Программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 63 «Журавлик» комбинированного вида Киселёвского городского округа

(ДЕТСКИЙ САД 63)



ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ На заседании педагогического совета Заведующий ДЕТСКИЙ САД 63 протокол №1 от 27. 08.2015 г. __________ Л.Б. Приступа

.

Программа

психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста



Рассмотрено Составители:

на городском Е. П. Пермякова

методическом объединении педагог-психолог

педагогов-психологов ДЕТСКИЙ САД 63

Протокол № 1

от 28.08.2015 г.


Киселёвский городской округ, 2015

Программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста

Составители:

Пермякова Елена Петровна, педагог-психолог высшей квалификационной категории.

В программе представлена модель практической деятельности педагога-психолога по вопросам психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста, реализующая инновационный подход к организации и содержанию работы педагога-психолога ДОУ.

Программа составлена на основе ФГОС ДО (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) и предназначена педагогам-психологам дошкольных образовательных организаций.





Содержание

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка…………………………………………………………..3

1.2. Цели и задачи реализации программы………………………………………….6

1.3. Принципы формирования программы…………………………………….……7.

1.4. Возрастные особенности детей дошкольного возраста………………………..8

1.5. Направления психолого-педагогического сопровождения………………...…15

2. Содержательный раздел

2.1. Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ…………………………………………………………….………...23

2.2. Психологическое сопровождение при подготовке детей к школьному обучению………………………………………………………………………....…...27

2.3. Психологическое сопровождение детей компенсирующих групп (нарушение зрения)…………………………………………………………………………………32

3. Организационный раздел

3.1. Модель организации психологического сопровождения на учебный год…...37

3.2. Взаимодействие педагога-психолога с педагогами ДОУ……………………..41

3.3. Условия развивающей предметной среды для организации психологического сопровождения…………………………………………………………………..……43

3.4. Условия обеспечения эффективной деятельности кабинета педагога-психолога ДОУ………………………………………………………………………..45


1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Нормативно правовые документы федерального уровня последних лет, в первую очередь закон РФ «Об образовании» и приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» внесли значительные коррективы в сложившееся представление работников системы дошкольного образования о программном обеспечении деятельности ДОУ.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает охрану и укрепление психического здоровья детей как одну из центральных задач работы детского сада. Психологическое сопровождение выступает важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду и рассматривается как необходимое условие формирования у дошкольников физических, интеллектуальных и личностных качеств.

Педагог-психолог ДОУ создает условия для гармоничного становления личности ребенка, обеспечивает его эмоциональное благополучие, помогает дошкольнику продуктивно реализовать индивидуальный путь развития. Стремясь достигнуть своей базовой цели - охраны и укрепления психического здоровья воспитанников ДОУ, педагог-психолог включается в образовательный процесс, во все формы работы педагогического коллектива, устанавливает продуктивные взаимоотношения с воспитателями и родителями.

Программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в МАДОУ детский сад № 63 «Журавлик» комбинированного вида Киселёвского городского округа разработана в соответствии с:

1. ФЗ РФ «Об образовании» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ.; 2. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»; 3. Федеральным государственным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013г.№1155; 4. Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»; 5. Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации № 636 от 22.10.1999 г.; 6. Письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 7 апреля 1999 года N 70/23-16 «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»; 7. Положением «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» протокол № 1 от 27августа 2014 года.

Содержание программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в дошкольном образовательном учреждении и спецификой ДОУ.

Общее количество групп в МАДОУ детский сад № 63 «Журавлик» комбинированного вида -12, из них 9 групп - общеразвивающей направленности и 2 группы - компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения.







1.2. Цели и задачи реализации программыфедеральные документы

региональные документы

окружные документы

документы образовательной организации

Основной целью системы психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в МАДОУ детский сад № 63 «Журавлик» комбинированного вида является создание условий, направленных на полноценное психо-физическое развитие детей, обеспечение их эмоционального благополучия, развитие индивидуальных способностей каждого ребенка.

Функционирование программы психолого-педагогического сопровождения обеспечивает решение следующих задач:

1. Усиление психологизации в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения.

2. Проведение индивидуальной и групповой работы с детьми на основе диагностирования и учета их индивидуально-психологических особенностей.

3. В работе с педагогическими кадрами особое внимание уделить вопросу использования в работе с детьми данных, полученных в процессе диагностики педагогом-психологом.

4. Разработка и внедрение циклов коррекционно-развивающих занятий направленных на коррекцию эмоциональных и поведенческих нарушений.

5. Направить деятельность педагогического коллектива на выявление и помощь детям «группы риска» в их социальной реабилитации.

6. В работе по формированию здорового образа жизни у детей и родителей направить усилия на аспект профилактики и формированию психического здоровья.

7. В работе по подготовке детей к школе использование комплекса развивающих занятий направленных на мотивационно-ценностное отношение ребенка к школе, стимулировать развитие его психических процессов.

8. Оказание психологической помощи (консультативно-диагностической, коррекционной, психопрофилактической) всем участникам воспитательно-образовательного процесса.

9. Содействие личностному развитию каждого ребенка на всех возрастных этапах, на основе развития индивидуальных особенностей детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявлений.

10. Содействие развитию у детей основных личностных новообразований дошкольного детства.

11. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

12. Повышение психологической компетентности родителей и педагогов в закономерностях и особенностях развития ребенка, а также в вопросах обучения и воспитания детей.

1.3. Принципы формирования программы

Организация психологического сопровождения строится на следующих принципах:

  • принцип индивидуального подхода предполагает всестороннее изучение воспитанников и разработку соответствующих мер психологического воздействия с учетом выявленных особенностей (выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка);

  • принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации). Важным условием успешности психологического сопровождения является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности, которая является субъектом своего развития, а не пассивным потребителем социальных услуг;

  • принцип социального взаимодействия предполагает создание условий для понимания и принятия друг другом всех участников образовательного процесса с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе.

  • принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания, который предполагает наличие вариативной развивающей среды, т. е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания;

  • принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста - установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент ребенку, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.


1.4. Возрастные особенности детей дошкольного возраста

Возрастные особенности детей 2-х - 3-х лет.

На втором году жизни детей знакомят с названиями предметов ближайшего окружения (игрушки, одежда, обувь, посуда. Мебель, транспортные средства), способами их использования: функциями(*Из чашки пьют чай и компот*, *На автобусе ездят люди*).Называя предметы, детей знакомят с их цветом , формой, величиной, учат различать и называть части некоторых предметов (у автомашины - кабина), материал, из которого сделаны (бумага, дерево, ткань).При ознакомлении с материалом нужно прежде всего обеспечить его активное восприятие детьми. Отдельные свойства и качества материала воспринимаются легче, если ребенок неоднократно опробует его (мнет, рвет.) Необходимо формировать у дошкольников умение различать знакомые им предметы и действия на картинках и называть их. Узнавание действий на картинке - одно из проявлений способности к обобщению. Показывая сюжетные картинки, проводя игры-инсценировки, обращать внимание на состояние и настроение действующих лиц (испугался, плачет..), помогать разобраться что хорошо и что плохо. Для успешного освоения окружающих предметов требуется постепенность и систематичность, поэтому многие дидактические игры и упражнения повторяются неоднократно и с последовательным усложнением. Ребенка двух лет следует учить играть с куклой. Что даст ребенку возможность ощутить себя в положении другого, переживать его радости как свои, воспитанию эмоциональной отзывчивости. В трехлетнем возрасте ребенок переживает значимый для его развития и социализации возрастной кризис. Маленький дошкольник впервые начинает осознавать свою автономность и индивидуальность, стремится к самостоятельности, понимает то, что может многое сделать сам, без помощи взрослого. Яркими проявлениями * кризиса трех лет* являются: негативизм, упрямство, строптивость. В возрасте трех лет у детей появляется интерес к совместной игровой деятельности, происходит переход от *игры рядом* к *игре вместе*. Активно развиваются эмоциональная и сенсорно-перцептивная сфера ребенка. Основным видом деятельности трехлеток становится игра. На третьем году жизни игра становится ведущим видом деятельности дошкольников. Основным содержанием игры являются действия с игрушками и предметами - заместителями. Сюжеты игр просты и неразвернутые. Младшие дошкольники скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. Эти представления только начинают формироваться, графические образы бедны. Большое значение для развития мелкой моторики младших дошкольников имеет лепка. В этом возрасте дети способны овладеть простейшими видами аппликации. Конструктивная деятельность ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

Младшие дошкольники активно осваивают сенсорные эталоны формы, цвета, величины. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, ориентироваться в пространстве группы детского сада. Развиваются память и внимание. К концу младшего дошкольного возраста дети могут запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. Дошкольники способны устанавливать некоторые простые связи между событиями, предметами или явлениями.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре. Поведение ребенка во многом еще ситуативное. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

Возрастные особенности детей 3-х - 4 лет.

