Методические рекомендации для воспитателя в детском саду на тему Методы использования сказки в развитии личности ребенка

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБДОУ Д/С №43

Г. Усолье - Сибирское Иркутской области

Воспитатель: Царегородцеа Ольга Владимировна

Тема: «Методы использования сказки в развитии личности ребенка».

Данная работа рекомендует раскрыть особенности работы со сказкой с детьми дошкольного возраста, социально - педагогические функции педагога, а процессе этой работы предлагается методическая разработка занятия. Акцент сделан на развитие творческой, активной, самостоятельной, социально - компетентной развивающейся личности ребенка, личности как субъекта деятельности.

Цель:

Обобщать знания детей о сказках; активизировать и развивать чёткую интонационно-выразительную речь, обогащать словарный запас; воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.

Сказка как средство социализации ребенка.

Сказка - это жанр литературного творчества с установкой на вымысел.

Для чего нужны сказки , спросите вы? В чем смысл сказки? Предназначение сказки - учить детей отличать хорошее от плохого, добро от зла, смекалку от глупости, и надо сказать, со своей задачей сказка справляется блестяще. Со своей задачей сказка справляется блестяще. Кроме того. Сказка помогает детям развивать фантазию, ведь зачастую взрослые рассказывают волшебные истории без использования картинок, а значит. Ребенку нужно самому представлять, как именно выглядела прекрасная принцесса или косматое чудище. Чему учат сказки? Сказка учит не отчаиваться в трудные минуты и всегда преодолевать трудности. Сказка учит тому, как важно каждому человеку иметь друзей и не бросать их в беде Сказка учит не судить о людях по их внешнему виду. Ведь любая лягушка легко окажется прекрасной девицей. Сказка учит слушать родителей, ведь сын и дочь, выполняют поручения батюшки и матушки. Сказка учит патриотизму. Ведь рыцари с такой готовностью бросаются защищать родную землю.

Сказка является одним из элементов культуры, и прежде всего её эстетического слагаемого. Она базируется на народно - этнической культуре, на фольклорных корнях и обладает богатым социальным, нравственно - педагогическим потенциалом.

Все сказки мира народные и авторские, всегда содержат в себе реальное и естественное, правдивое и фантастическое. Социально - педагогическое значение сказки обусловлено тем, что слушающий её имеет возможность, опираясь на реальные моменты сказки. Она создает богатые возможности для развития творческого воображения слушателя, подключения его образного мышления к волшебному плану. При этом социализируется вся сенсорная система слушателя: зрение, слух, обоняние, осязание, пространственные моторные механизмы.

Спецификой сказки является то, что она всегда является продуктом творчества определенного народа. Она содержит в себе такие сюжет, образы, ситуации, которые специфичны для определенного этноса. Это находит отражение в именах действующих лиц, в названиях животных и растений, в особенностях места действия и. т. д. Эти элементы могут переходить из сказки в сказку (« жил да был», « в некотором царстве, в некотором государстве», «добрый молодец», «красна девица» и. т. п.). от сказителя к сказителю.

Это имеет важное значение для социально - педагогической практики. Имеется в виду психологическое опережение слушания, но и внутреннее превосходство, додумывание, дорисовывание образов, ситуации, сюжетов. Все это зависит от таланта воспитателя, который сам должен обладать мастерством, творческой фантазией, способностью к экспериментам, «композиторским» мастерством.

Любая сказка ориентирована на социально - педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче её художественно - образной значимости. Сказка является одним из важнейших социально - педагогических средств формирования личности.

С социально - педагогической точки зрения важны социализирующая, креативная, голографическая, валеолого - терапевтическая, культурно - этническая, вербально - образная функции сказки. Наличие этих функций выявляется и художественное использование этих сказок.

I - Cказка выполняет функцию социализации, т. е. приобщения новых поколений к общечеловеческому и этническому опыту.

