Консультация для родителей Игры с мячом

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Консультация для родителей Игры с мячом



Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи







Составила: Замятина Т.Ю.

Как известно, игра является самым важным видом деятельности ребенка дошкольного возраста. С одной стороны она выступает эффективным средством всестороннего развития малыша, а с другой - показателем этого развития.

Все дети с удовольствием играют. Каждый ребенок может найти для себя любимую игру или игрушку. Играя, ребенок развивается: он познает окружающих мир, учится использовать разные предметы исходя из их функционального назначения, получает радость от действия с ними.

Мяч, пожалуй, стоит отнести к самым универсальным и многогранным игрушкам. Многие почему-то отдают ему только спортивную роль. Однако эта игрушка не только развивает ловкость, координацию движений ребенка, но и учит мыслить, развивает наблюдательность, является средством общения между людьми.

Практика использования мяча показывает, что мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом:

- игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению;

- освобождают детей от утомительной не подвижности;

- помогают разнообразить виды деятельности;

- развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве;

- регулируют силу и точность движений;

- игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипердинамичных детей;

- развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции;

- развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ и работу основных органов.

Все это является:

- необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов;

- оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.

Ниже описаны игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи. Они удобны тем, что не требуют сложной атрибутики, длительной подготовки к ним, больших временных затрат. Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, в праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня.

Во время игры со словом учитывайте настроение ребенка, его возможности и способности.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем с мячиком играть.

1. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч бросай и животных называй» В зависимости от темы игры возможны варианты: «Мяч бросай, четко фрукты называй» или «Мяч бросай, транспорт быстро называй»

Ход игры. Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч ребенку. Взрослый: - Овощи; Ребенок: - Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь.

Взрослый: - Фрукты; Ребенок: - Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос.

2. Игра с мячом «Я знаю три названия животных (цветов)», («Я знаю три имени девочек (пять имен мальчиков)».

Ход игры. Ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю пять имен мальчиков: Саша, Витя, Коля, Андрей, Володя».

3. Игра с мячом «Животные и их детеныши»

Ход игры. У тигра - тигренок, у медведя - медвежонок, у верблюда - верблюжонок, у волка - волчонок, у зайца - зайчонок, у кролика - крольчонок, у белки - бельчонок, у коровы - теленок, у лошади - жеребенок, у свиньи - поросенок, у овцы - ягненок, у курицы - цыпленок, у собаки - щенок.

4. Игра с мячом «Кто как разговаривает?»

Ход игры. Взрослый, бросая ребенку мяч, спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т. д.

5. Игра с перебрасыванием мяча «Подскажи словечко»

Ход игры. Взрослый - ворона каркает, а сорока? Ребенок, должен ответить: - Сорока стрекочет. Примеры вопросов: - Сова летает, а кролик? - Корова ест сено, а лиса? - Крот роет норки, а сорока? - Петух кукарекает, а курица? - Лягушка квакает, а лошадь? - У коровы теленок, а у овцы? - У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

6. Игра с перебрасыванием мяча «Чей домик?» или «Кто где живет?»

Ход игры. Взрослый: кто живет в дупле? Ребенок: белка. Кто живет в скворечнике? (Скворцы). Кто живет в гнезде? (Птицы: ласточки, кукушки сойки и т. д.). Кто живет в будке? (Собака). Кто живет в улье? (Пчелы). Кто живет в норе? (Лиса). Кто живет в логове? (Волк). Кто живет в берлоге? (Медведь).

7. Игра с мячом «Скажи ласково» «Мячик маленький поймай, да словечком приласкай»

Ход игры. Стол - столик, ключ - ключик. Шапка - шапочка, белка - белочка. Книга - книжечка, ложка - ложечка. Голова - головка, картина - картинка. Мыло - мыльце, зеркало - зеркальце. Кукла - куколка, свекла - свеколка. Коса - косичка, вода - водичка. Жук - жучок, дуб - дубок.

8. Игра с перебрасыванием мяча «Что происходит в природе?»

Ход игры. Взрослый: солнце - что делает? Ребенок: светит, греет. Аналогично: Ручьи - что делают? Бегут, журчат. Снег - что делает? Темнеет, тает. Птицы - что делают? Прилетают, вьют гнезда, поют песни.

9. Игра с перебрасыванием мяча «Составь предложение

Ход игры. Взрослый: (например: «Девочка играть»). Ребенок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов («Девочка играет»)

10. Игра с мячом «Кто как передвигается?»