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. В процессе игры роли могут меняться. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становиться предметным и детализированным. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу. Усложняется конструирование: постройки могут включать 5 - 6 деталей. Происходят изменения мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Усложняются игры с мячом.

К концу среднего возраста восприятие детей становится более развитым. Они могут назвать форму, на которую похож тот или иной предмет.

Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить стихотворение. Начинает развиваться образное мышление. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Развивается оригинальность и произвольность воображения. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенок может сосредоточиться на деятельности на 15-20 минут.

Речь становиться предметом активности детей. Развивается ее грамматическая сторона. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Ведущим становиться познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в ходе общения, может быть сложной и трудной для его понимания, но она вызывает у него интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них чрезвычайно важной оказывается его похвала. Появляется повышенная обидчивость на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу; совершенствованием восприятия; развитием образного мышления и воображения; развитием памяти, внимания, речи; появлением познавательной мотивации.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 4 ЛЕТ

ПОКАЗАТЕЛИ

ХАРАКТЕРИСТИКА

Ведущая потребность

Потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка

Ведущая потребность

Восприятие

Игровая деятельность

Партнерская со взрослыми, индивидуальная с игрушками, игровое действие

Отношения со взрослыми

Ситуативно-деловое: взрослый - источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству

Отношения со сверстниками

Эмоционально-практическое : сверстник малоинтересен

Эмоции

Резкие переключения, Эмоциональное состояние зависит от физического комфорта

Способ познания

Экспериментирование, конструирование

Объект познания

Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначения

Восприятие

Восприятие сенсорных эталонов ( цвет, форма, размер)

Внимание

Непроизвольное; быстро переключается с одной деятельности на другую. Удерживает внимание 5-10 минут. Объем внимания 3-4 предмета.

Возрастные особенности детей 4 - 5 лет.

Действия детей в играх становятся более разнообразными. Дети уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». Игровые действия детей становятся разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер. Изображение человека становится более детализированным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. В конструировании дети овладевают обобщенным способом обследования образца. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе чертежа, схемы, по замыслу и по условиям.

Интенсивно начинают развиваться память, воображение, мышление, речь, восприятие и т.д.

РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ 5 ЛЕТ

ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

КОМПОНЕНТЫ

Восприятие

Цвет, форма, величина, свойства предметов, эмоциональные состояния

Память

Зрительная, слуховая, тактильная

Внимание

Объем, концентрация, устойчивость, переключение, распределение

Мышление

Мыслительные операции: анализ. синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, классификация, сериация

Воображение

Репродуктивное, с элементами творческого

Возрастные особенности детей 5 - 6 лет.

К пятилетнему возрасту все психические процессы активно развиваются и начинают приобретать произвольный характер. Наблюдаются задатки ответственности за порученное дело.

В пять лет при общении ребенок обращает внимание на нравственные качества и черты характера сверстников. Совершенствуется эмоционально- личностная сфера. Во время динамических пауз усложняются правила игр, задания насыщаются вербальным и невербальным общением. Поэтому много заданий должно быть посвящено осознанию собственной личности и личности других, а также общению.

Интеллектуальное развитие ребенка 5-6 лет определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения.

Во время занятий часть времени отводится на постепенное формирование произвольного внимания. Упражнения направлены на развитие важнейших характеристик внимания : устойчивость внимания как способность к более длительному сохранению концентрации, переключение внимания как способность быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой и распределение внимания - возможность сосредоточиться одновременно на двух или большем числе различных объектов.

РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ 6 ЛЕТ

ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

КОМПОНЕНТЫ

Восприятие

Цвет, форма, величина, свойства предметов, эмоциональные состояния, пространство, время

Память

Зрительная, слуховая, тактильная

Внимание

Объем, концентрация устойчивость, переключение, распределение

Мыщление

Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, классификация, сериация

Воображение

Репродуктивное, с элементами творческого, творческое

Возрастные особенности детей 6 - 7 лет.

В сюжетно-ролевых играх дети седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т.д. Игровые действия становятся более сложными и обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству. Они меняют свое поведение в зависимости от места в данном пространстве. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, переданные детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки обретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.д. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно - творческие способности в изобразительной деятельности. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям - он важен для углубления их пространственных представлений. Усложняется конструирование из природного материала. Детям уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных в различных условиях. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и монологическая речь. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры и освоением формы позитивного общения с людьми.

1.5. Направления психолого-педагогического сопровождения

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном процессе детского сада, обеспечивающего получение дошкольного образования, осуществляется по следующим направлениям:

Диагностическая работа;

Развивающая и коррекционная работа;

Консультативная работа;

Просветительская работа;

Психопрофилактическая работа;

Организационно-методическая работа.

1. Диагностическая работа.

В задачи психодиагностики входит намерение получить информацию об индивидуальных психологических особенностях детей, которая была бы полезна как им самим, так и их воспитателям, родителям.

Для диагностики детей используется следующий инструментарий:

-Психодиагностический комплект Семаго (Материалы Комплекта позволяют провести полное углубленное психологическое обследование ребенка, в том числе оценку сформированности базовых составляющих психического развития, что позволяет более эффективно поставить психологический диагноз и определить вероятностный прогноз дальнейшего развития ребенка)

-Программа и методические рекомендации «Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения» (Н.Семаго, М.Семаго).

-Комплект материалов «Экспресс-диагностика в детском саду» (Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко)

-Психологические рисуночные тесты, в частности проективные методики для выявления проблем личности «Дом-Дерево-Человек» (Дж.Бук), «Моя семья», «Несуществующее животное»

-Т.А. Нежнова, методика «Беседа о школе» (мотивационная готовность к школе)

-Аверина И.С., Щебланова Е.И. «Методика экспресс диагностики интеллектуальных способностей детей 6-7лет»

-Психолого-педагогическое обследование развитие детей дошкольного возраста по специализированному набору методик под редакцией Е.А.Стребелевой (восприятие, внимание, память, воображение, мышление, развитие речи)

Социальное развитие и коммуникативная сфера исследуются с помощью:

-методика «Формы общения» М.И.Лисиной

-социометрическая проба «День рождения»

-методика исследований межличностных отношений по Рене Жилю, адаптированный вариант.

Проблемы в эмоциональная сфере (по запросу) выявляются посредством:

-тревожность и страхи (тест «Тревожности» Р.Темпл, М.Дорли, Л.Амен; методика «Страхи в домиках» модификация М.А.Панфиловой»; методика «Лесенка» В.Г.Щур)

-агрессивность (графическая методика «Кактус» М.А.Панфилова)

Основными направлениями диагностики детей являются:

- выявление уровня готовности детей к началу школьного обучения;

- выявление уровня адаптированности вновь поступивших детей;

-индивидуальная и групповая диагностика по запросам родителей, администрации и воспитателей;

-диагностика познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы дошкольников компенсирующих групп.

