

♦ Саша, санки, суслик, самолет, слон, сушка, носки ит. д.

◈ Ребенок должен внятно произносить их, скорость здесь не нужна.

◈ Закрепляем: подбирайте слова на парные согласные звуки - твердые и мягкие:

♦ мама, мыло, магазин, масло, сом, мороз (м);

♦ Мила, мел, мельница, мебель (мь).

Досказалка

Игра помогает научить ребенка договаривать слово, развивает наглядно-образное мышление

◈ Как играем: произносите вместе с ребенком:

Ко-ко-ко - на плите сбежало моло... (ко).

Ща-ща-ща - зеленая ро... (ща).

Чу-чу-ну - педаль кру... (чу).

◈ Меняйтесь ролями. Ребенок говорит слоги, вы досказываете слово. Например, ребенок говорит: «До-», - вы досказываете: «-шадь».

◈ Закрепляем: продолжаем играть: лу-жа, сту-лья, ок-но, маши-на.

◈ Если ребенок справляется, предложите ему на один слог досказать несколько окончаний: но-жницы, -ги, -ски. Кто больше подберет слогов, тот и победил.

Лопнул, хлопнул, вот и всёКонсультация для родителей Игры на развитие речи детей 3-4 лет

◈ Как играем: предложите ребенку стать шариком, который будут надувать и сдувать. Вы надуваете шар - ребенок разводит руки в стороны и делает глубокий вдох через нос, вы сдуваете шарик - ребенок обнимает себя руками и говорит на длительном выдохе: «Ш-ш-ш-ш-ш-ш». Такое упражнение можно делать по несколько раз в день.

◈ Закрепляем: как шипит змея? - длительное ш-ш-ш-ш- ш-ш, как гудит комар? - длительное з-з-з-з-з-з и т. д.

Пузырики

Игра помогает развивать речевое дыхание

Необходимый инв ентарь: вода, стакан, соломинки.

◈ Как играем: предложите ребенку посоревноваться - подуть в соломинку, опущенную в воду. У кого больше воздушных пузырей, тот и победил. А если соломинку опустить в с ок, морс, много ли будет пузырей? Попробуйте взять длинную и короткую соломинки: повлияет ли это на результат?

◈ Закрепляем: теперь выигрывает тот, кто дольше сможет

дуть в соломинку.

◈ На улице сдувайте с руки листики, лепестки, перышки.

Воздушные ватки

Игра помогает развивать речевое дыхание, учит регулировать его силу.

Необходимый инвентарь: цветные ватки для косметики.

◈ Как играем: подуйте на ватные шарики, лежащие на столе. У кого шарик улетит дальше, тот и победил. А может, их сдуть со стола в тазик, стоящий на стуле? Или разделить стол ниточкой (шнурком) пополам и дуть на ватку так, чтобы не сдуть на другую половину. Кто перешел границу - тот проиграл.

◈ Закрепляем: сдувать ватки можно и с ладони - у кого дальше улетит, тот и победитель.



© 2010-2022