Ход игры: Взрослый: летают - ребенок: птицы, бабочки, мухи, стрекозы, комары, мошки; плавают: рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы; ползают: змеи, гусеницы, черви; прыгают: кузнечики, лягушки, жабы, блохи, зайцы.

11. Игра с мячом «Какие действия совершают животные?» или «Что делают животные?»

Ход игры. Взрослый: собака - ребенок: стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест, лает, играет, кусается, ласкается, служит; кошка - (мурлычет, мяукает, крадется, лакает, царапается, умывается, облизывается); мышка - (шуршит, пищит, грызет, прячется, запасает);

12. Игра «Кто, чем занимается?»

Ход игры.

Вариант 1. Взрослый: строитель - ребенок: строит; повар (варит, готовит); носильщик (носит); чертежник (чертит); рабочий (работает); уборщица (убирает) художник (рисует) и т.д.

13. Игра «Кто может совершать эти движения?»

Ход игры. Взрослый: идет - ребенок: человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога; бежит (человек, животное, ручей, время); летит (птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, комар, самолет, вертолет, ракета, спутник, время, телеграмма);

14. Игра «Горячий - холодный»

Ход игры. Взрослый: горячий - ребенок: холодный (хороший - плохой; умный - глупый ; веселый - грустный; острый - тупой; гладкий - шероховатый; легкий - тяжелый;)

Методическое указание. Игра проводится после предварительной работы с картинками и усвоения ребенком таких слов, как «одинаковый», «похожий», «разный» («различный»), «противоположный». По картинкам: Река широкая, а ручеек узкий. Медведь большой, а медвежонок маленький. Дедушка старый, а юноша молодой.

Усложнение. Можно предложить детям добавить существительное. Например: Острый нож. Ясный день. Глубокое озеро.

15. Игра «Из чего сделано?»

Ход игры. Взрослый: «Сапоги из кожи», ребенок отвечает: «кожаные», ( из меха - меховые; тазик из меди - медный; медвежонок из плюша - плюшевый; рукавички из шерсти - шерстяные).

16. Игра «Лови да бросай - цвета называй»

Ход игры. Взрослый: красный - ребенок: мак, огонь, флаг (оранжевый - апельсин, морковь, заря; желтый - цыпленок, солнце, репа; зеленый - огурец, трава, лес; голубой - небо, лед, незабудки; синий - колокольчик, море, чернила)

17. Игра «Третий лишний» («Четвертый лишний»)

Ход игры. Например: голубой, красный, спелый. Кабачок, огурец, лимон. Пасмурно, ненастно, ясно. Осень, лето, суббота, зима. Понедельник, вторник, лето, воскресенье. День, ночь, утро, весна. Ребенок, бросая мяч обратно, называет лишнее слово.

18. Игра «Чья голова?»

Ход игры. Взрослый: «У вороны голова...», а ребенок, бросая мяч обратно заканчивает: «...воронья»; у рыси голова рысья; у рыбы - рыбья; у кошки - кошачья; у сороки - сорочья; у зайца - заячья; у кролика - кроличья; у верблюда - верблюжья; у лошади - лошадиная; у утки - утиная.

Методическое указание. Игра проводится после обсуждения картинок. Правильность употребления в речи всех этих разнообразных окончаний достигается путем неоднократного повторения слов в игровых ситуациях.

19. Игра «Что бывает круглым?»

Ход игры.

1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня...)

2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур...)

3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, столб дом, шкаф...)

4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье...)

5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь...)

6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко...)

7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли...)

8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка...)

20. Игра «Один - много»

Ход игры. Стол - столы, двор - дворы, нос - носы, гора - горы, нора - норы мост - мосты, дом - дома, глаз - глаза, луг - луга, город - города, провод - провода, холод - холода, день - дни, пень - пни, сон - сны, лоб - лбы, ухо - уши.

21. Игра «Веселый счет»

Примеры: один стол - пять столов, один слон - пять слонов, один шкаф - пять шкафов, один гусь - пять гусей, один лебедь - пять лебедей, один журавль - пять журавлей, одна гайка - пять гаек, одна майка - пять маек.

22. Игра «Где мяч?»

Ход игры. Ребенок выполняет задание с мячом: «Подними мяч над головой, положи мяч у правой ноги, положи мяч на ковер перед собой» и т. п

Играйте с Ребенком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!

Список используемой литературы

1. Т. А. Воробьева, О. И. Крупенчук «Мяч и речь».



© 2010-2022