В результате диагностики выявляются дети с нарушениями в эмоциональной сфере, отклонениями в поведении и умственном развитие. В детском саду, отклонениям, проявляющимся в нарушении эмоциональных контактов со сверстниками и взрослыми, уделяется особое внимание, так как они могут способствовать возникновению у детей внутреннего дискомфорта, чувства неполноценности, что может в дальнейшем привести к серьезным искажениям в развитии. Также в процессе диагностики выявляются группы детей, у которых нарушения в эмоционально-поведенческой сфере особо значительны - чаще это дети из семей «группы риска». Эти дети отмечаются нуждающимися чаще в индивидуальной коррекционной психологической помощи, обеспечивающей учет их индивидуальных особенностей, правильно-организованный подход, создание специальных условий для полноценного психического развития.

В процессе диагностики выявляются и дети требующие длительной психотерапевтической работы. Это такие категории детей как:

- эмоционально-заторможенные (замкнутые, робкие, ранимые, избегающие общения);

- тревожные;

- гиперактивные;

- имеющие психологические травмы;

- нуждающиеся в коррекции фобий;

-с искажением психического развития.

Диагностика позволяет своевременно выявить этих детей, нуждающихся в помощи психотерапевтов и неврологов. Родителям этих детей рекомендуется обратиться в психолого-медико-социальные центры для получения консультаций, а в некоторых случаях и медикаментозной поддержки психического здоровья их детей.

В последнее время большинство выявляемых отклонений у детей связаны с особенностями и типами семей, в которых они проживают. Из-за нарушений в семейной системе снижается потенциал ребенка, снижаются возможности его полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Данные отклонения препятствуют также развитию интеллектуальных функций. Поэтому был сделан вывод о необходимости проведения в детском саду коррекционной работы с этими детьми (изменении устойчивых отрицательных эмоционально-поведенческих реакций), которая будет включать также периодическое психологическое консультирование их родителей для изменения их неадаптивных паттернов взаимодействия с детьми.

2. Коррекционная и развивающая работа.

Основными направлениями коррекционно-развивающей работы педагога-психолога МАДОУ детский сад № 63 «Журавлик» комбинированного вида являются:

- развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;

- формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.

Для коррекции нарушений в эмоционально-личностном и познавательном развитии детей стало необходимым разработать комплексы специальных заданий, упражнений, логических задач, развивающих игр, основанных на методах и приемах психокоррекции. Совокупность их обеспечивает комплексное развитие памяти, внимания, речи, наблюдательности, формирования эмоционально-личностной сферы ребенка.

Мной на основе рекомендаций психологов Воробьевой Н.Л. и Е.Н. Юрчук, а также парциальнальных программ психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик - семицветик» под редакцией Н.Ю.Куражеевой, психологических занятий В. Л. Шарохиной и занятий по развитию интеллекта Е.О. Севостьяновой были разработаны циклы коррекционно-развивающих занятий для детей, испытывающих трудности в эмоционально-личностной и познавательной сферах:

1. Цикл коррекционно-развивающих занятий «Путешествие по волшебной Стране знаний» (интеллектуальная и мотивационная подготовка детей к школе).

2. Цикл развивающих занятий, направленных на эмоциональное развитие дошкольников «По сказочным дорожкам - к успеху».

3. Цикл развивающих занятий, направленных на развитие познавательных процессов «Школа умников и умничек». Цикл разработан для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности по зрению.

4. Цикл развивающих занятий, направленных на развитие познавательных процессов «Первые шаги в увлекательный мир Знаний» (для детей средней группы компенсирующей направленности по зрению).

5. Для оказания помощи детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения был составлен цикл развивающих занятий «Приходи играть». Этот цикл развивающих занятий основан на реализации игровых комплексов А. С. Роньжиной, Н.А. Карпухиной и О.В. Хухлаевой.

Построение циклов занятий для каждого возрастного периода ориентировано на удовлетворение ведущей потребности и основано на развитии ведущего психического процесса или сферы психики.

2-3 года-речь

3-4 года-восприятие

4-5 лет-восприятие, эмоциональная сфера

5-6 лет-эмоциональная сфера, коммуникативная сфера

6-7 лет-личностная сфера, волевая сфера.

Задание на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления), а также на развитие волевой и психофизиологической сферы подобрано в соответствии с темами занятий.

Необходимо отметить, что коррекционная работа с детьми осуществляется в тесном взаимодействии с родителями и педагогами, так как каждый из этих факторов действует не в отдельности, а в сочетании с другими.

Как показывает практика, в результате диагностики выявляется много детей требующих индивидуальной коррекционной работы. В этих случаях усилия психолога детского сада сосредотачиваются на том, чтобы устранить причины нарушений в эмоционально-поведенческой сфере детей и убрать внешние проявления этих нарушений. Для этого используются комплексные занятия, составленные под конкретную проблему ребенка. Одновременно с проведением занятий проводится поддерживающая работа с родителями, направленная на оказание помощи в качественном выполнении родительских функций. Психологические консультации родителей, дети которых проходят коррекционные занятия, прежде всего направлены на то, чтобы помочь родителям понять поведение ребенка и их собственное отношение к нему. В некоторых случаях эти консультации направлены на помощь родителям, которые испытывают стресс, вызванный симптоматикой ребенка, так как родители, находящиеся в стрессе не могут обеспечить ребенку адекватную заботу. Консультации направлены и на изменение функционирования семейной системы, т.к. изменение это в значительной степени способствует исчезновению симптоматики у ребенка.

Проведение коррекционной работы также предполагает использование таких форм работы как:

- Занятия с использованием элементов игровой терапии

- Занятия с использованием арт-терапевтических элементов (рисунок, лепка, аппликация)

- Занятия с использованием дидактических сказок и рассказов

Анализ показывает, что на положительную динамику коррекционных занятий оказывает большое влияние успешность и регулярность консультаций матерей детей находящихся в коррекционной работе. Был сделан вывод о необходимости усиления этого аспекта работы в деятельности всего педагогического коллектива, а также включения в план работы психолога целенаправленных мероприятий по развитию психологической компетентности родителей.

3. Консультативная работа.

В ходе консультативной работы психологом оказывается помощь в решение проблем связанных с:

-возникновением отклонений в поведении детей

- возникновением у детей невротических симптомов

- регрессивным поведением детей

- детскими страхами

- нарушением формирования у ребенка половой идентичности

-нарушением взаимоотношения детей со своими сверстниками

-повышенной агрессивностью

-наличием у детей депрессивной симптоматики и др.

Помощью психолога детского сада пользуются и родители, находящиеся в процессе развода, чьи дети в связи с этим выдают невротическую симптоматику. Таким родителям даются соответствующие рекомендации по обращению с ребенком в это трудное для всей семьи время. Кроме этого консультации этих родителей преследуют цель понизить тревогу матери, которая отрицательно влияет на состояние ребенка. Ребенок дошкольного возраста все еще связан с матерью тесными симбиотическими узами, а значит, способен спонтанно реагировать на любое изменение ее поведения.

Часто родители, обращающиеся за консультациями в отношении ребенка, не могут воспринимать своего ребенка объективно, так как они сами напряжены из-за перегрузки и жизненных неудач. Их детям не нужна работа с психологом, им нужны родители, которые были бы спокойны и умели бы правильно с ними обращаться. Консультации таких родителей, в нашем детском саду, носят терапевтический характер, а вмешательства психолога направлены на осознание родителями своих личных проблем и их влияния на их детей. Психологическое сопровождение родителей проводится в интересах детей и считается необходимым и обязательным.