Искусство и сказка, приходят на помощь человеку, раскрывая границы индивидуального опыта. Вариативная природа сказки побуждает личность слушающего к собственной, индивидуальной интерпретации сюжета, образов, характеристик действующих лиц, т. е переходит от слушателя из объекта воздействия в субъект взаимодействия, в соавтора сказки. Это выражается в индивидуальной визуализации текста, эмоционального переживания сюжета, в индивидуальном стиле изложения сказки. А.С. Пушкин писал о сказке: «Сказка - лож, да в ней намек, добрым молодцам урок». Само понятие «намек» подразумевает актуализацию личностной трактовки, индивидуального доосмысления содержания сказки каждым слушателем. Педагог должен уметь и рассказывать сказку, стимулировать индивидуальное неё восприятие, и побуждать детей к собственному творчеству.

II - Cказке присуща креативная функция т.е. способствовать выявлять, формировать, развивать и реализовывать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление. Фантастический мир сказки, наличие в ней вариативных элементов, способствовать «приглашать к соавторству». Которые позволяют слушателю преодолеть стереотипы мышления, комплексы отчужденности. Пробудить «спящие», невыявленные творческие (музыкальные, танцевальные, актерские, живописны, графические и т. д.) способности.

Формируя привычные навыки, приемы, действия, умения детей, педагог должен вызывать заинтересованность их не только и не столько в конечном результате, сколько в самом процессе творения новых сюжетов и новых образов. Это соответствует деятельностной природе творчества. Это этап формирования творческого потенциала, предполагает ограниченное единство как репродуктивных, стандартных, традиционных, так и новаторских, креативных элементов.

От педагога требуется мобилизации всех способов, приемов, механизмов, методик, формирующих творческие качества личности: воображение, вербальные способности, наблюдательность, образная память, способность к импровизации, к выразительному движению, к прогностическому мышлению, к сравнительно - оценочной деятельности, т. е. ко всему тому, что образует психологический творческий потенциал личности.

III - На наш взгляд, вполне естественно выделить «сказкотерапию». Терапевтическая функция сказки имеет корни, которую Аристотель обозначал термином «катарсис» (очищение души, умиротворение, снятие стресса).

В сказке присутствует функция профилактики, функции воспитания здорового образа жизни, охраны человека. Сказка является одной из форм народной мудрости, выраженной в образной, доступной каждому форме.

IV - Учитывая энтнонациональное своеобразие большинства сказок мира, можно говорить о культурно - энтной функции сказки. Сказка как феномен культуры энтноса исторически отражает в себе хозяйственно - бытовой уклад народа. Его язык, особенности его менталитета, его традиции и обычаи. Поэтому через сказку любой слушатель, особенно дети, могут усваивать все богатство этнической культуры, приобщаясь к историческому опыту своего народа. Сказка - это как бы социальная память этноса. В ней аккумулирована его мгновенная практика с её положительными и отрицательными сторонами, подвигами и поражениями. Радостями и печалями. Энтнопедагогика как раздел социальной педагогики располагает богатейшими возможностями использования материалов народных сказок для включения подрастающего поколения в мир этнической культуры естественным, образно - игровым способом.

V - В исследованиях сказок с позиций литературоведения, педагогики, энтнографии фиксируется и лексико - образная функция сказки, её способность формировать языковую культуру личности, владение многозначительностью народной речи, её художественно - образным богатством, композиционно - сюжетной вариативностью. Внешне данная лексика - образная структура сказки активизирует и развивает внутреннюю слуха - речевую память индивида. При слушании и чтении сказок происходит индивидуальная интериоризация вербально - знаковых форм сказок, а при воспроизведении (пересказе, интерпретации, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие способностей к индивидуального развития речевой культуры речи. Коммуникативная функция развивает социальные качества личности, её способность к общению, к пониманию, диалогу. «Сказка дает великолепный общий язык для взрослого работающего с ребенком. Язык сказки объединяет понятие взрослого с детьми».

Список литературы

1.​ Моделирование образовательных программ: сб. науч. ст. / Рос. акад. наук; - [М.] Гумм. издат. цент, общ. ред.: Ю.С. Синкевич канд.пед.наук; С.Г.Чернов.. 2001- 141 с.

2.​ Гуманитарный издательский центр ред. Е.П. Верзина.. - Науч. Росс. Акад. Обр. - [М.].: 2001. -275с.

3.​ Учебное пособие для дополн. обр. ред. Р.Д.Грибов. -[М.] : «РОСМЕН», 1996. - 364 с.

4. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 5-7 лет / Сост. В.В. Гербова, Н.И. Ильчук. - М., 2005.



© 2010-2022