Статья Детская тревожность как переживание эмоционального неблагополучия

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Детская тревожность как переживание эмоционального неблагополучия



Однажды воспитатели петербургских детских садов составили и опубликовали так называемое открытое письмо тревожных детей.

«В-в-воспитатели!

Мы боимся приходить в детский сад, но и дома оставаться тоже боимся. Мы боимся, что у нас что-то получится не так, как вы хотите, что мы не успеем выполнить задание, не сможем быстро пообедать, и тогда нас будут ругать… Мы боимся, что нас вечером не заберут родители, ведь вдруг они попадут в несчастный случай или не будет работать метро…

От всех этих «боимся» у нас постоянно болит то живот, то голова. А вот сейчас, кажется, поднимается температура…

Не кричите на нас, пожалуйста, говорите поменьше и тихим голосом. Похвалите нас и не забудьте сказать ласковое слово, не называйте нас по фамилии…

Мы ждём, что вы нам поможете и поддержите нас».

Нервные дети, которых сейчас достаточно много, отличаются импульсивностью и раздражительностью. Повышенная тревожность у них оборачивается вспышками агрессии, они плохо переносят стрессовые ситуации, даже могут впасть из-за них в состояние неуправляемости.

Что же такое тревожность? Тревожность обычно называют повышенную склонность испытывать опасение и беспокойство. Бывает, что тревога оправдана и даже полезна, она делает человека более ответственным, позволяет избежать опасности или решить какую-либо проблему. Это ситуативная тревожность. Но бывает, что тревога сопровождает человека всегда, т.е. становится устойчивой его чертой. Тогда личность испытывает постоянный безотчетный страх и ощущение какой-то угрозы. Любое событие кажется неблагоприятным и опасным. Известны, так называемые, возрастные пики тревожности. У детей раннего возраста тревожность порождается разлукой с матерью. В возрасте семи лет главную роль играет адаптация к школе, в младшем подростковом возрасте - общение с родителями и учителями, в ранней юности - отношение к будущему.

Эти возрастные страхи могут быть присущи большинству здоровых детей данного возраста, но наряду с этими существуют страхи индивидуальные, свойственные только конкретному ребёнку (страх высоты, темноты, одиночества).

Тревожный ребёнок постоянно подавлен, ему трудно устанавливать контакты с окружающими. Весь мир кажется ему пугающим и враждебным. У ребёнка закрепляется заниженная самооценка, формируется мрачный взгляд на будущее. В этом случае речь идёт уже о повышенной тревожности.

Очень часто появление тревожности связано с нарушением детско-родительских отношений. Когда дома, в семье преобладает постоянная тревожно-мнительная атмосфера, когда родители сами всё время чего-то опасаются и о чем-то беспокоятся, то, когда ребёнок, словно заражаясь от родителей, сам перенимает у взрослых нездоровую форму реагирования на всё, даже на самые обыденные жизненные ситуации.

У тревожных родителей - тревожные дети. Однако тревожные дети могут расти и у очень уверенных в себе родителей, которым неведомы сомнения, которые знают, что хотят и чего добиваться в жизни. Ребёнок у таких родителей постоянно должен оправдывать высокие требования взрослых.

Он находится в ситуации напряжённого ожидания: сумел - не сумел угодить родителям. И любовь таких родителей к ребёнку можно назвать условной. Но ведь самый главный вопрос, который волнует ребёнка - это любят ли его родители! Родительская любовь полагается ребёнку не как награда за его успехи, а просто потому что, он ваш, уважаемые родители.

Ведь постоянные опасения и тревоги не помогут, а скорее помешают ребёнку добиться чего-то значительного в жизни.

Некоторые дети постоянно что-то выдумывают о себе, чтобы завладеть вниманием взрослых, другие изо всех сил пытаются завоевать одобрение и симпатии окружающих, со всеми ради этого всегда соглашаются, но всё это ведет к тому, что ребёнок может вырасти эмоционально зависимым.

Конечно, условия для воспитания детей сейчас, мягко говоря, не простые, но родителям нельзя опускать руки. Взрослые, прежде всего, должны внимательно следить за собой и не подавать дурной пример.

Когда ребёнок видит, что близкие относятся друг к другу уважительно, это для него становится нормой, причём выражаться это должно не только в чём-то главном, но и в мелочах, поскольку именно мелочи часто привлекают внимание детей.

Не чувствуя со стороны взрослых защиты, ребёнок начинает тревожиться, а тревога у детей выражается усилением непослушания. Право на защиту очень важно в жизни ребёнка. Поэтому, пока дети маленькие, надо надёжно ограждать их не только от реальных опасностей, но и от опасной информации - такой, которая способна вызвать запороговые страхи, подорвать веру в справедливость, вогнать в тоску и уныние. Ребёнку для нормального развития совершенно необходимо верить, что мир хороший и добрый, что злых немного и их всегда победят, что родители и люди, олицетворяющие в его представлении власть (милиционеры, солдаты и проч.), на стороне добра - пишет детский психолог Т.Л. Шишова.

Ребёнок может чувствовать себя более защищённым, если окружающие его взрослые, пусть лучше будут строги, но справедливы, нежели попустительно-равнодушными. Его тревожность в последнем случае усиливается, так как он не уверен, что в случае чего найдёт необходимую защиту со стороны взрослого. Поэтому очень актуальны и сегодня принципы воспитания Н.Е. Пестова:

  1. Без крайней необходимости нельзя отменять свои распоряжения (конечно, при условии, что они разумны);

  2. Распоряжения должны быть точно выражены и сказаны категорически (не грубо и властно, как бывает в иных семьях);

  3. Необходимо приучить детей слушаться с первого слова;

  4. Родителям важно всегда взаимно поддерживать свой авторитет;

  5. Не оставлять без наказания ослушника;

  6. Быть последовательным;

  7. Не командовать постоянно детьми;

  8. Не требовать от детей чего-нибудь слишком трудного;

  9. Не позволять детям фамильярно к себе относиться.

Как ещё помочь тревожному ребёнку? Из практической помощи такому ребёнку особенно полезным является метод, при котором ребёнка последовательно помещают в ситуации, вызывающие у него тревогу, например, с помощью кукольного театра. Сюжеты для кукольного спектакля выбираются в зависимости от того, какие ситуации тревожат ребёнка больше всего. Можно проигрывать, таким образом, различные сценки школьной жизни, тревожащие ребёнка. Хорошим приёмом является рисование своих страхов и рассказы о них. В таких занятиях ребёнок, конечно, не полностью избавляется от тревоги, но они помогут ему более свободно и открыто выражать свои чувства, повысят уверенность в себе.

Очень часто у тревожного ребёнка занижается самооценка, к тому же состояние тревоги, как правило, сопровождается повышенным мышечным напряжением в области лица, рук, живота и т.д.

Поэтому в качестве помощи при работе с тревожными детьми очень эффективными являются упражнения на релаксацию мышц и упражнения для повышения самооценки (см. тренинг с тревожными детьми Е.К. Лютова, Г.Б. Монина).

Таким образом, важным и необходимым является комплексный подход в организации работы с тревожным ребёнком. Только в случае совместной работы педагогов, родителей, психологов помощь тревожному ребёнку может быть по- настоящему эффективной.



© 2010-2022