В консультировании воспитателей психолог придерживается мнения, что советами директивного характера вряд ли можно чего-либо добиться. Но это не исключает на консультациях возможности получения воспитателями рекомендаций по взаимодействию с агрессивными, аутичными, гиперактивными и др. детьми.

В детском саду проводятся консультации воспитателей, которые направлены на разрешение конфликтных ситуаций с родителями. Большое внимание во время консультирования воспитателей уделяется и особенностям личности самого воспитателя, так как воспитательными действиями, прежде всего, руководят переживания. Поэтому на консультациях проводятся изменения восприятия и переживаний воспитателей тех или иных проблем ребенка, чтобы помочь во взаимодействии с трудными детьми.

4. Просветительская работа.

Просвещение родителей и педагогов занимает важное место в системе психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса. Так как оно носит предупреждающий характер, т.е. профилактический.

Психолог детского сада обеспечивает родителей и педагогов своевременной информацией об актуальных состояниях ребенка, возможных проблемах, которые могут возникнуть в будущем при несоблюдении правил.

Большое внимание психолог уделяет грамотному отбору тем для выступлений.

В рамках реализации данного направления психологом проводится следующая работа:

Тематические выступления на родительских собраниях.

Информирование педагогов о результатах психологического обследования детей на педсоветах.

Подбор психологической литературы и ознакомление с ней участников воспитательно-образовательного процесса.

Оформление информационных стендов.

Семинары - практикумы для участников воспитательно-образовательного процесса.

5. Психопрофилактическая работа.

Особое внимание в психологическом сопровождение уделяется именно психопрофилактике. Так как только так возможно предупредить нежелательные отклонения в развитии детей.

По данному направлению проводится преемственная работа с музыкальными руководителями, с инструктором по физической культуре; с воспитателями психолог проводит обучающие тренинги по использованию «релаксационных пауз», «психомышечных разминок», которые проводятся с детьми во время и между занятиями. Психологом организуется наблюдение в течение дня - как регламентируется деятельность детей, с целью выявления неблагоприятных факторов - утомление ребенка находящегося в детском саду.

Профилактическая работа с детьми включает:

- Индивидуальные занятия по профилактике трудностей в обучении и воспитании

- Групповую работу с детьми по профилактике агрессивности и тревожности

Проблема профилактики социальной дезадаптации решается при помощи:

- Экскурсий детей в школу:

- Праздников

Организационно-методическая работа.

Организационно-методическая работа предполагает:

- участие и проведение научно-практических семинаров, конференций округа;

- пополнение инструментария, пополнение пособий;

-анализ научной и практической литературы для подбора инструментария, разработки развивающих и корректирующих программ;

- обработка и анализ результатов психологических исследований

- оформление психологической документации;

- подготовка занятий, консультаций и других видов работы со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса

- анализ адаптационных листов

- составление коррекционных и диагностических программ

- ведение карт развития ребенка

- подготовка заключений и методических рекомендаций

Психологическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса предусматривает особые требования к личности и профессиональной подготовке психолога. В настоящее время психолог должен быть знаком с основами детской психотерапии, семейной, психоаналитической и юнгианской психотерапией, основами патопсихологии и нейропсихологии. Педагог-психолог должен быть открыт навстречу ребенку. Необходимым для педагога-психолога является - постоянный анализ своей работы, своих ощущений от взаимодействия с ребенком, осуществление рефлексии, результаты которой должны использоваться для понимания дезадаптивного поведения ребенка. Поэтому педагог-психолог детского сада № 63 постоянно повышает свою квалификацию на семинарах, тренингах и мастер-классах, а также сотрудничает с методическим центром отделения Киселёвского городского округа ГОО «Кузбасский РЦППМС».





2. Содержательный раздел

2.1. Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

В дошкольном возрасте проблема сохранения психологического здоровья является наиболее актуальной при вхождении ребенка в образовательную среду при поступлении его в дошкольное учреждение, т.е. в процессе адаптации детей к условиям ДОУ.

Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма, а так как адаптивные возможности ребенка в раннем возрасте ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению психофизического темпа развития.

В связи с этим актуальным является осуществление целенаправленной организации процесса привыкания детей к новым условиям дошкольного учреждения, которое способствовало бы адекватному, безболезненному приспособлению детей к новым условиям, сохранению и укреплению их психического здоровья.

Целью психологического сопровождения периода адаптации детей к ДОУ является создание условий, способствующих охране и укреплению психологического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия в процессе адаптации детей.

Основной задачей психологического сопровождения детей в период адаптации является сохранение и укрепление психического здоровья ребенка в изменившихся условиях путем оптимальной организации педагогического процесса через:

  1. создание благоприятного психологического климата в группе детей;

  2. формирование у ребенка положительного отношения к окружающей действительности на основе активной познавательной и игровой деятельности;

  3. формирование у детей доверительных взаимоотношений с новым взрослым;

  4. помощь каждому из детей в установлении контакта со сверстниками с учетом возрастных и индивидуальных возможностей;

  5. помощь родителям в установлении отношений со своими детьми в новых жизненных обстоятельствах, с другими родителями и детьми, с сотрудниками детского сада.

Сопровождение периода адаптации детей к ДОУ предполагает всестороннюю деятельность педагога-психолога в рамках каждого из направлений работы (диагностика, консультирование, просвещение) со всеми участниками образовательного процесса (дети, родители, педагоги).

Работа по психолого-педагогическому сопровождению осуществляется поэтапно.

I этап: подготовительный

Цель - изучение факторов риска, прогнозирование хода адаптации детей, разработка мер поддержки.

Предполагает мероприятия по повышению профессиональной компетентности педагогов, психологическое просвещение родителей, сбор информации о детях.

II этап: основной

Цель - обеспечение благополучного хода адаптационного процесса, благоприятного психологического климата в адаптационных группах.

Предполагает осуществление текущей диагностики хода адаптационного процесса (систематические наблюдения за поведением детей), корректировку мер их психолого-педагогической поддержки, проведение комплекса адаптационных игр, консультирование родителей и педагогов при возникновении затруднений, психологическое просвещение. Оказание помощи детям на данном этапе предполагает широкое использование индивидуальных форм взаимодействия с целью установления доверительного контакта, торможения негативных эмоциональных состояний и снятию излишнего эмоционального возбуждения.

III этап: заключительный

Цель - анализ хода процесса адаптации детей к условиям ДОУ, формулировка выводов.

Предполагает осуществление итоговой диагностики уровня адаптированности (дезадаптации) детей к условиям ДОУ, участие в работе психолого-медико-педагогического консилиума, анализ проделанной работы.

Психолого-педагогическая диагностика в период адаптации ребенка к ДОУ проводится в три этапа.

1-ый этап. Первичная диагностика

Цель: определить факторы, которые могут затруднить адаптацию, сильные и слабые стороны развития ребенка, его адаптационные возможности.

Методы:

1) анкетирование родителей (проводится до прихода ребенка в группу)

2) данные анкетирования дополняются беседой с родителями.

3) диагностика общения и предметной деятельности (по методике «диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет» авт. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю.).

Результат: определяется прогноз на течение адаптации и составляется «Карта индивидуального сопровождения ребенка в адаптационный период».

2-ой этап. Текущая диагностика

Цель: охарактеризовать ход адаптации, выявить возможные явления дезадаптации.

Метод: наблюдение за ребенком во время пребывания в ДОУ.

Организация: воспитатели и психолог наблюдают за ребенком, совместно заполняют «Листы адаптации».

Результат: в конце каждой недели выделяют итоговые показатели в отношении каждого ребенка и группы детей. Вносятся коррективы в индивидуальные образовательные маршруты.

3-й этап. Итоговая диагностика

Цель: определить уровень адаптированности (дезадаптации) ребенка к ДОУ.

