- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Программа для дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению. Акварелька. 5-6лет
Программа для дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению. Акварелька. 5-6лет
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гареева Г.Х. |
Дата | 11.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением позновательно- речевого развития детей №25 «Сказка».
Программа
для дополнительного образования
по художественно- эстетическому направлению
«Акварелька»
для детей 5-6 лет
Разработала программу воспитатель: Гареева Гульнара Хасаншевна.
I кв. категория
2013-2014гг,
Пояснительная записка.
Способность к творчеству - отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать не нанося вреда, преумножать не разрушая.
Желание творить - внутренняя потребность ребенка, оно возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способность, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность - это достояние всего общества.
Известно, что изобразительная деятельность - это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображенному. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства - радуется созданному им красивому изображению, огорчается если что-то не получается стремиться преодолеть трудности.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, т.к. оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуется наблюдательность и эстетической восприятие, художественный вкус и творческие способности.
Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Так же развивается специальные умения и навыки: координации глаз и руки, владение кистью руки.
Систематические овладения всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всесторонние развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно - трудовое, физическое).
Нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, т.к. они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Использование различных приемов способствует выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятие кружка не носит форму «изучение и обучение». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивые привлечения к процессу рисования. Занятия превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Используемые методы:
-
позволяют развивать специальные умения и навыки, развивающие мелкую моторику рук;
-
дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
-
формирует - эмоционально положительное отношение к самому процессу рисования;
-
способствует более эффективному развитию воображения, восприятия и как следствие познавательных способностей.
Возрастные особенности детей 5-6 лет:
В этом возрасте закрепляются и совершенствуются представления, а также умения и навыки изображения, украшения, постройки. Развивается самостоятельность, инициатива, умение создавать выразительный образ, передавать свое отношение к изображаемому, используя полученные знания об искусстве, происходит освоение способов изображения, украшения, постройки, изобразительных и технических навыков и умений. Совершенствуется умение использовать цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в картине главного. Дети осваивают свойства цвета и активно их используют, осваиваются новые способы работы акварелью и гуашью (по сырому и по сухому). Дети активно используют творческий замысел, создание эскиза, наброска карандашом или кистью.
В старшем дошкольном возрасте дети хорошо ориентируются в материалах и приспособлениях для работы, с легкостью и желанием вносят дополнения и изменения в работу, придают ей индивидуальность за счет дополнительных деталей. У детей достаточно развит глазомер и мелкая моторика, чтобы передавать форму, строение, пропорции и величину всех, составляющих работы.
Актуальность.
Одной из основных задач данной программы является развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира через нетрадиционные методы рисования.
Сегодня тема эстетического воспитания актуальна, т.к. оно тесно связано с современностью, во многом определяется ею. Эстетическое освоение действительности предполагает близость к жизни, стремление преобразовать окружающий мир, общество, природу, предметную среду. Чем теснее познавательный процесс связан с эстетическими переживаниями, тем глубже его восприятие и полноценнее результаты. Один из крупнейших представителей английско-теоритической мысли Херберт Рид пишет: «Мы не можем сохраниться, как цивилизованная нация, не развивая в значительной мере эстетический элемент жизни». Актуальность в том, что изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Превышение образовательных стандартов.
Отличие данной программы в том, что она предлагает ребенку для воплощения своего художеств энного замысла нетрадиционные методы рисования, такие как: «Флористика», «Отпечатки листьями», «Оригами», «Оттиск мятой бумагой», «Бумагопластика», «Скатывание бумаги», «Рисование ватными палочками», «Рисование манкой», «Набрызг зубной щеткой», «Пластинография с природным материалом», «Мозайка», «Поделки из ватных дисков». Материалы поданной программе подается через игры и приемы ТРИЗ, моделирование, творческие задания.
Все это помогает решать дошкольнику художественные задачи, планировать свою работу. Дошкольник начинает чувствовать цвет, форму, размер, состав и фактуру материала, вырабатывает точность движения руки, координацию ее действий со зрением, слухом и другими органами чувств. Развивает логическое мышление, память, воображение, фантазию, творчество.
Цель программы.
