- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Методическое пособие Башкирская матрешка
Методическое пособие Башкирская матрешка
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Исмагилова А.А. |
Дата | 10.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Методическая пособие «Башкирская матрешка»
Направленность: Познавательное. Формирование элементарных математических представлений, художественно- эстетическое, физическое, социально-коммуникативное, речевое.
Предпосылки: развитие математических представлений через дидактическую игру и игровые упражнения с использованием регионального компонента.
Вид: методическая разработка.
Участники: воспитатель, дети, родители.
Характер участия: сотрудничество, игровая деятельность.
Продолжительность: в течении учебного года.
Актуальность: тема обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.
Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей дошкольного возраста, отвечающее современным требованиям, средствами дидактических игр с использованием регионального компонента. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.
Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра - естественный способ развития ребенка. Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.
Цель: реализовать через дидактическую игру и игровые упражнения требования к организации образовательного процесса ДОУ, формировать у детей культурные ценности, способствовать развитию интеллектуальных, личностных и физических качеств.
Задачи:
Образовательные:
Уточнение и расширение математических представлений.
Совершенствовать умение составлять множества из отдельных элементов и выделять элементы из множества.
Закреплять навыки количественного и порядкового счета.
Совершенствовать умение сравнивать несколько предметов по величине и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке. Совершенствовать умение различать геометрические фигуры.
Закреплять умение ориентироваться в пространстве относительно себя.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес к математическим категориям: количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве.
Способствовать развитию мыслительной активности и воображения. Развивать самостоятельность, творчество, художественный вкус.
Способствовать развитию всех компонентов речи, двигательной сферы, ручной моторики, памяти, внимания, познавательных способностей.
Расширять знания о народном декоративно-прикладном искусстве Башкортостана.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к математическим категориям. Приобщать детей к общечеловеческой культуре, историческому и нравственному самосознанию, познанию своих корней. Прививать уважение к мастерам-умельцам, развивать эстетическое чувство и вкус. Воспитывать любовь к родному краю, чувства привязанности, преданности к своей Родине - Башкортостану. Воспитывать творческую личность, знающую и уважающую родную культуру.
Этапы работы:
I этап - подготовительный. Изготовление родителями матрешек. Создание условий, необходимых для методического пособия. Изучение методической литературы, подборка дидактических игр и игровых упражнений по формированию элементарных математических представлений. Составление картотеки, оформление демонстрационного и раздаточного материала.
II этап - формирующий (творческий). Разыгрывание сюрпризного момента, знакомство с башкирской матрешкой. Игровое взаимодействие через индивидуальные и групповые занятия. Проведение дидактических игр. Самостоятельные игры детей.
III этап - заключительный (презентационный): обобщение материалов и результаты работы. Презентация.
Ожидаемый результат:
Создание условий для учебно-игровой деятельности.
Развитие устойчивого интереса к изучению математики.
Закрепление знаний по всем разделам формирования элементарных математических представлений.
Развитие психических процессов и мелкой моторики.
Расширение знаний о народном декоративно-прикладном искусстве Башкортостана.
Дидактические игры и игровые упражнения
Младшая группа
Величина
• Учить сравнивать два предмета по длине и обозначать результат сравнения словами длинный - короткий, длиннее - короче. «Подберем полоски»
• Закреплять умение различать контрастные по величине предметы, используя при этом слова большой, маленький.
• Познакомить с приемами сравнения двух предметов по высоте, учить понимать слова высокий - низкий, выше - ниже. «Построим сестер в ряд»
Форма
• Познакомить с квадратом, учить различать круг и квадрат. «Подберем узор», «Какой фигуры не стало?», «Что изменилось?».
• Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). «Найди пару», «Составим узор», «Волшебные платочки».
Ориентировка в пространстве
• Упражнять в определении пространственных направлений от себя и обозначать их словами вверху - внизу.
• Упражнять в умении различать пространственные направления от себя и обозначать их словами: впереди - сзади, слева - справа.
• Учить определять пространственное расположение предметов, используя предлоги на, под, в и т. д. «Где кто находится», «Где звучит курай?»
Количество
• Закреплять умение различать количество предметов, используя слова «один», «много», «мало».
• Закреплять умение сравнивать две группы предметов «Найди столько же», «В каком ряду больше?», «Определи у кого больше», «Расставим квадраты (треугольники.)».
Средняя группа
Величина
• Закреплять умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами большой, маленький, больше, меньше.
• Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине и ширине, обозначать результаты сравнения словами: длинный - короткий, длиннее - короче; широкий - узкий, шире - уже.
• Упражнять в умении сравнивать предметы по величине (в пределах 5), раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше, самый маленький, больше. «Наведем порядок», «Кто скорее собирет?..»
Ориентировка в пространстве
• Упражнять в определении пространственных направлений от себя и назывании их словами: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу. «Где звучит курай»
Форма
• Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
• Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме и пространственному расположению. «Найди пару», «Найди различия», «Найди такой же», «Что изменилось?», «Укрась…»
Счет
• Закреплять умение считать в пределах 5, познакомить с порядковым значением числа, учить правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?».
• Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от качественных признаков предмета (размера, цвета). «Отсчитай столько же», «Найди пару», «Что изменилось?», «Исправь ошибку», «Чего не стало?».
Старшая группа
Величина
• Закреплять умение сравнивать два предмета по двум параметрам величины (длина и ширина), результат сравнения обозначать соответствующими выражениями (например: «Красная ленточка длиннее и шире зеленой ленточки, а зеленая ленточка короче и уже красной ленточки»).
• Упражнять в сравнении пяти предметов по длине, учить раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый длинный, короче, еще короче… самый короткий (и наоборот). «Расставь по порядку», «Исправь ошибку», «Найди недостающую»,
Форма
• Закреплять представления о знакомых плоских геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (цвет, форма, величина).
Ориентировка в пространстве
• Совершенствовать умение определять пространственное направление относительно себя: вперед, назад, слева, справа, вверху, внизу.
• Продолжать учить определять свое местоположение среди окружающих людей и предметов, обозначать его словами: впереди, сзади, рядом, между.
Количество и счет
Совершенствовать умение считать. Закреплять навыки порядкового счета «Сосчитай сестер», «У кого больше?», «Которая по счету?», «Кого не хватает?»
Подготовительная группа.
количество
Закрепление умения называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет), последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
Формирование умения на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (-) и знаком отношения равно (=).
Величина
Формирование первоначальных измерительных умений. Закрепление умения измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку).
Развитие представлений о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.
Форма
Уточнение знаний о геометрических фигурах, их элементах (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойствах.
Закрепление умения распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, фо Закрепление умения анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.
Ориентировка в пространстве
Формирование умения ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т. д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).