Метод: наблюдение

Результат: составляют вывод об уровне адаптированности (дезадаптации) детей группы. Принимается решение о завершении процесса адаптации или об оказании ребенку индивидуальной помощи специалистами ДОУ.

Технология психологической поддержки детей в адаптационный период

Общая цель поддержки ребенка в адаптационный период - формирование у него нового, совместно с другими детьми, способа жизнедеятельности и форм удовлетворения своих потребностей под руководством воспитателя.

Индивидуальное сопровождение ребенка в период адаптации к ДОУ.

Индивидуальное сопровождение осуществляется при тяжелой степени адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения. Работа строится по результатам диагностики, исходя из конкретной ситуации (трудностей у ребенка, эмоциональных проявлений, поведенческих реакций). Обязательно сотрудничество с взрослыми (консультирование педагогов, родителей). Используется метод игровой терапии.

Групповое сопровождение детей в период адаптации осуществляется посредством цикла развивающих занятий «Приходи играть».

Методическое обеспечение: Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. - М.: Книголюб, 2003 (Домодедово: ДПК).- 72 с.

Цель развивающих занятий - помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Этим определяются основные задачи занятий:

  • снятие эмоционального и мышечного напряжения;

  • снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии детей;

  • развитие навыков взаимодействия друг с другом;

  • развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

  • развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;

  • развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Как правило, занятие начинается с упражнений, требующих согласованности действий всей группы. Эти упражнения создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроиться на совместную групповую работу. В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками. Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями.






2.2. Психологическое сопровождение при подготовке детей к школьному обучению

Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.

В связи с этим актуальным является осуществление целенаправленной организации процесса подготовки дошкольников к обучению в школе.

Целью психологического сопровождения подготовки дошкольников к обучению в школе является оказание старшим дошкольникам помощи в развитии школьно-значимых навыков и умений, волевой регуляции деятельности, предотвращение возможных трудностей в общении с другими детьми, т.е. формирование готовности к школьному обучению.

Поэтому, педагог-психолог принимает активное участие в подготовке детей к школьному обучению.

1. Осуществляет психологическую диагностику уровня готовности детей к школе (входная в сентябре - 1 этап обследования и заключительная - в апреле).

2. Разрабатывает рекомендации для родителей и педагогов по повышению уровня готовности детей к школе совместно с другими специалистами ДОУ.

3. Осуществляет коррекционную и развивающую работу с детьми, имеющими проблемы в подготовке к школе.

4. Консультирует родителей и педагогов по вопросам индивидуализации процесса подготовки к школе.

Сопровождение детей в процессе подготовки дошкольников к школьному обучению предполагает всестороннюю деятельность педагога-психолога в рамках каждого из направлений работы (диагностика, коррекция, консультирование, просвещение) со всеми участниками образовательного процесса (дети, родители, педагоги).

Работа по психолого-педагогическому сопровождению осуществляется поэтапно.

I этап: скрининговая диагностика (1 этап обследования)

Цель - оценка уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности: возможности работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умения самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, обладать определённым уровнем работоспособности, а также вовремя остановиться в выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение следующего. Таким образом оценивается сформированность регуляторного компонента деятельности в целом.

Для диагностики на этом этапе используется программа Н. Семаго, М. Семаго «Психолого-педагогическая оценка готовности ребёнка к началу школьного обучения».

Результаты психодиагностики обрабатываются и составляется протокол. Данные психологического обследования передаются руководителю детского образовательного учреждения.

После выявления детей, имеющих какие-либо собенности развития и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе проводится углубленная психологическая диагностика.

По результатам обследования педагог-психолог разрабатывает коррекционно-развивающие мероприятия (как индивидуально на каждого так и на группу в целом).

II этап: коррекционно-развивающий.

Цель - оказание старшим дошкольникам помощи в развитии школьно-значимых навыков и умений, волевой регуляции деятельности, предотвратить возможные трудности в общении с другими детьми, т.е. формирование готовности к школьному обучению.

Оказание помощи детям на данном этапе предполагает проведение комплекса цикла групповых занятий «Путешествие по волшебной стране знаний», консультирование родителей и педагогов при возникновении затруднений и психологическое просвещение. Содержание цикла корекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста представляет собой набор стратегий, направленных на достижение определенных целей: - развитие познавательных и психических процессов - восприятия, памяти, внимания, воображения; - развитие интеллектуальной сферы - мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления; - развитие эмоциональной сферы, введение ребенка в мир человеческих эмоций; - развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения; - развитие личностной сферы - формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе; - развитие волевой сферы - произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе; - формирование позитивной мотивации к обучению.

Работа с родителями детей - участников программы предусматривает:

анкетирование родителей; просветительскую работу с родителями в форме лекций, семинаров - практикумов и круглых столов.

Структура группового занятия:

- Ритуал приветствия.

- Упражнения на развитие коммуникативных способностей, повышение самооценки.

- Физкультминутка или пальчиковая игра.

- Упражнения на развитие познавательных процессов.

- Чтение сказки или тренинг навыков школьного поведения.

- Упражнения для снятия мышечных зажимов и снижение психоэмоционального напряжения.

- Ритуал прощания.

О результативности проведенных занятий можно судить по следующим критериям:

- возрастающий интерес к выполнению коррекционно - развивающих заданий для ребенка;

- повышение уровня активности участников занятий, проявляющийся в желании сотрудничества;

- повышение уровня заинтересованности в проведении совместных дел взрослого и ребенка.

Ожидаемые результаты: повышение мотивационной готовности дошкольников к школьному обучению, сформированность "внутренней позиции ученика", возникновение эмоционально - положительного отношения к школе, расширение знаний детей о мире школьников, интерес к школе, школьной атрибутике, новый уровень самосознания.

Также педагог-психолог может использовать индивидуальные формы коррекции с целью развития познавательных процессов: внимания, памяти, мышления и воображения (автор Е.О. Севостьянова). Цикл коррекционно-развивающих занятий построен таким образом, что содержание материала можно использовать в индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми.

Представленные занятия содержат игры, упражнения, задания с детьми, психодиагностическое обследование которых показало низкий уровень развития психических функций, и практические рекомендации педагогам и родителям для работы с данным контингентом детей. На каждом занятии проводится психомышечная тренировка для снятия мышечного и эмоционального напряжения.

Игры, игровые задания и упражнения направлены на развитие внимания, мышления, памяти и восприятия детей старшего дошкольного возраста. Они помогают локализовать недоразвитие конкретной психической функции, наиболее удобны для педагогов-психологов, не имеющих условий для проведения групповых коррекционно-развивающих занятий. В зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка порядок упражнений можно менять и сокращать продолжительность занятия.

Предлагаемый комплекс занятий рассчитан на детей 6-7 лет. Каждое занятие состоит из четырех частей и занимает 20-25 мин, что соответствует физическим и психологическим возможностям детей данной возрастной группы.

Предложенный комплекс занятий направлен на развитие четырех взаимосвязанных психических процессов, определяющих познавательные возможности, и включает соответствующие разделы: «Внимание», «Память», «Восприятие», «Мышление». Каждый раздел рассчитан на семь недель, цикл занятий по программе рассчитан на 28 недель (по одному занятию в неделю). В конце каждого раздела даны рекомендации педагогам и родителям для индивидуальной работы с детьми по развитию их познавательных возможностей.

III этап: заключительный

Цель - анализ хода процесса подготовки детей к школьному обучению, формулировка выводов.

Предполагает осуществление итоговой диагностики уровня готовности детей к систематическому обучению в школе, участие в работе психолого-медико-педагогического консилиума, анализ проделанной работы.

Итоговая диагностика деятельностного компонента осуществляется также по программе Н. Семаго, М. Семаго «Психолого-педагогическая оценка готовности ребёнка к началу школьного обучения».