Развитие творческих способностей, каждого ребенка средствами нетрадиционных техник, помочь реализовать себя, уметь соединять в одном рисунке различные материалы для получения выразительного образа.
Образовательно-воспитательные задачи программы:
Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, скульптурой, дизайном) и жанров, учить понимать выразительные средства искусства,
Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, окружающих предметов. Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности. Приобщать детей к искусству оригами.
Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
Развивать творческие способности детей, воображения, эстетическое восприятие, мелкую моторику мышц рук, зрительную координацию глаза.
Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества, аккуратность и усидчивость.
Вызвать положительное настроение.
Организация занятий
Данная творческая программа организованная на базе дошкольного образовательного учреждения № 25 «Сказка».
Занятия проводится с детьми 5-6 лет. Все занятия сгруппированы по циклам и месяцам. В одном месяце 4 занятия, одно занятие длиться по времени 25минут. Система занятий построена с учетом принципов последовательности и системности в формировании знаний, навыков, умений; краеведческого принципа; принципа связи всех видов искусств, связи сезонных изменений в природе, общественных событий.
Структура программы.
Обучение детей по ИЗО ведется по обобщенным темам:
-
Натюрморт (аппликация)
Цель: Способствовать формированию понятия «натюрморт», Обратить внимание на многоцветие окружающего мира. -
Флористика (сухие листья)
Цель: Познакомить детей с профессией флориста. Учить создавать композиции из сухих листьев. -
Пластинография (с природным материалом)
Цель: Освоить навыки работы с природным материалом, создавать пластилиновые картины. -
Аппликация (мозаика).
Цель: Познакомить детей со способом модульной аппликации (мозаика). Развивать чувство цвета восприятие. -
Скатывание бумаги. Оттиск бумаги.
Цель: Освоить навыки работы с мятой бумагой, оттиск печатками. -
Оригами, (аппликация)
Цель: Повышать интерес к изготовлению поделок в стиле оригами. Формировать эстетическое отношение к сказочным героям. -
Набрызг зубной щеткой (рисование).
Цель: Развивать чувство цвета и композиции в рисунках. Воспитывать эстетический вкус. -
Рисование ватными палочками.
Цель: Развивать умение детей умение рисовать ватными палочками. Воспитывать аккуратность в работе.
Каждая тема включает е себя 4 занятия, на которых дети приобретают изобразительные умения и навыки, осваивают способы с различными материалами.
Нетрадиционные техники рисования.
Тычок жесткой полусухой кистью
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается.
Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Скатывание бумаги
Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Оттиск поролоном
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Оттиск смятой бумагой
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Восковые мелки + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
Свеча + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Монотипия предметная
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Набрызг
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см).
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
Отпечатки листьев
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), ' кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Месяц | Тема | Задачи | Количество | Методы и средства обучения | Материал |
о к т я б р ь | 1. «Ежик под | Познакомить с искусством | 1 | *беседа о ежиках. | Белая бумага, |
2. «деревья в нашем парке». (оттиск скомканной | Познакомить детей с нетрадиционной | 1 | Наблюдение | Альбомный лист, цветные карандаши и фломастеры, | |
3. «Осенний букет». (флористика) | Приобщать детей к истокам родной природы. Вызвать у детей активный интерес желание создавать из листочков осенний натюрморт. Развивать фантазию, воображение детей. Воспитывать умение любоваться красотой предметов. | 1 | *Беседа. | Цветная картон для основы, | |