Помимо деятельностного компонента рассматриваются личностный и поведенческий компоненты.

Личностный компонент включает в себя изучение мотивации по методике Нежновой, социометрии по методике «Секрет» и самооценки по методике «Лесенка».

В поведенческом компоненте рассматривается произвольность и саморегуляция поведения и контроль деятельности.

Общая оценка готовности выстраивается по результатам всех компонентов (деятельностного, личностного и поведенческого).

Если три компонента оцениваются положительно - общий уровень готовности к школе (Г), 2 компонента оцениваются положительно и 1 отрицательно - условная готовность (УГ), 1 компонент оценивается положительно и 2 других отрицательно - условная неготовность к школе (УНГ), 3 компонента оцениваются отрицательно - неготовность к школе (НГ). Затем заполняется таблица, к которой прикладывается аналитическое заключение по результатам обследования детей, выводится общий показатель готовности по МАДОУ, где указывается не только количественные показатели, но и качественные с соответствующими выводами.





2.2. Психологическое сопровождение детей компенсирующих групп (нарушение зрения)

В МАДОУ детский сад №63 «Журавлик» комбинированного вида функционируют две группы компенсирующей направленности (нарушение зрения). В связи с этим приоритетным и актуальным направлением работы педагога-психолога является осуществление целенаправленного психологического сопровождения детей компенсирующих групп.

Для ребенка с нарушенным зрением общение, эмоциональное развитие и развитие познавательных процессов приобретает дополнительное значение, так как они являются эффективным средством коррекции и компенсации вторичных отклонений в психическом развитии, возникающих на фоне зрительного дефекта. Одной из специфических закономерностей аномального развития является дефицит информации об окружающем мире, который выступает у детей в изменении и замедлении процесса зрительного восприятия, что обусловливает нечеткость, фрагментарность, схематизм образа окружающего мира. Это негативно влияет на развитие психологических процессов, и поэтому требует специальной коррекции.

В связи с этим очень важно проводить систематическую работу по развитию эмоциональной сферы и интеллектуальной сферы детей с нарушениями зрения.

Целью психологического сопровождения детей компенсирующих групп (нарушение зрения) является обеспечение коррекции недостатков в психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказания помощи детям этой категории в освоении общеобразовательной программы.
Задачами психологического сопровождения:

  • Выбор и реализация образовательного маршрута в соответствии с особыми образовательными потребностями ребёнка.

  • Преодоление затруднений в освоении общеобразовательной программы.

Содержание психологического сопровождения:

  • Выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в психическом развитии;

  • Осуществление индивидуально ориентированной психолого -педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

  • Освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательной программы и их интеграция в образовательном учреждении.

Сопровождение детей компенсирующих групп предполагает всестороннюю деятельность педагога-психолога в рамках каждого из направлений работы (диагностика, коррекция, консультирование, просвещение) со всеми участниками образовательного процесса (дети, родители, педагоги).

Работа по психолого-педагогическому сопровождению осуществляется поэтапно.

I этап: психологическая диагностика, направленная на выявление особенностей психического развития ребёнка и уровня сформированности у него определённых личностных новообразований.

Основная цель психодиагностики - создание психологического портрета, который включает в себя характеристику поведения, описание особенностей познавательных процессов и развития личности ребёнка.

Для диагностики используются классические методики, позволяющие выявить уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы (комплект материалов Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс-диагностика в детском саду»). Диагностические материалы структурированы по возрастам: 3-4 года (вторая младшая группа), 4-5 лет (средняя группа), 5-6 лет (старшая группа) и 6-7 лет (подготовительная к школе группа). Составленный таким образом комплект позволяет наблюдать за развитием каждого ребёнка и обеспечить непрерывное психологическое сопровождение с момента его поступления в детский сад до выпуска в школу.

Результаты психодиагностики обрабатываются, составляется протокол и представление на ПМПк. Данные психологического обследования передаются руководителю ПМПк. По результатам обследования разрабатываются коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные и подгрупповые).

II этап: коррекционно-развивающий.

Цель - коррекция выявленных недостатков в психическом развитии детей.

Первостепенной задачей на данном этапе будет выработка у детей тех способов саморегуляции в разнообразных образовательных ситуациях, которые помогут им стать успешными, достигнуть требуемого уровня освоения образовательной программы и приведут к позитивным изменениям в сфере имеющихся трудностей в развитии.

Оказание помощи детям на данном этапе предполагает проведение комплекса цикла подгрупповых занятий «Первые шаги в увлекательный мир Знаний» (дети средний группы компенсирующей направленности) и «Школа умников и умничек» (дети старших групп компенсирующей направленности), а также консультирование родителей и педагогов при возникновении затруднений и психологическое просвещение.

Также педагог-психолог может использовать индивидуальные формы коррекции с целью развития познавательных процессов: внимания, памяти, мышления и воображения (автор В.Л. Шарохина). Для каждой возрастной группы используется свой цикл занятий.

Построение циклов занятий для каждого возрастного периода ориентировано на удовлетворение ведущей потребности и основано на развитии ведущего психического процесса или сферы психики.

2-3 года-речь

3-4 года-восприятие

4-5 лет-восприятие, эмоциональная сфера

5-6 лет-эмоциональная сфера, коммуникативная сфера

6-7 лет-личностная сфера, волевая сфера.

Задание на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления), а также на развитие волевой и психофизиологической сферы подобрано в соответствии с темами занятий.

Все циклы (индивидуальные и подгрупповые) развивающих занятий способствует всестороннему развитию детей. Предложенные в них задания, игры и упражнения направлены на совершенствование внимания, памяти, мыслительных способностей, развитие моторики и пространственной ориентации. Так же все занятия содержат упражнения для снятия физического и эмоционального напряжения. В каждом занятии предлагается глазная гимнастика, которая способствует профилактики нарушения зрения.

III этап: промежуточная диагностика - динамическое обследование, с помощью которого прослеживается динамика развития, эффективность обучения, развивающих и коррекционных мероприятий.

По результатам промежуточной диагностики корректируется дальнейшая

IV этап: итоговая диагностика

Цель - оценить состояние ребёнка по окончании курса коррекционной работы.

Результаты психодиагностики обрабатываются, составляется протокол и представление на ПМПк. Данные психологического обследования передаются руководителю ПМПк.

Коррекционно-педагогические (офтальмологические) требования к материалам и пособиям.

Материалы и пособия для коррекционно-педагогической работы должны состоять из подлинных объектов, муляжей, игрушек, объемных и плоскостных геометрических фигур, рельефных и плоскостных изображений предметов и объектов на карточках, листах бумаги, картона, фанеры (как контурные, так и закрашенные силуэты различной цветовой гаммы).

  • Материалы и пособия должны быть доступны для зрительного восприятия: быть яркими, красочными, насыщенными по цвету (в основном используются красный, оранжевый, желтый, зеленый цвета; остальные цветовые изображения должны иметь чистые натуральные цвета).

  • Материалы и пособия должны иметь матовую не отражающую поверхность, четкое композиционное построение, вычленение контуров, лаконичность рисунков, конкретные визуальные признаки предметов, объектов и явлений окружающего мира.

  • Не допускается наслоение одного предмета на другой (кроме специальных заданий).

  • Основные признаки, имеющие наиболее важное информационное значение, следует выделять и подчеркивать.

  • Фон изображения должен быть разгружен, без лишних деталей, затрудняющих восприятие предмета (объекта) и его качества

Материалы и пособия должны быть изготовлены из натурального, прочного, нетоксичного, безопасного материала, гигиеничны, эстетично оформлены, вызывать у ребенка желание играть и заниматься с ними.


  • В изображении должна соблюдаться пропорциональность соотношений по величине в соответствии с соотношениями по величине реальных объектов (кроме специальных зданий).