4. «Краски осени». | Познакомить техникой печатания листьями. Развивать эстетическое | 1 | *Наблюдение | Сухие листья разных размеров и цветов, белая ткань 20/30 см, акварельные | |
Н о я б р ь | 1.«Гроздь винограда». (рисование пальчиками и оттиск смятой бумагой) | Закрепить умение печатать пальчиками, ставя его вертикально и плашмя; прием оттиск мятой бумагой (для листьев). Развивать чувство композиции, цвета восприятие. Воспитывать эстетическое отношение | 1 | *Беседа. | Альбомный лист бумаги, акварельные краски, кисточка, кусочек мятой бумаги, стаканчики с водой, |
2. «Золотая рыбка». (рисование | Познакомить детей с приемом рисования ватными палочками. | 1 | *Чтение сказки о «Золотой рыбке». | Альбомный лист бумаги, акварельные краски, кисточка, ватные палочки, | |
3. «Пальма» рисование ладошкой и пальчиками) | Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки - листья пальмы. Вызвать эстетические чувства к природе и ее изображением нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно - двигательную координацию. | 1 | *Беседа о пальмовых деревьев (что растет на пальмах, кто на них лазает и где растут пальмы). | Альбомный лист бумаги, акварельные краски, | |
4. «Вишня», бумажные комочки) | Создание композиций в технике бумага пластики: сжимание, скручивание бумаги, придание ей форму знакомого предмета, украшение деталями. Развивать зрительное восприятие. чувство формы, способности к композиции. | 1 | *Рассматривание натуральных фруктов и муляжей. Обследования выбранных фруктов (цвет, размер, форма, вкусовые качества). *загадывания загадок о фруктах. *Показ работы воспитателем. *Итог. | Цветной картон для основы (рамочка), бумажные салфетки (красный, зеленых цветов), клей ПВА, кисти для клея. матерчатые салфетки. | |
д е к а б р ь | 1. «Мышка - норушка». (бумага | Создавать выразительные образы с передачей характерных особенностей внешнего вида, передачей пропорций животного. Развивать моторику пальцев рук, ловкость и координацию движений. Воспитывать эстетически- | 1 | *Рассматривание | Цветной картон для основы, |
2. « Зайка в лесу». | Познакомить детей с нетрадиционной | 2 | *Беседа о зайцах. | Плотная бумага серого, голубого фона. Ватные диски, | |
3.«Новогодняя маска». (бумажные | Вызвать желание создать и украсить маску своими руками. Развивать чувство формы, цвета, воображение, фантазию детей. Воспитывать аккуратность, умение любоваться созданными предметами. | 1 | * Беседа о новогоднем | Шаблон маски бабочка из | |
я н в а р ь | 1. «Узоры на окне». | Познакомить детей с нетрадиционной | 1 | *Наблюдение за снежинками на прогулке. | Цветная картон, клей, кисточка клеевая, манная крупа, влажные салфетки. |
2. «Кружатся снежинки». (набрызг зубной | Познакомить детей с приемом рисования набрызгом зубной | 1 | *Наблюдение за снежинками на прогулке. | Тонированный альбомный | |
3. «Зимняя ночь». | Продолжать знакомить детей с нетрадиционным способом рисования | 1 | *Рассматривание | Альбомный лист бумаги, | |
4. «Морской мир». | Продолжать знакомить детей рисовать | 1 | *Рассматривание картинок и фотографий с изображением морских обитателей. | Белый лист бумаги, акварельные краски, | |
ф е в р а л ь | 1.«Елочка». (оригами, бумагопластика) | Познакомит детей с техникой оригами. | 1 | Рассматривание новогодних открыток. Вспомнить какая была елка на новогоднем празднике. Показ и | Картонная бумага размером с |
2.«Сова». (оригами) | Повышать интерес к изготовлению поделок в стиле оригами. Отрабатывать выполнения базовых | 1 | Стихотворение | Тонированная бумага( серого, фиолетового ), цветная бумага, клей, кисточка, фломастеры, | |
3. «Моя любимая | Формировать эстетическое отношение | 2 | Рассматривание | Плотная бумага, цветная бумага, бумажные салфетки | |
м а р т | 1. «Подарок маме». (бумагопластика). | Продолжать знакомить детей с нетрадиционной формой работы. Развивать умение детей делать цветы | 1 | Беседа о мамах и о том, как мы можем их поздравить с | Пластиковые тарелочки |
2. «Цветы на подносе» (пластинография) | Познакомить детей с мотивами жостовской росписи. Учить выполнять цветы из расплющенных шариков пластилина. Развивать пространственное воображение, чувство формы и композиции. Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству. | 1 | Рассматривание подносов, чашек, тарелок и т. д. (с жостовской росписью). Беседа о на родном прикладном искусстве. Показ | Контур подноса из цветного | |
3.«Ежик». (пластинография с природным материалом) | Познакомить детей с новым способом лепки : наносить тонкий слой пластилина на основу(придавливая, | 1 | Рассматривание картин время года (весна). Разгадывание загадки о ежике. | Цветной картон, пластилин, доска, стека, бумажные салфетки, гречневая крупа, простой карандаш. | |
4. «Божья коровка». (пластилино-графия с природным материалом) | Продолжать знакомить детей с техникой пластилиновые мазки. | 1 | Загадка. Беседа о | Пластилин, доска, стеки, картонная заготовка зеленого цвета в форме листочка, черный горошек, салфетки. | |
а п р е л ь | 1. Мимоза. | Продолжать знакомить детей способам работы с бумагой - скатывание бумаги. Развивать умение детей скатывать маленькие кусочки | 1 | Беседа о своих близких, о весне. | На каждого ребенка нарисованный простым |
2. «Сказочная ваза». (мозаика). | Познакомить детей со способом модульной аппликации(мозаики). Развивать умение составлять из цветных квадратиков и треугольников предмет для украшения дома. Развивать воображение, фантазию. Вызвать интерес к созданию необычной вазы. Воспитывать желание создавать свои шедевры. | 1 | Беседа об украшениях домашнего интерьера. Иллюстрации картин из мозаики. Дидактическая игра «Составь узор». Показ работы воспитателем. Индивидуальная помощь. Итог. Выставка работ. | Альбомный лист с контуром | |
3. «Цветы» (бумагопластика, ватные диски) | Продолжать знакомить детей с работой ватными ; дисками, расширять | 1 | Беседа о цветах. | Цветной картон, цветная бумага, клей ПВА, кисточка, ватные диски, бумажная салфетка желтого цвета, ножницы, салфетки. | |
4. «Цыпленок». (бумагопластика, мозаика) | Продолжать учить детей делать объемные картины, уметь пользоваться разнообразными нетрадиционными способами изобразительной деятельности. Развивать чувство цвета, фактурности, | 1 | Беседа на тему «Птичий двор». Рассматривание иллюстраций с цыплятами, загадки о домашних птицах Показ работы воспитателем. Индивидуальная помощь. | Тонированная бумага зеленого цвета. Клей ПВА, | |
м а й | 1. Лебедь. (рисование ватными палочками) | Развивать умение детей рисовать методом тычка ватными палочками. | 1 | Чтение сказки Андерсена «Гадкий утенок». Иллюстрации с птицами лебеди. Показ работы воспитателем. Работы детей. Индивидуальная помощь. | Бумага с голубым фоном, трафарет с силуэтом лебедя, |
2. «Разноцветны зонтик». (оригами) | Развивать умение детей конструировать зонтик, собирая его из | 1 | Беседа о погодных | Белый лист бумаги - основа, заготовки. Ручки зонтиков, | |
3. «Бабочка на цветке». (оригами, | Повышать интерес к изготовлению поделок в стиле оригами: продолжать закреплять умение складывать квадрат по диагонали, делая гармошку. Умение пользоваться в | 2 | Рассматривание изображений бабочек в научно-популярных иллюстрированных изданиях для детей. | Тонированная бумага (голубого, зеленого цветов). Акварельные краски, кисти, ватные палочки, баночка с водой, фантики от конфет, клей ПВА, кисти для клея, ножницы. |
Кружок «Акварелька». Диагностика детей 5-6 лет.
-
Умеет рисовать различными нетрадиционными способами (методом тычка, оттиск мятой бумагой, рисование пальчиками и ладошкой, набрызг зубной щеткой, рисование ватными палочками).
-
Пользуется разнообразными материалами (манкой, сухими листьями, пластилином, бумажными салфетками, ватными дисками).
-
Развито воображение, творческие способности, эстетическое восприятие.
-
Развито мелкая моторика мышц рук, зрительная координация глаз, чувства ритма и цвета.
-
В работе присутствует аккуратность и усидчивость.
-
Оригинальность изображения стремление к наиболее полному раскрытию замысла.
Высокий уровень - 3 балла, средний уровень - 2 балла, низкий уровень - 1 балл.