  • Обязательно выделение ближнего, среднего, дальнего планов (четкая перспектива).

  • Материалы и пособия должны быть определенных размеров - более крупные для фронтальных демонстраций и строго дифференцированные для индивидуальных (соответствовать показателям зрительных возможностей ребенка).

  • Контрастность предъявляемых объектов и изображений по отношению к фону должна быть от 60 до 100 %. Отрицательный контраст предпочтительнее, так как дети лучше различают темные объекты на световом фоне по сравнению со светлым на темном; дети также лучше воспринимают заполненные силуэтные фигуры, нежели контурные (кроме специальных занятий).

Индивидуальные и подгрупповые занятия проводятся в кабинете учителя- дефектолога. Кабинет оснащен методическими и дидактическими материалами, специальными и модифицированными пособиями для развития зрительных функций и зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. В работе с детьми используются силуэты, контуры, зашумленные картинки, муляжи; пособия для развития сохранных анализаторов, навыков ориентировки в пространстве и зрительно-моторной координации.
Создание и оснащение коррекционно-развивающего образовательного пространства в группах и кабинете учителя - дефектолога осуществляется с учетом реализуемых программ и лексических тем.





3. Организационный раздел

3.1. Модель организации психологического сопровождения на учебный год

Содержание работы

Условия проведения

Сроки

Психодиагностическое направление

1.1 Изучение уровня развития когнитивной сферы детей 5-7 лет

Индивидуальная по запросу родителей в условиях оказания дополнительных образовательных услуг

Сентябрь, декабрь, апрель

1.2 Диагностика адаптации детей к условиям детского сада (дети, родители и воспитатели)

Групповая Индивидуальная

Сентябрь-ноябрь Апрель -май

1.3 Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников

Индивидуальная, по запросам

Ноябрь - май

1.4 Комплексное изучение уровня готовности к школьному обучению на начало и конец года (Диагностический комплект Н.Семаго, М. Семаго)

Индивидуальная Групповая

Октябрь-ноябрь

Апрель-май

1.5 Диагностика детей специализированных групп по зрению

Индивидуальная

Сентябрь, январь, май

1.6 Диагностика по запросу администрации, родителей, воспитателей, диагностика на ПМПК

Индивидуальная

В течение года

2. Коррекционно-развивающее направление

2.1 Цикл коррекционно-развивающих занятий «Путешествие по волшебной Стране знаний» (интеллектуальная и мотивационная подготовка детей к школе)

подрупповая работа (дети подготовительных групп)

Ноябрь-Март

2.2 Цикл развивающих занятий, направленных на эмоциональное развитие дошкольников «По сказочным дорожкам - к успеху».

групповая работа (дети старших групп)

Ноябрь - Апрель

2.3 Цикл развивающих занятий, направленных на развитие познавательных процессов «Школа умников и умничек».

подрупповая работа (дети старшего дош. возраста группы компенсирующей направленности)

Ноябрь - Апрель

2.4 Тренинговые занятия с молодыми педагогами, направленные на развитие эмоциональной устойчивости и активизации интереса педагогов к своей работе

групповая работа (педагоги)

В течение года

2.5 Цикл развивающих занятий, направленных на развитие познавательных процессов «Первые шаги в увлекательный мир Знаний».

подрупповая работа (дети средней группы компенсирующей направленности)

Ноябрь- Апрель

2.6 Работа по запросу администрации, воспитателей, родителей

Индивидуальная и подгрупповая

В течение года

2.7 Цикл развивающих занятий, направленных на успешную адаптацию к детскому саду «Приходи играть»

Групповая работа (дети ясельной группы)

Сентябрь-декабрь

3. Консультативное направление

3.1 Консультация для педагогов «Игры адаптационного периода для детей от 2 до 3 лет»

Групповая консультация для педагогов

Сентябрь

3.2 Консультация для педагогов «Готовность к школе или школьная зрелость»

Групповая консультация для педагогов

Октябрь

3.3 Участие в педагогическом совещании по результатам диагностики готовности к школе на начало года

Групповые консультации с педагогами

Ноябрь

3.4 Консультация по результатам диагностики готовности к школе на начало года

Групповые консультации с родителями

Ноябрь

3.5 Участие в родительских собраниях по вопросам возрастных особенностей детей

Групповые консультации с родителями

В течение года

3.6 Групповая консультация для педагогов групп раннего дошкольного возраста «Итоги диагностики адаптации воспитанников к условиям ДОУ»

Групповые консультации с педагогами

Декабрь

3.7. Консультация по итогам диагностики детей подготовительных групп на конец года.

Групповые консультации с родителями

Май

3.8 Участие в педагогическом совещании с итогами диагностики готовности детей к школьному обучению на конец года

Групповые консультации с педагогами

Май

3.9 Групповая консультация для педагогов групп раннего возраста «Итоги диагностики адаптации воспитанников к условиям ДОУ на конец года»

Групповые консультации с педагогами

Апрель

3.10. Консультации по запросам родителей, воспитателей, администрации.

Групповые и индивидуальные

В течение года

3.11. Заочное консультирование

Подготовка уголков, стендов, выпуск буклетов, брошюр

В течение года

4. Просвещение и профилактика

4.1. Занятие с элементами игры «Такие разные мы» (в рамках недели толерантности).

Групповая работа (дети средних групп)

Ноябрь

4.2. Игровое занятие «Боремся со Злорандой" (в рамках недели толерантности)

Групповая работа (дети старших и подготовительных групп)

Ноябрь

4.3. Занятие по эмоциональному развитию «Подарим друг другу радость» (участие в Дне психологии)

Групповая работа с детьми старшего дошкольного возраста

Февраль

4.4. Профилактическое занятие «Если добрый ты…» (в рамках антинаркотической акции «Родительский уро»)

Групповая работа (дети средних и старших групп)

Февраль

4.5. Большая психологическая игра
«День психологического здоровья» (в рамках Всемирного дня здоровья)

Групповая работа

Дети старших и подгот. групп

Апрель

4.6. Профилактическая работа по запросу педагогов, родителей

Групповая и индивидуальная работа

В течение года

4.7. Заочное просвещение педагогов и родителей

Оформление стендов, уголков, выпуск памяток и буклетов

В течение года



3.2. Взаимодействие педагога-психолога с педагогами ДОУ

Работа с воспитателем

  • обучение воспитателей личностно ориентированной модели общения с ребёнком;

  • индивидуальные консультации и сеансы релаксации;

  • подбор и распространение психолого-педагогической литературы;

  • проведение лекций и бесед на педагогических советах:

  • помощь в организации специальной окружающей предметной среды в группах; подбор методического материала для проведения круглого стола по результатам адаптации;

  • разработка индивидуальных программ и рекомендаций для развития ребёнка;

Возрастная группа

Функции

Все возрастные группы

Проводит психологическую диагностику, психологическое консультирование, разработку и оформление рекомендаций другим специалистам по организации работы с ребенком с учетом данных психодиагностики, проводит тренинговые и

психокоррекционные формы работы.

1 младшая и 2 младшая

1.Занятия с детьми 2-4лет в период адаптации к дошкольному учреждению

2.Диагностика. Наблюдение за адаптационным периодом детей младшей группы. Оформление адаптационного листа на каждого вновь прибывшего ребенка.

3.Индивидуальная диагностика по запросам воспитателей и родителей

Группы компенсирующей направленности по зрению

1.Диагностика - уровня познавательного, интеллектуального, коммуникативного и эмоционально-личностного развития детей

2.Оформление карт психологического развития ребенка

3.Коррекционные занятия с детьми по выявленным проблемам

4.Индивидуальная диагностика по запросам воспитателей и родителей

Подготовительная к школе группа

1.Диагностика уровня интеллектуального развития, произвольности, особенностей личностной сферы детей (6-7) лет Подведение итогов диагностики.

2.Коррекционные занятия с детьми (по результатам диагностики)

3.Индивидуальная диагностика по запросам воспитателей и родителей 4.Определение готовности к школе Оформление карт-характеристик, сводной таблицы 5.Компьютерные коррекционно-развивающие занятия с детьми

Взаимосвязь со специалистами (учитель-логопед, учитель-дефектолог; инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.):

  • разработка плана совместной диагностики;

  • совместное обсуждение результатов диагностики и учёт офтальмо-гигиенических рекомендаций;

  • организация консультаций по вопросам коррекции процессов воспитания на полисенсорной основе, интеллектуального, личностного и эмоционально-волевого развития ребёнка;

  • выявление наиболее «сильных» сторон специалистов.

Участники коррекционного процесса

Функции участников в процессе преодоления нарушений у дошкольников

Педагог-психолог

1.Диагностика

2.Развитие у детей всех психических функций

2.Психокоррекционная работа

4.Текущее обследование

5.Психотренинг (Консультации для педагогов и родителей).

Учитель-логопед


1.Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи.

2.Коррекция звукопроизношения

3.Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза

4.Обучение связной речи

5.Развитие психических функций.

Учитель-дефектолог

1. Развитие зрительного восприятия.

2. Развитие осязания.

3. Ориентировка в пространстве.

4. Развитие сохранных анализаторов.

5. Развитие мелкой моторики.

6. Развитие зрительных функций.

Музыкальный работник

1.Формирование чувства ритма и выразительности речи

2.Формирование связной речи (заучивание стихотворений, текстов песен, знакомство с творчеством детских композиторов)

Инструктор по физической культуре

1.Коррекция нарушений осанки, положения стоп, комбинированных дефектов.

2.Формирование двигательного режима.

Медицинские работники

1.Консультирование родителей о состоянии здоровья детей

2.Проведение медицинских процедур.

3.3. Условия развивающей предметной среды для организации психологического сопровождения


№ п/п

Наименование

Психолого-педагогическое назначение

Оборудование

1.

Кабинет педагога-психолога

1. Психологическое обследование детей

2. Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми.

3. Развитие психических процессов.

4. Коррекция эмоционально-личностной сферы.

5. Консультативная работа с родителями и педагогами.

1. Мебель и оборудование

Детские столики (3 шт), детские стульчики (стандарты старшего дошкольного возраста). Кресло-кубик раскладное для релаксации «Куб».

Мягкий ковер (1,5 х 2); мягкие игрушки (3 большие и 5 маленьких);

Сенсорный стол с наполнителем

Фиброптический душ с волокнами «Волшебная тучка»;

Воздушно пузырьковая колонна с основанием/зеркалами.

2. Стимульный материал

Стимульный материал к диагностико-коррекционным методикам и тестам в соответствии с возрастной дифференциацией

3. Технический материал

Цветная бумага, ножницы, простые и цветные карандаши, фломастеры, ластики, картон, клей, кисточки, пластилин, акварельные краски, альбомные листы.

4. Вспомогательный материал

Набор объемных геометрических форм (куб, цилиндр, шар, призма, конус). Набор плоскостных мозаик из картона и пластмассы (геометрические, неправильные, абстрактные фигуры). Мелкодетальный конструктор типа «ЛЕГО». Несколько атрибутов основных сюжетно-ролевых игр («Больница») и предметов-заместителей. Маски оппозиционных героев известных детям сказок («Заяц» - «Мышка», «Утёнок» - «Царевна» и т.д.). Простые детские музыкальные инструменты (бубен, дудочка, марокас). 2-3 яркие игрушки по принципу половой дифференциации (кукла, машина), 2-3 мяча разного размера и фактуры (надувной, набивной, резиновый), скакалка либо небольшая плетеная веревка. Игрушки-сюрпризы с включением света, звука, движений при произведении определенных операций (механические, электронные, радиофицированные). Детские книги, книги-раскраски

2.

Уголки эмоциональной разгрузки в группах (островок примирения).

1. Диагностика эмоционального настроения детей.

2.Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми по рекомендации педагога-психолога

-игрушки для отреагирования агрессии; -игрушки для творческого самовыражения и освобождения эмоций.























3.4. Условия обеспечения эффективной деятельности кабинета педагога-психолога ДОУ

Методическое обеспечение:

  1. Методики диагностики и изучения психологической готовности детей к обучению в школе.

  2. Методики уровня интеллектуального развития и общей осведомлённости детей.

  3. Методики изучения эмоционально-волевой сферы детей и взрослых.

  4. Методики диагностики взаимоотношений в группе, между педагогом и ребёнком.

  5. Методики по развитию познавательных процессов.

  6. Методики психокоррекционной работы.

  7. Аудиокассеты с музыкальными записями.

Перечень методических средств кабинета

Наименование методических средств

Кол - во

1.

Развиваем внимание (4-6 лет)

1

2.

Вахортова Е.К.,Дятко Н.В., Сазонова Е.В. Экспресс - диагностика готовности к школе. Практическое пособие для психологов.

1

3.

Экспресс - диагностика готовности к школе. Набор методик для педагогов и психологов

1

4.

Готов ли ваш ребенок к школе? Тесты.

1

5.

Пылаева Н.,Ахутина Т. Школа внимания.Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет.

1

6.

Воскобович В.В.,Харько Т.Г.,Балацкая Т.И. Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты»

1

7.

«Для самых - самых маленьких»

6

8.

Прописи

12

9.

Д/и «Подбери картинку» (3-7 лет)

2

10.

Д/и «На что это похоже?»

1

11.

Д/и «Найди различие»

1

12.

Д/и «Логический поезд»

2

13.

Набор счетного материала

7

14.

Набор сменных карточек

18

15.

Пазлы большие

3

16.

Пазлы маленьнькие

2

17.

Логический куб

1

18.

Вкладыши деревянные геометрические фигуры(мал.)

1

19.

Вкладыши деревянные

2

57.

Дидактический стол маленький

1

20.

Пирамидка пластмассовая

2

21.

Пирамидки деревянные

4

22.

Шнуровки

6

23.

Трафареты

24.

Мозаика крупная и мелкая

4

25.

Мяч

2

26.

Игры Никитина «Сложи квадрат»

2

27.

Танграм

4

Перечень методической и справочной литературы

Автор

Название

Год

1.

Абраменкова В.В.

Социальная психология детства :развитие и отношение ребенка в детской субкультуре

2000

2.

Гераскина Ю.Н.

Программа эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста

2005

3.

Сиротюк А.Л.

Обучение детей с учетом психофизиологии

2000

4.

Волков Б.С., Волкова Н.В.

Детская психология. Психологическое развитие ребенка до поступления ребенка в школу.

2000

5.

Щербакова Е.И.

Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре

1984

6.

Ковальчук Я.И.

Индивидуальный подход в воспитании ребенка

1981

7.

Поливанова К.Н.

Психология возрастных кризисов

2000

8.

Захаров А.И.

Предупреждение отклонений в поведении ребенка

2000

9.

Автор - составитель Паухина И.А.

Давайте поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет (Детство - пресс)

2005

10.

Доман Г., Доман Ж.

Как развить интеллект ребенка

2000

11.

Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет автор-составитель И.А.Пазухина

2004

12.

Кряжева Н.Л.

Готов ли ребенок к школе?

1999

13.

Тарабарина Т.И., Соколова Е.И.

Что необходимо знать к 1-му классу

2000

14.

Князева О.Л., Стеркина Р.Б.

Я, ты, мы. Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет

2004

15.

Шипицына Л.М., Защирская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А.

Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстиками.( для детей 3-6 лет)

1998

16.

Галкина Г.Г., Дубинина Т.И.

Пальцы помогают говорить: Коррекционные занятии по развитию мелкой моторики у детей.

2007


© 2010-2022